Берлинале: 11 дебютов

2 февраля 2015

Вот-вот начнется Берлинский кинофестиваль, и хочется подумать о самом непредсказуемом — о дебютах.

Лучшего дебютанта будут определять Фернандо Эймбке, Джошуа Оппенхаймер и Ольга Куриленко, а в списке Берлинале — 18 пунктов. Но это не все: есть еще и те, кто по регламенту кинофестиваля дебютантами не считаются. Например, те, чьи фильмы уже были показаны на родине, или режиссеры, снимавшие полный метр и раньше, но в соавторстве. Мы решили выйти за рамки официального списка, выбирая тех, кто нам особенно интересен. По традиции остановились на числе 11. Что-то из выбранного наверняка окажется пустышкой. Что-то запомнится, не исключено — надолго. Предсказать практически невозможно. Но ведь тем интереснее. Итак, наши 11 фильмов.

«Вулкан Иксканул», Хайро Бустаманде (Competition, Best First Feature Award)

Один из двух дебютов основного конкурса. Первый фильм из Гватемалы, попавший в основную программу фестиваля за всю его историю, к тому же «Вулкан Иксканул» был отобран в нынешнюю программу вообще одним из первых. Героиня, представительница коренного народа какчикели, растет с родителями на кофейной плантации. Семья намерена выдать ее замуж, но девушка влюбляется в другого и мечтает уехать с ним. Когда она забеременела и парень бросил ее, она, наконец, выбралась из своей среды и оказалась в городской больнице, в большом мире, куда планировала сбежать.

Уроженец Гватемалы Хайро Бустаманде вырос среди тех, о ком снимал «Вулкан Иксканул». Свой фильм он считает вполне классически рассказанной историей о патриархальном обществе, где нет такого понятия, как гендерное равенство. На фестивале в Сан-Себастьяне фильм был представлен в work-in-progress и удостоился особого упоминания за честность и мужество. Бюджет фильма микроскопический. Режиссер до сих пор собирает средства просто для того, чтобы привезти в Берлин своих актеров.

«Верная девственница», Лаура Биспури (Competition, Best First Feature Award)

Еще один дебют, интересный уже тем, что в главной роли — Альба Рорвахер, итальянка, обладательница Венецианского кубка Вольпи за «Голодные сердца» и вообще европейская звезда, фильмы с участием которой неоднократно получали награды в той же Венеции. Впрочем, интересным обещает быть и сам фильм. Молодая албанка в соответствии с местными обычаями приняла обет девственности, отныне ее стоит считать мужчиной, это дало ей возможность избежать брака и обрести определенную свободу. Но спустя годы она решает изменить жизнь и едет к сестре в другую страну.

Свой фильм о девушке Нане, которая превратилась в Марка, дебютантка Лаура Биспури снимала по книге Эльвиры Донес. Донес в 1988 году сбежала из Албании, была обвинена на родине в измене и не могла общаться с родными вплоть до падения режима в Албании. Ее роман был написан на итальянском. А в 2007 году Донес сама сняла документальный фильм сразу о нескольких таких девушках, попросивших считать их мужчинами.

Интересно, что в программе «Перспективное немецкое кино» представлен еще один фильм на ту же тему — документальная лента Hakie — Haki Анабеллы Ангеловски: сюжет о девушке, которая выросла в Албании как мужчина. Сегодня ей 71 год, и в фильме она рассказывает о своей жизни.

«600 миль», Габриэль Рипштейн (Panorama Special, Best First Feature Award)

В фильме мексиканца Габриэля Рипштейна согласился сниматься сам Тим Рот. Сюжет «600 миль» связан с довольно популярной в кино темой: пограничная проблема США и Мексики, контрабанда наркотиков и оружия, методы работы американских силовых структур, пытающихся справиться с наркокартелями. Рот попал в проект после того, как однажды во время Каннского кинофестиваля мексиканский режиссер и продюсер Мишель Франко уговорил его прочесть сценарий этого фильма. И, по словам Франко, Роту понравилось, к тому же на тот момент он был свободен.

Рипштейн — потомственный кинематографист. Его отец Артуро Рипштейн — режиссер, лауреат Национальной премии искусства и науки, когда-то начинавший ассистентом у самого Луиса Бунюэля. А дед, Альфредо Рипштейн, — известный кинопродюсер.

«Майкл», Джастин Келли (Panorama Special)

Джастин Келли снимал короткометражки, музыкальное видео для Gossip, Hunx and his Punx and Tiny Hearts, а в этом году представляет миру свой первый полный метр. «Майкл» снимался при поддержке Гаса Ван Сента, главные роли сыграли Джеймс Франко и Закари Куинто (также в кадре появятся еще и Дэрил Ханна и Эмма Робертс). На награду за лучший дебют в Берлине фильм претендовать не будет по той причине, что его мировая премьера состоялась в рамках Sundance. Интересен «Майкл» не только вышеуказанными громкими именами: он основан на реальной истории, описанной одним из участников событий в The New York Times Magazine в 2011 году в статье My Ex-Gay Friend. Это история гей-активиста из Сан-Франциско, который однажды радикально изменился — перебрался в Вайоминг, женился на женщине, обратился к религии, начал проповедовать борьбу с гомосексуализмом в ультраправых изданиях и даже писал открытые письма (в частности, Рики Мартину).

Love, Theft and Other Entanglements, Муайяд Элаян (Panorama, Best First Feature Award)

Бездельник и жулик, Муса далек от политики (своих проблем хватает), равнодушен к стараниям отца трудиться честно на легальной работе. Он предпочитает добывать хлеб насущный, угоняя машины израильтян. Но однажды в багажнике очередного трофея он обнаруживает связанного израильского солдата.

Фильм, который в берлинском релизе назвали «данью французской Новой волне», интересен еще и личностью автора. Элаян в 22 года дебютировал короткометражкой, которая побывала на 60 кинофестивалях мира и получила ряд наград. Сейчас ему под 30, он закончил киношколу в Сан-Франциско и вернулся работать домой, в Вифлеем. В своих интервью Элаян рассказывал обо всех сложностях палестинской киноиндустрии — от проблем с киношколами (а попасть в израильские заведения трудно, так как там требуется писать заявки и снимать кино на иврите, да и возраст для поступления предполагает, что абитуриенты уже отслужили в израильской армии) до смешного числа кинотеатров. Поэтому он сам читает лекции в колледже искусства и культуры в Dar Al Kalima, а также основал собственную компанию и союз кинематографистов и аудиовизуальных художников Иерусалима и Вифлеема.

«Пионеры-герои», Наталья Кудряшова (Panorama, Best First Feature Award)

Тут все просто — отечественное кино в одной из конкурсной программ Берлина, да к тому же еще претендующее на награду за дебют, потому априори оно нам интересно. Фильм о поколении, росшем в эпоху, когда еще ценились пионерские подвиги, а зреющем уже в наши дни со всеми их ипотечными проблемами и отсутствием героики.

В фильме снимались в том числе Дарья Мороз, Юрий Кузнецов и сама режиссер и автор сценария Наталья Кудряшова. «Пионеры-герои» от продюсера Сергея Сельянова получили приз как лучший проект work-in-progress на Les Arcs Coproduction Village фестиваля Les Arcs во Франции.

Наталья Кудряшова родилась в Нижнем Новгороде, там же закончила театральное училище и работала в Академическом театре драмы Нижнего Новгорода, затем перебралась в Москву, служила актрисой в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. Успешно снималась в кино — за свою работу в ленте Веры Глаголевой «Одна война» получила награду фестиваля «Созвездие».

«Редкий орешек», Битт Андерссон (Panorama)

Когда-то Битт Андерссон сыграла в «Атаке куриных зомби» о драматических событиях в заведении «Американский цыпленок», выстроенном на месте древнего индейского кладбища. Это был фильм от Troma Entertainment, компании, созданной когда-то двумя выпускниками Йеля Ллойдом Кауфманом и Майклом Херцем и подарившей миру такие радости, как «Тромео и Джульетта» и «Нацисты-сёрфингисты должны умереть».

Теперь Битт Андерссон, работавшая для Troma еще и по линии создания спецэффектов, решила пойти нелегким путем своих бывших работодателей. Ее фильм — о женской пост-панк-группе, сталкивающейся с атаками киборгов, призраков, ниндзя, байкеров, загадочного миллиардера и прочих темных сил. Деньги собирали в том числе и на Kickstarter, группу — вообще по объявлениям (отозвались добровольцы со всего света). Фильм уже показали на кинофестивале в Стокгольме. Конечно же, ждем!

The Beat Beneath My Feet, Джон Уильямс (Generation)

Еще один дебют от режиссера, ранее специализировавшегося на музыкальном видео. Джон Уильямс работал с Coldplay, The Offspring, Radiohead, в его биографии множество наград, в том числе две MTV Video Music Awards. Затем он пришел в киноиндустрию, написал и снял короткометражку Hibernation, которая получила более двух десятков международных призов, работал для Greenpeace и Channel 4. И вот дебютировал полнометражной историей о музыкантах и о музыке. Фильм уже был показан на Raindance Film Festival и получил отличную критику.

The Beat Beneath My Feet о подростке Томе, меломане, живущем с богобоязненной матерью. Однажды он узнает в таинственном соседе знаменитого рокера. Когда-то его объявили мертвым, и вот теперь Том осознает, что мертвец живее всех живых, стучится к нему в дверь и грозит разоблачением, если тот не будет с ним заниматься игрой на гитаре и не поделится секретами мастерства. В роли рокера-затворника не кто-нибудь, а Люк Перри. Тома играет уроженец Лондона, недавний школьник и начинающий музыкант Николас Галицын.

«Корбо», Матье Дени (Generation)

«Корбо» — первый самостоятельный полный метр Матье Дени, режиссера из Квебека (а Квебек — это всегда интересно). Это история короткой жизни реальной исторической личности, 16-летнего Жана Корбо, полуканадца-полуитальянца, жителя богатого пригорода Монреаля, в середине 60-х присоединившегося к Фронту освобождения Квебека и погибшего при попытке взорвать свою первую и последнюю бомбу. Непростая реальность Квебека середины 60-х в будущем получила название «Тихой революции» и привела к октябрьскому кризису 1970, когда был похищен и убит вице-премьер и министр труда Квебека Пьер Лапорт.

Режиссер Матье Дени в своих интервью говорит уже о сегодняшнем кризисе идентичности Квебека, о том, что терроризм — не болезнь, а симптом болезни и о том, что в «Корбо» он хотел показать еще и атмосферу того времени. Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Торонто. The Hollywood Reporter счел, что у фильма мало шансов на успех за пределами Квебека, но, например, работу оператора Стива Асселина назвал выдающейся.

«Дневник девочки-подростка», Мариэль Хеллер (Generation)

Кристен Уиг, Александр Скарсгард, а также Бел Паули в экранизации популярного графического романа Фиби Глокнер, художницы, писателя, доцента университета Мичигана, работающей в довольно жестком стиле. Один из ее сборников даже был изъят из публичной библиотеки в Калифорнийском Стоктоне, а мэр города назвал его книгой для педофилов. «Дневник девочки-подростка» — рассказ о взрослении юной жительницы Сан-Франциско в 70-е годы и взаимоотношениях с матерью и ее бойфрендом.

Мариэль Хеллер — выпускница Королевской академии драматического искусства, театральная актриса, выступавшая во всем мире. «Дневник девочки-подростка» она сначала поставила на театральной сцене, теперь же перенесла историю на экран. Премьера фильма состоялась на Sundance. Критика назвала ее работу четкой и ловкой, а игру Бел Паули блестяще безудержной. Права на фильм уже приобретены Sony Pictures Classics. Кстати, Хеллер — жена актера и режиссера Йормы Такконе («СуперМакГрубер»), он же стал и исполнительным продюсером ее дебютного проекта.

You’re Ugly Too, Марк Нунан (Generation, Best First Feature Award)

Эйдан Гиллен (Петир «Мизинец» Бейлиш из «Игры престолов», Томми Карцетти из «Прослушки» и вообще замечательный актер) сыграл главную роль в этой картине о необычной парочке из Ирландии. Сварливая девочка Стейси, которая только что потеряла мать, и ее освободившийся из тюрьмы дядя вынуждены подружиться и помочь друг другу наладить их жизнь в ирландской глубинке. Фильм заявлен как комедия, что уже здорово. Марк Нунан — ирландский сценарист и режиссер, несколько лет назад участвовал в Berlinale Talent Campus. Теперь здесь же представляет свой первый полный метр и претендует на награду за лучший дебют.