Берлинале: 11 самых интересных фильмов

18 февраля 2015

Берлинский кинофестиваль завершен. Мы отобрали самые интересные, как нам кажется, картины, которые были показаны в разных программах фестиваля и за которыми надо следить.

Берлинская конкурсная программа в этом году была какой-то особенно привлекательной в среднем по палате: шедевров почти не было, зато хватало отличных фильмов, представляющих разные течения и стили. Поэтому и в списке особенно зацепивших нас фильмов фестиваля сразу три участника основного конкурса.

«Такси», Джафар Панахи (Competiton)

Водитель такси ездит по городу и подбирает пассажиров, которые вступают в с ним в беседу, некоторые даже узнают его. За рулем — сам Джафар Панахи. Снимает все это городское путешествие прикрепленная к переднему стеклу камера, в финале к камере проявит интерес парочка на мотоцикле. Но до этого в его такси мы успеем увидеть целый мир.

Расписывать ситуацию иранца Джафара Панахи, которому на родине запретили снимать фильмы, а он все равно снимает, уже даже как-то неудобно. Об этом знают все. И все равно каждый раз удивляешься, как он ухитряется в подобных условиях работать так талантливо. Хотя есть же мнение: дескать, именно в суровых обстоятельствах талант особенно ярко и раскрывается. Так или иначе, но в этом году мы имели совершенно справедливое решение жюри под руководством Даррена Аронофски. «Такси», получившее «Золотого Медведя» — лучший фильм фестивального конкурса.

«Клятвенная девственница», Лаура Биспури (Competition)

Жительница албанской деревни Ханна с детства была свободолюбивой, искренне не понимала, почему ей столько всего нельзя лишь на том основании, что она девочка. Пройдут годы, ее любимая кузина сбежит из этого мира в Италию. Ханна примет другое решение: она объявит себя мужчиной. Согласно албанской традиции, такое возможно: теперь она будет обладать всеми правами и свободами мужчин, но взамен должна навсегда остаться девственницей и никогда не вступать в брак. Так Ханна стала Марком. Но еще через десятилетие ее родня умрет, Марк отправится к кузине в Италию, увидит, что есть мир, не заточенный под мужчину, и пройдет внутри себя обратный путь к Ханне.

Все прекрасно в этом фильме — и история, и сумасшедшая актерская работа Альбы Рорвахер, и крепчайшая режиссура дебютантки Лаури Биспури. И сама тема, сам взгляд на эту реально существующую традицию. Если бы я составляла список не великого, но очень крутого кино, которое я видела на различных фестивалях и которое там с призами обошли, то «Клятвенная девственница» непременно вошла бы в такой список.

«Под электрическими облаками», Алексей Герман (Competition)

137 минут, семь новелл, действие которых вертится вокруг странного дома, а к нему надо не то шпиль, не то купол пристроить, не то вообще снести. Вот архитектор, который когда-то этот дом проектировал, вот инвестор, вкладывавший в него деньги, вот работники музея, территорию которого собираются отдать под строительство этого самого дома, вот дети инвестора, прибывшие в Россию из-за границы, им в наследство дом и достался, а что с ним делать, они не представляют. Действие прыгает из 2017 года в 1991-й, из реальности в сон. Реклама транслируется прямо в небо. Играются толкинисты. Печально ползают бытовые роботы.

Представить себе, что такое фильм Алексея Германа, трудно по любому анонсу. Да и не надо — сами все увидите. Интересно то, что в связи с ним есть два популярных тезиса: «это продукт, слишком сложный для иностранцев» и «это пророческий фильм». Но это кино требует усилия не от иностранного зрителя, а от зрителя вообще. Понятно, что странный дом, к которому надо для ясности что-то приделать — Россия, которую захотели перестроить, да так и не закончили этот авангардный проект. Но ведь потом надо еще копаться в деталях, в собственных воспоминаниях, знаниях и ощущениях. Что до пророчества, то в этом российско-украинском (ну, еще немного и польском) фильме, который задумали давно, речь идет о некоей большой войне, а вышел фильм сейчас, ровно в момент той самой войны. На самом деле та война, о которой речь в фильме, идет давно, просто художник способен был сразу увидеть всю трагичность этого недостроя.

«Эльзер», Оливер Хиршбигель (Out of Competition)

Фильм о том, как в 1939 году немец Иоганн Георг Эльзер попытался подорвать Гитлера во время его выступления, но Гитлер уехал за 13 минут до взрыва, и не будь этих минут, мир был бы другим. Следователи никак не могли поверить в то, что покушение было не заговором закулисы, а одиночным актом чистокровного немца, обычного человека, который видел в Гитлере опасность для страны. Параллельно с историей пост-теракта зрителю показывают жизнь протагониста до теракта, его воспоминания о Германии, которую они потеряли.

Мне всегда хотелось дождаться большого современного фильма о сопротивлении нацизму внутри Германии, о тех, кто ухитрялся сохранять ясность ума, когда вокруг все сходят с ума. И вот я дождалась.

«Меня зовут Майкл», Джастин Келли (Panorama Special)

Майкл Глатц был геем, жил с отличным парнем, занимался правозащитной деятельностью, издавал журнал для геев. Но в один прекрасный момент у него начались приступы паники — а вдруг у него тоже проблемы с сердцем, как и у его отца, и умрет он столь же внезапно и рано. Майкл Глатц много думал, пришел к вере в бога, отказался от своей ориентации, женился, стал пастором, проповедовал борьбу с гомосексуальностью. И вот о Майкле Глатце сняли кино.

В роли Майкла — Джеймс Франко, в роли его парня — Закари Куинто. Режиссер — Джастин Келли, а за сценой маячит Гас Ван Сент, исполнительный продюсер фильма, он и связался с Франко, предложив ему проект. Американская критика после премьеры на фестивале Sundance писала об отличном кастинге как о главной удаче. Дескать, абсолютно точен выбор на главную роль Франко, относительно сексуальных предпочтений которого общественность до сих пор ни в чем не уверена. Но если отвлечься от Франко (что, конечно, трудно), то интересна все же сама история. Кстати, прототип смотрел фильм, сходив на просмотр вместе с женой. Писали, что ему, поклоннику Ван Сента, все очень понравилось.

«Противный ребенок», Себастьян Сильва (Panorama Special)

Одна приличная гей-пара (сам Себастьян Сильва и Тунде Адебимпе) живет в неплохой квартире в Бруклине, где не хватает только ребенка. Ребенка они пытаются завести со своей подругой (Кристен Уиг), которая согласна им родить. В перерыве между тусовками и рабочими делами герои пытаются оплодотворить эту милую женщину. Но потом в кадре появляется некий неадекватный сосед (Рег Э. Кети), и все круто меняется.

Премьера «Противного ребенка» состоялась на Sundance, в Берлине фильм получил приз Teddy. Тунде Адебимпе рассказывал, что когда ему дали почитать сценарий, он испытал к этой истории такое отвращение, что немедленно согласился на роль. Собственно, в этом и секрет прелести «Противного ребенка». Фильм неторопливо развивается как инди-муви из жизни геев, Бруклина и арт-тусовки, но в последнем раунде превращается в триллер, все персонажи которого вызывают антипатию. И если в начале фильма герои изображают капризных детей в видео для собственного арт-проекта, ближе к финалу понимаешь, что они такие и есть.

«Немецкая молодежь», Жан-Габриэль Перьо (Panorama Dokumente)

Полуторачасовой документальный фильм о поколении немецкой молодежи конца 60-х, увидевшем в современном им государственном аппарате так и не изжитые фашистские черты. О поколении рожденных незадолго до, или во время, или сразу после Второй мировой войны, выросших и отказавшихся доверять своим родителям. Их протест, поначалу мирный, вызвал у государства жесткую реакцию. Это и привело к созданию «Фракции красной армии» (RAF) и радикализации общества.

В «Немецкой молодежи» — полицейское видео беспорядков в разных городах страны и в то же время съемки самих участников протестного движения, студенческие фильмы и отрывки из теленовостей. Был использован и уникальный архив Deutsche Kinemathek. Это взгляд со стороны на Германию эпохи RAF. Жан-Габриэль Перьо — француз которому было всего два года на момент странного самоубийства лидеров RAF в тюрьме Штамхайм (их смерть до сих пор вызывает много вопросов). Представляя фильм на Берлинале, куратор «Панорамы» Виланд Шпек отметил, как этот фильм интересен лично ему, ведь герои — это его поколение. Зрителей фестиваля на показы в кинотеатр CineStar пускали даже на ступени (что бывает нечасто). The Hollywood Reporter отметил, что «Немецкую молодежь» необходимо посмотреть каждому, кто интересуется кино и политикой.

«Мир Даниэля», Вероника Лискова (Panorama Dokumente)

Вообще-то этот текст стоило бы назвать не «11 фильмов Берлинале», а «10,5 фильмов Берлинале». Сложно назвать «Мир Даниэля» хорошим фильмом, но он удивляет. Ничего писать о нем не буду, потому что до сих пор не знаю, как к нему относиться. Вот, собственно, и все по этому пункту.

«Женщина в золотом», Саймон Кертис (Berlinale Special Gala)

Мария Альтман выросла и вышла замуж в Вене, там же застала и расцвет нацизма, видела, как евреев сначала пересчитывали, потом грабили, потом заставляли щетками чистить мостовую, потом куда-то увозили. С трудом вместе с мужем Мария сумела ускользнуть от нацистов. Спустя полвека уже очень пожилая, она живет в Калифорнии, принципиально не разговаривает на родном ей немецком и однажды решается потребовать от Австрии вернуть ей имущество семьи — «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта, который художник рисовал с ее тетки. Картина была конфискована нацистами, а после войны считалась одной из главных художественных ценностей страны, «австрийской Моной Лизой». Потому австрийский культурный истеблишмент, конечно, очень сочувствовал госпоже Альтман, но вот конкретно эту картину отдавать был не намерен.

Формально это кино высоким качеством не отличается. Сценарий не блещет, Райан Рейнольдс (играющий адвоката Марии Альтман) тоже. Когда в прологе в образе Климта в кадре появился Мориц Бляйбтрой, в зале на пресс-показе раздался хохот. Видимо, Бляйбтрой — это такой немецкий Безруков. Но звезда фильма Хелен Миррен с ее европейским шиком, как обычно, безупречна. Ну, и сама история очень четко иллюстрирует идею справедливости как базовой ценности.

«Супермир», Карл Марковиц (Forum)

Однажды клуша средних лет с классическим семейным набором (пузатый муж на диване, лоботряс-сын, слегка снисходительная к маме и проживающая отдельно дочка) на выходе из супермаркета, где она работает кассиршей, что-то ощущает и решает, что узрела Бога. Ее мужчины по ходу фильма тоже по разу вздрагивают, но именно мать семейства накрыло капитально. Например, она на всякий случай освободила место в холодильнике, решив, что Господь где-то внутри. Даже созналась супругу, что, дескать, да, был другой, и этот другой — Бог. Муж метнулся к местным свидетелям Иеговы, решив, что это они его благоверную с панталыку сбивают, и напугал этих тихих вежливых людей до полусмерти. Жена тем временем отправилась странствовать по окрестностям и думать, что же с ней такое происходит. Довольно неприятные поначалу супруги по ходу фильма вдруг начинают казаться прекрасными. И если в самом начале этой истории жена пилила мужа, упрашивая его починить слишком сильно вибрирующую стиральную машину, то в финале на той же самой машине все благополучно и закончится.

Снял фильм Карл Марковиц, известный прежде всего как актер, исполнитель главной роли в «Фальшивомонетчиках» Штефана Руцовицки, игравший в сериале «Комиссар Рекс», а из недавнего — в «Отеле „Гранд Будапешт“» Уэса Андерсона. Его режиссерский дебют «Дыхание» в 2011 году участвовал в Каннском «Двухнедельнике режиссеров». «Супермир» показали в рамках берлинского «Форума», и это зрелище, наполненное деталями в стиле Ульриха Зайдля — настоящее маленькое чудо.

«14+", Андрей Зайцев (Generation)

Он с одного района, она с другого, он учится в одной школе, она в другой, он с друзьями однажды болтается на улице и видит ее с подругами. Он тайком проникает в ее школу на дискотеку, приглашает ее на медляк, а потом получает хороших люлей от разгневанных визитом чужака старшеклассников. Он продолжает свои попытки, тем более и ей он тоже нравится. За углом их теперь вечно караулят разъяренные старшеклассники. А еще у нее есть суровый папа-футбольный болельщик, а у него — мама, пытающаяся справиться с одиночеством.

Андрей Зайцев запомнился по симпатичнейшему полнометражному фильму «Бездельники» с Антоном Шагиным и с песнями Виктора Цоя. Но «14+" «Бездельников» переплюнули, и после того, как ленту покажут в России, Зайцева наверняка накрепко запомнят именно благодаря ей. Это очень энергичная история первой любви современных подростков. Фильм, в который актеров искали по профилям «ВКонтакте», в котором мальчика играет фантастически красивый подросток Глеб Калюжный, а девочку — Ульяна Васькович, до дрожи похожая на юную Наталью Вавилову (наверное, именно такой она была еще до «Розыгрыша»). 106 минут, в финале которых так и ждешь, что произойдет какая-то страшная гадость, но конец тут именно такой, какой и должен быть. Андрей Зайцев ничего в Берлине не выиграл, но, например, Der Tagesspiegel назвал «14+" на пару с голландским «Принцем» самыми крутыми фильмами Generation 14Plus.