Эллен Рипли и выживший котик

11 самых ярких героинь в кино

11 марта 2014

Коллективный разум снова включился и отобрал 11 (это наше любимое число, да) самых ярких и сильных, на его взгляд, киногероинь.

Под сильной героиней можно понимать разное. Бой-баба, женщина с автоматом или та, что тянет на себе или за собой всех остальных. Та, которая весь фильм — в центре внимания. Из самого свежего примера — это Райан, героиня Сандры Буллок в «Гравитации»: бедняжка два часа летала одна в космосе и пыталась вернуться на Землю с помощью воображаемого Джорджа Клуни. Но мы не будем гнаться за свежими примерами. Коллективный разум исключил 2013 год, советское кино (там все женщины сильные), чуть-чуть отмотал время назад и устроил голосование на тему, какие женские персонажи произвели взрыв в киноиндустрии последних лет.

11. Матильда («Леон») — Натали Портман

Петр Зайцев

«Жизнь всегда такое дерьмо, или только когда ты маленький?» — этот вопрос двенадцатилетней девочки, обращенный к профессиональному киллеру Леону, сложно забыть. Как сложно забыть и саму Матильду, самую юную героиню в нашем рейтинге. Впрочем, Матильда даст фору многим взрослым женщинам и по силе характера, и по яркости образа.

Маленькая девочка, решившая стать наемным убийцей, чтобы отомстить продажным копам за смерть четырехлетнего брата, да еще влюбившаяся во взрослого киллера — таких персонажей до Люка Бессона в мировом кино не было. Теперь девочкой-убийцей в кино никого не удивишь, у Матильды появились преемницы в лице Убивашки и Ханны, но по силе духа им очень далеко до Матильды. Именно она навсегда останется для нас эталоном юной киногероини, и в этом огромная заслуга как Люка Бессона, так и дебютантки Натали Портман. Это сейчас Портман — одна из величайших актрис современности. А тогда она была никому не известной девочкой по имени Натали Хершлаг, в один день проснувшейся знаменитой на весь мир. Как правило дети, сыгравшие заметные роли в кино, по тем или иным причинам не продолжают актерскую карьеру. Портман — исключение из этого правила, но мы любим её прежде всего именно за роль Матильды.

10. Клариса Старлинг («Молчание ягнят») — Джоди Фостер

Андрей СмирновКакой получилась бы Клариса Старлинг, если роль агента ФБР типажа «отличница пай-девочка из занудной гимназии» досталась Мишель Пфайффер или Мег Райан, остаётся только гадать. Но Джоди Фостер превратила главный женский образ романов Томаса Харриса не просто в хрестоматийный для учебников по актёрскому мастерству. Она возвела статус женской героини в жанре «триллер» на уровень, равный мужскому. Свой «Оскар», конечно, Джоди за Кларису Старлинг получила, но никакая награда на планете Земля не сможет оценить ту революционность с точки зрения гендерного кинематографа, какую Джоди Фостер совершила в Голливуде.

Конечно, исторически кинематограф — это чисто женский вид искусства. Женщины составляют подавляющее большинство зрительской аудитории кино, равно как и телевидения. Поэтому Голливуд на протяжении почти всей своей истории формировал образ женщин-героинь как неких милашек и карикатурных куколок, которых обязательно надо высмеять, опустить, ну или желательно изощрённо убить (вспомним классика Хичкока). Возможно, Клариса Старлинг на экране должна была получиться именно такой наивной простушкой, которую задавит своим дьявольским авторитетом маньяк Ганнибал. Но время съёмок фильма пришлось на период окончательного и бесповоротного подъёма эмансипации в Америке в конце 80-х, поэтому Джоди Фостер убила наповал всех женоненавистников своей интерпретацией «крутой тётеньки» из ФБР. И никакой Ганнибал ей не страшен!

9. Елизавета I («Елизавета» и «Золотой век») — Кейт Бланшетт

Ольга ВолодинаЕлизавете I, британской королеве, повезло с экранными воплощениями: её играли великолепные актрисы, причем как в кино (Бетт Дэвис в «Частной жизни Елизаветы и Эссекса» и «Королеве-девственнице», Джин Симмонс в «Молодой Бесс», Джуди Денч во «Влюбленном Шекспире»), так и на ТВ (Хелен Миррен в «Елизавете», Энн Даффи в «Королеве-девственнице»).

Кейт Бланшетт, сыгравшая сначала принцессу, а потом королеву Елизавету в дилогии Шекхара Капура, создала очень сложный образ: её героиня не оживший символ монархии и не каменная статуя, но и не склонная к истерикам женщина. У Бланшетт Елизавета не просто соткана из противоречий, противоречия — сама её натура, пламенная, как оттенок её волос, и никакой пудре, никаким придворным уступкам не под силу её изменить. Только собственная железная воля, только понимание необходимости жестких решений самой Елизаветой способны усмирить её желания.

Героиня Бланшетт — трагическая фигура, поскольку принцессе и даже королеве не дозволялось многое из того, что мужчине, её современнику, сошло бы с рук. Елизавета дважды, в первом фильме и во втором, в молодости и зрелости, выбирает долг, а не личное счастье; и получается, что сила её воли и твердость характера оборачиваются благом для Британии — но драмой для неё самой.

Кейт Бланшетт была дважды номинирована на «Оскар» за роль Елизаветы, за первый и второй фильм; ни одной актрисе до неё это не удавалось.

8. Домино Харви («Домино») — Кира Найтли

Владислав ПастернакДомино Харви — пожалуй, уникальный персонаж данного топа: если не считать исторической и во многом мифологизированной Елизаветы, она здесь — единственный реальный персонаж, и ее жизнь действительно именно такая бурная, как показано в недооцененном широкой публикой шедевре Тони Скотта. Дочь актера и фотомодели, выросшая в элитных районах Лондона и Беверли-Хиллз, она бросила школу ради модельного бизнеса, изучала звукорежиссуру и работала диджеем, по неподтвержденным слухам — посещала актерские курсы Ли Страсберга, а потом плюнула на шоу-бизнес. занялась поимкой беглых преступников и преуспела в этом деле больше, чем в любом другом.

Кому, как не Тони Скотту с его уникальным подходом к изображению и монтажу — стиль заслуженно окрестили «кислотой» — было переносить эту невероятную историю на экран. Нежнейшая и уточненнейшая Кира Найтли, как до, так и после роли Домино, известная больше ролями в костюмном кино, коротко подстриглась, взяла в руки нунчаки и пулемет — и оказалась идеальным экранным воплощением героини. Выбор актрисы был неожиданный, но полностью оправдал себя — вместе с Эдгаром Рамиресом и вернувшимся из небытия Микки Рурком Кира смотрится еще круче. Сама Домино не дожила до премьеры пару месяцев и умерла от передозировки, но кадры с участием этой уникальной женщины тоже вошли в фильм.

7. Роза Дьюит Бьюкейтер («Титаник») — Кейт Уинслет

Юлия БойцоваЭтот тот самый случай, когда полное имя персонажа ничего не скажет, а фамилия лишь введет в заблуждение. Потому что для нас она просто Роза. Рыжеволосая дерзкая девчонка, смачно плюющая с палубы «Титаника» и отплясывающая без туфель в нижнем отсеке корабля. Но пройдет час, и мы увидим перед собой действительно сильную женщину, способную на многое ради любви. «Ты прыгнешь — я прыгну». Остаться на тонущем корабле вместе со своим любимым — не это ли настоящее чувство? Кто-то назовет это глупостью, я назову это сильным характером.

Хорошо, что этот образ на экране выстраивала именно Кейт Уинслет — новичок в Голливуде на тот момент, актриса с элегантной и одновременно дикой энергетикой. Двадцатилетняя Кейт приложила немало усилий для того, чтобы получить эту роль и побить таких соперниц, как Гвинет Пэлтроу, Николь Кидман, Шэрон Стоун, Кэмерон Диаз, Джоди Фостер и Мадонна. Но самым очаровательным остается момент, когда она отправила еще незнакомому тогда Джеймсу Кэмерону розу с визиткой «От вашей Розы».

6. Лисбет Саландер («Девушка с татуировкой дракона») — Руни Мара

Андрей СмирновНа роль главной героини голливудской экранизации культовой шведской литературной франшизы Стига Ларссона «Миллениум» претендовало порядка десятка кинозвёзд возрастной категории слегка за 20. Но железная рука режиссёра Дэвида Финчера отвергла всех: от чрезмерно сексуальной (в каком месте, не понятно мне) Скарлетт Йоханссон до Энн Хэтэуэй с ее широкой улыбкой. В итоге роль досталась не особо известной, но, как обычно, суперперспективной американке с совсем уж не шведскими корнями — Руни Мара. Сам Стиг Ларссон описывал Лисбет Саландер как «женщину, ненавидящую мужчин, которые ненавидят женщин» и создавал её по образу взрослой Пеппи Длинныйчулок. Но, по большому счёту, он изваял собирательный образ современной молодой шведки — то есть представительницы женской популяции страны победившего феминизма и эмансипации.

Руни Мара безропотно подчинилась Дэвиду Финчеру: за один день навтыкала себе везде пирсинга и прилепила татуировки на каждый квадратный сантиметр своего тела, чтобы перевоплотиться в хакершу Лисбет, которая всеми силами пытается отыскать своих обидчиков. В основном тех, кто, по метафоричному выражению психотерапевтов, отнял у неё в детстве игрушки, в результате чего она и выросла такой истерично-фрустрированной социопаткой, ненавидящей всех и вся в радиусе 1000 километров. Руни Мара перевоплотилась в пассивно-агрессивную Девушку с татуировкой дракона на все сто процентов, за что и получила заслуженную номинацию на «Оскар» в 2012 году.

5. Лилу («Пятый элемент») — Милла Йовович

Петр ЗайцевЕще одна героиня, за которую мы должны сказать спасибо Люку Бессону. Рыжая незнакомка, свалившаяся буквально с неба на таксиста Корбена Далласа, оказалась ключом к спасению человечества от Абсолютного Зла. Несмотря на то, что Бессон снимал фактически пародию на американские фантастические блокбастеры, в образе Лилу нет ничего пародийного. Она до сих пор остается, пожалуй, самой странной фантастической героиней — такие искренние и светлые девушки очень редко борятся со злом в кино. И благодаря Лилу мы всегда будем помнить о том, что именно Любовь спасет мир. Хотя, конечно, и бессмертные цитаты «Биг-бада-бум!» и «Лилу Даллас! Мультипаспорт!» вряд ли забудем.

Милла Йовович не была дебютанткой на момент съемок в «Пятом элементе», но именно после этой картины получила мировую известность. И кто бы мог подумать тогда в 1997 году, что спустя почти 15 лет Милла сыграет в русской комедии на русском языке?

4. Скарлетт О'Хара («Унесенные ветром») — Вивьен Ли

Ольга Белик«Я солгу, украду, убью, но никогда больше я не буду голодать, никогда!» — этот монолог Скарлетт многие помнят наизусть. Не монолог даже — а манифест женщины, которая клянется, что никто и ничто ее не сломит. Скарлетт — не самый хороший человек, но мы здесь и не говорим о хороших девочках. Это женщина, которая возьмет свое. Которая будет бояться, но продолжать идти вперед. Если что-то происходит из ряда вон — она подумает об этом завтра. Ее единственной слабостью станут собственные фантазии о Мужчине мечты: все мы знаем, что Эшли, о котором грезила Скарлетт, и в подметки ей не годился. Вот так сильные женщины не видят у себя под носом счастья в лице Ретта Батлера.

Невозможно представить себе никакую другую актрису в роли Скарлетт после Вивьен Ли — а ведь на Скарлетт рассматривали Полетт Годар, Джин Артур и Джоан Беннет. Вивьен убедила всех своим неистовством и красотой, а позже получила «Оскар» за свою работу.

3. Сара Коннор («Терминатор») — Линда Хэмилтон

Владислав ПастернакГлавная героиня двух главных фильмов о Терминаторе своим появлением на свет обязана королю сильных женских характеров Джеймсу Кэмерону. В первом фильме она проделывает путь от наивной официантки до человека, осознавшего, что на нем лежит ответственность за будущее человечества, и полностью подчинившего жизнь этой идее. Во второй картине перед ней встает более сложная задача: закалив характер до машиноподобного состояния, разбудить в себе нотки человечности — из солдата стать, прежде всего, хорошей матерью.

Линда Хэмилтон после Т2 сошлась с Кэмероном и родила от него дочь. Режиссер продолжал работать с Кэтрин Бигелоу, с которой развелся незадолго до Хэмилтон, а через пару лет после «Титаника» развелся с Линдой и женился на Сьюзи Эмис, сыгравшей там небольшую роль. Обиженная Линда отказалась от предложения вновь сыграть Сару Коннор в «Терминаторе 3» из-за нежелания «запомниться только этой ролью» — и это повлекло за собой абсурдные изменения в каноническом сюжете. А в карьере Линды, увы, более яркой роли так и не появилось.

2. Китнисс Эвердин («Голодные игры») — Дженнифер Лоуренс

Юлия БойцоваОгненная девушка, ставшая символом революционного движения в дистриктах. Справиться с такой моральной ответственностью может не каждая. Как и выжить на Арене дважды. Как и крутить двумя парнями одновременно (цинично прозвучало, соглашусь). Китнисс — символ девушки, которой приходится принимать решения, пусть и не всегда правильные, и брать на себя за них ответственность. Хлопать ресницами и взлетать — не ее судьба, пусть она и Сойка-пересмешница.

Мы любим именно экранную Китнисс, и вот тут спасибо Дженнифер Лоуренс: героиня у нее получилась трогательная, эмоциональная и очень смелая. Помните, как сначала мы были дико против? Как настаивали, что Китнисс должна сыграть Сирша Ронан? Но с первых же кадров Джен убедила нас: настоящая Китнисс — только она.

1.Эллен Рипли («Чужой») — Сигурни Уивер

Ольга ВолодинаРипли хороша не просто потому, что мы все выросли на «Чужих» и знаем её с детства. Рипли прежде всего прекрасна тем, что она — фантастически удачный женский образ, причем не только для фантастики (простите за нарочную тавтологию), но и для всего кино вообще.

Она — не плоский, сотканный из клише персонаж, которыми обычно оказывались девушки в фантастике. Она — не внегендерный образ, когда героиня могла бы и мужчиной оказаться, если бы только заменили имя в сценарии.

Она — героиня, но героиня поневоле, когда не собственное желание, а обстоятельства вынуждают её быть сильнее, крепче, тверже всех вокруг.

Сигурни Уивер была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая актриса» за фильм «Чужие». Она стала первой актрисой, номинированной за роль в научно-фантастическом фильме.


И мы не смогли обойтись без сериалов. Собственно, наша подборка из 11 американских телешоу уже все сказала: яркие женские персонажи обосновались именно на телеэкранах. Вот кого еще хочется отметить в качестве наших guilty pleasure.

Блэр Уолдерф («Сплетница») — Лейтон Мистер

Юлия БойцоваКогда мне предложили написать про сильную женщину среди героинь из сериалов, то моим первоначальным выбором была Баффи. Ну да, она Истребительница вампиров — прекрасная физическая подготовка и состояние души.

Но сильная женщина для меня — это не только машина для убийств. Это способность к решительным действиям, острый ум, отличное чувство юмора и умение держать удар. «Блэр Уолдерф, — подумала я. — И никто другой». Героиня сериала «Сплетница». Королева интриг. Ранимая стерва, которая умудрилась выйти замуж за принца. Но сразу же доказала миллионам зрительниц, что не в этом счастье. А счастье — это когда рядом тот, кто тебя понимает.

Так что спасибо, Блэр, благодаря тебе мы все верим, что на каждую из нас найдется свой Чак Басс.

Эллен Парсонс («Схватка») — Роуз Бирн

Владислав ПастернакЭллен Парсонс — молодая выпускница юридической школы, которая устраивается на работу в адвокатскую контору Пэтти Хьюз (Гленн Клоуз). Основной талант последней заключается не столько в юриспруденции, сколько в плетении интриги. Ради достижения конечного результата Пэтти, берущаяся за миллиардные иски, готова подставить под удар любого, с кем имеет дело. Когда книги учат одному, а жизнь другому, человек становится разносторонне развитым — и вот жизненная необходимость требует от Эллен научиться интриговать и распутывать заговоры не хуже ее начальницы, которой ни в чем нельзя верить. Обладательница кубка Вольпи и одна из самых красивых актрис современности, Роуз Бирн в этой роли шикарна, как и ее экранная партнерша Гленн Клоуз, отмеченная несколькими премиями Эмми и Золотым глобусом.

Рэйчел Грин («Друзья») — Дженнифер Энистон

Андрей СмирновЕсли вы долго и упорно не могли понять смысла выражения «girl next door» или образ «девушки с соседнего двора» для вас был абсолютно непостижим, то приглядитесь получше к Рэйчел Грин, легендарной героине культового ситкома 90-х «Друзья». Роль милой, симпатичной, отзывчивой, местами комичной, но всегда весёлой девушки из Нью-Йорка принесла Дженнифер Энистон не просто мировую славу и всенародную любовь, но и укрепила её в статусе Божественнейшей в Голливуде. Рэйчел Грин до сих пор вызывает прилив эмоций, как только речь заходит о «Друзьях» или о самой Джен, официально именуемой в Штатах — «Hollywood Sunshine» или «America’s Sweetheart».

Сама кинобогиня уже спустя десять лет после окончания сериала так объясняет феномен Рэйчел Грин: «Она — идеальная девушка для ухаживаний. Её легко рассмешить, она открыта жизни, она скорее миленькая, чем ослепительно красивая. Чтобы её покорить, не нужно ни ужина в роскошном ресторане, ни белого лимузина, ни виллы на берегу океана. Это девушка, рядом с которой любой парень почувствует себя уютно». Ни для кого не секрет, что популярность в полной мере настигла Дженнифер Энистон после съёмок в первом сезоне культового сериала «Друзья». Весь мир хотел причёску «как у Рейчел» — пышные, градуированные пряди, многослойность, объём. Эта прическа удивительно подходила под любой овал лица и на какой-то момент стала популярнее, чем сама актриса. Помимо всего прочего, именно Рейчел, по статистике, была самым любимым персонажем из актёрской шестёрки «Друзей».

Пэм Ровенкрофт («Настоящая кровь») — Кристин Бауэр

Ольга БеликВ «Настоящей крови» вообще мало слабых женщин. Возьми любую, начиная с главной героини Сьюки Стекхаус: бедняжкам приходится бороться с вампирами, неверными мужьями, маньяками и королями вуду. Что ни день — то вечный бой. Но особняком среди этого цветника стоит Пэм — верная соратница Эрика Нортмана, обращенная им когда-то в кровососы. Пэм испытала удары судьбы и была деловым человеком как при жизни, так и в смерти. Дамочка умеет в любой ситуации сохранять хладнокровие (если так можно выразиться о вампире), обладает повышенным цинизмом и в глубине не-души прячет верное и отзывчивое не-сердце.

Мы знаем, что книги Шарлин Харрис не отличаются особой литературной образностью и глубиной, поэтому то, что Пэм получилась такой яркой и мощной натурой — заслуга сценаристов и Кристин Бауэр. Именно она привнесла в образ приспешницы Эрика нотку язвительного трагизма и ледяного эротизма. Затянутая в кожу блондинка, на которую не стоит соблазняться, сучка с добрым сердцем — вот такой колорит, и пока что это самая яркая роль Кристин.

Джемма Теллер Морроу («Сыны анархии») — Кэти Сагал

Ольга ВолодинаКэти Сагал, известная ранее как медноволосая Пегги из «Женаты, с детьми» и голос Лилы из «Футурамы», многими воспринималась как хорошая комическая и характерная актриса, но не более. И только когда муж Курт Саттер создал для неё роль в сериале «Сыны Анархии», все внезапно для себя открыли, что и в драматической роли Кэти космически прекрасна.

В «Сынах Анархии» с самого пилота расстановка сил представлена как современный вариант «Гамлета» — неладно что-то в датском королевстве, и наследный принц вице-президент байкерского клуба пытается понять, насколько эта гнильца связана с его отчимом, нынешним президентом, занявшим место его отца. Джемма Теллер Морроу в этой раскладке — Гертруда, но мы быстро узнаём, что шекспировская (да и апдайковская) Гертруда бы против Джеммы не выдержала ни раунда.

Джемма — не та героиня, с которой хочется выпить вместе чаю, или просто поговорить, или вообще оказаться в радиусе сотни километров. Она готова горло перегрызть за то, что считает своим, и не гнушается ничем — ни угрозами, ни вовремя оставленным шприцем с наркотиком, ни креативным использованием скейтборда. Она умна и хитра, и при этом не стесняется говорить людям то, что думает — просто потому, что проще сказать то, что думаешь, если это поможет избежать недопониманий и проблем в дальнейшем. Она упрямая, злопамятная, преданная, любящая, переходящая от роли злодейки к роли жертвы и обратно, и она очень, очень сильная.

Джемма — не положительная героиня и не пример для подражания. Но она — живая.

Вероника Марс («Вероника Марс») — Кристен Белл

Петр ЗайцевКогда Роб Томас начинал работу над детективной драмой для подростков, главным персонажем должен был быть парень. Но, к счастью, в какой-то момент он передумал, и на свет появилась Вероника Марс. Это была первая удача Томаса. Почти полвека до появления Вероники в Штатах, да и в остальном мире тоже, существовала только одна девушка-детектив — Нэнси Дрю. Но этой героине бессчетного количества книг не везло с экранными образами. И для того, чтобы затмить Нэнси, Робу Томасу нельзя было промахнуться с выбором актрисы на главную роль. Второй и главной удачей Томаса стало утверждение на роль Вероники Кристен Белл.

Образ старшеклассницы Вероники оказался очень близок зрителям. В начале сериала Вероника — изгой, ей приходится находить новых друзей, заново выстраивать отношения со старыми друзьями, и, конечно же, расследовать убийство лучшей подруги, попутно практикуясь в навыках частного детектива. Вероника обаятельна, умна, способна за себя постоять, но при этом в глубине души остается романтиком и способна на безумные поступки. В общем, идеальный пример для подражания для большинства девчонок и предмет тайных воздыханий для большинства парней.

Судьба сериала «Вероника Марс» сложна и печальна. Первый сезон стартовал с высокими рейтингами, сериал сразу же стал культовым и приобрел статус чуть ли не лучшего сериала для подростков. Но уже к середине третьего сезона что-то пошло не так, в итоге сезон с трудом досняли, а сериал закрыли. Для фанатов это стало настоящей трагедией. Однако, их любовь оказалась настолько сильна, что когда в прошлом году Роб Томас и Кристен Белл объявили о сборе народных денег на съемки полнометражного фильма о Веронике Марс, необходимые 2 миллиона долларов собрали за 10 часов. Всего было собрано почти 6 миллионов, и уже через несколько дней полнометражный фильм «Вероника Марс» выйдет в американский прокат и одновременно станет доступен в онлайн-кинотеатрах. К сожалению, нам ничего не известно о выходе фильма в России, но зато в российском iTunes он уже доступен для предзаказа с русскими субтитрами.