11 дебютов актеров в режиссуре

6 апреля 2015

2 апреля на экраны вышел режиссерский дебют Расселла Кроу — «Искатель воды». Синемафия нашла еще 11 дебютов известных актеров в режиссерском кресле.

Мы решили ввести целый ряд искусственных ограничений, чтобы втиснуться в эти самые 11 пунктов:

  • только те актеры-режиссеры, которые снимаются и снимают сейчас (простите, Чарльз Лотон и Деннис Хоппер);
  • только те актеры-режиссеры, которых мы узнали в актерской ипостаси задолго до режиссерской (простите, Рон Ховард и Кеннет Брана, мы не видели ваших сериалов и театральных ролей раньше);
  • только успешные в своей актерской карьере (прости нас, София Коппола, мы не хотим напоминать тебе про «Крёстного отца», тебя заставили; прости нас, Питер Берг, режиссером тебе куда лучше);
  • только снявшие более одного фильма (простите, Тим Рот, Том Хэнкс, Гэри Олдман и Джозеф Гордон-Левитт, у вас правда крутые фильмы вышли);
  • нам интересен дебют как полнометражный художественный фильм, а не короткометражное и не документальное кино.

1. Клинт Иствуд — «Сыграй мне перед смертью»

История радиоведущего с одной очень пылкой поклонницей, которого эта пылкость чуть было не доводит до сумасшествия и могилы —первый фильм Иствуда-режиссера. Кто же не знает теперь старика Иствуда, после сорока-то с лишним лет режиссерской карьеры.

Роджер Эберт написал, что «по художественной составляющей это не конкурент „Психозу“, однако в деле собрать аудторию в кулаке да сжать посильнее фильм превосходен». И правда — это такой честный триллер. Всем бы так начинать — не с манифеста и художественного высказывания, а с крепкого жанрового кино.

Тогда, возможно, и «Оскар» в будущем неотвратим (у Клинта их два — за «Непрощенного» и «Малышку на миллион»), и самый кассовый фильм года в США (эта вершина покорилась Иствуду в этом году — с «Американским снайпером»).

2. Роберт Редфорд — «Обычные люди»

Золотой мальчик американского кино Роберт Редфорд тогда был невыносимо красив, популярен, известен своими либеральными взглядами и вообще — кто не любил Роберта Редфорда? Не было таких людей.

Дебют оказался удачным и с точки зрения сборов (бюджет — 6 миллионов долларов, сборы — более 54), и с точки зрения премий: фильм получил «Оскара» как лучший фильм года, Редфорд стал лучшим режиссером по мнению американской киноакадемии и гильдии режиссеров. В обоих случаях Редфорд победил таких достойных соперников, как Мартин Скорсезе (и его фильм «Бешеный бык»), Роман Полански («Тэсс») и Дэвид Линч («Человек-слон»).

Другой вопрос, что и «Бешеного быка», и «Человека-слона» помнят куда лучше, чем дебют Редфорда.

Дальнейшие фильмы Редфорда — от «Там, где течет река» до «Грязных игр» — стабильно находили своего зрителя и были крепкими картинами с хорошим актерским составом. Если вы не смотрели, скажем, «Викторину» — посмотрите.

3. Кевин Костнер — «Танцующий с волками»

Дебют был просто блестящим: четвертый результат по годовым сборам в мире (424 миллиона долларов), семь «Оскаров» (в том числе за лучший фильм года), почетное звание воскресителя вестерна как жанра.

Кевин Костнер получил «Оскара» и как лучший режиссер, обойдя в номинации Фрэнсиса Форда Копполу («Крёстный отец 3»), Барбета Шрёдера («Изнанка судьбы»), Стивена Фрирза («Кидалы») и опять многострадального Мартина Скорсезе («Славные парни»).

Ни один фильм Костнера больше не собрал столько и не был номинирован на оскар. Следующая режиссерская номинация Кевина — за «Почтальона» — была уже на «Золотую малину».

4. Шон Пенн — «Индеец-беглец»

Единственный фильм в этом списке, который является переносом на экран не книги, не рассказа — а песни. В основу режиссерского дебюта Шона Пенна легла песня Брюса Спрингстина «Highway Patrolman». История двух братьев — полицейского Джо (Дэвид Морс) и вернувшегося из Вьетнама ветерана, по совместительству преступника Фрэнка (Вигго Мортенсен).

В дальнейшем Пенн будет выпускать фильмы примерно раз в пять лет, в основном оставаясь перед камерой (два «Оскара», как-никак). Его фильм «В диких условиях» попал во множество итоговых списков лучших фильмов 2007 года и был номинирован на «Оскар» в двух категориях.

Следующий фильм Пенна «Последнее лицо» с Шарлиз Терон и Хавьером Бардемом должен выйти в этом году.

5. Мел Гибсон — «Человек без лица»

Звезда в основном боевиков, Гибсон в режиссерском дебюте внезапно для всех ушел в драму, решив экранизировать «Человека без лица» американской писательницы Изабель Холланд, о дружбе таинственного обезображенного человека и подростка в Америке 60-х годов.

История художника МакЛеода, попавшего в аварию и живущего изгоем в маленьком городке в глубинке, как-то настолько не вязалась с предыдущим экранным образом Гибсона, что выбор материала действительно удивляет.

Впрочем, это не так чтобы дословная экранизация — Гибсону понравился именно сценарий, а не книга. В книге главный герой далеко не так однозначен, и его дружба с подростком носит некоторый оттенок педофилии (в которой художника и обвиняют); в фильме честный парень Гибсон от педофилии не оставил и следа.

В дальнейшем Гибсон ушел от мелких личных историй к эпикам — и, как водится, только выиграл от этого. За «Храброе сердце» он получил продюсерский и режиссерский «Оскар».

6. Джордж Клуни — «Признания опасного человека»

Биографическая история Чака Барриса, телеведущего, заодно, по его словам, работавшего на ЦРУ в качестве наемного убийцы, провела в «аду препродакшена» более десяти лет: еще в конце восьмидесятых ходили слухи об экранизации. Наконец, за сценарий Чарли Кауффмана взялся дебютант Клуни.

Фильм не был успешен в прокате (30 миллионов бюджет, 33 миллиона сборов), однако критики его хвалили, а Сэм Рокуэлл, исполнитель главной роли, получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

Джорджу Клуни в режиссерском кресле, кажется, понравилось: по крайней мере в следующие десять с лишним лет он снял еще пять фильмов. «Доброй ночи и удачи» 2005 года получил 6 номинаций на «Оскар» (в том числе Клуни был представлен в номинации «лучший режиссер»).

7. Томми Ли Джонс — «Три могилы»

Кинообраз Томми Ли Джонса как последнего ковбоя Америки отразился и в его режиссерской карьере: что дебют «Три могилы», что следующий фильм «Местный» — вестерны.

«Три могилы» — нео-вестерн, история о убитом скорее по случайности мексиканском нелегале в Техасе. Главный герой (в исполнении Джонса) разыскивает его убийцу.

Представленный на Каннском кинофестивале фильм принес Джонсу приз за лучшую мужскую роль, а сценаристу Гильермо Арриаге — приз за лучший сценарий.

Следующий фильм Джонса, «Местный», вышел в прошлом году и также был представлен в основном конкурсе Каннского фестиваля, однако ничего не выиграл.

8. Сара Полли — «Вдали от неё»

Актриса независимого кино Сара Полли дебютировала в режиссуре относительно рано (особенно в сравнении с остальными героями списка) — в двадцать шесть лет. «Я два года не могла выкинуть из головы одну историю [рассказ Элис Манро «Медведь, прошедший горы"] и, наконец, попросила продюсера Дэнни Айрона приобрести права [на рассказ]". Полли сама написала сценарий; с самого начала она была уверена, что главную роль в истории о женщине, больной Альцгеймером, должна играть Джули Кристи — и в фильме сыграла Джули Кристи.

Немного собравший в прокате фильм был успешен у критиков, Полли была номинирована на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий, а Кристи — за лучшую женскую роль. Джули Кристи также получила «Золотой Глобус» и приз Гильдии Киноактеров за лучшую роль.

Последующие фильмы Сары Полли — «Любит/Не любит» и документальный «Истории, которые мы рассказываем» — критиками тоже были восприняты хорошо, однако в прокате прошли довольно тихо.

Её следующий проект — «В поисках Аляски», экранизация романа Джона Грина.

9. Бен Аффлек — «Прощай, детка, прощай»

После «Оскара» за лучший сценарий («Умница Уилл Хантинг») и периода, когда он был главной звездой боевиков, у Аффлека началась куда менее удачная полоса: фильмы начали проваливаться в прокате, фамилия Аффлека чаще появлялась в светской хронике, чем в заметках о кино. Начиная с 2005 года, он переосмыслил свою карьеру: вместо больших фильмов пошли независимые (и за «Смерть Супермена» он получил Кубок Вольпи в Венеции), Бен вернулся к написанию сценариев и решил попробовать себя в роли режиссера.

Экранизация романа Дэнниса Лихейна (сценарий — Аффлек вместе с Аароном Стокардом, режиссер — Аффлек, в главной роли — другой Аффлек) вышел совсем неожиданным для тех, кто помнил Бена по «Сорвиголове» и «Всем страхам мира»; это очень жесткий, жестокий и мрачный детектив.

Дебют Аффлека заметили, и фильм попал в ряд списков лучших фильмов года различных киноизданий. Если следующий фильм, «Город воров», опять принес только актерские номинации, то в 2012 году «Операция «Арго» стала лучшим фильмом года по мнению Американской киноакадемии.

Следующий фильм Аффлека, намеченный на 2016 год Live by Night — опять экранизация романа Дэнниса Лихейна.

10. Рэйф Файнс — «Кориолан»

Шекспировский театральный актер Файнс выбрал для дебюта шекспировскую же драму — жестокого и кровавого «Кориолана». Перенесенное в условную современную европейскую страну действие удивительным образом не выламывается из текста, который должны произности пришедшие из пятого века до нашей эры персонажи.

«Кориолан» был представлен на Берлинском кинофестивале, критиками был воспринят на «ура» (посмотрите хоть на рейтинг на «Гнилых Помидорах»: 94% рецензий — положительные), Файнс был номинирован на БАФТу за лучший британский дебют.

Следующий фильм Файнса — «Невидимая женщина» — рассказывает о Чарльзе Диккенсе и его тайном романе с актрисой Нелли Тернан.

11. Анджелина Джоли — «В краю крови и мёда»

Дебют Анджелины Джоли на большом экране в качестве режиссера прошел, скорее, незаметно, чем шумно; возможно, дело в том, насколько сложную тему она выбрала для фильма, а, возможно (и, даже, скорее) — что это маленький фильм с неизвестными актерами.

Следующий фильм Джоли, «Несломленный», тоже оказался посвящен войне, страданиям тела и силе духа. Собрал в прокате он уже гораздо больше, но критиками был принят немного прохладнее. «Хорошо сделанный фильм» как комплимент — это, прямо скажем, похвала пирогу, а не фильму; но называли и «похожим на классику приключенческого кино», с другой стороны.


Какой путь в режиссуре окажется в дальнейшем у Кроу — бог весь. Мне лично было бы очень интересно посмотреть на то, что он еще сможет сделать: кинематографу как-то очень явно не хватает честных, искренних фильмов про вечные ценности, на мой взгляд.