Никита Михалков (фото: ММКФ)

ММКФ: Итоги 37 кинофестиваля

30 июня 2015

37 Московский Международный КиноФестиваль закончился. Отшумели аплодисменты на премьерах, призы вручены, красная дорожка свернута и спрятана до лучших времен.

Мы рассказывали о том, что смотреть надо, что происходит на самом фестивале и что — на красной дорожке.

Фестиваль в этом году за счет сокращения дней был не так чтобы сумбурный — но немного скомканный. Из восьми фестивальных дней показы для всех были только шесть (исключая дни открытия и закрытия фестиваля); в результате казалось, что вот только ты разогнался и вошел в ритм — как все уже закончилось.

Статистику фестиваля представил Никита Михалков во время финального брифинга:

  • показано 307 фильмов,
  • аккредитовано 6252 журналиста,
  • фестиваль посетили 55 167 человек.

Из-за сокращения подолжительности фестиваля это не так чтобы потеря в зрителях (в прошлом году было около 75 тысяч), а даже рост в десять процентов — по количеству зрителей на день фестиваля.

Главный приз — Золотого Георгия — получили «Лузеры» болгарского режиссера Ивайло Христова. Специальный приз жюри, Серебряного Георгия, получил российский «Арвентур».

За лучшую мужскую роль был отмечен Еркебулан Даиров («Шлагбаум», Казахстан), за лучшую женскую роль — Елена Лядова («Орлеан», Россия). Лучшим режиссером стала Фредерике Аспек («Росита», Дания). В конкурсе документальных фильмов победила американская «Земля картелей».

Приз зрительских симпатий получил сербский «Анклав» Горана Радовановича.

Сейчас я признаюсь в страшном: на ММКФ, куда я хожу не первый год, я практически не смотрю конкусную программу художественного кино. Не то чтобы это было сознательным решением — просто остальные программы фестиваля настолько интересные, что времени для конкурса просто не остается. В этом году я чудом попала на несколько фильмов из конкурса документального кино — и, наверное, это мне хороший урок: у нас правда очень хороший документальный конкурс был в этом году, так что в будущем на него я ходить буду точно.

Мой итог фестиваля — 5 фильмов, которые стоило посмотреть в эту июньскую неделю. Часть фильмов, вроде «Вдали от обезумевшей толпы» или «Citizenfour: Правды Сноудена» вот-вот выйдут в прокат; у части фильмов, как у «Такси» Панахи, известна хотя бы примерная дата. У указанной ниже пятерки на данный момент никакой определенности в перспективах показа в кинотеатрах нет.

«Клуб» (El Club), Пабло Ларраин

Самый, наверное, тяжелый фильм фестиваля и одновременно с тем простой и понятный каждому.

На краю света живут четыре священника: гуляют по пляжу, готовят к бегам борзую, ужинают, поют гимны. Управительница-монашка заботится об обеде на столе, убирается, выводит собаку на бега. Идиллия, а не жизнь. Когда к ним приезжает навеки поселиться пятый священник, сначала даже не ясно, что же ему не нравится; однако когда под окнами появится выкрикивающий непристойности бомж, новый постоялец застрелится, а Церковь пришлет иезуита выяснять, что случилось — станет ясно, что до идиллии тут далеко. Скоро мы узнаем, что священники эти лишены сана, их жизнь на краю света — ссылка, и всерьез рассматривается вариант перестать их прятать от правосудия.

Выбранный чилийским режиссером практически документальный подход к съемкам очень быстро приносит результат: эффект погружения достигается очень быстро. И ты оказываешься в фильме, в котором всё не то, чем кажется. С первого взгляда вполне себе положительные герои оказываются преступниками, по которым тюрьма плачет; и мир Ларраина таков, что хороших людей в нем нет, есть разные грани плохих.

Крайне актуальная в свете последних скандалов тема педофилии в римско-католической цекрви становится центром сюжета — но этим темы фильма не ограничиваются. Более важный вопрос — что вообще делает нас людьми, и остался хотя бы один человек, могущий назвать себя праведником?

«Рыцарь Кубков» (The Knight of Cups), Теренс Малик

Фильм, сделанный как колода карт Таро, тасует линии и персонажей безо всякой мысли о линейном сюжете и последовательности событий. Что было сначала, что потом — да какая разница. Вот Рик (Кристиан Бэйл), собственно, Рыцарь Кубков, он чем-то занимается в кино — и его работе в кино посвящено три фразы, не больше. Вот с ним разные девушки — от случайно встреченной модели (Фрида Пинто), стриптизерши (Тереза Палмер) и девушки, подобранной в кафе (Имоджен Путс). до бывшей жены (Кейт Бланшетт) и большой любви (Натали Портман). Каждая из девушек зарифмована с картой Таро, каждая раскрывает в герое что-то новое.

Представленный в Берлине в феврале фильм современного классика Малика на том фестивале встретил, скорее, недоумение, чем неприятие: вроде бы как все фирменные приемы автора на месте, однако чего-то не хватало, по мнению критиков. Термин «beautiful disaster», «прекрасное бедствие», встретился мне не в одной и не в двух колонках.

Зрители у нас в зале тоже разделились: кто-то неотрывно смотрел на экран, а кто-то скучал. Две красивые девушки рядом со мной с тоской перешептывались первые сорок минут, а потом пошли к выходу; корпулентный мужчина через ряд от меня в какой-то момент всхрапнул. Вообще очень хотелось посочувствовать тем, кто пришел привлеченный, скажем, именем Кристиана Бэйла и с мыслью: «Это же Бэтмен!»; это не Бэтмен, ни единым местом. Увы или ура — это уже другой вопрос. По-моему — это просто очень хорошее кино, в котором ты начинаешь жить и живешь все два часа. А жизнь — она такая, без логики и линейного сюжета.

«Пазолини» (Pasolini), Абель Феррара

Последний день режиссера перед его трагической смертью — вот чему посвящен фильм Феррары. Убийство Пазолини до сих пор официально не раскрыто, и Феррара выбирает ту версию, которая позволит ему показать как можно больше граней жизни режиссера в его последний день.

Фильм — скорее, набор виньеток, чем единый монолит, и это в нем одновременно и главный недостаток, и главное достоинство. Недостаток — потому как все-таки предполагает какое-то знание о режиссере перед просмотром; это не тот фильм, на который можно зайти совсем уж неофиту. Достоинство — потому как чем глубже ваши знания о кинематографе Пазолини, чем бьольше будет деталек именно для вас.

Исполнивший главную роль Уиллем Дэфо растворился в своем персонаже настолько, что в некоторых сценах велико искушение принять фильм не за художественный вымысел, а за реконструкцию событий.

«Гонка на вымирание» (Racing Extinction), Луи Сайхойос

Одновременно бесконечно наивный и очень честный фильм об экологической катастрофе, происходящей сейчас на земле. От замерзшего метана до охоты на морских дьяволов, от черного рынка акульих плавников до опасности животноводства для экологии: авторы пытаются объять необъятное, но при этом искренне верят в возможность фильмом повлиять на происходящее.

Рассказ о бедной мексиканской деревне, ранее центре охоты на акул, а теперь — туристическом центре их изучения; туризм оказался куда прибыльнее охоты. Рассказ о бедной индонезийской деревне, в которой несколько поколений жили охотой на морских дьяволов — и в которой теперь, когда охоту на них запретили, задумались о туризме. Рассказ о китайских черных рынках продажи редких и исчезающе редких рыб — и рассказ о том, как благодаря скрытым съемкам там большая их часть была закрыта. Рассказ о фотографе, который снимает редких животных, чтобы привлечь внимание к их вымиранию.

Наверное, одна из самых сильных сцен фильма — организованная при помощи Элона Маска поездка электромобиля с трансляцией на здания проекций животных; не столько сама поездка, сколько снятая реакция людей на увиденное. Каменное у вас сердце, если вы не прослезитесь. Понимая, что вами манипулируют — всё равно удержаться невозможно.

«Экстаз Уилко Джонсона» (The Ecstasy of Wilco Johnson), Джулиан Темпл

Гитарист группы «Dr. Feelgood» Уилко Джонсон (вы его могли видеть в первом сезоне «Игры Престолов» в роли палача Илина Пейна) узнает о том, что у него неоперабельный рак — и реагирует вовсе не так, как следовало из модели пяти стадий принятия смерти. «Не было у меня ни отрицания, ни гнева», — говорит Уилко в камеру. Вместо этого он решил отказаться от химиотерапии, с которой врачи ему обещали всего на пару лет больше жизни, и напоследок заняться всем тем, что он любит. Поехать с последними гастролями. Записать альбом. Смотреть на звезды из устроенной на крыше своего дома обсерватории. Наслаждаться каждым моментом, а не запоминать на будущее.

Фильм Джулиана Темпла — не только рассказ о том, как человек проживает свои последние дни, но и арт-проект. Вот Джонсон воспризводит сцену игры в шахматы со смертью из «Седьмой печати», вот он под кадры из «Викингов» читает сагу на староисландском. Вот сцены из «Лестницы в небеса» Пауэлла и Прессбургера, а вот — концертные записи самого Джонсона. Завораживает.


А теперь: мнение посетителей. Не журналистов, а тех, кто ходил на фестиваль исключительно из любви к кино. И огромное им спасибо — именно они на фестивале должны быть главными, это для них он вообще должен быть — фестиваль.

Юлия:

Стараюсь посещать московские кинофестивали, потому что фильмы, демонстрируемые там, зачастую больше не попадают в прокат, а среди них есть авторское кино, которое мне интересно. К тому же в атмосфере российских премьер есть что-то особенное. Видела «Клуб» Пабло Ларраина, «Такси» Джафара Панахи и «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга. После последнего продиралась через толпу пришедших на «Рыцаря Кубков», но сеанс в 22−00 для меня немного слишком.

На первое место из просмотренных все-таки поставлю «Клуб», хотя он и «Такси» находятся примерно на одном уровне. Ларраин выбрал очень скользкую тему, с которой мало кто достойно справляется (Мунджиу все же скорее нет, чем да), и смог раскрыть ее в сухой стилистике, одновременно символической и полудокументальной, не уходя в пошлость и ненужные истерики.

Можно было бы сказать, что Панахи проще, но он был поставлен в изначально другие условия. Его «Такси» — очень милый и душевный фильм, где режиссер успевает за полтора часа высказаться по всем темам понемногу, да еще и влюбить зрителя в каждого персонажа, появляющегося в кадре. Особенно в девочку и адвокатшу с розами. Бедная женщина, но как же она держится, невероятно.

О Винтерберге мало что можно сказать. Это очень красивая, крайне старательная (иногда слишком старательная) экранизация классического романа, с очаровательными отсылками к старому фильму с Джули Кристи, сильными актерскими работами, наконец оторвавшейся Шарлоттой Бруюс Кристенсен, в целом удавшееся crowd pleasure. Вот только тут нет ничего от режиссера «Торжества», «Охоты» и «Дорогой Венди». Любой хороший английский режиссер (каких много) снял бы так же. Так что выдавшая перед началом сеанса необязательную лекцию о том, что такое Догма, с чем ее едят и как ее основали Томас Винтерберг и Томас Винтерберг, пожилая дама была в чем-то права, сейчас там продолжает относительно зажигать один Триер.

Как-то так. Жалко, что я смогла попасть всего на три фильма. Ах да, и мороженка с шоколадным печеньем была вкусная.

Серж:

На фестиваль пошел, потому что, во-первых, люблю ходить в кино и как-то так складывается каждый год, что, заранее того не планируя, я попадаю на два-три фильма, чаще всего вне конкурсной программы. В этот раз удалось посмотреть «Стрингера» (от которого ожидаемо получил огромное удовольствие), российский «Орлеан», а также новый фильм Терренса Малика. Последний, также, ожидаемо понравился.

Относительно организации мероприятия могу лишь пожаловаться на невозможность приобрести билеты на показ фильма-сюрприза ["Любовь" Гаспара Ноэ — прим. ред.], демонстрировавшегося только прессе в огромном премьерном зале ночью. Впрочем, судя по отзывам, мне повезло и служба протокола фестиваля уберегла меня от скуки.

София:

Посещаю ММКФ уже не первый год — я очень люблю кино и стараюсь не пропускать ни одного из фестивалей, которые проходят в Москве, плюс благодаря околокиношной сфере деятельности получается оформить аккредитацию гостя. Вообще для не журналиста ММКФ — это очень хорошая возможность разнообразить свое киноменю и посмотреть на большом экране фильмы самых разных жанров со всего света, большая часть которых никогда не доберется до нашего проката. Кроме того, все фильмы показывают с субтитрами, а некоторые еще и представляет съемочная группа фильма, которая часто после показа остается и отвечает на вопросы зрителей. Это вообще большой плюс ММКФ — самый обычный зритель может получить интересный фестивальный опыт и возможность прямого общения с создателем фильма всего лишь по цене билета в кино.

К сожалению, в этот раз не получилось посетить очень многое из запланированного, да и сам фестиваль был короче на несколько дней, чем в прошлом году. Программа ММКФ очень разнообразна, но на сайте есть описания и трейлеры, к тому же на стойке информации можно было получить книжку-каталог фильмов. Также сориентироваться помогают списки-советы, которые были во многих изданиях от «Синемафии» до «Коммерсанта». К тому же, прямо на сайте можно было выбрать фильмы и составить свое расписание посещений, жаль только, билеты после этого все равно придется брать в самом «Октябре». Вообще, чтобы с аккредитацией гарантировано попасть на определенный показ, нужно караулить билеты, так как их выдают партиями — последняя появляется в день сеанса в пять вечера. Обычно к пяти у билетной службы образуется большая очередь, и если попасть в ее конец, то на самое интересное все места уже будут разобраны. В этом случае, кстати, почти всегда можно или купить билеты в терминалах или попробовать занять после начала сеанса свободные места, но в маленьких залах на фильмы-события это не сработает.

Я обычно стараюсь обязательно посетить конкурсную программу, посмотреть что-то отечественного производства и документальное кино. В этом году с документальным не сложилось: хотелось на Сноудена, которого просто смели, конкурс я посмотрела один — «Дорогу», из нашего попала только на «Райские кущи», хотя в планах был еще и «Орлеан», но он наверняка будет в прокате. Если смотреть по программам, то охвачены были: «Аргентинское кино», «Тропическая эйфория», «Специальный показ» и «Феномен курдского кино». Кстати, именно курдский фильм «Питца и финики», рассказывающий легко и с юмором о лишившейся своей мечети мусульманской общине Венеции, стал для меня самым милым и смешным фильмом этого фестиваля. Это вполне зрительское кино, шутки из которого можно еще долго цитировать после сеанса. Еще я воспользовалась возможностью и посмотрела раньше выхода в прокат костюмированную драму «Вдали от обезумевшей толпы» и наконец-то увидела на большом экране фильм «Стрингер», которому очень не повезло с субтитрам — было много ошибок и местами сильный рассинхрон. И если «Стрингера» в прокате еще обещают, то «Рыцаря кубков» Малика увидеть на большом экране на ММКФ был единственный шанс, поэтому это был чуть ли не единственный из посещенных мной в этому году на фестивале фильмов, который собрал практически полный большой зал «Октября». По количеству ушедших с сеанса он также у меня по итогам получился в лидерах.

Кстати, именно долго уходящие в маленьких залах из самой середины ряда раздражают сильнее всего. Вообще, как ни странно, при всех огрехах субтитров, переводов, сложностях с билетами, по итогам самый большой минус иногда хочется поставить публике. Именно зрители испортят вам фильм громкими разговорами по телефону, по нему же будут говорить вместе с режиссером документалки, зрители же будут долго уходить на другой фильм с середины сеанса из центра зала, а перед показом попробуют согнать вас с места, потому что им не будет видно субтитров (было перед русскоязычным фильмом). Хорошо, конечно, что таких зрителей не так уж много, а программа фестиваля довольно обширная, и скорее всего вам повезет, и вы не пересечетесь.


На этом наши материалы о ММКФ-37 закончены, увидимся там же в следующем году!