Кадр из фильма «Духless 2»

11 Максов в российском кино

20 июля 2015

16 июля на российские экраны вышла комедия «Гороскоп на удачу», главного героя которой, как обычно, зовут Макс. Синемафия решила выяснить, насколько это имя популярно среди отечественных сценаристов.

Стремление подражать Голливуду в нашей родной киноиндустрии порой приводит к очень странным результатам. Например, сценаристы называют своих персонажей не типичными русскими именами, а именами универсальными, как бы голливудскими. В итоге главного героя чуть ли не каждой второй отечественной комедии зовут Макс. Мы решили вспомнить самых заметных и типичных Максов в современном российском кино и намекнуть уважаемым сценаристам, что пора уже завязывать. Средняя плотность Максов на минуту экранного времени в российских кинотеатрах превышает уже все допустимые пределы. На телевидении, кстати, тоже, но мы осознанно не стали в этой статье упоминать многочисленных теле-Максов и решили предоставить вам возможность самим получить удовольствие от составления собственной коллекции.


11. «Гороскоп на удачу» — Дмитрий Ендальцев

Маркетолог Максим Гребёнкин — тот самый Макс, после появления которого и захотелось обратиться к сценаристам с риторическим вопросом «Доколе?» Герой Дмитрия Ендальцева — довольно типичный, пусть и несколько карикатурный, представитель так называемого «креативного класса». Он работает в рекламном агентстве, ведет разгульный образ жизни, разъезжает по Питеру на мопеде, а в оставшееся после развлечений время пытается наспех придумать многомиллионную рекламную кампанию для важного клиента. Усложняется его беззаботная жизнь тем, что он тайно влюблен в красавицу-клиентку, но по пьянке умудряется провести ночь с сумасбродной дочкой владельца рекламного агентства. Главная проблема Макса — он категорически не способен сам принимать решения. Поэтому когда неудачи настигают его одна за другой, лучший выход из ситуации, который находит креативный мозг Макса, — это купить у подозрительного карлика гороскоп за 30 000 рублей и начать слепо следовать всем его советам. Рассказывать, чем вся эта история закончится, мы не будем — вдруг вы все-таки захотите посмотреть кино. Стоит заметить, что Дмитрию Ендальцеву особенно повезло с Максимами: ранее точно так же звали его персонажей в фильме «Владение 18», а также в сериалах «Погружение» и «Любопытная Варвара».

10. «Клуб счастья» — Алексей Бардуков

«Клуб счастья» — с треском провалившаяся попытка сделать русскую версию «Бара „Гадкий койот“». Неправдоподобный для российских реалий сюжет, недостоверные характеры персонажей, чудовищные диалоги и отсутствие режиссёра на площадке (продюсер Игорь Калёнов предположил, что может не тратить деньги на режиссёра и поставить картину самостоятельно) — всё это привело к закономерному результату. Ну и, разумеется, главного героя, которого сыграл Алексей Бардуков, в этом фильме зовут Максом. На первый взгляд он похож на современного сказочного принца: воспитан, хорошо одет, водит дорогой автомобиль. Само собой, главная героиня — танцовщица Катя, приехавшая покорять Санкт-Петербург и работающая барменом, — тут же влюбляется в него. В итоге оказывается, что Макс — вовсе не сынок богатых родителей, а простой водитель. Но поскольку Катя сама не из богатой семьи, она прощает Максу его обман — хэппи-энд, все счастливы. Вот только о главном герое после просмотра фильма невозможно вспомнить ничего, кроме имени. Самое подходящее слово, которым можно охарактеризовать характер персонажа Бардукова — «никакой». Кстати, героя Алексея Бардукова в фильмах «На игре» и «На игре 2: Новый уровень» тоже звали Максом.

9. «Всё могут короли» — Гоша Куценко

Еще одна романтическая комедия, действие которой разворачивается в Санкт-Петербурге, и уже второй вольный ремейк в нашем рейтинге (тоже провалившийся). На этот раз создатели вдохновлялись «Римскими каникулами». Макс в исполнении Гоши Куценко — репортёр желто-глянцевого издания, охотник за сенсациями — находит на скамейке у набережной настоящую принцессу, последовавшую примеру Одри Хепберн и приехавшую в Петербург в поисках романтики (в оригинале был, как известно, Рим). Творческий метод Макса прост: он соблазняет героинь светской хроники, а его напарник-папарацци снимает процесс. Сжалившись над не приспособленной к «простой» жизни принцессой, Макс приглашает её к себе переночевать. Разумеется, по всем правилам романтической комедии ему вскоре придется делать выбор между цинизмом профессии и любовью.

8. «Одной левой» — Дмитрий Нагиев

Макс Дмитрия Нагиева из комедии «Одной левой» — по профессии скульптор, а по призванию — бабник. Умению этого Макса заводить контакты с противоположным полом могут позавидовать многие специалисты по пикапу. Однако в этот раз ему не везёт, и очередная жертва в исполнении Полины Гагариной, не успев оказаться в его постели, оказывается на больничной койке, да еще и в коме. Но её душа вселяется в правую руку Макса. Череда дурацких ситуаций, вызванная этим фактом, антагонист-заказчик в исполнении Михаила Галустяна, разгромленная мастерская — и вот уже между правой рукой Макса и самим Максом вспыхивает роман. Непростая актёрская задача Нагиеву удалась на славу, но, к сожалению, образ самого Макса с характерными прибаутками, «нервными тиками» и прочими фирменными фишками Нагиева не очень выделяется в ряду других его персонажей последнего времени.

7. «Самый лучший фильм 3-ДЭ» — Гарик Харламов

К третьей части в «Самом лучшем фильме» появился более-менее вменяемый сюжет, но картину это не спасло — по кассовым сборам триквел оказался наименее успешным. Гарик Харламов сыграл неудачливого режиссёра-любителя Макса Утёсова, которому пришлось наспех переснимать самые успешные российские фильмы конца двухтысячных. Возможно, Утёсов задумывался как пародия на режиссёров тех самых успешных картин («Адмиралъ», «Чёрная молния», «Кандагар», «Стиляги» и других), но по факту оказался, скорее, зеркальным отражением создателей «Самых лучших фильмов» и других идиотских комедий с бывшими «кавээнщиками» и нынешними «камедиклабовцами». На этом, к счастью, экспансия Comedy Club на большие экраны завершилась, и, к сожалению, эстафета по замусориванию отечественных кинотеатров бездарным ширпотребом перешла к… разнообразным преемникам. Остаётся лишь догадываться, было ли имя героя Харламова осознанной пародией на многочисленных кино-Максов, но оказалось это, как минимум, символично. Не менее символично и то, что единственным удачным эпизодом «СЛФ 3Д» стал короткометражный хоррор Макса Утёсова «Тайна вождя». Жаль, что авторам не хватило смелости и фантазии снять полный метр на основе этой короткометражки.

6. «Детям до 16…» — Павел Прилучный

«Детям до 16…» — недооценённая молодёжная мелодрама Андрея Кавуна, снятая по сценарию одного из самых успешных наших сценаристов Олега Маловичко («Призрак», «Джунгли», «Домовой», «Тиски»). Несомненные достоинства этого фильма — простая, но очень трогательная история и шикарный актёрский состав. Любовный четырехугольник здесь разыгрывают Анна Старшенбаум (4 приза за главную женскую роль!), Лянка Грыу, Павел Прилучный и Дмитрий Кубасов. Но вот что касается имён персонажей, то «Детям до 16…» — типичный представитель современного российского кино и яркий участник нашего рейтинга. Кроме Макса, которого играет Павел Прилучный, в фильме присутствуют персонажи с такими «обычными» именами как Кир и Лея. Герой Прилучного — довольно стереотипный мажор и бабник, который принимает не очень характерное для такого персонажа решение жениться «по залёту». Несмотря на то, что Макс в «Детям до 16…» не самый главный герой, мы не могли не включить Павла Прилучного в нашу подборку, поскольку в его послужном списке есть ещё один Макс — и именно роль Максима Морозова в сериале «Закрытая школа» принесла Прилучному бешеную популярность среди юных зрительниц и по-настоящему открыла дорогу к участию в больших и серьёзных проектах.

5. «Кухня в Париже» — Марк Богатырёв

В случае с Максом Лавровым мы немного слукавили, ведь этот персонаж впервые появился на телеэкранах в супер-успешном сериале «Кухня». Но затем был снят полный метр «Кухня в Париже», так что формально Лаврова можно считать героем кино. Поначалу Макс Лавров был главным персонажем «Кухни», через которого происходило наше знакомство с остальными героями, но со временем характер незадачливого повара, боящегося принимать решения и патологически не способного разобраться со своей личной жизнью, начал надоедать зрителям, так что постепенно Макс начал отходить на второй план, уступая место более ярким и интересным персонажам. Для Марка Богатырёва, несомненно, это самая заметная работа на сегодняшний день, и чтобы не стать актёром одной роли, пора бы уже избавляться от «лавровского» амплуа, да и от имени Максим тоже, потому как точно так же звали его персонажей в фильме «Тариф новогодний» и сериале «Иное».

4. «Авантюристы» — Константин Хабенский

В апреле 2014 года по итогам зрительского голосования Народной кинопремии «Жорж» российскими актёрами десятилетия были названы Константин Хабенский и Светлана Ходченкова. И ровно в те же дни в российский прокат вышла картина «Авантюристы», главные роли в которой исполнили актёры десятилетия. По злой иронии судьбы «Авантюристы» оказались совершенно проходным, нелепым и неудачным фильмом, участие в котором таких звёзд можно объяснить лишь хорошими гонорарами и возможностью неплохо провести время на Мальте. Макс Хабенского — инструктор по дайвингу и по совместительству «чёрный археолог». Его безбашенный образ жизни не слишком способствовал созданию семьи, поэтому они когда-то расстались с героиней Ходченковой, которую зовут, конечно же, Катя, но, встретившись снова, решили попытать счастья в поисках подводных сокровищ. Играть актёрам здесь особенно нечего, персонажи целиком собраны из штампов и банальностей, но именно поэтому Макс в исполнении Константина Хабенского прекрасно вписывается в наш рейтинг.

3. «Питер FM» — Евгений Цыганов

И снова место действия фильма — Санкт-Петербург. Успех лирической комедии «Питер FM» пытаются повторить все современные ромкомы, события которых разворачиваются в городе на Неве. Но Петербург — город со сложным характером, и нужно уметь его правильно снимать. Немногим режиссёрам и операторам удаётся показать настоящий и живой Питер, однако Оксане Бычковой в «Питер FM» удалось сделать его полноценным героем фильма, а не просто красивой декорацией. До неё, пожалуй, так же удачно Петербург был показан разве что в «Брате» Алексея Балабанова (кстати, единственный Максим, который ассоциируется с «Братом» — это пулемёт, но он был во втором фильме). Герой Евгения Цыганова оказался Максимом, скорее, по чистой случайности, но при желании и в нём можно увидеть некоторые черты нынешних кино-Максов — обаятельный, творческий парень, влюбленный в девушку, которой он безразличен, ищущий себя и находящий своё счастье совершенно неожиданным образом. Именно эта роль принесла популярность Евгению Цыганову, и, признаемся честно, его харизма и мастерство оказались одними из главных слагаемых успеха «Питера FM» наравне с талантом режиссёра и сценариста.

2. «Обитаемый остров» — Василий Степанов

Максим Каммерер — персонаж, в первую очередь, литературный, и никаких претензий к сценаристам по поводу его имени у нас нет и быть не может. Тем не менее, главного героя трёх романов братьев Стругацких современные зрители узнали всё-таки благодаря экранизации «Обитаемого острова», поэтому оставить Мака Сима за скобками нашего рейтинга мы никак не могли. К фильму Фёдора Бондарчука, по роковой ошибке продюсеров разбитого на две части, у зрителей и критиков было много вопросов, но глупо отрицать, что это самая масштабная фантастическая картина за всю историю современного российского кинематографа. Максим — идеальный человек из далекого светлого будущего, случайно оказавшийся на погрязшей в войнах и нищете планете Саракш. Найти исполнителя роли Максима было крайне сложной творческой задачей, и в итоге был утверждён непрофессиональный актёр Василий Степанов, для которого, по всей видимости, эта роль так и останется единственной серьёзной работой в кино. Любопытно, что в результате Максима Каммерера переозвучил другой актёр — Максим Матвеев. Два Максима в одном, если можно так сказать.

1. «Духless» и «Духless 2» — Данила Козловский

И, наконец, лидер нашего рейтинга — Максим Андреев. Несмотря на то, что фильм «Духless» был снят по роману Сергея Минаева, в книге имя главного героя ни разу не упоминалось. Так что в данном случае за то, что герой Данилы Козловского стал Максом, ответственны создатели фильма. И, по большому счету, подобное решение вполне объяснимо — ведь здесь это имя не просто модное, но вполне характеризующее персонажа. Макс Андреев хочет взять от жизни всё, жить по-максимуму, на полную катушку. Он дорого одевается, ездит на престижном автомобиле, живет в шикарной квартире и окружен сногсшибательными девушками. Но постепенно у героя происходит переосмысление ценностей, а к концу второго фильма Андреев меняется до неузнаваемости. Макс Данилы Козловского — несомненно самый яркий Макс в российском кино, и от остальных его отличает успешность. Причем успешность как самого персонажа, так и фильмов о нём, ведь обе части «Духless» — это по-настоящему талантливое и честное кино, в отличие от многих перечисленных выше картин. А Макс Андреев — не чудовище Франкенштейна, собранное из клише и стереотипов, а живой, глубокий и развивающийся персонаж, блестяще воплощенный на экране Данилой Козловским.


Попробуем представить среднестатистического Макса из среднестатистического российского фильма. Ему от 20 до 30 лет, он красив, модно одет, ездит на крутой машине или на мопеде, у него престижная работа, но в глубине души он хочет заниматься творчеством, он влюблен в девушку, которая его не замечает, тогда как вокруг него вьются девушки, которые не интересны ему, он боится принимать серьёзные решения и надеется, что проблемы исчезнут сами собой, в какой-то момент он оказывается в критической ситуации, переосмысливает свою жизнь и обретает счастье, в чём бы оно ни заключалось. Не исключено, что живет наш Макс в Питере, ну или, как минимум, часто там бывает. И всё это было бы смешно, если бы на самом деле подобные сценарии не писались сотнями. О масштабах бедствия мы попросили рассказать кинопродюсера Владислава Пастернака.

Владислав ПастернакИмя «Макс» — наиболее часто встречающееся в сценариях, которые присылают нам в Кинокомпанию HHG авторы, особенно начинающие. Едва ли всех этих героев называют в честь одного из важнейших отечественных экранных героев — Макса Отто фон Штирлица. Скорее, это попытка придать фильмам некий стильный-модный-молодежный, «голливудский» дух за счет использования англицизмов. В самом деле, в слабых вторичных сюжетах часто очень трудно запомнить, чем условный Паша отличается от условного Саши, чтение таких текстов — особая пытка. Два других «лидера» — Дэн и Алекс, но это уже достаточно нарочито. Макс же звучит одновременно и органично, и «по-американски».

Другая крайность, весьма распространенная как в готовой кинопродукции, так и в сценариях — клички. Точнее, какие-то блатные погоняла. Иногда это уместно, как в «9-й роте», «Бумере», «Бригаде» и «Даже не думай». Чаще — просто противно.

На мой взгляд, имя персонажа не такая уж и существенная составляющая успеха. Что действительно важно, так это сильный, яркий характер (увы, большая редкость в сценариях) и/или социальный типаж (большинство авторов не идут дальше дурацкого набора: «молодой олигарх», «майор ФСБ», «студент», «девушка из провинции» или каких-то несложных рекомбинаций). Шурика, Глеба Жеглова, Данилу Багрова запомнили все, хотя и имена артистов в этих ролях тоже всем хорошо известны. Имена персонажей из классической драматургии, изначально задуманные как говорящие — Хлестаков, Чацкий и т. п. вообще стали нарицательными. В «Духless» имя героя не режет слух совершенно. Как зовут героев в кино среднего и тем более низкого качества, чаще всего просто невозможно запомнить, и проще говорить о персонажах, используя имена актеров. Будет сильный характер и хороший сюжет — имя персонажа запомнится, как «Корбен Даллас».

В общем, дорогие сценаристы и режиссёры. Хватит уже плодить Максов, тем более во многом похожих друг на друга. Существует множество других прекрасных имён. К тому же, в мировом кинематографе есть только один настоящий Макс. И соперничать с ним — безумно.


P. S. Тему женских имён в отечественном кинематографе раз и навсегда раскрыл Филипп Янковский в фильме «Меченосец».