11 фильмов кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге

3 августа 2015

7 августа в Выборге стартует 23 фестиваль российского кино «Окно в Европу». Мы отобрали 11 самых интересных, на наш взгляд, фильмов, которые вам следует ждать в нашем прокате.

7 августа в 50 км от финской границы в чудесном городе Выборге, что в Ленинградской области, открывается ежегодный, 23-й по счёту, фестиваль российского кино «Окно в Европу». За неделю насыщенной программы киносмотра (7−13 августа 2015) разнокалиберное жюри отсмотрит несколько десятков фильмов из традиционного набора конкурсных и параллельных программ кинофестиваля. В основных конкурсах представлены все виды кинематографа: документальные, анимационные и игровые фильмы. Кроме того, в рамках конкурсной программы «Копродукция» будут представлены картины, созданные российскими кинематографистами в сотрудничестве с коллегами из разных стран.

Среди профессионального сообщества давно бытует печальное мнение, что кинофестиваль в Выборге находится, условно говоря, в плену у «Кинотавра», который из года в год в июне становится главной выставкой-ярмаркой достижений отечественной, так сказать, киноиндустрии. Многие кинодеятели силятся попасть исключительно в Сочи, чтобы там показать свои новые фильмы. Поэтому до карело-финской чащобы добираются ленты по остаточному принципу. Не всегда программа кинофорума в Выборге могла похвастаться какими-то громкими именами или невероятными участниками конкурсной программы: «Всё лучшее опять досталось Кинотавру», — сетовали в кулуарах. Но времена меняются, и, судя по всему, Выборг решил чисто в стиле викингов встать на тропу открытой конкуренции с Сочи, поэтому вся программа 23-го «Окно в Европу» оказалась вполне конкурентоспособной.

В этом году в Ленобласть реально нужно ехать и смотреть новое русское кино, которое обычный зритель, как всегда, вряд ли увидит в отечественном прокате. Мы решили упростить задачу истинным и самоотверженным почитателям нового российского киноарта и подготовили топ фильмов, которые сами бы посмотрели в Выборге. Естественно, мы выбрали число 11, сакральное для Синемафии. И сразу оговоримся, в нашем обзоре мы специально пропустили те российские киноленты, о которых уже написано и сказано очень много, будь то «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой, «Милый Ханс, дорогой Пётр» Александра Миндадзе, «Дорога на Берлин» Сергея Попова или «Единичка» Кирилла Белевича. Эти фильмы, бесспорно, хорошие, но сегодня речь пойдёт не о них.


«В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе»

Режиссёр: Мира Тодоровская
Россия, 2015

Взвод лейтенанта Никитина вышел на Эльбу. Подъехал генерал и сообщил об окончании войны. В это время на противоположном берегу появились американцы. Так закончилась война, так начинали союзники праздновать победу. Главный герой фильма лейтенант Никитин назначен комендантом маленького городка на Эльбе — Иерихона. О том, как наводили порядок, устраивались в городке, как дружили с американцами, влюблялись в американок и немок, как потом отправлялись домой в Россию — тогда СССР — об этом фильм…

«В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе», пожалуй, самый ожидаемый фильм киносмотра в Выборге. Недаром он не просто участник Конкурса игровых лент, но ещё и фильм открытия кинофестиваля. Судьба очередной военной драмы российского кинематографа вылилась в настоящую драму в реальной жизни. «Встречи на Эльбе» снят по последнему сценарию великого Петра Тодоровского, ушедшего от нас в 2013-м году. Фильм за супруга снимала и продюсировала сама Мира Тодоровская. Получилось очень символично, что картина выходит в свет в год 90-летия со дня рождения номинанта на премию «Оскар», автора «Военно-полевого романа», «Интердевочки», «Анкор, ещё Анкор!» и других фильмов, вошедших в золотой фонд советского и российского кинематографа. Судьба же последнего детища Петра Тодоровского «Встречи на Эльбе» складывалась не в пользу мэтра. Как известно, Российское Военно-историческое общество отказало в исторической правде сценарию фронтовика Тодоровского, который он написал фактически про себя. В результате в связи с отсутствием визы выше обозначенной инстанции Министерство культуры средств на проект не выделило. Мире Тодоровской пришлось продать квартиру, в которой она жила вместе с Петром Наумовичем, чтобы хоть как-то найти деньги на реализацию фильма всей жизни покойного супруга. Не без добрых людей и самоотверженной работы всех участников процесса «Встречи на Эльбе» были сняты, смонтированы, и 7 августа в Выборге последний фильм Петра Тодоровского покажут зрителям.

«Последняя ночь»

Режиссёр: Арсений Гончуков
Россия, 2015

Успешный врач-онколог Иван, создавший лекарство от рака, неожиданно выясняет, что по злой иронии судьбы он сам неизлечимо болен. Осознав, что у него остаётся единственный шанс исправить роковую ошибку, совершенную в далёком прошлом, Иван бросает семью и уезжает в другой город к женщине, которую любил всю жизнь, в надежде провести с ней последнюю ночь…

Ровно год назад апологет российского инди-муви Арсений Гончуков уехал из Выборга с «Золодой ладьёй», гран-при кинофестиваля «Окно в Европу» за свою семейную драму «Сын» с Алексеем Черных в главной роли. По правилам киносмотра ровно через год режиссёр может участвовать со своим новым фильмом на правах победителя прошлого фестиваля в Конкурсе игрового кино. Так оно и произошло. Арсений Гончуков едет на 23-й «Окно в Европу» с новым фильмом, четвёртой полнометражной и, как обычно, супернизкобюджетной драмой «Последняя ночь». Гончуков — образец того, как в современной отечественной киноотрасли можно снимать игровое полнометражное кино без крупных продюсеров-толстосумов и госдотаций. Исключительно на свои деньги, режиссёр снимает такое кино, какое он хочет, без продюсерского диктата и самоуправства киностудий. Не всегда фильмы Гончукова доходят до широкого зрителя, но мы их очень любим в нашем киноклубе «Синемафия».

«Училка»

Режиссёр: Алексей А. Петрухин
Россия, 2015

Внезапную тишину школьных коридоров оглашает выстрел. Доведённая до крайности учительница истории берёт в заложники целый класс. Но вскоре ситуация в корне меняется и заложницей становится она сама…

Социальная драма про современную школу «Училка» — самый скандальный участник Конкурса игровых фильмов в Выборге этого года. Снял его Алексей Петрухин, режиссёр, актёр, но, прежде всего, продюсер, ставший суперпопулярным в последнее время после главного коммерческого хита отечественного производства — фэнтези-триллера «Вий», в котором заодно сыграл роль Хомы Брута. «Училку» Алексей Петрухин снимал в перерыве между окончанием работы над «Вием» и его сиквелом «Путешествие в Китай», в котором гоголевская нечисть переедет в Поднебесную. «Училка» — кино чрезвычайно смелое, такого в нашем современном кинематографе не было вообще, ибо тема школьного буллинга, а особенно издевательств учеников над учителями в основном становилась видеодостоянием на Youtube. Алексей Петрухин не побоялся поднять эту острую тему, показать её с разных сторон, и вынести безапелляционный приговор современному российскому социуму. В главной роли — неподражаемая Ирина Купченко, которая после долгого перерыва вновь вернулась на киноэкран. Также в ролях: Андрей Мерзликин, Анна Чурина, Роза Хайрулина, Алиса Гребенщикова и 18 гениальных подростков-актёров.

«Душа шпиона»

Режиссёр: Владимир Бортко
Россия, 2015

Перед российским шпионом в Англии Алексом Уилки стоит задача проникнуть в американскую разведку и выявить «крота» — нашего разведчика, передающего врагу агентурные сведения. Герой вынужден преодолевать невероятные препятствия, чтобы войти в доверие к американцам…

Спустя 6 лет после «Тараса Бульбы» 2009 года с новой полнометражной работой возвращается и Владимир Бортко. «Душа шпиона» знаменует собой новый актуальный тренд российского кинематографа, который отвечает за идеологическую составляющую современной России. Упрекать кинематограф в конъюнктурности из-за этого не следует, ибо заокеанский Голливуд и, по большому счёту, все страны любят играть на геополитике и снимать фильмы и сериалы про войны спецслужб и разведок. Тому пример культовая американская шпионская драма «Родина», которую уже успел переделать Павел Лунгин. Ну, а в свете последних политических событий шпионская тематика только набирает кинообороты, в результате чего зритель будет по уши в остросюжетном кино. Что касается «Души шпиона» — это новый интернациональный проект киностудии «Ленфильм». Фильм снят по роману советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним». События в романе-первоисточнике разворачиваются в 80-е годы, но режиссёр Владимир Бортко, естественно, перенёс действие в современность, в 2011 год, сильно переработав сюжет. Главная роль русского разведчика досталась Андрею Чернышову, в остальных ролях — сплошные кинозвёзды разных стран и континентов: Фёдор Бондарчук, Марина Александрова, Михаил Ефремов, Ольга Дроздова, Армен Джигарханян, Сандрин Боннэр, Лиам Каннингэм и сам Малкольм МакДауэлл. С другой стороны — традиции «Ленфильма» и питерской школы в Конкурсе игрового кино в Выборге в этом году представляют Илья Северов с комедийной мелодрамой «Развод по собственному желанию» (ремейк классической советской мелодрамы Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» с Олегом Янковским) и Константин Сухарьков со своим фильмом-экспериментом «Реверберация».

«Побег из Москвабада»

Режиссёр: Дарья Полторацкая
Россия, 2015

Она — Маша Ласточкина, молодая русская женщина, приехавшая в Москву всего пару лет назад. Не так давно от рук гастарбайтера погиб её близкий друг Андрей. Маша — инспектор Федеральной миграционной службы, и свою работу по борьбе с нелегальной миграцией она выполняет теперь с удвоенной энергией, беспристрастно и жёстко. Он — Хасан — таджик, стукач, презираемый своими соплеменниками. Но, в итоге, разница в положении героев оказывается невелика. Так складывается ситуация, что именно Хасана ей дают в напарники. Вместе им удается «накрыть» криминальный «отдел кадров» — группу мигрантов, которая своим же землякам-приезжим продает за огромные деньги поддельные документы. Но цена за правду, которую приходится платить Маше и Хасану, оказывается еще выше…

Ещё одна популярная тема в новом русском кино — этнические проблемы. Конечно, по сравнению с европейским и американским кинематографом, который успешно эксплуатирует эту проблематику на протяжении последних 25 лет с прицелом на авторитетные кинофестивали и престижные кинопремии, российский кинематограф пока что достаточно осторожно ступает на тропу межэтнических конфликтов. Фильмы об этом снимаются, но дальше отечественных кинофестивалей они особо не продвигаются. И вот «Окно в Европу» решил убить двух зайцев одновременно: в Конкурсе игрового кино в этом году сразу два фильма про мигрантов в Москве — комедия-посвящение «Белому солнцу пустыни» от Алёны Званцовой «Норвег» с отличным актёрским тандемом Евгения Миронова и Ксении Раппопорт и социальная драма «Побег из Москвабада». Она снята по сценарию замечательного режиссёра и сценариста Юсупа Разыкова, который, кстати, сейчас снимает телесериал «Белое солнце пустыни. Начало». Режиссёром же «Побега из Москвабада» выступила Дарья Полторацкая, причём этот фильм стал её дебютом именно в большом кино. Видевшие картину кинообозреватели уже называют «Побег из Москвабада» самым драматичным диалогом культур, за который на экране в ответе Мария Машкова и Джавахир Закиров.

«Клинч»

Режиссёр: Сергей Пускепалис
Россия, 2015

У школьного учителя литературы Фёдорова был трудный день. Две смены, потом собрание, затем нотация от директрисы, а в его маленькой квартире жена затеяла ремонт. Вдобавок ко всему по дороге домой за ним увязывается незнакомая девушка, которая выхватывает из рук учителя портфель и убегает. Фёдоров догоняет воровку, она плачет, жалуется на сложную жизнь и вдруг начинает обвинять его в самоубийстве своей подруги и угрожать приездом жениха-бандита. Посчитав незнакомку сумасшедшей, Фёдоров собирается уйти, не подозревая, что это только начало опасного знакомства.

В этом году кинофестиваль «Окно в Европу» осмелел настолько, что из 13 новых российских фильмов в его основном конкурсе 7 картин — дебюты, как в последние годы на «Кинотавре», который решил делать ставки на молодых. Кинопресса уже успела громогласно похвалить «Северный Кинотавр» за «торжество дебютов». Следующим шагом, наверняка, станет полная феминизация конкурсной программы. Так или иначе, заметный дебют в Выборге в этом году — психологическая драма известного актёра Сергея Пускепалиса, выступившего в качестве режиссёра. Для режиссерского дебюта в кино Пускепалис выбрал театральную пьесу своего друга, писателя и драматурга Алексея Слаповского, которую когда-то ставил в Уфе. Пускепалис, которого зрители полюбили как киноартиста, по образованию театральный режиссер. Он много работал в разных театрах, был руководителем театральных коллективов в Самаре, Ярославле, Магнитогорске.

Международная премьера «Клинча» состоялась на минувшем МКФ «Золотой абрикос» в Ереване, где фильм был встречен лестными отзывами кинокритиков с одним «но»: «Над кинорежиссёром Пускепалисом чрезмерно довлеет печать театральности». В главной роли школьного учителя — Алексей Серебряков. Нетрудно догадаться, что после российской премьеры «Клинча» в Выборге все тут же начнут сравнивать фильм Сергея Пускепалиса с «Географ глобус пропил», а работу Серебрякова с актёрским триумфом Константина Хабенского. Главное, что «Клинч» оказался на острие актуальности в свете нашумевших судебных разборок с американскими учителями, которые преподают своим ученикам не только основные гуманитарные дисциплины. Ну, а музыку к «Клинчу» написала группа «Би-2».

«Ангелы революции»

Режиссёр: Алексей Федорченко
Россия, 2014

Четверо друзей — поэт, актёр, художник и кинорежиссёр-примитивист — юные максималисты, ищут в молодой советской власти воплощение своих мечтаний и надежд. Революция бурлит как бутылка с яблочным вином: служебные собаки с крыльями и картошка в виде сердца, веселый нарком здравоохранения Семашко и грустные ангелы, любовь к Государю и любовь к секретарше Аннушке, расстрелы и беременности — все переплавилось и сплелось! Мечты друзей не сбудутся. Очень скоро по ним пройдётся катком наша История. Но пока герои живут Грядущим и Любовью…

Новая сюрреалистическая картина документалиста Алексея Федорченко «Ангелы революции» — самая распиаренная российская кинолента на международных кинофестивалях последнего полугодия. Она уже успела засветиться на МКФ в Таллинне, Риме, Лиссабоне, Одессе, Мельбурне, не говоря уже о «Кинотавре», где была удостоена приза «За лучшую режиссуру» и приза Гильдии киноведов и кинокритиков РФ. И вот в рамках параллельной программы «Выборгский счёт» 23-го «Окна в Европу» свежую и, как обычно, исключительно самобытную работу режиссёра увидят и на Северо-Западе РФ.

Алексей Федорченко прославился за пределами узкого круга авторского кинематографа пару лет назад благодаря своему этно-эпосу «Небесные жёны луговых мари». В «Ангелах революции» режиссёр сместил свой акцент из Марий Эл в другой финно-угорский регион России, нынешний Ханты-Мансийский АО — Югра. Сюжет фильма основан на реальных событиях. В его основе — Казымское восстание (1931−1934) — вооружённое сопротивление коренных народов приобской тундры, живших вдоль течения правого притока Оби — реки Казым — хантов и ненцев, политике советского правительства по ликвидации традиционной социально-экономической структуры этих народов и аккультурации их в пространстве складывающегося советского общества. Алексей Федорченко в привычной ему авангардистской манере показал события января 1934 года, когда восстания были подавлены и советская власть продолжила своё известное «триумфальное шествие» по стране.

«Поездка к матери»

Режиссёр: Михаил Косырев-Нестеров
Россия­-Франция, 2014

Главный герой фильма молодой человек после долгого перерыва приезжает навестить мать, давно живущую во Франции. Драматичные события единственного дня — встреча с матерью — переворачивают жизнь героя и его сестры.

Молодёжная драма «Поездка к матери» — ещё один заметный участник сразу двух программ кинофестиваля «Окно в Европу». Фильм Михаила Косырева-Нестерова представлен как в параллельной секции «Выборгский счёт», так и в конкурсной программе копродукции, которой славится «Окно в Европу». В этом году жюри этого конкурса возглавляет популярный российский актёр Алексей Гуськов, чей новый фильм «Пингвин нашего времени», где Гуськов дебютировал ещё и в качестве продюсера совместного российско-немецкого кинопроекта, будет фильмом закрытия Конкурса копродукции. Что же касается ленты «Поездка к матери», то фильм уже снискал положительные отзывы кинопрессы и профессионального сообщества. В его копилке сразу две награды минувшего 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение» в Омске: Приз за лучшую мужскую роль Артёму Алексееву и Приз за лучшую операторскую работу Олегу Лукичеву. Главным же копродукционным элементом фильма Михаила Косырева-Нестерова является участие в нём молодой французской актрисы Адель Экзаркопулос в роли сводной сестры главного героя. Эту девушку все запомнили после обрушившейся на неё всемирной славы в связи со скандальным кинохитом Абделатифа Кешиша — «Жизнь Адель».

«Брат Дэян»

Режиссёр: Бакур Бакурадзе
Россия-Германия-Сербия, 2015

Сюжет основан на реальных событиях. Бывший сербский генерал, герой нации во время гражданской войны на Балканах 90-х годов, уже десять лет вынужден скрываться от трибунала по подвалам и землянкам после того, как власти возложили всю вину на военных. Однако у генерала начинает шалить здоровье, и соратники тайно переселяют его в дом к деду Славко где-то на окраине горной деревни. Привыкший к изоляции главный герой постепенно начинает интересоваться сельской жизнью, общаться с людьми и дружить с дедом.

Пожалуй, самой политически ангажированной лентой Конкурса копродукции этого года в Выборге станет новая драма от самого грандиозного режиссёра современного авторского российского кинематографа — «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе. Автор нашумевших «Шультес» и «Охотник», международные премьеры которых состоялись в Каннах, потратил 4 года на съёмки своего нового фильма с сербскими мотивами. «Брат Дэян» параллельно с «Окно в Европу» стал единственным российским фильмом в Основном конкурсе 68-го МКФ в Локарно, который проходит в итальянской части Швейцарии почти одновременно с Выборгом — с 5 по 15 августа 2015. Картина Бакурадзе основана на реальной истории сербского генерала Дэяна Станича, сценарий ленты написал сам режиссёр, а продюсерами с российской стороны выступили настоящие тяжеловесы — Сергей Сельянов и Юлия Мишкинене. Проект «Брат Дэян» ещё с рабочим названием «Генерал» был поддержан на стадии девелопмента германо-российским фондом поддержки проектов совместного производства в 2012 году. На стадии съёмочного процесса лента была поддержана Сербией, где и проходили съёмки осенью и весной 2013 года. Основная часть средств вложена в картину частными российскими кинокомпаниями.

«Райские кущи»

Режиссёр: Александр Прошкин
Россия, 2015

Виктор Зилов — «баловень судьбы». Он живёт в крупном провинциальном городе, работает на неплохой работе: веб-дизайнером на ведущем областном интернет-портале. Он в расцвете сил, живой, большой мужчина. Его любят женщины, за ним идут друзья. Виктор шестой год живёт с Галей — красивой, умной, доброй — и вполне счастлив, крутя параллельно роман за романом. Его решения, соответствующие «духу времени», приносят ему новые подарки судьбы: новое жильё в элитном городском квартале Кущи, новую должность, новую любовь… Почему же эти подарки ему так непросто принять? И всё, что ему остаётся — получить при жизни собственный похоронный венок?

Отдельно стоит упомянуть имя российского кинорежиссёра Александра Прошкина. В этом году кинофестиваль «Окно в Европу» сделает подарок автору военной драмы «Искупление» и устроит настоящий бенефис мастера. В Выборге состоится творческий вечер Александра Прошкина в честь 75-летия режиссёра, и сразу два его новых фильма попали в разные программы кинофестиваля: драмеди «Охрана» по сценарию Юрия Арабова участвует в Конкурсе игровых картин, а мелодрама «Райские кущи» — в секции «Выборгская премьера». Первый её показ состоялся в июне во внеконкурсной программе Московского кинофестиваля. Теперь новую киновариацию по мотивам известной пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» покажут в Выборге. Впервые пьесу перенёс на экран Виталий Мельников в 1979 году. Тогда её экранизация — «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в главной роли стала одним из лидеров советского кинопроката. И вот «Райские кущи» Александра Прошкина — современная версия пьесы Вампилова, где главные роли исполняют Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова.

«72 часа»

Режиссёр: Кира Ангелина
Россия, 2015

Начало Великой Отечественной войны. Немецкие войска стремятся нанести «молниеносный удар» и захватить Москву. Их план хорошо продуман: первым пунктом на пути к его исполнению является небольшой город Людиново, ничем не примечательное поселение, кроме того, что оно имеет выгодное стратегическое расположение. Немецкие войска готовы к взятию городка, чтобы при первой же возможности с помощью железнодорожных путей и нескольких крупных дорог быстро и без потерь доставить свои свежие резервные части дальше по направлению к столице. И именно в этот момент все силы подпольной советской армии вблизи Людиново активизируются, стремясь препятствовать вражескому вторжению на родные земли.

Фильмом закрытия 23-го «Окно в Европу» в Выборге станет опять военная драма. Теме 70-летия победы в Великой отечественной войне, вообще, посвящена отдельная секция киносмотра этого года, поэтому военные ленты символически открывают и закрывают фестиваль в 2015 году. Это нашло своё отражение и в официальном постере кинофестиваля этого года. Если год назад фестивальный плакат украшала прекрасная Татьяна Самойлова, то теперь на нём — выразительное лицо Василия Шукшина. Так, через образ русского человека и солдата решили отметить 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Фильм «72 часа» рассказывает о почти забытых рядовых героях и преданных забвению предателях, следуя священному принципу «Никто не забыт, ничто не забыто». «72 часа» — история противостояния двух молодых людей, комсомольца Василия Шевцова и предателя Дмитрия Пронина. В новом фильме Киры Ангелиной заняты сплошь российские кинозвёзды: Алексей Шевченков, Ирина Розанова, Татьяна Лютаева, Дмитрий Лабуш, Анатолий Гущин, Елизавета Арзамасова, Александр Зельский и многие другие.