11 независимых фильмов Джейка Джилленхола

6 августа 2015

С выходом «Стрингера» в российский прокат мы решили обратить ваше внимание на страсть Джейка Джилленхола к независимому кино.

6 августа в российский прокат, наконец-то, выходит одна из самых ярких независимых картин прошлого предоскаровского сезона — криминальная драма Дэна Гилроя «Стрингер» с наипрекраснейшим Джейком Джилленхолом в главной роли. Так совпало, что конец июля-начало августа отечественный кинопрокат условно провозгласил «временем Джейка», когда в кинотеатрах можно посмотреть сразу две свежие работы актёра, в которых он предстаёт в диаметрально противоположных амплуа, как чисто физически, так и чисто по-актёрски. «Стрингер» и «Левша» снимались фактически друг за другом, и ради этих двух фильмов Джейк Джилленхол совершил такие перевоплощения, на которые не каждый актёр готов пойти даже в Голливуде.

«Стрингер» — типичный образец индимуви, совместный проект известного голливудского сценариста Дэна Гилроя и самого Джейка Джилленхола, в котором актёр выступает ещё и в качестве одного из продюсеров. Сюжет ленты строится вокруг главного персонажа — амбициозного молодого американца Лу Блума, тщетно пытающегося найти работу в Лос-Анджелесе. Он верит в «американскую мечту» и хочет преуспеть. Профессия репортёра открывает перед ним безграничные возможности: Малхолланд Драйв, Малибу, Беверли Хиллз. Но Город Ангелов не так-то просто покорить. В погоне за славой граница между добром и злом стирается. Каждую ночь, когда город засыпает, во все стороны разъезжаются бесшумные машины, оснащённые дорогими камерами, рациями, перехватывающими полицейские сводки. Их ведут стрингеры, журналисты-фрилансеры, также известные как «ночные черви», охотящиеся за поджогами, автокатастрофами, убийствами, надеясь продать это местным теленовостям. Бросаясь от одного места происшествия к другому, они одержимы желанием успеть первыми, воспринимая преступление как-то, за что могут заплатить.

«Стрингер» получился идеальной смесью нео-нуара и современной сатиры. С одной стороны, зрителю показывают то, как работает субкультура паразитического телевещания, «кухню» криминальных новостей, работающих по принципу — чем больше крови, тем выше рейтинги. Но, с другой стороны, «Стрингер» — вполне чёткий манифест Дэна Гилроя современному обществу, которое само хочет этой постоянной крови. Телевидение, как и вся журналистика, всегда работало по принципу: вы это хотите — мы это показываем. И пока наш социум живёт по правилам гладиаторских боев Древнего Рима, таких, как Лу Блум, будет всё больше и больше.

«Стрингер» получил номинации на все престижные кинопремии, но по непонятной причине (и нашему возмущению нет предела!!!) Джейк Джилленхол не был удостоен номинации на «Оскар» за роль Лу Блума, хотя сама картина была представлена в категории «Лучший оригинальный сценарий». Нам остаётся надеяться, что 28 февраля 2016 года уже по другой схеме — «По совокупности заслуг» — Киноакадемия исправит сложившуюся возмутительную несправедливость и вручит Джейку полагающийся «Оскар» за его непревзойдённое актёрское мастерство. Ну, а пока Синемафия решила внести свою лепту в популяризацию творческого достояния замечательного киноактёра и вспомнить его 11 неплохих независимых проектов. Индимуви — самое любимое направление в кинодеятельности звезды Голливуда, поэтому «Принца Персии» и иже с ним в нашем топе вы не увидите. Это совсем другая история.


«Донни Дарко» (Donnie Darko)

Режиссёр: Ричард Келли
США, 2001

К своим 16 годам старшеклассник Донни уже знает, что такое смерть. После несчастного случая, едва не стоившего ему жизни, Донни открывает в себе способности изменять время и судьбу. Перемены, случившиеся с ним, пугают всех, кто его окружает —родителей, сестер, учителей, друзей, любимую девушку.

Выражаясь высокопарно, после «Донни Дарко» о Джейке Джилленхоле заговорили в Голливуде: мол, «у нас появилась новая молодая перспективная звезда». Так оно, конечно, и было, ведь фантастический триллер Ричарда Келли про странного парня продемонстрировал недюжинный актёрский талант исполнителя главной роли и заодно предопределил любовь Джейка к независимому кинематографу на всю жизнь. Известный факт, что по завершении съёмок перед режиссёром картины замаячила проблема: было невероятно сложно найти компанию, которая решилась бы прокатывать фильм, — продюсеров, привыкших к чётким сюжетным конструкциям, очень смущала жанровая неопределённость картины. По словам Ричарда Келли, дистрибьютор фильма в США никак не мог найти нужное время для выхода картины в прокат, так как. кино объединяет в себе множество жанров: дистрибьютор не представлял, как вести рекламную кампанию. Но, так или иначе, «Донни Дарко» увидели все истинные киноманы, а о Джейке Джилленхоле заговорили как об актёре, за которым нужно пристально следить. Гены дали знать: актёр родился в 100%-ой киношной семье (его отец — Стивен Джилленхол, известный голливудский режиссёр и продюсер, а мать Наоми Фонер — сценарист, у которой копилке «Золотой глобус» за сценарий к криминальной драме Сидни Люмета «На холостом ходу»). Кстати, в «Донни Дарко» Джейк снялся вместе со своей старшей сестрой, актрисой и тоже очень талантливой — Мэгги Джилленхол.

«Хорошая девочка» (The Good Girl)

Режиссёр: Мигель Артета
США, 2002

Очаровательная Джастин прозябает в маленьком городке, разочаровавшись в ленивом муже, скучной работе и своей несчастной судьбе. Но всё меняется, когда она находит родственную душу — молодого красавца Холдена, который давно работает рядом с ней. Бурный роман преображает её жизнь, но постепенно страсть превращается в одержимость, а любовная интрига — в опасный заговор, и Джастин понимает, что ввязалась в рискованную и непредсказуемую игру.

Исключительно телесериальный режиссёр Мигель Артета снял самую недооценённую инди-мелодраму начала «нулевых». Фильм стал настоящим открытием сразу для обоих исполнителей главных ролей: суперизвестная по ситкому «Друзья» божественнейшая Дженнифер Энистон изменила своему комедийному амплуа и сыграла драматическую роль, а Джейк Джилленхол выстрелил после «Донни Дарко» в необычном образе, правда, опять с элементами деменций. Оба актёра — а для Джен это типичная ситуация — подружились на съёмках и спустя уже многие годы называют «Хорошую девочку» одним из своих самых любимых проектов.

«Миля лунного света» (Moonlight Mile)

Режиссёр: Брэд Силберлинг
США, 2002

Незадолго до свадьбы трагически погибает невеста Джо. Молодой человек считает своим долгом остаться с родителями погибшей девушки. В то время, как герой размышляет сможет ли он когда-нибудь начать жизнь заново, в его судьбе появляется другая…

Следующий заметный независимый проект Джейка Джилленхола, в котором актёр встретился на площадке с настоящими тяжеловесами: Сьюзен Сарандон и Дастином Хоффманом. Джейк не испугался такого авторитетного соседства и показал всё, на что был способен в свои 20 с небольшим лет. Ну, а зарождавшаяся армия поклонников актера отметила, насколько он хорош в обычной мелодраматической роли, причём без всяких психических отклонений.

«Доказательство» (Proof)

Режиссёр: Джон Мэдден
США, 2004

Кэтрин с трудом пытается примириться со смертью своего отца, выдающегося математика, гениальность которого соседствовала с безумием. Пережить горе, побороть давно скрываемые страхи и преодолеть душевную подавленность ей помогает один из бывших учеников отца, Хэл, который копается в записных книжках ученого в надежде найти еще одно доказательство его величия. В то время как Кэтрин с ужасом думает о том, какую цену придется заплатить за унаследованный ею дар, к ней приезжает сестра, решившая помочь уладить дела их отца…

Джейк Джилленхол набивает руку на инди-драмах, параллельно упражняясь в блокбастерах вроде «Послезавтра» и качаясь в спортзале. В итоге к актёрскому таланту добавляется и столь необходимая в Голливуде мачо-внешность, а как следствие — и новые роли в не особо коммерческих проектах. Драма «Доказательство» от режиссёра «оскароносного» «Влюблённого Шекспира» Джона Мэддена привела Джейка Джилленхола в пул молодых кинозвёзд, которые снимаются только с великими актёрами — в случае с «Доказательством» это уже был Энтони Хопкинс. Лента участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля 2005 года, а за Джейком закрепилась слава ХОРОШЕГО актёра.

«Горбатая гора» (Brokeback Mountain)

Режиссёр: Энг Ли
США-Канада, 2005

На фоне живописных просторов штата Вайоминг разворачивается изящная романтическая история сложных взаимоотношений двух молодых людей — помощника владельца ранчо и ковбоя родео. Совершенно случайно жарким летним днём герои встречаются и скоро понимают, что теперь не могут прожить и дня друг без друга. Судьба упрямо испытывает их на прочность. Однако общие трудности делают их взаимоотношения еще более проникновенными…

Если с фильмом «Доказательство» Mostra (так неофициально называют Венецианский кинофестиваль) прокатила Джейка Джилленхола, то новая инди-драма от самобытного Энга Ли про любовь двух ковбоев «Горбатая гора» Венецианский кинофестиваль покорила — Золотого Льва картина получила, равно как и 4 «Золотых глобуса» и 3 «Оскара». Именно тогда Джейк получил свою первую заслуженную номинацию на «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль второго плана». О «Горбатой горе» за последние 10 лет сказано и написано немало, повторяться мы не будем, разве что уточним — Джейк способен играть абсолютно любые роли, причём он вживается в образ настолько глубоко, что некоторые даже самые ярые приверженцы техники Станиславского по сравнению с ним выглядят на экране как откровенная профнепригодность. Джейку же все роли покорны, в том числе и роль ковбоя-гея. Ну, а о дружбе между двумя исполнителями главных ролей — Джейком и Хитом Леджером — также не устают повторять последние годы, даже когда Хита уже нет среди нас.

«Морпехи» (Jarhead)

Режиссёр: Сэм Мендес
Германия-США, 2005

Действие картины разворачивается во время войны в Персидском заливе. Морской пехотинец Энтони Суоффорд — потомственный военный. После курса подготовки в специальном лагере его отправляют на Ближний Восток, где идут военные действия. Со снайперской винтовкой в руках и с тяжелым рюкзаком за плечами ему предстоит проделать нелегкий путь по пустыне, где нет спасения от невыносимой жары и иракских солдат, которые в любую минуту могут появиться на горизонте. Суоффорд и его друзья-однополчане делают все возможное, чтобы поддержать друг друга в этой сложной обстановке. Чувствуя себя совершенно чужими в этой стране, они вынуждены сражаться с невидимым врагом за неведомые им идеалы…

Сразу после «Горбатой горы» Джейк Джилленхол вовсю продемонстрировал свою маскулинность в антивоенном манифесте Сэма Мендеса. Джейк впервые получил свой большой гонорар в размере 3 миллионов долларов, а всем фанатам стало понятно — не осталось ролей, с которыми бы Джейк не справился. Причём отличительная особенность всех фильмов Джилленхола, будь то коммерческие проекты или чистой воды индимуви — он всегда подходит со всей ответственностью к физической части своей работы. Увидеть Джейка обнажённым можно всегда, и он будет выглядеть именно так, как бы на его месте выглядел реальный человек, в данном случае — морпех. Полнейшее погружение в роль! Сэм Мендес не прогадал, взяв Джейка вместо Леонардо ДиКаприо и его друга Тоби Магуайра на главную роль.

«Версия» (Rendition)

Режиссёр: Гэвин Худ
США, 2007

Когда при перелете из Африки в Америку бесследно «исчезает» египтянин Анвар, подозреваемый в терроризме, его американская жена Изабелла и аналитик ЦРУ Дуглас всеми силами пытаются вызволить его из находящейся за пределами США секретной тюрьмы, где Анвара подвергают жестоким пыткам, пытаясь «выбить» из него признание.

Попробовал свои силы Джейк Джилленхол и в жанре политической драмы. Лента «Версия» стала голливудским дебютом южноафриканского режиссёра Гэвина Худа, до неё получившего «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке» — криминальную драму про главаря уличной банды из Йоханнесбурга «Цоци». В случае с «Версией» Гэвину Худу доверили «звёздный» арсенал Голливуда — Джейка Джилленхола, Риз Уизерспун и саму Мэрил Стрип. В одном из своих интервью о фильме гранд дама Голливуда признавалась, что редко ей удаётся встретиться на площадке с достойными партнёрами: Джейк Джилленхол смог впечатлить актрису надолго. Да и зрители оказались под сильным впечатлением от очередного перевоплощения бывшего морпеха. Ну, а про Риз Уизерспун и говорить нечего: актриса еще несколько лет встречалась с Джейком в реальной жизни.

«Братья» (Brothers)

Режиссёр: Джим Шеридан
США, 2009

Два брата… Они так не похожи друг на друга. Старший, Сэм — бравый офицер, любящий муж и отец. А младший, Томми, мечется по жизни, словно ходит по лезвию бритвы. Уезжая добровольцем на войну в Афганистан, Сэм просит Томми позаботиться о детях и жене Грейс. Проходит время, от Сэма нет вестей. Его считают без вести пропавшим. Томми, как может, утешает Грейс. Незаметно между ними вспыхивает чувство…

С Тоби Магуайром Джейк Джилленхол, всё-таки встретился на одной площадке. Актёрский тандем Магуайр+Джилленхол+Натали Портман под чутким руководством режиссера легендарного байопика «Во имя отца» Джима Шеридана стал главной отличительной чертой нового проекта Джилленхола. Так мастерски любовный треугольник при очень сложных обстоятельствах ещё никому не удавалось сыграть раньше на большом экране. Картина заслуженно получила несколько номинаций на премию «Золотой глобус». Любопытная деталь: среди сценаристов «Братьев» был и один из авторов сериала «Игра престолов» — Дэвид Бениофф.

«Патруль» (End of Watch)

Режиссёр: Дэвид Эйр
США, 2012

Лос-Анджелес. На первый взгляд, это самый обычный город, живущий своей жизнью. А вот если копнуть глубже, туда, где обитают преступные группировки и криминальные общины, понимаешь, как сложна работа местных полицейских. О таких бравых ребятах, служащих закону и заботящихся о порядке на улицах города, и пойдет речь. Перед нами двое неразлучных товарищей-копов. Эти парни дорожат своей дружбой и готовы подставить друг другу плечо в любую минуту. Нечасто случается, чтобы напарники были лучшими друзьями. Героям сопутствует успех в делах, они настоящие профессионалы в своем нелегком деле. И надо же было такому случиться, что во время патрулирования одного из самых преступных районов Лос-Анджелеса они попадают в водоворот страшных криминальных событий…

Несколько лет плотный график Джейка Джилленхола был расписан разного калибра коммерческими фильмами — от диснеевского «Принца Персии» до романтической мелодрамы «Любовь и другие лекарства», где Джейк окончательно и бесповоротно убедил всех, что он — настоящий секси-чувак. Но по актёру было видно, что он скучает по независимому кино — и вот режиссёр Дэвид Эйр предложил парню главную роль в своём малобюджетном боевике про полицию Лос-Анджелеса. Джилленхол опять всех покорил своей безупречной физической подготовкой и потрясающей актёрской игрой, а фильм с бюджетом в 7 миллионов долларов окупился в прокате в 4 раза, и это — отдельная заслуга самого режиссёра и российского оператора Романа Васьянова, которые уже потом снимут военную драму «Ярость» с Брэдом Питтом. Ну, а после «Патруля» за Джейком закрепилась слава самого рентабельного актёра индимуви: все его последующие проекты превосходили свои скромные затраты в разы, попадая даже в самый ограниченный прокат.

«Пленницы» (Prisoners)

Режиссёр: Дени Вильнёв
США, 2013

Келлер Довер сталкивается с самым большим кошмаром каждого родителя: его шестилетняя дочь пропала вместе с подругой. Время бежит, девочки не возвращаются, и паника достигает своего предела. Единственная зацепка — обветшалый фургончик, который был припаркован на их улице, когда девочки играли во дворе. Детектив Локки, возглавляющий расследование, арестовывает его водителя, Алекса Джонса, но вскоре полиция вынуждена его отпустить из-за нехватки улик. Полиция медлит, а обезумевший от горя отец берет дело в свои руки. Но как далеко готов зайти Келлер в поисках девочек?

Через какое-то время в жизни Джейка Джилленхола появился новомодный канадский режиссёр Дени Вильнёв. За короткое время парни успели сделать два совместных и совершенно разных проекта — от высокобюджетного криминального триллера «Пленницы» до полнейшего артхаусного детектива «Враг» по роману Жозе Сарамаго. Везде Джилленхол был неотразим, хотя изначально на роли, которые он сыграл в обоих фильмах, претендовали другие более раскрученные и дорогостоящие кинозвёзды. Зато теперь эти фильмы ассоциируются исключительно с Джилленхолом.

«Левша» (Southpaw)

Режиссёр: Антуан Фукуа
США, 2015

У боксера Билли Хоупа все было прекрасно: звание чемпиона, красавица-жена и любимая дочка. Но фортуна отворачивается от него: при трагических обстоятельствах жена погибает, дисквалификация на ринге, нулевые доходы, суд лишает его родительских прав… Хоуп должен отстоять звание чемпиона и вернуть дочь. Есть ли у Хоупа шансы на победу? Все решит его знаменитый хук левой…

Пожалуй, лучшее, что есть в фильмографии Джейка Джилленхола на сегодняшний момент вместе со «Стрингером». Хорошо, что именно в российском прокате обе эти картины вышли друг за другом. Их и нужно смотреть в той же последовательности, особенно принимая во внимание те физические метаморфозы, на которые пошёл актёр ради этих ролей. Как известно, для роли морально опустившегося стрингера Джейк похудел на 15 кг, чтобы выглядеть измождённым и одержимым. А для роли боксёра актёр за 6 месяцев усиленных тренировок должен был вернуть эти 15 кг и прибавить ещё 7 кг чистой мышечной массы, чтобы соответствовать той весовой категории, боксёра которой он воплощает на экране. И «Стрингер», и «Левша» — фильмы фактически об одном и том же: люди-маньяки своих безумных идей, только финалы у этих судеб совершенно противоположные. Мы искренне надеемся, что «Оскар» найдёт Джилленхола по совокупности этих ролей в будущем феврале!


P. S. И мы уже вовсю ждём конца сентября, когда в российский прокат выйдет приключенческая драма Бальтасара Кормакура «Эверест», где Джейк Джилленхол предстанет на этот раз в виде альпиниста. Картина станет фильмом открытия грядущего Венецианского кинофестиваля.