Кино и театр: Жюльет Бинош в спектакле «Антигона» Иво Ван Хове

3 сентября 2015

Синемафия побывала на знаменитом Эдинбургском театральном фестивале, чтобы взглянуть на прекрасную Жюльет Бинош в роли Антигоны в спектакле Иво Ван Хове.

Весь август Эдинбург бурлил — пел, танцевал, лицедеил и всячески радовал зрителя, как местного, так и приезжего всевозможными талантами.

Я съездила на один день в столицу Шотландии, чтобы погрузиться в историю древних Фив. Получилось это невероятное путешествие сквозь время и пространство благодаря (нет, не доктору Кто) постановке Иво ван Хове «Антигона». Бессмертная пьеса Софокла обрела новую жизнь на подмостках Люксембургского театра в феврале 2015 года и спустя полгода добралась до севера Шотландии. Сама по себе примечательная пьеса сыграна великолепными актерами, правит бал которыми Патрик О'Кейн в роли Креона и божественная Жюльет Бинош в роли Антигоны.

Перед спектаклем мне удалось побывать на общественной научно-популярной дискуссии, посвященной пьесе, ее истории и интерпретации в разные времена.

Дискуссия «Antigone. Again and again» проходила в главном штабе Эдинбургского фестиваля — The hub. Каждый приезжающий в Эдинбург непременно поражается, что вот это здание со шпилем, так идеально подходящее для того, чтобы быть кафедральным собором, благо и расположение позволяет — 100 метров по Royal Mile от Эдинбургского Замка, на самом деле вполне себе «гражданское здание». Сейчас. А сто пятьдесят лет назад оно было возведено для Генеральной Ассамблеи Шотландской Церкви. Но в 1929 году Церковь от него отказалась, и долгие годы здание использовалось для различных гражданских нужд. Собором, впрочем, оно тоже успело побывать, но недолго с 1950-х до 1980-х, после чего практически не использовалось. И лишь в 1999 году перешло в руки Эдинбургского фестиваля.

Это был пролог о том, что дискуссия проводилась в прекрасной аудитории, с галереей, и ложами, так что вполне можно было себя почувствовать студентом века этак прошлого.

В дискуссии принимали участие Дуглас Каирнс — профессор классической литературы и Ольга Таксиду — профессор драмы, оба из Эдинбургского университета. И вот тут впервые у меня был шок — 90% аудитории было заполнено людьми пожилого возраста. Люди тянутся к знаниям независимо от того, как давно они выпустились из университета.

Много говорили и об истории софокловской «Антигоны», о первых постановках, и о реакции зрителей. Тогда в Афинах Перикла пьеса произвела фурор, ведь показать сильную женщину, которая борется с мужчинами, пусть даже безуспешно, было новаторски. Возможно, это стало возможным благодаря активной гражданской деятельности второй жены Перикла — Аспасии. Но главный конфликт, который поднимался в пьесе — это несоответствие законов государственных вековым традициям племен. Эта тема — о том, насколько справедлив и актуален закон, навязываемый сверху — актуальна и до сих пор. И слова Софокла, преодолев две с половиной тысячи лет, звучат уже в стенах Европейского парламента от греческого премьер-министра, который говорит о необходимости справедливости в законах.

Но и до этого «Антигона» не оставляла равнодушным авторов. Особенной популярностью она стала пользоваться во время Второй Мировой Войны, когда сразу в двух враждующих государствах стала символом, для каждого своим.

Во Франции, благодаря Жану Аную, переработанная «Антигона» призывала не подчиняться насилию оккупантов и вдохновляла в последние годы войны (первая постановка увидела свет в 1944 году).

«Антигона» Жана Ануя

В Германии же, «Антигона» была одной из самых популярных пьес во времена Третьего Рейха. Но и после падения режима она продолжила свой победоносный марш по подмосткам страны. В 1948 году Бертольт Брехт изменил главный конфликт пьесы, сделав его более современным — упор делался на отвлечение народа от экономического упадка посредством войны. Пролог же рассказывал о двух сестрах, которые в апреле 1945 года должны были сделать трудный выбор — отречься от брата, которого повесили эсесовцы, или скрыть это, сохранив себе жизнь.

И по сей день «Антигона» не оставляет равнодушной ни исследователей, которые находят в ней все новые актуальные мотивы: и политические, и социальные, и феминистические; ни служителей сцены — в последние годы «Антигона» стала очень популярна в странах Востока, где с помощью нее женщины выражают свой протест.

Вернемся же к «Антигоне» Ван Хове. Постановка была в духе последний веяний театра — минимум декораций, использование заднего занавеса как экрана для проектирования образов, максимальная приближенность актеров к зрителю.

Компанию блистательной Жюльет Бинош, которая исполняет Антигону, составляет не менее звездный ансамбль. Патрик О’Кейн — Креон в «Антигоне», сыграл более 50 ролей в театре, а в кино замечен во множестве британских и не только сериалов, в том числе «Игре Престолов», «Крахе» и «Борджиа», где сыграл Франческо Гонзагу. Его мать Эвридику играет Кэтрин Погсон, которую лично я узнала по «Завтраку на Плутоне», где она сыграла небольшую роль. Но больше всего меня поразили молодые актеры, Керсти Бушел, играющая сестру Антигоны — Исмину, и Самуэль Эдвард-Кук, сыгравший сына Креона и жениха Антигоны.

Спектакль открывается не с поднятием занавеса, а с рассветом солнца. Панель, скрывающая солнечный диск, уплывает вверх, и свет озаряет сцену. Впрочем, вся постановка проходит в полутонах и с неярким освещением. Кроме солнечного диска на задней кулисе появляются тени людей, пустынные пейзажи, сцены из городской жизни. В приглушенных цветах эта часть декорации дает дополнительный эффект происходящему на сцене — будь то монологи главных героев или тишина, в которой Антигона предает земле (актриса буквально осыпает актера землей) тело своего брата. Чтобы потом, наоборот, тело самой Антигоны опускалось под подмостки под трагичную музыку Дэниэла Фрейтага.

Бинош, кажется, играет на таких же полутонах — сжатая и собранная, она смотрится на огромной сцене хрупко и одиноко. Легкие движения, однако, раскрывают всю боль и тяжесть страданий. Естественность голоса в моменты кульминации переходит в нечеловеческий крик.

Многие были недовольны выбором кинозвезды на такую противоречивую роль, но, по моему мнению, Жюльет опровергает все сомнения с первой же секунды появления на сцене. Она как истинный мастер сцены уступает ее, когда это необходимо. Она знает, как приковать к себе внимание, но знает, как и отпустить зрителя. Она присутствует на сцене всегда — даже когда ее нет, она невидимым эхом отражается в словах других актеров. Жюльет современна и вне времени. И это, пожалуй, лучший комплимент, который ей можно сделать как исполнительнице Антигоны, героине пьесы, которая также актуальна во все времена.

После спектакля мне удалось добраться до Жюльет

Позволю себе еще ремарку об аудитории — в отличие от лекции, в театре преобладала молодежь, в том числе и школьного возраста. И я видела сияние их глаз от слез, во время и после спектакля. Наверное, ради этого и существует искусство.