Кадр из спектакля «Макбет» (Макбет — Кеннет Брана, леди Макбет — Алекс Кингстон)

Театр+Кино: Шекспир на большом экране

14 марта 2014

В этом году на киноэкране можно было посмотреть 11 британских спектаклей по пьесам Шекспира. Мы предлагаем возможные киноварианты замены.

В этом году в рамках торжественного отмечания 450-летия со дня рождения (и грядущего 400-летия со дня смерти) Уильяма нашего Шекспира 10 британских театральных постановок (и одну оперу) транслировали в кинотеатрах; часть до сих пор можно увидеть. Мы посмотрели все и расскажем, чем они хороши и какие киноэкранизации этих пьес можно посмотреть вместо.

1. Генрих V

Постановка: Театр «Глобус» (Лондон), 2012 год, режиссер Доминик Дромгул.

В главных ролях: Джейми Паркер (Генрих), Сэм Кокс (Пистоль), Пол Райдер (Бардольф), Найджел Кук (герцог Эксетер), Оливия Росс (принцесса Екатерина) и др.

Особенности: Духоподъемная и полная патриотизма пьеса о событиях вокруг битвы при Азенкуре. Первая из глобусовских постановок, увиденная нашими зрителями в кинотеатре: именно «Генрих Пятый» открывал театральный шекспировский фестиваль в начале октября. Первое впечатление — самое сильное, и когда ты видишь, как толпа зрителей, стоящая в партере «Глобуса», хором кричит: «Господь за Гарри и святой Георг!» — такое запоминается надолго. В остальном это вполне себе традиционная постановка — декораций мало, костюмы приближены к историческим. Если вы немножко не прослезитесь на речи про Криспинов день — то сердца у вас нет.

Джейми Паркер уже играл Генриха — тогда еще принца Хэла — в постановках двух частей «Генриха IV».

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Генрих V» (1944, Великобритания, реж. Лоуренс Оливье) — снятая во время Второй мировой картина была ровно тем же, что и пьеса Шекспира по сути, т.е. духоподъемной пропагандой. Речь про день святого Криспина звучала как обращение к воюющим британцам по ту сторону экрана.
  • «Генрих V» (1989, Великобритания, реж. Кеннет Брана) — здесь Генрих в исполнении самого Браны уже не величественный воин, как у Оливье, а свой парень, полный жизни.
  • «Пустая корона: Генрих V» (2012, Великобритания, реж. Теа Шэррок) — последняя серия из четырех экранизаций шекспировскх исторических хроник, в роли Генриха V — Том Хиддлстон (он же исполнил эту роль в двух частях «Генриха IV»). Экранизация без смысловых купюр — тут король, в соответствии с текстом и историей, обещает перебить все население несдающегося ему французского города Арфлёра, а также отдает приказ убить две тысячи пленных. Также режиссер выбирает проиллюстрировать слова Хора (Джон Хёрт) о смерти короля сценой его похорон — обычно этого в экранизациях нет.

2. Ричард II

Постановка: Королевская Шекспировская компания (RSC), 2013 год, режиссер Грегори Доран.

В главных ролях: Дэвид Теннант (Ричард), Найджел Линдси (Болингброк), Майкл Пеннингтон (Джон Гонт), Оливер Форд Дейвис (Йорк) и др.

Особенности: История последних полутора лет правления Ричарда II и захвата власти Генри Болингброком, будущим (спойлер!) Генрихом IV, папой героя описанной выше пьесы. Неожиданное решение со сценическим образом Ричарда (ладно длинные волосы, но блестящие ногти!) привлекло внимание к пьесе не хуже, чем объявление исполнителя главной роли. Но это, конечно, всё наносное: на деле это очень тонко поданная и повернутая история о самой природе власти как королевской, так и всякой иной.

Теннант, всем известный скорее как Барти Крауч из «Гарри Поттера», и, конечно, Десятый Доктор, на самом деле шекспировский актер: он играл в «Как вам это понравится» (1996), «Ромео и Джульетте» (2000), «Гамлете» (2008), «Бесплодных усилиях любви» (2008) и «Много шума из ничего» (2011). Тем, кому понравился «Ричард»: посмотрите еще «Гамлета», которого показывали на BBC, и «Много шума из ничего», который можно найти в коллекции Digital Theatre. Не знаю, лучший ли у Теннанта Гамлет — в конце концов, Гамлет вообще у каждого свой, — но Бенедикт у него фантастический.

Экранизация:

  • «Пустая корона: Ричард II» (2012, Великобритания, реж. Руперт Гулд) — телефильм, первый в серии экранизаций шекспировских хроник о Ланкастерах. В роли Ричарда II — Бен Уишоу, в роли Генриха Болингброка, будущего Генриха IV — Рори Киннир.

3. Отелло

Постановка: Королевский Национальный Театр, 2013, режиссер Николас Хайтнер.

В главных ролях: Рори Киннир (Яго), Эдриан Лестер (Отелло), Оливия Виналл (Дездемона), Том Робертсон (Родриго), Линдси Маршалл (Эмилия), Джонатан Бейли (Кассио).

Особенности: Трагедия венецианского мавра и его недоверия к жене на фоне военных событий и попыток подчиненного отмстить всем и вся за всяческие обиды. Действие перенесено в современность, военные события, судя по пустынному варианту камуфляжной формы, происходят где-то на Ближнем Востоке. Дездемона бегает в балетках и джинсах, Яго курит сигареты одну за другой, за сценой звучат выстрелы и шум вертолетов.

Рори Киннир за роль Яго номинирован на британскую театральную премию Лоуренса Оливье; также и весь спектакль номинирован в категории «Лучшая постановка». Получит ли — узнаем в начале апреля.

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Отелло» (1957) — Сергей Бондарчук в роли Отелло, Ирина Скобцева в роли Дездемоны. Классическая советская постановка — с театральной декламацией и театральными же величественными позами.
  • «Отелло» (1986, Италия, режиссер Франко Дзифирелли) — экранизация оперы Верди, главные партии исполняют Пласидо Доминго и Катя Риччарелли.
  • «Отелло» (1995, Великобритания, реж Оливер Паркер), в роли Отелло — Лоренс Фишберн, в роли Яго — Кеннет Брана. Режиссер Паркер потом с таким же вниманием к деталям экранизировал Оскара Уайльда. Красиво, костюмы, но игрой фильм вытаскивает только Брана.

4. Макбет

Постановка: Международный фестиваль в Манчестере, 2013, реж. Роб Эшфорд, Кеннет Брана.

В главных ролях: Кеннет Брана (Макбет), Алекс Кингстон (леди Макбет), Рэй Фирон (Макдуф), Джон Шрапнел (Дункан), Александр Влахос (Малькольм).

Особенности: «Шотландская пьеса», чье название даже произносить на сцене — уже значит накликать несчастье. История о жажде власти, толкающей на преступление, и преступлении, затягивающем в безумие. Вместо сцены у нас — полная грязи траншея,одним концом уходящая в тьму, другим — в стилизованную церковь с витражом. В этой грязи герои ходят, бегают, убивают и умирают; «грязное средневековье» по полной. На самом деле все представление происходит в не использующейся по назначению церкви, что только добавляет атмосферности.

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Трон в крови» (1955, Япония, реж. Акира Куросава) — лучшая на данный момент экранизация «Макбета» не упоминает имя главного героя; действие происходит в средневековой Японии, вместо шотландцев — самураи, вместо ведьм — лесные духи.
  • «Макбет» (1971, Великобритания, реж. Роман Полански) — атмосферная, туманная и костюмная экранизация пьесы; снималась не в Шотландии, а в Уэльсе.
  • «Макбет» (2015, Великобритания, реж.) — судя по кадрам со съемочной площадки, это будет мой любимый шекспировский фильм. Ну или почти. Но сами подумайте: Майкл Фассбендер в роли Макбета, Марион Котийар (с французским акцентом!) — в роли леди Макбет, Джек Рэйнор в роли Малькольма, Пэдди Консидайн в роли Банко, Элизабет Дебики в роли леди Макдуф и Шон Харрис в роли Макдуфа.

5. Гамлет

Постановка: Королевский Национальный Театр, 2010, режиссер — Николас Хайтнер.

В главных ролях: Рори Киннир (Гамлет), Клэр Хиггинс (Гертруда), Патрик Малахайд (Клавдий), Дэвид Кальдер (Полоний), Рут Негга (Офелия), Алекс Ланипекун (Лаэрт) и др.

Особенности: трагедия Гамлета, принца Датского, в постановке Национального театра до нас дошла только сейчас, хотя в Великобритании в кинотеатрах она транслировалась в том же 2010 году. Но за три года она актуальности не утратила. Действие происходит в условной Дании нашего времени, студент Гамлет ходит в вытянутом свитере, курит, сидит в сундуке с книгами и везде находит прослушивающие устройства. Отдельное спасибо постановке за то, что тут «осовременивание» встроено в пьесу органично, и когда при подготовке к показу пьесы все происходит под «Firestarter» Prodigy — это не вызывает отторжения. Ну и Рори Киннир, конечно, один из великий актеров своео поколения, жалко, что его в кино так мало задействуют.

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Гамлет» (1948, реж. Лоуренс Оливье) — интересен тем, что это единственный (!) Оскар за роль в экранизации Шекспира. Стыд и позор тебе, академия!
  • «Гамлет» (1966, СССР, реж. Георгий Козинцев) — Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета, не только советская, но и мировая классика.
  • «Принц Ютландии» (1993, Великобритания, реж.) — Хелен Миррен, Гэбриэл Бирн и Кристиан Бейл разыгрывают не совсем шекспировскую экранизацию, но вроде как «а вот что было на самом деле». Гамлет — вернее, принц Амлед, — внимание, СПОЙЛЕР! — всех победит.

6. Кориолан

Постановка: Donmar Warehouse (Лондон), 2013, режиссер Джози Рурк.

В главных ролях: Том Хиддлстон (Кай Марций), Марк Гатисс (Менений), Хэдли Фрэйзер (Авфидий) и др.

Особенности: Хиддлстон — довольно неожиданный выбор на роль главного героя — несмотря на то, что персонаж, скорее всего, был его ровесником, традиционно в театре эту роль исполняют актеры около пятидесяти лет, если не старше. Но Джози Рорк не прогадала — билеты на два месяца показа пьесы были распроданы менее чем за полчаса.

Использование микроскопического пространства самого театра реализовано по полной: на сцене почти нет декораций (только стулья да лестница), костюмы представляют собой крайнюю степень стилизации, зато все внимание — на актеров. И актеры выкладываются так, что как закончатся жалкие два с половиной часа действия — ты выходишь выжатый, как лимон, будто это ты только что и воевал, и страдал.

Том Хиддлстон за роль Кориолана и Марк Гатисс за роль Менения номинированы на британскую театральную премию Лоуренса Оливье. Получат ли — узнаем в начале апреля.

Экранизация:

  • «Кориолан» (2012, Великобритания, реж. Рэйф Файнс) — очень жесткая осовремененная версия, действие перенесено на условные современные Балканы. Кориолан (Рэйф Файнс) ходит с автоматом и кричит, потому что контужен взрывом, толпа снимает его на телефоны, вольски под предводительством Авфидия (Джерард Батлер) приближаются к городу на БТРах, и все это — под идеально ложащийся текст пятивековой давности.

7. Двенадцатая ночь

Постановка: «Глобус», 2012, постановка — Тим Кэрролл.

В главных ролях: Марк Райлэнс (Оливия), Стивен Фрай (Мальволио), Пол Чахиди (Мария), Джонни Флинн (Виола), Лиам Бреннан (Орсино).

Особенности: полное погружение в шекспировский театр. Мало того, что действие происходит на сцене «Глобуса», так еще и все роли играют мужчины, как то во времена Елизаветы I и было положено. Надо сказать, что это только добавляет шарма уже известной истории: когда мальчик играет девочку, которая переодевается в мальчика — это куда как забавнее, чем обычные привычные нам в этой роли актрисы, которые просто переодеваются мужчинами.

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Двенадцатая ночь» (1955, СССР, реж. Ян Фрид), в главных ролях — Алла Ларионова, Клара Лучко, Георгий Вицин, Михаил Яншин. Классическая, нарочито театрализованная экранизация.
  • «Двенадцатая ночь» (1986, Великобритания, режиссер Тревор Нунн): действие перенесено в XIX век и, видимо, куда-то в Северную Европу, судя по одежде. В главных ролях — молоденькие Хелена Бонэм-Картер и Тоби Стивенс.
  • «Она — мужчина» (2006, США, реж.) — чуть ли не последняя ласточка модных «осовремененных и подростковых» версий Шекспира. Виола (Аманда Байнс) переодевается мальчиком, чтобы играть в футбол в школе, и отчаянно пытается не влюбиться в капитана команды, Дюка (Ченнинг Татум).

8. Много шума из ничего

Постановка: «Глобус», 2011, Джереми Хэррин.

В главных ролях: Ив Бэст (Беатриче), Чарльз Эдвардс (Бенедикт), Они Ухияра (Геро), Филип Камбас (Клавдио), Пол Хантер (Кизил), Джозеф Марселл (Леонато) и др.

Особенности: еще одна вполне традиционная для нашего взгляда шекспировская постановка (если опустить тот факт, что наличие темнокожих актеров не в ролях мавров все еще вызывает удивление в зале), которую как раз в этом сезоне можно было и пропустить, тем более что ничего нового в прочтении пьесы она не дает. Разве что Клавдио чуть ли не впервые на моей памяти выведен не несчастным возлюбленным с хоть какими-то оправданиями, а полным и первостатейным ******* [нехорошим человеком].

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Много шума из ничего» (1993, Великобритания, реж. Кеннет Брана) — действие перенесено в Тоскану XIX века, везде солнце, все в белых костюмах.
  • «Много шума из ничего» (2012, США, реж. Джосс Уидон) — черно-белый фильм, снятый режиссером одновременно с «Мстителями» «в собственном доме, с друзьями». Знакомые по сериалам Уидона лица в главных ролях: Бенедикт — Алексис Денисофф (Уэсли из «Ангела»), Беатриче — Эми Экер (Фред/Иллирия из «Ангела»), дон Педро — Кларк Грегг (агент Колсон из «Агентов Щ.И.Т.а»), Кизил - Нейтан Филлион (капитан Рейнольдс из «Светлячка»), дон Хуан — Шон Махер (Саймон из «Светлячка»).
  • «Любовью за любовь» (1983, СССР, реж. Татьяна Березенцева) — фильм с музыкальными номерами на музыку Тихона Хренникова, в роли Бенедикта — Ярмольник, в роли Беатриче — Лариса Удовиченко, в эпизодической роли Алла Пугачева, картонные декорации. Что, зря что ли у меня вытекли глаза, пока я это смотрела? Пусть еще кто-то пострадает.

9. Укрощение строптивой

Постановка: «Глобус», 2012, режиссер Тоби Фроу.

В главных ролях: Саманта Спайро (Катарина), Саймон Пэйсли Дэй (Петруччо), Майкл Бертеншоу (Гремио), Пирс Куигли (Грумио), Джозеф Тиммс (Люченцио) и др.

Особенности: самая, наверное, феминистская из пьес Шекспира — несмотря на вроде бы прописанный прямо противоположный посыл. Опять же в традициях «Глобуса» — с обращением к залу, шутками-прибаутками да музыкантами на балкончике.

Три наиболее интересные экранизации:

  • «Укрощение строптивой» (1967, США, реж. Франко Дзифирелли) — красивая костюмная постановка, снятая на натуре в Италии. В главных ролях Ричард Бёртон и Элизабет Тэйлор.
  • «МакЛинток!» (1963, США, реж. Эндрю МакЛаглен) — комедийный вестерн с Джоном Уэйном и Морин О'Хара
  • «10 причин моей ненависти» (1999, США, реж. Джтл Джангер) — подростковая комедия, в главных ролях Хит Леджер, Джозеф Гордон-Левитт, Джулия Стайлз.

10. Всё хорошо, что хорошо кончается

Постановка: «Глобус», 2011, режиссер Джон Дав.

В главных ролях: Элли Пирси (Елена), Сэм Крейн (Бертрам), Джейни Ди (графиня Руссильонская), Лаваш (Колин Хёрли), Сэм Кокс (король Французский) и др.

Особенности: пьеса, которую ставят куда реже, чем почти всего остального Шекспира. История простолюдинки-Елены, исцелившей короля и в награду получившую в мужья Бертрама, графа Руссильонского: означенный граф, однако, не очень рад такой перспективе и немедленно после бракосочетания сбегает на войну, не забыв выдвинуть Елене два совершенно невыполнимых условия. Не очень романтическая история о трудном счастье одной девушки сыграна удивительно тонко, и даже непонятно становится, почему её так редко ставят.

Экранизаций, увы, нет.

11. Фальстаф

Пришлось добавить оперу, чтобы добраться до фетишного для нашего сайта числа 11, но, слава богу, мы до него добрались. Итак, опера Джузеппе Верди.

Постановка: Метрополитен Опера, Нью-Йорк, 2013. Режиссер — Роберт Карсен, дирижер — Джеймс Ливайн.

В главных ролях: Амброджо Маэстри (Фальстаф), Анжела Мид  (Алиса Форд), Лизетт Оропеса (Наннетта), Стефани Блайт (Миссис Квикли) .

Особенности: сюжет о славном холостяке сэре Джоне Фальстафе позаимствован в основном из «Виндзорских насмешниц», хотя есть некоторые элементы и из «Генриха IV». Последняя опера Верди была третьим для него обращением к Шекспиру: ранее он написал оперы «Макбет» и «Отелло».

«Насмешницам» с экранизациями, увы, не повезло.