Майкл Фассбендер в образе Стива Джобса: важно ли портретное сходство?

Правда или вымысел: что важнее для фильма?

7 октября 2015; источник: Variety

Кристофер Тэпли из Variety задается вопросом: так ли важно соответствие сценария фактам для художественной ценности фильма?

Кажется, очень уместно, что фильм под названием «Правда» готовится к участию в предоскаровской гонке наряду с другими фильмами, которые уже получили обычные замечания и критику за сверхдраматизацию реальных событий.

На кинофестивале в Теллурайде сценарист «Стива Джобса» Аарон Соркин постарался опередить критику и рассказал, что байопик Дэнни Бойла не обязательно показывает события такими, какими они были. «Искусство — это не передача того, что произошло», сказал тогда Соркин. «О нем [Стиве Джобсе] достаточно хороших журналистских работ». Цель же фильма, подчеркнул Соркин, в том, чтобы создать не «фотографию», а «картину».

Аарон Соркин

В конце прошлого оскаровского сезона «Сельма» Авы Дюверней попала под град критики относительно фактологической составляющей фильма, и цикл статей на эту тему не помог фильму в оскаровской гонке. Досталось и «Охотнику на лис» Беннетта Миллера. Три года назад беспрецедентная критика «Цели номер один» пришла из Конгресса США на том основании, что — по крайней мере, по мнению политиков, — фильм создал неверное впечатление, что информация для поимки Усамы Бен Ладена была получена с помощью пыток. Настолько часто прибегают к приему «это у вас неправда в фильме», что можно задуматься — не нарочно ли на столько раннем этапе маркетинга фильма авторы постарались перевести внимание на другое, не было ли это упреждающим ударом?

В любом случае, это не помешало главе Applе Тиму Куку критиковать фильм за глаза, как и другие проекты на ту же тему — документальный фильм Алекса Гибни «Стив Джобс: человек в машине» и фильм Джошуа Майкла Штерна «Джобс: Империя Соблазна» с Эштоном Кутчером. В интервью Стивену Кольберу Кук сказал, что он знал Джонса как «удивительного человека», и был ощутимо недоволен тем не таким уж положительным образом Майкла Фассбендера в фильме Дэнни Бойла. Он также назвал такие проекты «конъюнктурными».

Конечно, вам решать, какая версия изложения событий вам понравится больше, но по крайней мере очевидно, что создатели фильма не были заинтересованы в создании типового «сборника величайших хитов». Возможно, такой титан, как Джобс, заслуживает большего, чем традиционное для байопика механическое перечисление фактов. Изучение его как человека, а не представление биографии в форме списка событий, гораздо интереснее, чем простой пересказ его жизни.

Соркин, кстати, в ответе на претензии Кука не постеснялся использовать тяжелую артиллерию: «Если у вас в Китае на заводе работают дети за 17 центов в час, то вы бы постеснялись называть чьи-то действия „конъюнктурными“». Вскоре Соркин извинился, потому как последнее, что нужно студии Юниверсал — это обмен колкостями между Apple и авторами фильма.

Между тем, сообщник Уайти Булджера Кевин Уикс, сыгранный Джесси Племонсом в «Черной Мессе» Скотта Купера, пошел дальше и нанял агента, чтобы тот разослал всем предложения взять у него интервью. Назвав фильм «фантазией» в интервью Daily Beast, Уикс — который дал показания против сообщников в обмен на смягчение приговора, — был недоволен тем, что он в фильме выглядел как «костолом с синдромом Дауна».

Кевин Уикс: в фильме «Черная Месса"(Уикса играет Джесси Племонс) и в жизни

Он также разобрал фильм, сцена за сценой, тщательно (до жути) описав, как фактическое убийство 26-летней девушки отличалось от показанного в фильме, и заявил, что единственной соответствующей действительности в образе Джонни Деппа деталью была прическа. Один из адвокатов Булджера, Хэнк Бреннан, также усомнился в правдивости фильма. (Вам уж решать, насколько можно верить словам бывшего заключенного и адвоката).

Еще можно вспомнить автора «В разреженном воздухе» Джона Кракауэра, который назвал «полной ерундой» фильм Балтазара Кормакур «Эверест» о трагедии при восхождении в 1996 году. Кормакур сказал, что сценарий Уильяма Николсона Саймона Бофоя не был основан на каком-то конкретном рассказе о происшедшем; так что явно не на книге Кракауэра. Цель, по словам актера Майкла Келли (который играет Кракауэра в фильме), была в смешении всех свидетельств о трагедии.

Майкл Келли в роли Джона Кракауэра в фильме «Эверест»

Кажется крайне утомительным, что так много недавних фильмов — даже научно-фантастический фильм «Гравитация», который два года назад в твиттере критиковал астрофизик Нил деГрасси Тайсон за неправильную орбиту МКС, — сталкиваются с такими придирками. Это часто превращает фильм в жертву в беспощадном мире предоскаровских кампаний, где обвинения фильма в неточности представления событий достаточно для того, чтобы обойти вниманием достойного кандидата. Фильмы, как и кинопремии, должны заниматься не этим.

В Теллурайде Бойл прекрасно это сформулировал: «Просто потому, что факты переданы не верно, нельзя говорить, что история не правдива. В искусстве и кино, вы должны представлять правду, а не фотографировать её».