13 цветов СПЕКТРа

18 ноября 2015

Редакция посмотрела «007: СПЕКТР», и мнения, как водится, разделились. Расскажем о том, что понравилось, а что — нет.

Мы решили рассказать как о том, что нам безоговорочно понравилось, так и о том, что вызвало недоумение. С одной стороны — хорош тот фильм, который вызывает разные реакции. А с другой — когда большая часть реакций сводится к «да, но…», хорошо ли это?

Итак, мы разобрали фильм на кусочки, будто паззл. 13 аспектов фильма, так сказать, 13 оттенков СПЕКТРа, которые вызвали нашу реакцию, представлены ниже.

Джеймс Бонд

Юлия Бойцова

Возможно, я сейчас побуду немного Капитаном Очевидность, но «Джеймс Бонд» для меня — это, скорее, должность, а не конкретная личность. То есть меняются эпохи, меняются актеры, но я предпочитаю думать, что это просто разные люди, которым в свое время приходится становится тем самым «Джеймсом».

И, наверное, по этой причине я не люблю сравнивать Пирса Броснана с Тимоти Далтоном, а Шона Коннери с Дэниэлом Крэйгом. Да, есть какой-то книжный образ, но мы все знаем, что тогда Агентом 007 пожизненно должен был бы быть компьютерный Кэри Грант — и никаких других вариантов.

Вариации про «лицо сантехника/фермера/простолюдина» меня тоже вгоняют в ступор. Вас смущает, что Бонд с внешностью Дэниэла Крэйга может покорять женщин? Агентов Ми-6 должны отбирать по правильности черт лица? Нет, приятно, конечно, про это думать с эстетической точки зрения, но с практической — как-то страшновато.

Я веду исключительно к тому, что, по-моему, у Крэйга как раз все получилось очень удачно. Он выстроил очень цельного героя от начала до конца. Как никому, ему удалось показать, что несмотря на всю свою жесткость — Агент 007 тоже человек. За мускулами видна человечность. Мы помним, как в «Казино Рояль» он был готов пожертвовать карьерой шпиона ради настоящей любви. Мы видим, как он делает это в «СПЕКТРе». Браво, Джеймс! Браво, Дэниэл!

Ольга Володина

Новая — прямо с «Казино Рояль» — трактовка образа Бонда как такого простого парня, а не лощеного аристократа, накладывает на сюжет определенные ограничения. По первости Бонду было наплевать, смешан у него мартини или взболтан, что такое хороший костюм он понятия не имел, да и вообще — парень был не про внешнее, в отличие от своих предшественников.

В «СПЕКТРе» Мендес предпринимает не так чтобы удачную попытку совместить образ Бонда из предыдущих трех фильмов с более традиционным, давним Бондом. В итоге Джеймс с одной стороны — изломанный, страдающий и живой, а с другой — робот, которому уже все обрыдло, и который для дела что угодно сделает, вот, хоть героиню Моники Белуччи у зеркала того-с. И в итоге сидит на новом Джеймсе образ Джеймса старого как плохой костюм, и так это мешает, господи…

Мадлен Сванн

Юлия Бойцова

Давайте уже смиримся, что у Джеймса Бонда слабость к француженкам. Ева Грин, Ольга Куриленко, Беренис Марло. До этого — Кароль Буке, Софи Марсо. И вот теперь Леа Сейду. Я в данном случае голосую «за» однозначно. Идеальная подруга Бонда: она мила, может за себя постоять, многое пережила. Изначально были сомнения, что у нее не получится избежать параллелей с Веспер Линд, но, как по мне, Леа Сейду талантливо выстраивает свою линию. И в итоге становится Той Самой Женщиной Джеймса Бонда.

Ольга Володина

Не то чтобы мне не понравилось, как играет Сейду — она играет ровно то, что ей дали играть. То, что играть ей вообще нечего — не её вина. Просто образ — это такой сплав Трейси ди Виченцо (единственная жена Бонда — из «На тайной службе Её Величества») и Веспер Линд («Казино Рояль»), что, собственно, никакой отдельной Мадлен Сванн там нет. Есть образ дочери идеологического противника, с которым у Бонда временно совпали цели (привет, Трейси). Есть образ самостоятельной женщины, которая может за себя постоять (привет, Веспер). А отдельной Мадлен там нет, увы.

Там есть проблеск какого-то отдельного героя — в сцене с пьяной Мадлен в отеле — но не считать же две фразы целостным образом?

Сюжет

Юлия Бойцова

Мы все прекрасно помним историю о том, как сценарий «СПЕКТРа» хакеры слили в сеть, и все желающие могли с ним ознакомиться. На выходе сильно принципиально ничего не изменилось. Типичный фильм «бондианы» — в обязательном порядке женщины, машины, злодей и погони. В середине немного устаешь искать во всем этом логику, но где-то на подкорке понимаешь, что Бонд — он как дальний родственник: вроде и надоел, но раз в год его видеть приятно. При всем при этом, копнув, ты понимаешь, что погружаешься в мир шекспировских страстей, где Джеймс Бонд — это современный Гамлет. А вот хорошо это или плохо для фильма такого рода — уже другой вопрос.

Ольга Володина

Главная проблема основной линии сюжета «СПЕКТРа» — ну, кроме того, что сюжет вообще похож на лоскутное одеяло, с миру по нитке, — в том, что идея «а давайте за всеми следить» не только в кино уже была, и в этом году в кино уже была, она и в бондовской франшизе уже была. Вспомните «Завтра не умрет никогда» — там вся интрига строилась как раз вокруг опасности медиамагнатов и информационных потоков в их руках. А тут вместо медиамагната — одноклассник премьер-министра, тоже мне значимая замена.

С другой стороны, это первый Бонд, в котором идет прямое противостояние нового метода ведения разведывательной деятельности (дроны, камеры и прочие способы наблюдения) старым добрым агентам. И хотя бы за то, что старая гвардия выигрывает, сюжету хочется очень многое простить.

P. S. Ой, про сценарий. А «Бледный король» — это они «Настоящего детектива"посмотрели, что ли, и хвастаются? Господи, стыд какой.

Злодеи

Юлия Бойцова

Блофельд

Нет. Я все понимаю, Кристоф Вальц сел на своего коня и прекрасно себя ощущает в роли отрицательных героев с вкрадчивым голосом, но… Давайте будем откровенными — это прекрасный актер, но он заигрался и везде одинаковый. С его ухмылками и излишней театральностью.

Что касается героя, то, серьезно, мысль о том, что этот персонаж якобы маячил четыре фильма на заднем плане с целью мести, потому что папа любил Джеймса чуть больше, вводит меня в недоумение. Как правильно подметили, это примерно как если бы Джокер не был Агентом Хаоса, а, скорее, был бы парнем, с которым Брюс Уэйн в свое время не поделил песочницу. Так и здесь — мотивация главного антагониста все же какая-то жалкая, если вдуматься.

Ольга Володина

Батиста

Наверное, единственный логичный злодей во всей когорте злодеев «СПЕКТРа». Как сказать — логичный: он вышел из того же сундука с тропами и шаблонами, что и остальные злодеи, но он хотя бы позволяет бороться с ним напрямую. Он выполняет определенную функцию — но хотя бы с ней справляется. У него, как и у остальных персонажей, нет полноценной истории — но ему единственному она и не нужна, он функция, сила природы. Он, наконец, запоминается.

Песня

Юлия Бойцова

Я из того самого меньшинства, кому ужасно нравится заглавная песня «СПЕКТРа», поэтому буду хвалить снова и снова. Да, Сэм Смит представил нам что-то совершенно отличное от произведений, которые звучали в более ранних фильмах бондианы. Но, по-моему, Writing’s On the Wall задает нужное настроение именно этой картине. Сэм Смит как бы обращается к уязвимой, эмоциональной стороне Джеймса Бонда, в то время как предыдущие музыканты все старались давить на его мужественность. Но и Бонд ведь тут совсем другой.

Кстати, многие поклонники Агента 007 считают, что Сэм Смит пошел по пути Мортена Харкета. Действительно песня последнего The Living Daylights была освистана фанатами. Ровно так же, как это происходит с Сэмом и его Writing’s On the Wall.

Ольга Володина

Как только вышла песня Сэма Смита — все поделились на тех, кому понравилось, и тех, кто сделал фейспалм. Нет, конечно, были те, которым было вообще пофиг, но мы сейчас о наличии хоть какой-то эмоциональной реакции.

Так вот, фейспалм мой, как и мой сурок — со мною. Прослушивание песни под видеоряд титров не сделало её лучше, наоборот — хуже.

Ладно, черт с ними, с абсолютно банальными параллелями с сюжетом фильма в тексте песни (и про преследующие осколки прошлого, и про стрельбу без промаха — слушайте, нельзя так писать). Но вот рыдающие интонации Смита, который в тексте вроде как примеряет на себя роль Джеймса Бонда — этого простить нельзя. Не может образ Бонда ассоциироваться с рыданиями и «я задыхаюсь без тебя». Бонд — не такой. И крэйговский Бонд тем более не такой.

Крис Корнелл — это да, это было попадание в образ. И Джек Уайт с Алишей Киз. И даже Адель — мелодраматично, но девочка же, девочкам можно.

А вот Сэм Смит — нет, спасибо, заберите.

Заставка

Ольга Володина

Я думала написать много про вот это вот безобразие из осьминогов и чернил, но, вы знаете, это как о покойнике — лучше помолчим.

Машины

Юлия Бойцова

Невозможно говорить про Джеймса Бонда и не вспоминать про крутые машины, которые появляются в кадре. Что мы имеем в «СПЕКТРе»?

Конечно Aston Martin, который Бонд одалживает у Ми-6. Что любопытно, впервые дизайн машины был разработан специально для фильма. Aston Martin произвели всего десять машин DB10, ни одна из которых так и не поступила в продажу. Все они были переданы в руки каскадерам фильма, в числе которых, кстати, Бен Коллинз (бывший Стиг из Top Gear).

Круче всего эта машина смотрится в сцене погони в Риме, когда ее преследует «злодейский» Jaguar C-X75. Эта модель была представлена на Парижском автосалоне аж в 2010 году, но в продажу в итоге так тоже и не поступила. В данном случае — из-за мирового финансового кризиса.

Еще две примечательные машины можно наблюдать в сцене погони в Австрии. Это Range Rover Sport SVR, который вполне можно приобрести, если у вас есть свободные 90 000 фунтов. И Land Rover Defender Big Foot. В конце этого года внедорожник будет снят с производства, но в «СПЕКТРе» засветится успевает.

Сюжетные отсылки

Юлия Бойцова

Не то, чтобы я большой поклонник и знаток «бондианы» в целом, но некоторые «пасхалки» бросались в глаза даже мне. Не будем сейчас, наверное, даже вспоминать лишний раз белого кота, Блофельда и «СПЕКТР» как организацию в целом, а также «Бонд. Джеймс Бонд» и «Shaken. Not stirred».

Пробежимся по незаметным деталям. Например, на постерах красовался Дэниэл Крэйг в белом костюме с красной гвоздикой в петлице. Это точная копия образа Шона Коннери в «Голдфингере».

А вот черный бадлон (прости, водолазка) — это точная копия Роджера Мура из «Живи и дай умереть».

Давайте еще совсем углубимся в детали — но и костюмчик Джеймса для мексиканского «Дня мертвых» тоже позаимствован из «Живи и дай умереть». В этом случае — у Барона Самеди.

А вот и шахматы, которые когда-то появлялись в «Из России с любовью», где мы впервые встречаемся с Блофельдом.

Автомобиль, на котором Джеймса и Мадлен везут в логово главного злодея, тоже уже появлялся в предыдущих фильмах. Да, Rolls-Royce Phantom, мы тебя помним по «Голдфингеру»

Моника

Юлия Бойцова

Мы уже привыкли, что по правилам хорошего тона у Джеймса Бонда как минимум по две девушки в каждом фильме. Частенько, кто-то из них хочет его убить. Частенько, одну из них убивают в первые минут 5. Так вот, когда в касте «СПЕКТРа» появилась Моника Беллуччи, то мир завибрировал. К счастью или к сожалению, она как раз из тех, кто появляется ровно на 10 минут фильма и гордо несет знамя первой «женщины Джеймса Бонда». Мы о возрасте, конечно!

А вообще, мы тут пока статью писали, посоветовались и решили, что лучше Джеммы, которую утопили в мазуте, все же «второй девушки» не было. Так что прости, Моника!

М и МИ6

Ольга Володина

Наверное, единственная сюжетная линия, которая осталась от реалистичного Бонда (все остальное — это полный привет восьмидесятым), и потому — самая, наверное, крутая. Такой ЛеКарре-лайт: подковерные интриги, борьба разведок, решающаяся в кабинетах судьба мира.

И М (Рэйф Файнс) там единственный из всех героев соображает, что делает — когда восторженные недошпионы Кью и Манипенни бросаются к нему «давайте немедленно спасать Бонда», он один в этом шапито оценивает ситуацию верно, а не на уровне диснеевского фильма для школьников. Он продумывает операцию по захвату С. Он её и проводит, в конце концов.

А можно мне лично отдельный фильм про полковника Мэллори и Билла Таннера? Спасибо.

Юмор

Ольга Володина

Та самая попытка совместить нового Бонда со старым заставляет неловко ерзать в кресле, когда на экране пытаются шутить. Нет, там есть уместные шутки (вроде «я знаю, что означает С») или даже смешные (про коктейль с антиоксидантами), но несоответствие тона повествования событиям как-то резко удивляет. Мы от такого отвыкли за последние десять лет, мистер Мендес.

Ну и, это, Мадлен Сванн? Так и вижу, как сценаристы бьют себя по коленкам от восторга — «ай, как мы придумали, все поймут, что мы читали Пруста, это тонкий юмор, это вам не Ксения Онатопп!». Вы знаете, тут уж или крестик, или трусы. Или мы такие все изысканные, или мы возвращаемся к совершенно Роджеро-Муровскому Бонду, с шутками для самых непритязательных.

Юлия Бойцова

Я тут честно силилась вспомнить самую удачную шутку в фильме. «Советую подумать о котах»? Ну, возможно. Хотя, положа руку на сердце — это какой-то слишком суровый Джеймс Бонд получился.

Котик

Ольга Володина

И, в конце концов, после взрыва на базе СПЕКТРа в Тунисе нам так и не показали котика. Блофилд-то выжил, а вот котик?! Неужели Бонд стал котикоубийцей?!