Кадр из фильма «Голгофа»: Келли Райлли и Брендан Глисон

Неделя ирландского кино в Москве

16 марта 2014

Со среды в Москве идет приуроченная ко дню Святого Патрика неделя ирландского кино. Мы выбрали пять фильмов, которые стоит посмотреть на большом экране.

Неделя Ирландии, проводящаяся в Москве далеко не в первый раз, в этом году занимает аж 11 дней (с 12 по 23 марта) и включает в себя разные мероприятия, от концертов до выставок (и, конечно, парад Святого Патрика). Не отрицая важности остальных событий, выпьем зеленого пива и приступим к обсуждению кино.

Мы выбрали пять фильмов, которые еще будут показаны в рамках недели кино Ирландии и которые стоио бы посмотреть. Вот вам даже расписание, когда бежать в кинотеатры.

1. «Голгофа»

Режиссер: Джон Майкл МакДона

В ролях: Брендан Глисон, Крис О'Дауд, Келли Райлли, Донал Глисон, Эйдан Гиллен, Дилан Моран

Про что: С самого начала неделя у отца Джеймса не задалась. На исповеди неизвестный обещал его убить, потому как он слишком невинен для этого мира: зачем убивать плохого священника, если можно убить хорошего? У отца Джеймса неделя, чтобы привести дела в порядок — ну и выяснить, зачем вообще его убивать.

Зачем смотреть: Второй брат МакДона снял прекрасный фильм «Однажды в Ирландии» и, кажется, решил специализироваться на жизни в ирландской глубинке и фильмах с Бренданом Глисоном — это уже второй по тому же лекалу. Не то чтобы мы были против: смотреть на старшего Глисона можно вечно, да и мрачный юмор у МакДона такой, что любо-дорого послушать. Многие киноэксперты заранее включают Глисона в лонг-лист претендентов на «Оскар», что, конечно, не может не радовать.

2. «Той ночью в Дублине»

Режиссер: Ленни Абрахамсон

В ролях: Джек Рейнор, Ларс Миккельсен, Ройзин Мёрфи, Сэм Кили

Про что: в жизни у выпускника школы и будущего студента Ричарда Карлсена всё прекрасно. У него обеспеченная семья, он популярен, он капитан команды регби, у него очень милая девушка. Но вот так сложится, что всего один неверный шаг отправит его жизнь в тартарары.

Зачем смотреть: Фильм 2012 года, основанный на реальных событиях. В Ирландии он сначала стал самым кассовым фильмом года, а потом: а) собрал почти все ирландские «Оскары» — за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль, лучший сценарий; б) открыл всему миру Джека Рейнора, который в своей первой большой роли творит на экране такое, что только молча изумляться остается.

И если Рейнор не станет международной суперзвездой (чему, конечно, должны адски поспособствовать «Трансформеры» — спасибо Майклу Бэю за зоркие глаза), то я обещаю съесть свою шляпу. Купить и съесть.

3. «Мальчишник по-ирландски»

Режиссер: Джон Батлер

В ролях: Эндрю Скотт, Питер МакДональд, Хью О'Коннор, Брин Глисон, Эми Хуберман

Про что: театральный декоратор Финон готовится к свадьбе и уже достал невесту своим постоянным участием в обсуждении всех деталей свадьбы. Она умоляет шафера, Дэвина, забрать Финона на мальчишник — ну или хотя бы на треккинг в горы, если уж вариант с «нажраться в хлам в пабах» жениха не устраивает. И вот пятеро друзей отправляются в путешествие на выходные, только есть одна проблема: с ними увязывается будущий шурин по прозвищу Машина, человек без руля и ветрил. То ли еще будет ойойой.

Зачем смотреть: в чем-то очень похожая на первый «Мальчишник в Вегасе» идея о хороших друзьях и навязанном им в компанию будущем шурине всё-таки строится не на американских клише, а на ирландском колорите; на не столько внезапных гэгах, сколько взаимодействии персонажей. Ужасно милый фильм получился — уютный такой, домашний. Про вред алкоголя и наркотиков и величие U2.

Ну и если кто-то скучал по Мориарти из «Шерлока», то вот он вам.

4. «Люби»

Режиссер: Стеф Грин

В ролях: Максин Пик, Уилл Форте, Эдвард МакЛиэм

Про что: американский доктор приезжает в Ирландию, и там наблюдает за семьей, в которой с отцом приключился удар, а упорная и упрямая его жена уверена, что всё можно исправить — но постепенно понимает, что жизнь стала другой.

Зачем смотреть: это, конечно, очень санденсовский фильм, который действительно больше похож на независимое американское кино, чем на продукт европейской национальной кинематографии. Но это же не плохо — наоборот, это хорошо; такой способ показать, что для историй про человеческие отношения нет большой разницы, происходит ли дело в Старом Свете или в Новом, люди-то, может, и с разными привычками — но внутри все очень похожие.

С «Люби» связана единственная пока накладка фестиваля: фильмом-открытием была заявлена «Голгофа», но её не успели привезти, и как раз «Люби» показывали вместо.

5. «Ирландский паб»

Режиссер: Алекс Феган

Про что: документальный фильм о (сюрприииииз) ирландских пабах и о людях, которые их держат. О нескольких поколениях владельцев пабов по всей Ирландии, о том, чем паб хорош. «В Англию едут ради чая, а в Ирландию — ради пабов», как скажет одна из героинь фильмов.

Зачем смотреть: можно, конечно, подвести под просмотр научную базу и чувствовать себя культуролгом или социальным антропологом. А можно просто насладиться полутора часами окна в совершенно другой мир и иное восприятие свободного времени и культуры пития.

И плакать потом, что нет у нас аналогичной культуры пабов. И даже хотя бы культуры рюмочных.