Оскар: В центре внимания. Прогноз 2016

18 декабря 2015

14 января будут объявлены номинанты на призы Американской Киноакадемии — они же «Оскары». Попробуем угадать, кто окажется в этом списке.

В самом конце зимы мы пытались угадать, какие фильмы войдут в число наиболее вероятных кандидатов на номинацию Главного Фильма Года и прочие не менее прекрасные номинации. С какими-то мы угадали: привет, «Черная месса», «Стив Джобс», «Бруклин», «Выживший» и еще кое-кто. С какими-то совсем нет: «Алоха» и «Море деревьев» провалились с треском (один в прокате, другой прямо на каннской премьере). Кто-то не успел: «Молчание» Скорсезе и «Сноуден» Стоуна переехали на следующий прокатный год.

Пришла пора попробовать подвести итоги и подумать, кто же войдет в итоговые списки.

Лучший фильм

Главная номинация года, в которую, согласно «оскаровским» правилам, может попасть от 5 до 10 фильмов. Главное правило — как и для всех остальных категорий, кроме фильмов на иностранном языке, — прокат в Лос-Анджелесе не менее недели в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года.

В прошлом году к декабрю уже было понятно, что если не произойдет чуда, то выбирать будут из двух фильмов — «Отрочество» и «Бёрдмэн» были явными фаворитами гонки; разве что «Американский снайпер» мог им попортить малину неожиданным кассовым успехом.

В этом году есть целый корпус фильмов, которые могут победить, а единого лидера — увы, нет. Или ура, нет — предполагать куда веселее.

Как и в прошлом году, лучшим способом предсказать победителя остается простой вариант — посмотреть, какой фильм объявил лучшим Гильдия продюсеров Америки. За последние 8 лет победители «Оскара» и премии Гильдии продюсеров совпали 7, 5 раз: половинка пришлась на разделивших призв 2013 году «12 лет рабства» и «Гравитацию». Победителей Гильдия объявит 23 января; ждать осталось недолго.

Пока я преполагаю, что в десятке — если будет десятка — с наибольшей вероятностью окажутся:

  1. «Безумный Макс: Дорога ярости» / Mad Max: Fury Road — реж. Джордж Миллер (дата выхода в России — 14 мая 2015 года)
  2. «Бруклин» / Brooklyn — реж. Джон Краули (дата выхода в России неизвестна)
  3. «В центре внимания» / Spotlight — реж. Том МакКарти (дата выхода в России — 4 февраля 2016 года)
  4. «Выживший» / The Revenant — реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту (дата выхода в России — 7 января 2016 года)
  5. «Головоломка» / Inside Out — реж. Пит Доктер (дата выхода в России — 18 июня 2015 года)
  6. «Игра на понижение» / The Big Short — реж. Адам МакКей (дата выхода в России — 28 января 2016 года)
  7. «Комната» / Room — реж. Ленни Абрахамсон (дата выхода в России неизвестна)
  8. «Марсианин» / The Martian — реж. Ридли Скотт (дата выхода в России — 8 октября 2015 года)
  9. «Омерзительная восьмерка» / The Hateful Eight — реж. Квентин Тарантино (дата выхода в России — 14 января 2016 года)
  10. «Шпионский мост» / Bridge of Spies — реж. Стивен Спилберг (дата выхода в России — 3 декабря 2015 года)

Конечно, есть еще с десяток фильмов, которые могут пролезть в десятку: это и явно претендующие на актерские номинации «Кэрол» и «Стив Джобс», а то и «Девушка из Дании» и «Чёрная месса»; потенциально расового разнообразия могут добавить «Крид: Наследие Рокки» или «Голос улиц».

С гораздо меньшей вероятностью в топ прорвутся европейцы: «45 лет» Хэя или «Молодость» Соррентино.

Ну, а место блокбастера в дестяке могут занять и новые «Звездные войны»: четвертому эпизоду в 1977 году удалось собрать 10 номинаций, включая «Лучший фильм», так что всякое может быть.

С месяц назад Variety представил вот такой график «предсказаний экспертов»:

Получается, что «В центре внимания» остается главным фаворитом гонки — по крайней мере, с точки зрения попадания в итоговый список номинантов. Фильм попал и в итоговую десятку Американского института кинематографии, и взял приз Gotham за лучший фильм года.

Да, в десятку лучших фильмов года Американского института кинематографии попоали и «Звездные войны», и «Безумный Макс»; будем надеяться, что итоговая десятка оскара будет такой же блокбастерной.


Лучший режиссер

Когда неизвестно, кому достанется главный «Оскар», с режиссерами дело проще обстоять не может: вот и тут. Мест всего пять, хороших режиссеров в этом году — много. К тому же после прошлогоднего скандальчика («как, они не включили черную женщину!») приходится опасаться, что политкорректность может сыграть серьезную роль в отборе кандидатов на пятерку .

Впрочем, найти что пятерых, что четырех кандидатов — задача не из легких.

Я сейчас скорее попытаюсь составить идеальный для себя список, а не дать вам стопроцентую вероятность; до номинаций Гильдии режиссеров Америки еще есть время, а кроме них предсказания в этой номинации мало кому даются удачно.

  1. Ридли Скотт («Марсианин»)
  2. Алехандро Гонсалес Иньярриту («Выживший»)
  3. Стивен Спилберг («Шпионский мост»)
  4. Джордж Миллер («Безумный Макс: Дорога ярости»)
  5. Том МакКарти («В центре внимания»)

Кроме них, очень вероятны Адам МакКей («Игра на понижение») и Тодд Хейнс («Кэрол»). Нельзя сбрасывать со счетов Ленни Абрахамсона («Комната») и Квентина Тарантино («Омерзительная восьмерка»). Есть и уже получавшие «Оскар» режиссеры — Дэнни Бойл («Стив Джобс») и Том Хупер («Девушка из Дании»). Есть, наконец, Дэвид О. Расселл с «Джой».

Хотите иных ожидаемых вариантов? Их есть у меня. К примеру, Райн Куглер («Крид») или Ф. Гэри Грей («Голос Улиц»), если решат разграть расовую карту. А то и Кэри Фукунага («Безродные звери») — он тоже может разбавить компанию белых мужчин. С женщинами в режиссерском кресле в пуле вероятных кандидатов в этом году плоховато, увы — так что обвинений в дискриминации по полу «Оскар» не избежит.

На приведеном ниже графике из Variety отражены ожидания экспертов в течение «оскаровкой» кампании: как мы видим, у Ридли и Миллера шансы растут, а у МакКарти вообще все отлично.

12 января мы будем ждать номинации Гильдии режиссеров; они обычно достаточно близки к оскаровской реальности.


Лучший актер

Если мы который год подряд поверим, что пятерка актеров по большей части совпадет с номинациями Гильдии киноактеров Америки, то пятерка будет выглядеть следующим образом:

  1. Брайан Крэнстон («Трамбо»)
  2. Джонни Депп («Черная месса»)
  3. Леонардо ДиКаприо («Выживший»)
  4. Майкл Фассбендер («Стив Джобс»)
  5. Эдди Редмэйн («Девушка из Дании»)

Это уже не смешно: все пять номинированы за роли реальных людей в фильмах, которые почти без натяжки можно назвать байопиками. Дональд Трамбо — настоящий сценарист, «Уайти» Булджер — настоящий ганстер, Хью Гласс — настоящий траппер, Эйнар Вегенер — настоящий художник, и даже Стив Джобс — настоящий Стив Джобс.

Следуя тренду, неплохие шансы сохраняет Уилл Смит за роль реально существующего доктора в околоспортивной медицинской драме «Сотрясение», Майкл Китон за роль реально существующего репортера бостонского газеты в «В центре внимания» и Том Хэнкс за роль адвоката Донована в основанном на реальных событиях фильме «Шпионский мост».

Чтобы разбавить всю толпу реальных героев, очень хотелось бы добавить к кандидатам придуманого (ура!) астронавта Марка Уотни из «Марсианина» (Мэтту Дэймону не привыкать к «оскаровским» номинациям) или хотя бы Шерлока Холмса (Иэн МакКеллен в «Мистере Холмсе»).

Том Харди, взявший приз за «Легенду» на церемонии вручения премии Британского независимого кино, скорее всего, совпадает с трендом, но до пятерки не доберется, как и Макбет-Фассбендер в «Макбете» (а жаль).

Получивший приз Gotham за лучшую мужскую роль Пол Дано в оскаровской гонке окажется, скорее всего, в списке претендентов на номинацию за лучшую роль второго плана.


Лучшая актриса

В этом году номинация скорее удивительная, чем предсказуемая: две сильные кандидатуры, Руни Мара («Кэрол») и Алисия Викандер («Девушка из Дании»), должны, по мнению студий, бороться за победу в номинации за роль второго плана. Куда их определят голосующие, правда — бог весть; как мы уже рассказывали, мнение студий не всегда учитывают при итоговом голосовании. К примеру, на «Золотом Глобусе» (который, конечно, вообще не показатель для «Оскара») обеих включили в главные роли.

Если мы поверим номинациям Гильдии киноактеров, то итоговая пятерка будет включать Кейт Бланшетт («Кэрол»), Бри Ларсон («Комната»), Хелен Миррен («Женщина в золотом»), Сиршу Ронан («Бруклин») и Сару Силверман («Я улыбаюсь в ответ»).

Не могу удержаться и не встроить лучшее видео потенциальной «оскаровской» номинантки с другим потенциальным «оскаровским» номинантом. Исключительно фана ради хочется, чтобы оба выиграли — и спели.

В этом «оскаровском» сезоне Гильдия киноактеров, с другой стороны, выбирает не громкие, а, скорее, маленькие проекты; позволю себе предположить, что в итоге мы получим иной расклад:

  1. Кейт Бланшетт («Кэрол»)
  2. Бри Ларсон («Комната»)
  3. Шарлотта Рэмплинг («45 лет»)
  4. Сирша Ронан («Бруклин»)
  5. Дженнифер Лоуренс («Джой»)

Рэмплинг получила приз Берлинского кинофестиваля, а Лоуренс еще ни разу не пролетала мимо номинации в фильме Дэвида О. Расселла.

Еще есть несколько надежных (в смысле — поставить на них не стыдно) кандидатур: Мэгги Смит («Леди в фургоне»), Лили Томлин («Бабушка») или Блайт Даннер («Я увижу тебя в своих снах»).

В лучшем из миров в пятерку обязательно бы попали Шарлиз Терон («Безумный Макс: Дорога ярости») и Алисия Викандер («Из Машины»), а в числе возможных кандидатов активно бы звучали имена Бел Паули («Дневник девочки-подростка»), а, может, и Кэри Маллиган («Вдали от обезумевшей толпы») или Эмили Блант («Убийца»). Но мы, Тото, всё еще не в Канзасе.


Лучший актер второго плана

Лучший актер второго плана — это такая номинация, куда попасть может человек сорок, и это еще при жестком отборе. Потому как хороших ролей второго плана нынче — больше, чем ролей главных.

Обычно у нас есть Гильдия киноактеров, на выбор которой можно опереться, как на костыль; однако в этом году она немного учудила. Все эксперты удивились отсутствию Майкла Китона в итоговом списке, и мне хочется хотя бы в своих прогнозах немножечко подправить ситуацию:

  1. Кристиан Бэйл («Игра на понижение»)
  2. Идрис Эльба («Безродные звери»)
  3. Том Харди («Выживший»)
  4. Марк Райленс («Шпионский мост»)
  5. Майкл Китон («В центре внимания»)

Кто еще остается в зоне еврокубков? Имя им — легион. Это и номинированный на SAG 9-летний Джейкоб Трэмблэ («Комната»), и Майкл Шэннон («99 домов»), или, скажем, Сильвестр Сталлоне («Крид: Наследие Рокки»). Не будем сбрасывать со счетов Пола Дано («Любовь и милосердие»), Джоэла Эдгертона («Чёрная Месса»), а то и кого-то из «Омерзительной восьмерки» (я, скажем, буду отчаянно болеть за Уолтона Гоггинса).

В конце концов, есть еще очень крутые в своих фильмах Сет Роген («Стив Джобс»), Осказ Айзек («Из машины») и Бенисио дель Торо («Убийца»).

Или вот еще есть остальной актерский ансамбль «В центре внимания» — Марк Руффало, Стэнли Туччи и Лив Шрайбера.

Короче, эта категория — как статус на фейсбуке: ВСЁ СЛОЖНО.


Лучшая актриса второго плана

Из-за маркетинговой идеи отправки части главных ролей на второй план у нас тут может сложиться интересная картина: роли второго плана фактически вообще не второй план. Так что в итоге получится очень предсказуемый расклад: молодость да опыт, вот и есть пятерка.

То, что в итоговый расклад попадут первые четыре имени — я почти уверена; разве что в пятом месте некоторые сомнения.

  1. Руни Мара («Кэрол»)
  2. Алисия Викандер («Девушка из Дании»)
  3. Кейт Уинслет («Стив Джобс»)
  4. Хелен Миррен («Трамбо»)
  5. Джейн Фонда («Молодость»)

Кто еще может побороться за пятерку? Номинированная на SAG Рэйчел МакАдамс («В центре внимания»), Дженнифер Джейсон Ли («Омерзительная восьмерка»), Элизабет Бэнкс («Любовь и милосердие»), Рэйчел Вайс («Молодость»), а то и Оливия Кук («Я, Эрл и умирающая девушка»). Или, скажем, Марион Котийар за роль Леди Макбет («Макбет»).

Было бы очень круто увидеть в списке Кристен Стюарт («Зильс-Мария») — первую американку, получившую актерский «Сезар»; но, кажется мне, мы все еще не в лучшем из миров.


Номинаций еще вагон и маленькая тележка, и со всеми остальными ясно только одно: кого бы ни номинировали, за лучшую операторскую работу получит третий год подряд Эммануэль Любецки (с точки зрения номинаций Роджера Дикинса это уже становится смешным).