11 самых главных создателей «Звёздных войн»

17 декабря 2015

Сегодня выходит в прокат самый главный фильм десятилетия — «Звёздные войны: Пробуждение Силы». Мы решили вспомнить тех людей, без которых «Звёздные войны» не были бы такими, какими мы их знаем.

Выход на экраны «Пробуждения Силы» — это важнейшее событие не только в кинематографе, но и вообще в мировой культуре, и на этой неделе о «Звёздных войнах» пишут и говорят даже те, кто их никогда не видел (как ни странно, но такие люди есть). Сказать что-то новое в этом огромном потоке информации непросто, и я, признаюсь, долго думал, чему посвятить наш редакционный материал, приуроченный к премьере нового эпизода. Не вижу смысла предлагать вам очередную рецензию, стараясь избежать спойлеров — все равно вы сходите в кино и увидите всё сами. Рассуждать в сотый раз о феномене «Звёздных войн» тоже бессмысленно, потому что каждый сам для себя решает, что для него значит космическая сага, и каждый воспринимает её по-своему. А вот о ком действительно стоит вспомнить, так это о людях, которые подарили нам величайшую сагу в истории кинематографа. Конечно, к созданию теперь уже семи фильмов было причастно огромное количество талантливых людей, но в лучших традициях Синемафии я выделил 11 представителей разных профессий, чей вклад во вселенную «Звёздных войн» поистине бесценен.


Джозеф Кэмпбелл

Как ни странно, но имени человека, с которого начались «Звёздные войны», вы никогда не увидите в титрах. Тем не менее, именно Джозеф Кэмпбелл вдохновил Джорджа Лукаса на создание сценария «Звёздных войн», и без него, скорее всего, никакой космической саги Лукас никогда бы не снял. Кэмпбелл — один из самых известных исследователей мифологии. В своих трудах он изучал, сравнивал и обобщал мифы разных культур и народов, демонстрируя единство структуры мифа и универсальность пути героя. В молодости Лукас посещал лекции Кэмпбелла и был очень ими впечатлен. Сценарий «Новой надежды» создавался, строго следуя структуре, сформулированной Кэмпбеллом. Влиянию его исследований на «Звёздные войны» посвящены отдельные документальные фильмы, а одна из самых известных серий интервью с Джозефом Кэмпбеллом была снята на ранчо Лукаса. Стоит заметить, что по большому счету весь современный Голливуд основан на исследованиях Кэмпбелла: его книги «Тысячеликий герой» и «Мифы, в которых нам жить» являются обязательными к изучению всеми сценаристами. Но именно в «Звёздных войнах» идеи Джозефа Кэмпбелла выражены наиболее ярко, и именно они обеспечили феноменальный успех саги во всем мире.

Джордж Лукас

Джордж Лукас — уникальный кинематографист. Многие поклонники «Звёздных войн» считают его не только человеком, создавшим гениальную Оригинальную трилогию, но и человеком, убившим сагу, сняв невнятную трилогию приквелов. Относиться к Лукасу можно по-разному, но так или иначе, он создал один из величайших фильмов в истории кино — «Новую надежду». Весь свой талант и все свои знания Лукас вложил именно в эту картину, и тогда, в конце семидесятых, он поступил самым правильным образом, передав создание следующих фильмов в руки других сценаристов и режиссеров. Увы, затем Джордж решил сам написать и снять три первых эпизода, чем в итоге разочаровал многих фанатов. Но важно помнить, что вклад Лукаса в развитие кино не ограничивается созданием «Звёздных войн» и «Индианы Джонса». Джордж Лукас, по большому счёту, задал правила игры для всего современного Голливуда и положил начало эпохе зрелищных блокбастеров. Кроме того, он создал целую индустрию: его компании Skywalker Sound и Industrial Light & Magic, созданные для работы над звуком и спецэффектами в «Звёздных войнах», в итоге оказались системообразующими для всего Голливуда — их упоминание вы найдете в титрах чуть ли не каждого второго блокбастера. Да и анимационная студия Pixar зародилась в недрах компании Лукаса и лишь затем была выкуплена Стивом Джобсом.

Ральф Маккуорри

При создании фантастического фильма крайне важен не только сюжет, но и визуальная составляющая. Нужно не только придумать персонажей или космические корабли, но и заставить зрителя поверить в то, что они настоящие. Уникальный мир «Звёздных войн» создавался художником Ральфом Маккуорри. Многие кадры из Оригинальной трилогии — это фактически его ожившие картины. Именно Маккуорри мы должны сказать спасибо за создание образов Дарта Вейдера, Чубакки, C-3PO и R2-D2. Особенная атмосфера старых эпизодов, где все кажется настоящим и где ощущается многолетняя история каждой детали — это заслуга именно Ральфа Маккуорри. Над трилогией приквелов работали уже другие художники, и несмотря на их безусловный талант, насквозь компьютерный и сверкающий мир первых трех эпизодов уже не кажется столь живым и настоящим, как созданный вручную и буквально проржавевший мир Оригинальной трилогии. Примечательно, что при создании «Пробуждения Силы» Джей Джей Абрамс вернулся к концептам Маккуорри и вдохновлялся именно его рисунками. Это сыграло не последнюю роль в том, что Седьмой эпизод по духу и атмосфере оказался гораздо ближе к старым добрым «Звёздным войнам».

Харрисон Форд

Из всех актёров, снявшихся в Оригинальной трилогии, только Харрисон Форд смог стать настоящей голливудской звездой. Но несмотря на то, что Форд снялся в огромном количестве фильмов, роль Хана Соло навсегда останется если не самой главной, то одной из главных его работ. Сейчас уже сложно представить «Звёздные войны» без Форда, а ведь поначалу Лукас даже не планировал брать его на роль Соло. До «Звёздных войн» Харрисон снимался у Лукаса в «Американских граффити», и режиссёр по дружбе попросил его помочь почитать реплики Хана Соло во время кастинга актеров на роли Люка и Леи. К счастью, в какой-то момент Лукас осознал, что никто лучше Форда с этой ролью не справится. Форд создал уникальный характер, оказавшийся очень близким большинству зрителей. Простой парень, которому плевать на высокие материи, который доверяет только лучшему другу и верному бластеру — он не главный герой семейной саги Скайуокеров, но без него «Звёздные войны» никогда бы не стали такими популярными. И хвала Силе, что Джей Джей Абрамс смог уговорить Харрисона Форда вернуться к роли Соло. Из всей старой гвардии именно у него самая заметная роль в новом эпизоде, и, пожалуй, именно «Пробуждение Силы» — главный фильм для Форда и Соло во всей саге.

Джон Уильямс

Музыка к «Звёздным войнам» — самый знаменитый саундтрек в истории кино. Вступительные фанфары, тему из кантины Мос-Эйсли или имперский марш знают и могут напеть практически все, кто когда-нибудь смотрел «Звёздные войны». При этом музыка Джона Уильямса уже давно живёт своей жизнью и услышать её можно где угодно: и на вечеринках, и на футбольных матчах, и во время выступления фигуристов. Уильямс написал музыку к огромному количеству фильмов, но в историю он все равно войдет как композитор «Звёздных войн». Уильямс работал и над Оригинальной трилогией, и над приквелами, и теперь пишет саундтрек к новым эпизодам, потому что невозможно представить далёкую-далёкую галактику без его музыки. Что удивительно, каждый раз для «Звёздных войн» композитор умудряется создать незабываемые композиции, услышав которые единожды, всегда будешь узнавать.

Бен Бёртт

Кроме музыки Джона Уильямса визитной карточкой «Звёздных войн» являются многочисленные звуковые эффекты. Вы всегда безошибочно узнаете дыхание Дарта Вейдера, жужжание световых мечей, заливистые трели R2-D2, рычание Чубакки, выстрелы бластеров или звуки, с которыми пролетают имперские истребители. Всё это придумал, изобразил и записал звуковой дизайнер и монтажер Бен Бёртт, обладатель четырех премий «Оскар». Бёртт работал как над Оригинальной трилогией, так и над приквелами. И в титрах «Пробуждения Силы» также значится его фамилия. Интересно, что Бёртт старается использовать в работе звуки, реально существующие в природе, а не синтезировать их с помощью компьютера. Например, звук пролетающего TIE-истребителя — это обработанный крик слона, а рык Чубакки совмещен из звуков, издаваемых несколькими различными животными. Кстати, ещё одна заметная работа Бёррта — это озвучание робота Валл-И в одноименном мультфильме студии Pixar.

Лоренс Кэздан

Лучший эпизод «Звёздных войн» по мнению большинства фанатов и критиков — «Империя наносит ответный удар». И этот фильм был написан и снят не Джорджем Лукасом. Над сценарием Пятого эпизода начинала работать писательница Ли Брэкетт, но после её смерти в 1978 году за доработку текста взялся Лоренс Кэздан. На тот момент им уже был написан сценарий к фильму «Телохранитель», который по иронии судьбы вышел на экраны лишь в 1992 году (это тот самый «Телохранитель» с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон). Сейчас уже сложно сказать, много ли в финальном варианте «Империи» осталось от того, что придумала Ли Брэкетт, но работа Кэздана настолько впечатлила Лукаса, что тот предложил Лоренсу вместе написать сценарий «Возвращения джедая». В итоге можно уверенно считать Кэздана полноценным соавтором Оригинальной трилогии наравне с Лукасом. И самое главное — именно Лоренс Кэздан вместе с Джей Джей Абрамсом написал сценарий «Пробуждения Силы»: ведь ему лучше других известно, какими должны быть настоящие «Звёздные войны». Сейчас Лоренс вместе со своим сыном Джоном работает над сценарием безымянного пока что спин-оффа о юности Хана Соло и утверждает, что после этого к «Звёздным войнам» он больше не вернется. Восьмой эпизод режиссёр Райан Джонсон пишет самостоятельно, но наверняка все основные сюжетные линии новой трилогии были заложены именно Кэзданом и Абрамсом.

Ирвин Кершнер

Удивительно, но факт — лучший эпизод «Звёздных войн» снял далеко не самый заметный и успешный режиссёр. Весь мир знает Кершнера как создателя Пятого эпизода и продолжателя еще двух франшиз — после «Империи» он снял второго «Робокопа» и неофициальную серию «бондианы» «Никогда не говори „никогда“» с Шоном Коннери. О других картинах Кершнера помнят разве что специалисты в области кинематографа, да и то немногие. Тем не менее, именно его Лукас позвал снимать Пятый эпизод. Объясняется такой выбор просто — ученик пригласил учителя, ведь именно Кершнер преподавал Лукасу режиссёрское мастерство. Что касается фильма «Империя наносит ответный удар», то Кершнер изначально хотел сделать картину более мрачной, чем «Новая надежда», и глубже раскрыть характеры персонажей. И с обеими задачами он справился на отлично. Тем не менее, за два года работы над Пятым эпизодом Кершнер настолько вымотался, что отказался от съемок «Возвращения джедая», несмотря на уговоры Лукаса.

Ник Гиллард

Несмотря на общепринятое мнение, что трилогия приквелов значительно слабее Оригинальной трилогии, у первых трёх эпизодов есть неоспоримые достоинства. Например, самое яркое впечатление от «Скрытой угрозы» — это все-таки не ненавистный Джа-Джа Бинкс, а дуэли на световых мечах. Невероятно зрелищный поединок Квай-Гон Джинна и Оби-Вана Кеноби с Дартом Молом — это целиком заслуга каскадера и постановщика трюков Ника Гилларда. Он же ставил и все поединки для «Атаки клонов» и «Мести ситхов». Гиллард по сути с нуля создал целое направление в фехтовании, опираясь на особенные физические свойства световых мечей — отсутствие веса и режущей кромки у клинка. Для каждого персонажа Гиллардом была придумана своя особенная техника владения мечом. И теперь фанаты во всем мире детально изучают каждый поединок и осваивают науку фехтования на элегантном оружии из другой галактики — называется это направление саберфайтингом, и оно, к слову, очень активно развивается у нас в стране. Ещё один малоизвестный факт о Нике Гилларде — его работа в «Звёздных войнах» начиналась задолго до «Скрытой угрозы». Именно Гиллард был дублёром Марка Хэмилла в «Возвращении джедая».

Кэтлин Кеннеди

Когда Джордж Лукас решил уйти на покой и передать бразды правления компанией Lucasfilm, преемника долго искать не пришлось. Лукас давно знаком с Кэтлин Кеннеди — ещё со времен первого «Индианы Джонса». Кеннеди — одна из самых успешных и опытных продюсеров Голливуда, несмотря на то, что её имя не настолько на слуху, как имена многих её коллег-мужчин. На самом деле, пожалуй, она самая крутая женщина-продюсер в мире и одна из влиятельнейших фигур в Голливуде. «Индиана Джонс», «Назад в будущее», «Парк Юрского периода», «Гремлины», «Шестое чувство», «Скафандр и бабочка», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и почти все фильмы Стивена Спилберга — это далеко не весь её послужной список. В общем, лучшей кандидатуры Лукасу было не найти. И теперь Кэтлин Кеннеди отвечает за всё дальнейшее развитие «Звёздных войн». Судя по тому, что ей удалось привлечь к работе над «Пробуждением Силы» Абрамса, Кэздана, Уильямса и актёров из Оригинальной трилогии, движется она в правильном направлении. Можно с уверенностью утверждать, что «Звёздные войны» в надёжных руках.

Джей Джей Абрамс

Джей Джей Абрамс навсегда войдёт в историю как режиссёр, возродивший сразу две культовые франшизы — «Звёздный путь» и «Звёздные войны». Но уже сейчас понятно, что именно «Звёздные войны» для него оказались гораздо важнее и ближе по духу. Абрамс всегда был поклонником Оригинальной трилогии, и несмотря на то, что нас долго пытались убедить, будто Абрамс поначалу отказывался от постановки «Пробуждения Силы», сразу было понятно — от таких предложений не отказываются. Был ли этот выбор Кэтлин Кеннеди правильным? Я убеждён в том, что да. Вряд ли кто-то другой, кроме Абрамса, мог бы столь деликатно и с огромной любовью продолжить великую сагу и вдохнуть в неё новую жизнь. Абрамс не стал создавать что-то принципиально новое, не стал ломать правила игры — он сделал ровно те «Звёздные войны», которых от него ждали миллионы фанатов во всём мире. И, наверное, правильно, что он выложился по полной в один эпизод и не стал рваться в режиссёрское кресло следующих фильмов. Пример Оригинальной трилогии показал, что лучше, когда эпизоды снимаются разными режиссёрами. Но начал пробуждать Силу именно Джей Джей Абрамс, и поэтому он оказался в нашем списке самых главных людей для «Звёздных войн».


Сегодня Сила пробудится и мир изменится навсегда. Сага вернулась и будет продолжаться теперь очень долго. Работать над ней будут новые талантливые кинематографисты, но мы не забудем тех, с кого все начиналось. Да пребудет с ними Сила! Всегда!