11 сериалов 2015 года: выбор редакции

30 декабря 2015

Синемафия подвела итоги среди сериалов года — как всегда, на свой вкус, страх и риск.

Такого обилия отличных телесериалов мы давно не видели, поэтому прийти к общему знаменателю оказалось не так уж просто. Но, традиционно сломав пару десятков копий, мы выкристаллизовали нашу священную цифру 11 по тем отечественным и иностранным сериалам, которые сами активно смотрим и вам настоятельно рекомендуем.

«Родина» (Homeland)

Американский удачный ремейк израильского оригинального телесериала принято любить, смотреть и пересматривать, расхваливать и в последнее время даже переснимать на свой страх и вкус. Синемафия любит эту главную шпионскую драму современного ТВ, а благодаря стараниям исполнительницы главной роли, актрисы Клэр Дэйнс, «Родину» можно ежегодно признавать одним из лучших сериалов в своём жанре, да и вообще в пласте драматических телепроектов. Свежий 5-й сезон «Родины», вышедший в эфир американского кабельного телеканала SHOWTIME осенью 2015 года, перечеркнул всё, что мы знали и когда-то видели в фильмах и телесериалах про спецслужбы и шпионские войны, и показал такой мастер-класс, что достигнуть теперь этого уровня будет под силу далеко не всем и не сразу. Чем хорош сам телесериал в связи с этим — его авторы не побоялись взять на вооружение новомодный голливудский тренд: формат телесериала-антологии, когда каждый новый сезон (а в случае с «Родиной» это был 5-й сезон) сюжетная линия полностью меняется, правда, главные герои в своей основной массе остаются теми же. Многие отраслевые издания признали 5-й сезон «Родины» чуть ли не лучшим, а телеканал SHOWTIME в начале декабря официально продлил телесериал на новый 6-й сезон.

«Чужестранка» (Outlander)

Попала в наш итоговый топ Лучших телесериалов 2015 года и главная «тёмная лошадка» минувшего года — историческая любовно-фантастическая драма «Чужестранка» от американского кабельного телеканала Starz. Если вы про такой подарок телесудьбы не слышали, коротко расскажем, в чём суть. Сам телесериал основан на цикле исторических приключенческих романов американской писательницы Дианы Гэблдон. Серия насчитывает на сегодняшний день уже 8 книг, а первый сезон «Чужестранки» был снят по мотивам первого романа 1991 года издания, который, кстати, вошёл в почётный список 200 лучших книг по версии ВВС. Сериал рассказывает историю Клэр Рэндалл, военной медсестры из 40-х годов XX века, которая во время прогулки у легендарных шотландских каменных кругов загадочно перемещается во времени в 1743-й год. Попадая в XVIII век, Клэр оказывается в неизвестном мире, где её жизни угрожает опасность. Девушка должна найти возможность выжить и вернуться обратно в будущее, где остался её муж Фрэнк Рэндалл. Чтобы спастись в неизвестном и незнакомом героине прошлом, она вынуждена выйти замуж за Джейми Фрейзера, галантного шотландского воина со сложной судьбой и обезоруживающим чувством юмора. 16-серийная экранизация телеканала Starz, действительно, получилась приличной, всему шотландскому и английскому в нашей редакции давно радуется вся женская половина, так что исполнители главных мужских ролей Сэм Хьюэн и Тобайас Мензис были просто обречены на всенародную любовь. «Чужестранка» оказалась одной из лучших и по мнению Ассоциации иностранной прессы Голливуда, которая поместила ее сразу в несколько номинаций на «Золотой глобус», включая «Лучший драматический телесериал», «Лучшую женскую роль в драматическом телесериале» (Катрина Балф) и «Лучшая мужская роль второго плана в драматическом телесериале» (Тобайас Мензис).

Ольга БеликПро «Чужестранку» у нас была парочка материалов: мы рассказывали про подробности 2 сезона и публиковали интервью Сэма Хьюэна про Ту Самую Сцену изнасилования (кто не в курсе — насиловал не он, а его:)) Добавлю от себя, что «Чужестранка» порадовала красотами Шотландии, бравой героиней-алкоголичкой и новым подходом к натуралистическим сценам — будь то первая брачная ночь или вот жестокое насилие над людьми.

«Правильная жена» (The Good Wife)

Ещё один чисто женский телесериал на популярную на американском ТВ тему — сильная женщина в центре внимания — попал в наш итоговый топ. «Правильная жена» к 7-му сезону, идущему сейчас на телеканале CBS, продемонстрировала то, что обычно уже не могут показывать долгожители эфирного времени национальных телеканалов — по-прежнему хороший сценарий и неиссякаемый интригующий сюжет по 22 серии ежегодно. Судебные процедуралы — жанр вполне себе благодарный для творческого долголетия в эфире, но рано или поздно юридические драмы откровенно провисают, сдуваются и в итоге закрываются. История чикагского адвоката Алисии Флорик, успешного юриста, хорошей матери и жены проблемного губернатора и продажного политика, вот уже 7 лет держит в напряжении всю женскую и даже мужскую телеаудиторию не только в Америке. Голливуд упорно продвигает свой главный посыл гендерного равноправия через «Правильную жену», а продюсер Ридли Скотт грамотно инкорпорирует эту тему в хороший юридический и семейный конфликт внутри телесериала. Поэтому к 7-му сезону даже с потерей двух ключевых героев-актёров «Правильная жена» выглядит так, будто это её дебютный сезон. Конечно, секрет успеха этой юридической теледрамы кроется и в отличном кастинге. Исполнительница главной роли, прекрасная Джулианна Маргулис по-прежнему демонстрирует класс актёрской игры, да и остальные изумруды в общей актёрской диадеме блестят не хуже, чем главный бриллиант.

«Покажите мне героя» (Show Me A Hero)

В связи с неприлично успешным возвращением великой саги про «Звёздные войны» на большой экран, имя хорошего актёра Оскара Айзека теперь надолго будет ассоциироваться именно с противостоянием Тёмной и Светлой сторон Силы и межгалактическими перемещениями. А вот телегод 2015 запомнится, между прочим, и другим важным событием в карьере актёра — выходом в эфир медиаимперии HBO нового мини-сериала ретро-драмы «Покажите мне героя», за которую Оскар Айзек получил номинацию на грядущий «Золотой глобус». HBO умеет снимать качественные драматические истории, поэтому «Покажите мне героя», основанная на реальных событиях, не стала исключением. Молодой мэр вынужден построить жильё для малообеспеченных слоёв населения в престижном районе города по распоряжению федерального суда. Это решение поставило крест на его политической карьере и стало причиной волны недовольства горожан, которое вылилось в протесты и беспорядки на улицах города. Спродюсировал телесериал создатель знаменитого шоу «Прослушка» Дэвид Саймон, а снял его режиссёр «оскароносного» фильма «Столкновение» Пол Хаггис.

«Гримм» (Grimm)

Главная фэнтези-драма телеканала NBC — сериал «Гримм» также оказался в нашем итоговом списке. В сонме существующих телесериалов в жанре фэнтези на современном ТВ «Гримм» выделяется больше всех. Созданная группой сценаристов оригинальная история со своей собственной интерпретацией мифологии народов мира смогла за 5 сезонов превратиться в успешный телепроект, который имеет все шансы выйти за рамки просто интересного телесериала и развиться до масштабов полноценной франшизы. Самым удачным в плане напряжённости сюжета и происходящего на экране экшна как раз можно назвать именно 4-й сезон, когда сериал окончательно разошёлся и превратился в качественный продукт. Сегодня «Гримм» считается таким же must see жанра телефэнтези как и пресловутая «Игра престолов», которая, заметьте, не попала в наш итоговый топ. И да — слава богу, убили Джульетту! Хотя последний эпизод перед новогодним перерывом ставит под сомнение эту фанатскую радость…

«Сорвиголова» (Daredevil)

Сегодня на американском телевидении — благодатная пора для комиксов, и можно без лишней иронии констатировать очевидный факт: мы живём в эпоху комиксов на большом и малом экранах, ибо кинотехнологии стали позволять снимать реально супергеройские фильмы и телесериалы. Вселенные MARVEL и DC Comics не просто приковывают к себе внимание крупнобюджетными полнометражными адаптациями с толпой голливудских суперзвёзд в главных ролях, но и планомерно захватывают телепространство. В 2015 году новых телесериалов по комиксам появилось очень много, но среди них нашу редакцию больше всех зацепила новинка VOD-платформы Netflix — «Сорвиголова» с Чарли Коксом в роли слепого супергероя. Главное достоинство этого комикс-сериала в том, что наряду со стандартной схемой создания супергеройской телепостановки авторам шоу удалось превратить «Сорвиголову» не в очередную экранизацию, а в настоящий психологический драматический телесериал. Вселенная MARVEL должна гордиться тем, что в её обойме видео-контента с известными персонажами появилась и такая нестандартная трактовка истории про очередного супергероя! И да: услышать в этой вселенной песню «По полю танки грохотали» на хорошем русском языке — дорогого стоит.

Ольга БеликИ снова добавления — в ноябре MARVEL и Netflix выпустили сериал «Джессика Джонс» из вселенной Адской кухни. В нем Джессика Джонс (Кристен Риттер) обладает сверхсилой из-за автокатастрофы в детстве, но после встречи с неким Киллгрейвом (Дэвид Теннант), умеющим управлять разумом, сломалась и практически спилась (тема женщин-алкоголичек невероятно важна для нашей редакции, вы уже поняли). Джессика подрабатывает частным детективом и влачит жалкое существование, пока снова не сталкивается с Киллгрейвом. И вот чем хороши сериалы MARVEL-Netflix? Минимумом героизма. На первом плане — очень неуверенные в себе люди, которые еле-еле становятся героями даже, не то, что супер-. И проблемы у них вполне человеческие: оправиться после того, как тебя использовал парень-подонок, понять, что без друзей никуда — будь ты трижды силач. Впереди у MARVEL-Netflix — истории Люка Кейджа и Железного кулака, а позже вся четверка героев — Люк, Кулак, Джессика и Сорвиголова — встретятся в сериале «Защитники». Посмотрим, как у них там все пойдет.

«Стрела» (Arrow)

Чтобы не обижать конкурирующую комикс-Вселенную DC Comics, добавим в наш топ и рейтинговый телесериал по мотивам их франшизы — «Стрела». Это шоу благополучно завоевало любовь всей молодёжной аудитории американского кабельного телеканала The CW сразу с 1-го сезона, поэтому к нынешнему 4-му — любовь планомерно обрела масштабы настоящего фанатизма. Наша редакция давно смирилась с тем, что «Стрела» — наше безоговорочное guilty pleasure! За что мы её так любим? Интересно, смешно, актёры неплохие, и парочка «Олисити» до сих пор держит накал страстей.

Пётр ЗайцевПродюсеры Грег Берланти и Эндрю Крайсберг всерьёз взялись за развтитие Вселенной DC на телеэкранах. Сначала от «Стрелы» отделился полноценный спин-офф про Флэша. Во «Флэше» чуть меньше семейных разборок, чем в «Стреле», которая уже давно превратилась в супергеройскую «Санта-Барбару» (но за это, в частности, мы «Стрелу» и любим), и чуть больше научной фантастики. Сериалы очень тесно связаны друг с другом, в решающий момент Флэш помогает Стреле и наоборот, поэтому уже сложно рассматривать «Стрелу» как абсолютно самостоятельный и самодостаточный проект. Совсем скоро на канале The CW стартует еще один спин-офф «Стрелы» и «Флэша» — «Легенды завтрашнего дня», где в одну команду объединятся герои и злодеи обоих сериалов. Но и это ещё не всё. Несмотря на то, что канал NBC закрыл сериал «Константин», Джон Константин в исполнении Мэтта Райана сыграл важную роль в одной из серий четвертого сезона «Стрелы» (и не исключено, что это не единственное его появление в так называемой Arrowverse). Кроме того, этой осенью на канале CBS стартовал сериал «Супергёрл» от тех же Берланти и Крайсберга, сразу же получивший очень высокие рейтинги. Пока что «Супергёрл» с Мелиссой Бенойст в главной роли никак не связан со «Стрелой» и «Флэшем», но что-то подсказывает, что кросс-овер с ними — это лишь вопрос времени. Примечательно, что «Супергёрл» довольно быстро добрался до российского ТВ — сериал уже выходит на канале СТС. Может, наконец-то, и «Стрелу» с «Флэшем» покажут в отечественном телеэфире.

«Измены»

В итоговый сериальный топ по мнению редакции Синемафии попали, к удивлению, прежде всего, нас самих, и несколько новых российских телесериалов, появившихся на телеэкранах в минувшем году. Конечно, это вовсе не означает, что отечественный сериальный контент поголовно стал таким же качественным, как и европейский или голливудский, но существенный прогресс в этом направлении всё же наметился. Итак, главный скандальный и неожиданный сериал 2015 года — любовная драма ТНТ «Измены» с Еленой Лядовой в главной роли. Зрители не удивляются появлению таких телесериалов как «Секс в большом городе», «Девочки», «Любовницы» и им подобным за границей, но когда на российском телевидении сняли сериал про то, как у современной русской женщины есть муж и три разновозрастных любовника, сразу началась борьба за мораль, этику и психологию семейной жизни. Наконец-то наши хоть что-то стоящее по теме сняли и показали, а Елена Лядова вновь всем доказала, что хорошая актриса не боится никаких ролей!

«Озабоченные, или Любовь зла»

Тот же телеканал ТНТ в том же 2015 году продолжил тему любви и секса на голубом экране в виде, правда, уже комедийного телесериала — «Озабоченные». Историями приезда провинциалок покорять столицу нашей необъятной Родины уже вряд ли кого-то удивишь, если это не смелый ситком от одного из представителей пресловутой «новой волны русского кино» — режиссёра Бориса Хлебникова. Он известен тем, что подарил думающей зрительской публике такие отличные фильмы, как «Коктебель», «Одиночное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь». Российские телеканалы стали грамотно перенимать опыт своих западных коллег и приглашать видных кинорежиссёров формата арт-мейнстрим на постановку телесериалов-событий, коими и были изначально задуманы «Озабоченные». Борис Хлебников справился с поставленной задачей и явил миру российского телезрителя современное, действительно смешное, хорошее по актёрским работам телешоу.

Пётр ЗайцевО том, как создавался сериал «Озабоченные», мы беседовали с его продюсером и автором идеи Семеном Слепаковым. К сожалению, рейтинги первого сезона «Озабоченных» оказались ниже, чем хотелось бы. Связано это, в частности, с тем, что сериал изначально очень странно позиционировался в эфире ТНТ и шел довольно рано — в восемь часов вечера. Спустя пару недель на канале спохватились и передвинули «Озабоченных» на более поздний временной слот, когда целевая аудитория проекта действительно может себе позволить смотреть телевизор, цифры выправились, но момент уже был упущен, и теперь второй сезон «Озабоченных», к сожалению, под большим вопросом.

«Лондонград»

Этот проект телеканала СТС долго испытывал жителей страны на прочность традиционной для телесети торпедированной рекламной и пиар-кампанией и мог бы надоесть ещё задолго до собственного появления в телеэфире. Но случилось обратное — историю проживания наших соотечественников в столице Великобритании все ждали будто прихода Мессии. Снятая в лучших традициях аналогичных британских телесериалов драма покорила аудиторию неожиданным сюжетом (не так часто у нас показывают телесериалы про Лондон, снятые именно в Лондоне), хорошими трюковыми сценами, неплохой режиссурой и, хвала Всевышнему, отличными актёрскими работами. Ну, а Никита Ефремов, пожалуй, лучшее, что есть в поколении молодых российских кинозвёзд. Правда, мы отмечаем всеми этими эпитетами лишь первый сезон «Лондонграда»: у второго сезона сменилась творческая команда — и сразу все это стало не то…

Пётр ЗайцевПро создание «Лондонграда» мы очень подробно поговорили с одним из авторов идеи и сценаристов сериала Андреем Рывкиным. К сожалению, «Лондонград» оказался очень ярким примером того, как стремление удешевить и упростить производство, вылившееся в конфликт продюсеров со сценарной группой проекта, привело к неизбежной потере качества сериала во втором сезоне. Команда Михаила Идова, создавшая «Лондонград», была вынуждена уйти, и новые сценаристы перекроили персонажей и сюжетные линии на свой лад, убив всё лучшее, что было создано в первом сезоне. В итоге за первым сезоном мы следили внимательно и с огромным удовольствием, а второй даже не смогли досмотреть.

«Фарца»

Главный телеканал страны, то есть Первый, по-прежнему делает то, что у него всегда неплохо получалось — снимает ретро-сериалы. В 2015-м вся страна ностальгировала по 60-м, эпохе расцвета подпольной контрабанды и активной творческой деятельности фарцовщиков. Не секрет, что создатели ретро-драмы «Фарца» Александр Цекало и Александр Котт намерены снять целую сагу о фарцовщиках СССР — в их планах несколько сезонов сериала, которые доведут рассказ до 1980-х годов. Ну, а пока 1-й сезон с приветом из 60-х стал настоящим феноменом на российском ТВ, открыв публике плеяду прекрасных молодых актеров с Александром Петровым во главе. Ретро-драмы на нашем ТВ — единственный пока что жанр, который не даёт сбоя. Стоит развиваться в этом направлении и дальше, раз уж ретро рулит всем мировым телевидением!


Nota Bene! Внимательные читатели нашего итогового топа Лучших телесериалов 2015 года явно не заметили среди них «Настоящего детектива» и «Фарго». Эти драмы, точнее, их новые вторые сезоны, мы решили, что называется, вынести за скобки, так как, на наш взгляд, с ними разразилась реальная драма. Когда только-только в 2014 году «Настоящий детектив» и «Фарго» появились на телеэкранах, благодаря телеканалам HBO и FX соответственно, мир ахнул: вот оно настоящее будущее криминальных телесериалов. Оба шоу сразу же стали именами нарицательными, их с огромным интересом смотрели миллионы зрителей во всём мире, каждый из проектов получил кучу наград и телепремий, включая исполнителей главных ролей в каждом сериале — Мэттью МакКонахи, Вуди Харрельсон, Мартин Фримен и Билли Боб Торнтон.

Прошёл год со времён массовой зрительской эйфории. Все ждали новые вторые сезоны «Настоящего детектива» и «Фарго» и гадали, повторят ли эти антологии успех своих дебютных серий. Сменились сюжеты и исполнители главных ролей. И случилось страшное — лишь «Фарго» доказал, что является лучшим криминальным телесериалом на современном телевидении, за что вновь получил все свои номинации на «Золотой глобус» по итогам потрясающего 2-го сезона (Патрик Уилсон и Кирстен Данст — просто АКТЁРИЩА!). А вот 2-й сезон «Настоящего детектива» оставил всех в лёгком недоумении. Сказать, что это главный провал или ужас телегода 2015, по большому счёту, нельзя. Как это ни странно, но по рейтингам и числу посмотревших новый сезон телезрителей, вторая часть «Настоящего детектива» обошла первую с Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсоном. Но вот всё остальное оставляло желать лучшего. Сценарий оказался до неприличия слабым, детективная интрига банальна как никогда, четыре кинозвезды в составе Коллина Фаррела, Рэйчел МакАдамс, Винса Вона и Тэйлора Китча оказались перед фактом, что им практически нечего играть и негде развернуться, как бы сценарист Ник Пиццолатто не пытался сделать их персонажей невообразимо противоречивыми. Всё это мы где-то когда-то и неоднократно уже наблюдали. Поэтому 2-й сезон «Настоящего детектива», как и предсказывали некоторые дальновидные кинокритики, без режиссёра Фукунаги и продюсеров-актеров МакКонахи на пару с Харрельсоном оказался провальным. Хотя, пока что официальной информации телеканала HBO о закрытии теледрамы не поступало.