Как человеческий мозг работает при просмотре фильмов Альфреда Хичкока

5 января 2016; источник: EurekAlert

В Санкт-Петербурге на большом экране показывают избранные картины великого Хичкока, а Синемафия разбирается, как его творчество воздействует на аудиторию.

В начале января в петербургском кинотеатре «Аврора» стартовал очередной проект компании «ИноеКино» — ретроспектива Альфреда Хичкока. С 3 по 9 января зрители увидят семь фильмов великого режиссера: «Веревка» (1948), «Окно во двор» (1954), «Человек, который слишком много знал» (1955), «Головокружение» (1958), «На север через северо-запад» (1959), «Психо» (1960) и «Птицы» (1963).

Свой первый фильм, немую британскую картину «Сад наслаждений», Хичкок снял 90 лет назад — в 1925 году. Всего за свою полувековую карьеру (последняя картина была сделана в 1976) он создал 55 кинокартин, 21 телепроект, 2 документальных фильма, еще несколько лент было утрачено или не завершено. И до сих пор его триллеры заставляют наши ладони потеть, а пульс — учащаться. Ученые из Технологического института штата Джорджия выяснили, как именно влияет творчество «мастера саспенса» на мозг аудитории. В ходе своего исследования они измеряли мозговую активность людей во время просмотра фильмов Хичкока и других напряженных картин. На сценах с повышенным уровнем саспенса мозг сужает поле зрения и фокусирует все внимание на сюжете. На менее тревожных сценах зрители уделяли больше внимания окружению. Пресс-релиз опубликован на научном портале EurekAlert, а само исследование публикуется в журнале Neuroscience.

«У многих людей во время просмотра фильма появляется ощущение, будто они затерялись внутри фильма, а кинотеатр просто исчезает, — говорит руководитель исследования, доктор психологии Мэтт Бездек. — Теперь у нас есть доказательства: люди, образно говоря, в самом деле перемещаются внутрь повествования».

В ходе исследования подопытных помещали в аппарат МРТ (томограф) и показывали им сцены из десяти полных напряжения фильмов, в том числе «На север через северо-запад» и «Человек, который слишком много знал» (а также «Чужой» Ридли Скотта и «Мизери» Роба Райнера). Материал самих картин шел по центру экрана, а по краям демонстрировался узор в виде мигающей шахматной доски.

Ученые регистрировали рост и спад мозговой активности в районе шпорной борозды (sulcus calcarinus). Область коры, окружающая эту борозду — шпорная кора — является основной областью зрительной чувствительности.

По мере роста саспенса, активность мозга в периферийных зонах обработки изображения снижалась, а в основных — возрастала. Во время знаменитой сцены из «На север через северо-запад», где самолет преследует Кэри Гранта, мозг фокусировался на главных элементах сцены. Когда же герой скрывался в кукурузном поле и саспенс снижался, нервная деятельность подопытных менялась, и внимание расширялось.

Когда напряжение достигало максимума, мозг, по сути, переключал шпорную борозду на обработку критических данных и отсекал всю визуальную информацию, не имеющую значения.

«Так выглядит „туннельное зрение“ на уровне нейронов, — заявил профессор Эрик Шумахер из Школы психологии Технологического института. — В самые тревожные моменты наши добровольцы полностью сосредотачивались на фильмах и подсознательно игнорировали обрамление из шахматных досок. Мозг сужал внимание подопытных, направляя его в центр экрана, внутрь происходящего».

Узор в виде шахматной доски использовался, так как нейроны шпорной борозды проще всего привлечь к этому типу движения. Постоянно демонстрируя такое изображение, исследователи проверяли гипотезу о том, что саспенс временно подавляет обычное поведение нейронов.

Шпорная борозда оказалась не единственной зоной мозга, чувствительной к изменению уровня саспенса. Примерно так же работали участки, ответственные за обработку визуальной информации более высокого уровня — например, за группировку объектов по цвету и по движению.

Что, собственно, влечет за собой усиление обработки данных, вызванное сценами с высоким уровнем напряжения? В рамках дополнительного исследования ученые предположили, что это улучшает запоминание информации, связанной с сюжетом.

На наш взгляд, данное исследование доказывает, что кино с напряженным сюжетом и монтажом попросту интенсивнее задействует мозг. Напряжение в фильме выдается порциями, поэтому внимание постоянно фокусируется и расслабляется. Таким образом, на хорошей картине нейроны активизируются и отключаются циклично, тем самым тренируются работать — и это делает зрителя умнее и лучше. В то время как кино «позитивное», «доброе», и прочая новомодная пакость, интенсивно пропагандируемая и производимая в последнее время в России, попросту размазывет внимание ровным слоем по экрану, разжижая мозг и отупляя аудиторию. Напряжение, разумеется, возможно в картине любого жанра, будь то романтическая комедия или детский мультик. Но если вам скажут про какой-то фильм, что он «ненапряжный» или, напротив, «скучный» — бегите от такого со всех ног, пока не превратились в овощ или, хуже того, в пюре.


Напоминаем, что с 3 по 9 января петербургские зрители могут увидеть лучшие фильмы Хичкока в кинотеатре «Аврора». Ретроспектива проводится компанией «ИноеКино» при информационной поддержке Синемафии.