«Статус: свободен»: многослойный ком. Ромком

22 января 2016

21 января на экраны вышел фильм Павла Руминова «Статус: свободен». «Синемафия» побывала на самом первом сеансе в Петербурге и рассказывает, почему этим фильмом нельзя пренебречь никому.

История о том, как огромное притяжение между мужчиной и женщиной («убери магнит из трусов») однажды обрывается — но только с одной стороны. Афина уходит от Никиты к другому. В сущности, не важно, кем этот другой работает и сколько ему лет. Просто любовь прошла. Осталась одна палочка «Твикс» вместо двух. Никита не может принять это новое автономное состояние и берет неделю, чтобы вернуть Афину. В итоге своих инфантильных, но трогательных попыток герой не получит желаемого. Он получит альтернативный, правильный, а через какое-то время — и более счастливый вариант своей жизни. Потому что она, жизнь, лучше знает свои законы, чем мы — имеет в виду режиссер, квалифицируя свой фильм как отчасти буддистский.

Исполнительница роли Афины Елизавета Боярская так понимает самую важную мысль, которая транслируется в фильме:

Наше кино о том, что иногда люди в паре вроде бы идеально совпадают, но каждый из них настолько ярок, харизматичен, силён, что им слишком тяжело быть вместе. А вот как друзья им намного лучше, легче. Они по-прежнему друг друга любят, поздравляют с днем рождения, помнят привычки и вкусы друг друга. Но теперь они свободны от ответственности, эгоизма, от вечного «ты мне должен». Выясняется, что их отношения могут быть гораздо более гармоничными и теплыми. Персонаж Данилы весь фильм пытается вернуть девушку, а в конце приходит к этому пониманию. Фильм незауряден — и я бы не укладывала его в тесный жанр ромкома. Скорее, лирическая комедия с философской подоплекой.

Жанр картины, и правда, непросто определить. Может, и ромком — во всяком случае, налицо необходимая для этого жанра комбинация трогательного и смешного. А еще та самая «семейная» атмосфера: здесь она присутствует в буквальном смысле. Судите сами: роль Никиты в детстве играет сын режиссера Милош Руминов; маму героя — мама Козловского Надежда Звенигородская; подругу героя — девушка режиссера Наталья Анисимова. Почти то же можно сказать и о центральном треугольнике фильма. Вот режиссер Павел Руминов и говорит:

Они — термоядерное трио: Козловский, Боярская и Селезнев. Они вместе работают в знаменитом театре Льва Додина. У них есть класс, сыгранность. Они как Месси, Неймар и Суарес в «Барселоне». Все было понятно сразу, и мы больше никого не искали. Зачем вам сидеть и думать, кто лучше Неймара на этой позиции сыграет? Зачем тратить энергию на сомнения и размышления? Лучше просто наслаждаться игрой. Что я и делал. Лиза для меня была как молодая Мишель Пфайффер. А в Володе Селезневе есть что-то от основательных, мощных английских актеров прошлого. По духу он просто какой-то современный Джеймс Мейсон.

(из интервью журналу «Сноб» — прим. ред.)

Кстати о режиссере. «Статус: свободен» — первый коммерческий фильм Павла Руминова. Он известен как автор рекламных роликов, клипов на песни Земфиры и Дельфина, кинотавроносной драмы «Я буду рядом» и мистического триллера «Мёртвые дочери».

«Статус: свободен» по своей атмосфере и разорванности жанрового шаблона можно сравнить с американским ромкомом 2013 года «Хоть раз в жизни» (Begin again). В последнем в трудную минуту встретятся певица и музыкальный продюсер — но между ними не возникнет любовной связи. Так же и в «Статусе» не будет воссоединения влюбленных. Потому что эти фильмы не строятся по фикшн-схеме типичного попкорнового кино, а основаны, скорее, на вариантах жизненного сценария обыкновенного человека. Того человека, который иногда не смешно шутит и фальшиво поет (при этом мы ведь знаем по «Большой мечте обыкновенного человека», что голос Данилы Козловского весьма неплох), а не щеголяет в кадре отточенным юмором и зафанеренными куплетами. Между тем, местами именно эта неловкая естественность настолько смешна, что интеллигентному зрителю приходится сдерживать громкий смех, чтобы не сойти за массового. Хотя отчего бы не сойти?

Ведь «Статус: свободен» знаменует собой начало эры универсального кино — в равной степени массового и арт-хаусного, приятно-понятного абсолютно всем и содержащего те отсылки, которых так жаждет высоколобый зритель. Например, к любимому Фрейду: после того, как героя бросает девушка, ему снится, как мама бросает маленького его ради другого мальчика.

Фильм недаром уже окрестили пацанской версией «Дневника Бриджет Джонс». Как и фильм Шэрона Магуайра про брошенную девушку с огромной харизмой и такими же огромными трусами, «Статус: свободен» — это break-up movie c документально-дневниковым фундаментом. Во время тяжелого, «эпического» расставания режиссер записывал свои переживания — и в свое время Данила Козловский увидел в них костяк отличного кино. Если в «Дневнике Бриджет Джонс» начитанный зритель да узреет намеки на «Гордость и предубеждение», то «Статус: свободен» элегантно и порой очень смешно признается в любви мировому кинематографу в лицах Вуди Аллена, Роберта Де Ниро и Стивена Спилберга.

Да, здесь будут сцены не самого элитарного характера — но они оттенены пронзительными диалогами («Я не аппарат искусственного дыхания, отключись от меня, дыши сам») и саундтрек-листом, по которому отчетливо видно, что один из продюсеров фильма-таки Данила Козловский. Будет много Фрэнка Синатры, Superpop, Radiohead, X-series. А еще — совсем свежие треки от команды фильма, дуэта Козловский & Боярская и группы Sherlock Blonde (Руминов & Анисимова). К слову, у фильма появилась и будет пополняться своя страница на Soundcloud.

Словом, российскому году кино дан весьма убедительный старт в виде многослойной и красивой картины. А с Данилой Козловским — имейте это в виду — после просмотра «Статус: свободен» надолго расставаться не придется. Весной смотрим ещё одну комедию под названием «Пятница», затем новый фильм в духе «Легенды № 17» — «Экипаж», а следом — исторические «Викинг» и «Матильда». Ну и надеемся, что долгожданный «Хардкор» тоже выйдет в прокат в этом году.