Фото: Berlinale

Берлинале: Цезарь, будущее и необычный мальчик

15 февраля 2016

На пятый день Берлинале 2016 спецкорр Синемафии готова поделиться своими впечатлениями от конкурсных и внеконкурсных просмотров.

Мы уже рассказывали о том, чего ждем от 66-го Берлинского кинофестиваля. Он начался 11 февраля, и пришло время поделиться первыми впечатлениями от просмотров.


«Да здравствует Цезарь!» / Heil, Caesar! (фильм открытия)

Коэны возвращаются к исследованию Голливуда XX века. В 1991 это был «Бартон Финк», получивший в Каннах Золотую пальмовую ветвь, призы за актерскую работу и режиссуру. Фильмы никак не связаны, хоть в них и проходит красной нитью проблема значимости сценаристов и их работы. Как признаются сами режиссеры, они не ностальгируют по тому времени, потому что не застали его лично, а, скорее. романтизируют. Я бы назвала это кино мозаикой маленьких новелл о том «шаблонном» Голливуде, связывает которые Эдди Мэнникс в исполнении Джоша Бролина. Шаблонные персонажи самые разные: тут и состарившийся и не отличающийся умом гигант студии (Джордж Клуни), и молодой тщеславный красавчик с непредсказуемыми планами на жизнь (Ченнинг Татум), и южный паренек, которого продюсеры проталкивают в несвойственные ему проекты (Олден Эренрайк), и красавица-актриса, забеременевшая от европейского режиссера (Скарлетт Йоханссон), и близняшки-журналистки (Тильда Суинтон и Тильда Суинтон).

Джордж Клуни и Ченнинг Татум в лицах на пресс-конференции

Завязка сюжета очень проста — во время съемок нового фильма о Христе (чудесная сцена обсуждения религиозной составляющей фильма представителями различных конфессий) похищают Барда Уитлока — главную звезду студии. Собственно, на плечи Эдди Мэнникса и ложится груз поисков актера, а также параллельно решение других проблем и принятие решения о смене работы.

Фильм получился смешной, но с оттенком некоторой грусти — за Голливуд и кино в целом. Не совсем понятно, как сами братья романтизируют это время — как «Золотой век» или как поучительный урок для Голливуда настоящего. Фильм явно уступает по общему уровню тому же «Бартону Финку» или «После прочтения сжечь», но оставляет приятный осадок. Посмотреть и оценить, во всяком случае, стоит.

Midnight Special (основной конкурс)

Мой личный фаворит. Новый сай-фай от Джефа Николса, скорее, даже не фантастика, а драма об отношении отца и сына. Сам режиссер признается, что на фильм очень повлияло рождение сына и страх его потерять. Как всегда великолепно играет у Джефа Майкл Шэннон. Его герой Рой Томлин похищает своего сына Алтона (Джейден Либерер) из религиозной общины, где ему поклонялись. Потому что Алтон — необычный мальчик. Он спит в шумоизоляционных наушниках и защитных очках. Он говорит на неизвестных языках и чувствует спутники. А еще он что-то знает (в том числе и правительственные тайны). Именно поэтому на него начинает охоту ФБР и Агентство Национальный Безопасности. Агента последнего практически шедеврально играет Адам Драйвер. В очках он безумно напоминает штурмовика Мэтта. От этого губы непроизвольно расплываются в улыбке.

Рою помогает друг детства Лукас в исполнении Джоэла Эджертона. И именно его Майкл Шэннон называет настоящим героем этого фильма. Ведь отец в любом случае не может оставить ребенка, а Лукас делает осознанный выбор пойти против всех своих правил и поверить в необычного мальчика. Каждый персонаж, по словам Николса, выполняет свою роль — так мать (Кирстен Данст) осознает то, что Рою невозможно понять. Каждый делает то, что не могут сделать другие: Рой защищает сына, Сара — осознает его исключительность и необходимость отпустить, Лукас — не просто защитник, он тот, кто верит.

В фильме прослеживается влияние «Инопланетянина» Спилберга, одного из любимых фильмов Джефа в детстве, но внимательный зритель найдет еще много параллелей. Заслуга фильма в том, что он не то, чем кажется с первого взгляда. Его точно захочется пересмотреть не раз, чтобы еще раз насладиться актерами, музыкой, напряжением, которое держит до конца.

Надеюсь, фильм дойдет до российского проката, потому что в нем есть магия и открытые вопросы, на который каждый должен найти ответы самостоятельно.

«Борис без Беатрис» / Boris sans Béatrice (основной конкурс)

Борис Малиновский живет в Квебеке — французском районе Канады. Он носит дорогие рубашки, руководит бизнесом, владеет загородным домом и женат на красавице Беатрис, которая является важным членом кабинета министров Канады. Борис раздражителен, нетерпелив и груб. Но главное — его жена находится в глубокой депрессии, виной которой является сам Борис. Эту информацию ему сообщает неизвестный, организовавший тайную встречу. Чтобы жена выздоровела, Борису необходимо измениться.

Вопрос — как? Борис начинает развлекаться с любовницей, наслаждаться жизнью, но все становится только хуже. Тогда Борис понимает, что все не так просто. И изменения должны быть более глубокими. Фильм, как любят сейчас говорить, «о проблемах белого богатого мужчины», имея ввиду, что в мире столько других проблем, что о таком говорить не стоит. Однако мировые проблемы далеко от нас, а наше влияние на близких — совсем рядом. Фильм даже не о Борисе, а о том, как мы своими действиями разрушаем самое дорогое, что у нас есть. Что изменяя другим, мы изменяем себе. О том, что необходимо найти в себе силы стать другим, лучшим человеком.

Российского зрителя порадуют пара российских фраз и обворожительная сиделка Клара, но в целом фильм не производит впечатления чего-то стоящего.

«Огонь в море» / Fuocoammare (основной конкурс)

Новое документальное кино от Джафранко Рози. За «Священную римскую кольцевую» он уже получил в 2013 году Золотого Венецианского льва и вновь претендует на награды. Маленький остров Лампедуза между Тунисом и Сицилией стал международным символом беженцев — африканцы в попытках переплыть Средиземное море оказываются на этом клочке земли площадью 20 квадратных километров. На 400 000 беженцев 15 000 погибших. Цифра кажется не такой большой, пока ты собственными глазами не видишь, как люди в кадре погибают от истощения и обезвоживания. Кино, благодаря операторской работе и выборе кадра, совершенно не смотрится документальным — и это лишь усиливает эффект невозможности поверить в ту кошмарную ситуацию, что творится в мире. Для конраста Рози показывает жизнь обычных лампедузцев — мы знакомимся с девятилетним Самуэлем, который любит стрелять из рогатки, бегать по скалам, склеивать только что расстрелянные кактусы и не любит учить английский. Он и не подозревает, что корабли, которые он расстреливает из воображаемого пистолета, перевозят тысячи беженцев.

Зато об этом знают взрослые — его бабушка и дедушка, радиоведущий и единственный врач на острове. Именно через последнего мы узнаем о состоянии, в котором прибывают беженцы на остров — он готовится к защите доклада и просматривает фотографии.

После фильма остается странное ощущение вот такой двойственности жизни — что мы специально или случайно строим вокруг себя собственный мир, который может не пересекаться с миром внешним и со всеми его ужасами. На каком-то уровне я согласна с этим — я бы хотела, чтобы мои дети росли, не зная этих ужасов. С другой стороны — в силах взрослых сделать этот мир лучше, так, чтобы нам не было мучительно стыдно за него перед детьми. На данный момент — это мой личный «Золотой медведь», но отважится ли жюри снова дать главный приз документальному кино — я не знаю.

«Будущее» / L'avenir (основной конкурс)

Натали (в исполнении божественной Изабель Юппер) — преподаватель философии. Она пытается совместить работу (выпуск нового учебника и сборника эссе), семью (муж — преподаватель философии и двое взрослых детей) и уход за престарелой и сходящей с ума матерью. Она прекрасно выглядит на свои 40 с плюсом, является авторитетом для учеников, и в целом производит впечатление счастливой женщины. Но в один момент все рушится — муж уходит к другой, умирает мать, редактор хочет перевыпустить книгу в новой вульгарной обложке. Натали не сдается, не опускает руки, а продолжает жить. Причем в этой новой жизни она впервые чувствует себя свободной и учится справляться с ней. В этом ей помогает бывший ученик, чей домик в горах становится убежищем для Натали. Но не бойтесь — романтической линии между ними не будет. Натали достаточно самостоятельна, чтобы обойтись без мужской поддержки.

Миа Хансен-Лёве, режиссер картины, создала нетипичную мелодраму, после которой не хочется плакать, а хочется использовать ее как инструкцию к применению. Несмотря на обилие философии, фильм пронизан юмором и легкой иронией — над семейной жизнью, современной Францией, роли мужчины в жизни женщины. Натали легко отпускает от себя прошлую жизнь — пусть через слезы, но без сожалений.

«Патриарх» / Mahana (вне конкурса)

Ромео и Джульетта по-новозеландски. В центре картины — история противостояния двух семей Маори: Махана и Поата. Но эта вражда уходит на второй план, когда против главы клана Махана — Тимихана (его играет постаревший Джанго Фетт — Тамуэра Моррисон) восстает его собственный четырнадцатилетний внук Семион. Он не согласен с тотальной тиранией деда, что в итоге приводит к изгнанию всей его семьи с земель клана. Но вопреки желанию деда, семья не оказывается в катастрофическом положении, а проявляет мужество и строит новую жизнь.

В конце перед смертью дед хоть и не прощает Семиона, но в знак уважения отдает ему письмо, которое раскроет тайну вражды двух кланов. Семион на похоронах деда проявляет мужество и разрешает то, что взрослые решить не смогли.

Фильм пронизан цитатами о том, что значит быть слабым и сильным (цитируют и Бернарда Шоу, и Джона Уэйна из «Красной реки»): «Семья — тирания, в которой заправляет самый слабый». Простая мысль, которую смог понять только ребенок. Я бы показывала это кино в школах — без страха, что молодые умы начнут идти против всех авторитетов, а, наоборот, с надеждой на то, что они научатся, как надо самому быть человеком дела.

«Тихая страсть» / A Quiet Passion (Berlinale special)

Тэренс Дэвис представил картину о жизни американской поэтессы XIX века Эмили Диккинсон. Она не была известна современникам (было напечатано только 8 ее стихотворений, и те — анонимно), вела затворнический образ жизни, у нее не было бурных романов и каких-то значительных событий в жизни вообще. Но ее стихи проникнуты такой душевной силой и красотой, что сейчас Эмили знает каждый американский школьник.

Фильм начинается со сцены в закрытой школе для девушек, в которой строгая настоятельница просит девушек сделать выбор — готовы ли они предстать перед Господом безгрешными, или они еще должны искупить свои грехи. Эмили остается на месте. Она не чувствует, что грешна, и спорит об основах веры. Такой бунтаркой Эмили останется на протяжении всей жизни — она спорит с отцом, саркастически отвечает богатой тетушке, не выходит замуж, не ходит в церковь.

Взрослую мисс Диккинсон играет Синтия Никсон — и делает это превосходно. Её переходы от наивной девушки к яростной воительнице, а затем к страдающей даме дают фильму хоть какую-то энергию — потому что её, к сожалению, картине не достает. Первая часть фильма смотрится как некая карикатура на викторианские романы (или фильмы по ним), а вторая вводит в сон (что хотите — четвертый фильм за день). Второй час тянется мучительно долго, не оставляя зрителю даже крохи желания узнать, чем дело кончилось. И если в первой половине режиссер дает персонажам шутить, вводит очаровательную пра-феминистку, то во второй мы вынуждены наблюдать угасание Эмили и всего фильма.

Стоит смотреть только яростным поклонникам Эмили Диккинсон или Синтии Никсон.