Корин Харди: «Если вы почувствовали фейерверк эмоций — фильм удался»
19 февраля 2016
Дебютный хоррор The Hallow молодого англичанина Корина Харди выходит в российском прокате под названием «Из тьмы». Фильм о таинственных мифологических монстрах, похищающих детей в ирландской глубинке вошел в престижные мировые списки лучших фильмов ужасов 2015-го года и вышел в российский прокат 18 февраля.
Самого Корина Харди уже провозгласили «молодым Гильермо дель Торо» и пригласили снимать высокобюджетный ребут «Ворона» в Голливуде.
Корин — музыкант, скульптор, режиссер клипов для Prodigy и десятка других исполнителей, реквизитор и теперь еще и кинорежиссер — рассказал, что стоит за его уникальным фильмом и почему «Из тьмы"нужно обязательно посмотреть в кино.
Откуда родилось название фильма? Это обозначение какого-то мифологического существа? Мы не смогли найти подходящего значения слова Hallow ни в одном англо-русском словаре.
И это не случайно. Это слово — плод моего собственного воображения. Я долго думал над названием, ведь для любого фильма — а для хоррора в особенности — это важнейший компонент.
Сценарий писался под рабочим названием The Good People («Хорошие Люди»). Оно не цепляло. Еще был вариант The Woods («Леса»), но он тоже звучал недостаточно оригинально.
В результате я сам изобрел это слово, которое обозначает первобытную нечисть — мифологических существ из лесных глубин, которые похищают детей. Это собирательный образ нескольких демонов из ирландской мифологии.
Кстати, вы — ирландец? Иначе почему вы обратились именно к ирландской мифологии?
(смеется) Почему-то все задают мне этот вопрос. Нет, я англичанин. Но когда я выбирал материал для фильма, меня привлек ирландский фольклор своей фактурностью, колоритностью, мрачностью. В нем много мифических существ, а для меня было важно, чтобы в моем фильме обязательно присутствовали необычные монстры. Я ведь еще и скульптор, и художник по реквизиту. Для меня очень важна оригинальная визуальная составляющая.
Процесс поиска финансирования и сбора всех необходимых элементов занял 7 лет — я написал сценарий в 2007-м, а к съемкам приступил в 2014-м. Мы рассматривали множество локаций в разных странах — Канаде, США, в том числе, кстати, и в России. Но в результате нашли возможность снять в Ирландии. Сьемки были очень непростыми — под дождем, в грязи, с настоящими младенцами, собаками… Но я все равно рад, потому что локации являются очень важной визуальной составляющей моей истории. Как готическая Англия у Дель Торо в «Багровом Пике».
Хотя сама история — совершенно универсальная. Она — о семье. А значит, могла приключиться в любой точке земного шара.
Раз уж мы вспомнили про финансирование, следующий вопрос, возможно, будет интересен многим начинающим режиссерам. Если не секрет, какой бюджет у вашего фильма? И можно ли вообще снять достойный кинотеатрального проката фильм в жанре хоррор со скромным бюджетом — скажем, за 500 тысяч долларов?
Я не буду выдавать секретные цифры, но скажу, что бюджет мой более чем скромный, по крайней мере, по американским меркам (даже по сравнению с «микробюджетами» Джейсона Блама). Однако нужно учитывать, что в нашей истории все-таки присутствуют Монстры — филигранная смесь работы реквизиторов и VFX-специалистов. Пожалуй, именно они съели львиную долю нашего бюджета. И, судя по реакции зрителей, — не зря.
Что касается оптимального бюджета для фильма ужасов — не думаю, что дело в деньгах. Можно сделать театральный фильм и меньше, чем за 500 тысяч.
Главное — ваше видение и история. Бюджет — лишь инструмент, с помощью которого можно рассказать увлекательную историю, познакомить зрителя с интересными персонажами, создать захватывающую атмосферу. Если вам есть, что рассказать — вы это сделаете любыми подручными доступными средствами.
Продолжим серию вопросов для тех, кто интересуется подноготной производства хорроров. В какие сроки в результате вы сделали фильм?
Сам производственный цикл был очень коротким. Хотелось бы подольше.
Снимали 6 недель в мае-июне 2014-го. Пост-продакшн длился всего 6 месяцев, так как фильм был отобран в конкурсную программу фестиваля Санденс, и мы должны были успеть его доделать (первый публичный показ «Из тьмы», принесший мировую славу Корину, состоялся в январе 2015-го года).
Но как я уже сказал, сценарий был написан в 2007 году… Так что главное — терпение и упорство.
Существует мнение, что коммерчески успешные фильмы ужасов сделаны по одной и той же схеме — есть дом, неблагополучная семья, ребенок, проклятье, чердак… В вашем фильме вроде бы тоже присутствуют все эти элементы. Как вы считаете, существует ли идеальная формула, руководствуясь которой можно снять «правильный» фильм ужасов.
Действительно, все ваши элементы в фильме есть — но это чистая случайность (смеется). Если серьезно, я противник любых шаблонов и формул.
Безусловно, есть какие-то традиции и правила. Я считаю, что их нужно знать: например, люди учатся в киношколе именно для этого.
Но по-настоящему цепляющая история — это такая история, которая пусть немножко, но не похожа на ту, что уже есть.
Если говорить о жанре хоррор — это, например, новые монстры, которых мы еще не видели на экране. Мифология, в детали и подробности которой мы пока еще не вдавались. Именно этим привлек меня мир сказочный демонов из ирландских лесов — широкая аудитория не так много про них знает. А они ничуть не менее удивительны нежели, скажем, средневековые ведьмы…
Так что дом и семья могут быть, но с ними должно происходить что-нибудь новенькое. Тогда у вас есть шанс заинтересовать зрителя.
Можете назвать три качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать идеальный фильм ужасов?
Не люблю эти ограничительные списки, но попробую.
- Страшным. Куда же без этого. Если фильм ужасов не испугал вас — это провал.
- Атмосферным. Фильм должен засасывать вас в свой мир, который должен разительно отличаться от повседневной реальности. За этим вы и пришли в кино.
- Эмоциональным. Мы все приходим в кинотеатр за эмоциями. Страх — одна из глубинных первобытных человеческих эмоций. Но фильм ужасов не должен вызывать у вас только страх — слезы, комок в горле от сопереживания героям, улыбка от того, что в сердцах героев все-таки еще теплится способность бороться… Если вы почувствовали фейерверк эмоций — фильм (и не только ужасов) удался!