Кларк Спенсер о «Зверополисе» и фантастической команде Disney

2 марта 2016

3 марта в российский прокат выходит новый полнометражный мультфильм от студии Disney — «Зверополис». Синемафия побеседовала с продюсером ленты Кларком Спенсером.

Спенсер дает интервью в связи с грядущей премьерой в отеле Four Seasons. Желающих побеседовать пришло немного, хотя Спенсер стоит за такими номинированными на «Оскар» диснеевскими хитами, как «Ральф», «Вольт» и «Лило и Стич». Бросив работу в области инвестиций, он пришел в Disney сначала как управляющий бизнес-процессами, но через некоторое время сумел переключиться на то, чем всегда мечтал заниматься — собственно создание фильмов. Тем для беседы множество, но времени у него немного, и на все вопросы отведено десять минут.

— У вас два режиссера, сценарист, который обозначен также и как сорежиссер, вы — продюсер, и еще есть исполнительный продюсер Джон Лассетер. Как в этой системе распределялись творческие обязанности?

— Это большой фильм, над ним работало 550 художников. Но вся история началась с Байрона Ховарда и Джареда Буша, которые, собственно, и создали мир «Зверополиса». Зверополис рос, и история росла, и было несколько моментов, когда мы приглашали других людей, чтобы они помогли создавать этот фантастический мир. Раньше я уже работал с Ричем Муром и Филом Джонсоном, и мы позвали их в команду. Джон Лассетер с самого начала занимался этим проектом. Для меня сила нашей студии именно в том, что у нас есть все эти потрясающие умы, и что мы можем их собрать для полноценного сотрудничества, вместе придумывать, как рассказать историю наилучшим образом. Это было потрясающе — видеть, как такая команда создавала «Зверополис».

— Важный месседж, который несет фильм — «ты можешь стать, кем захочешь». Это семейное кино, соответствующее высоким стандартам студии Disney, сделанное с особым вниманием к детской аудитории. Как вы считаете, есть ли там романтическая линия? Возможны ли отношения между лисом и крольчихой?

— Ха-ха! Ну, мы всегда стараемся рассказывать истории, интересные для зрителей всех возрастов, чтобы это цепляло и родителей, и детей, и тинэйджеров. Так что история должна быть универсальной. Этим двум персонажам, лису и крольчихе, предстоит проделать большую работу над собой, чтобы понять друг друга. В начале они подходят друг к другу с определенными установками: лис думает, что кролик — это просто тупой кролик, а крольчиха ждет от лиса коварства и подлости. Но по мере того, как они сближаются, они узнают, что каждый представляет собой гораздо больше, чем кажется. История об этом. Мы можем думать о ком-то что угодно, но это будет поверхностное предположение. Пока ты действительно не узнаешь человека, нельзя сказать, каков он на самом деле. На мой взгляд, в этом универсальность нашего сюжета — он будет понятен в любом возрасте. А лис и крольчиха — нет, парой они не становятся, а становятся лучшими друзьями: в том смысле, что они глубоко понимают друг друга. Благодаря этому пониманию у них и происходит взросление.

— «Зверополис» предлагает совершенно новый фантастический мир с очевидным потенциалом для франшизы. Фильм еще не вышел в прокат, но, возможно, у вас уже есть понимание насчет того, планируются ли сиквелы?

— Мы никогда не думаем о сиквелах. Мы концентрируемся на истории, на главной идее. Но когда создаешь мир вроде «Зверополиса» — а там есть и пустыня, и тундра, и тропический лес…

— Мой любимый район — Нижние Грызунки (в оригинале — Little Rodentia, пародия на Маленькую Италию в Нью-Йорке — В. П.)

— …Нижние Грызунки, кроличья деревня — да, про всё это можно рассказать столько историй. И в начале пути стоит задача: вот есть весь этот мир, а что именно мы можем рассказать в таком фильме? Поэтому мы фокусируемся на сюжете про лиса и крольчиху. Но сюжетов там может быть множество, поэтому мы надеемся, что когда фильм выйдет в прокат, будет резонанс, и люди захотят увидеть что-то еще про этих персонажей — то есть, полюбят их всем сердцем, а это — наша очевидная цель. Но это не значит, что мы заранее думаем о сиквелах. Мы сосредотачиваемся на сюжете только того фильма, который снимаем.

— Как от бизнес-администрирования вам удалось перейти к продюсированию, к глубокому вовлечению в творческий процесс?

— Мне всегда была интересна эта сфера. Мой бэкграунд — это, на самом деле, бизнес. Cтать продюсером в Disney Animation — потрясающая возможность. Это очень творческая работа, и мне приходится использовать оба полушария мозга — как деловое, так и творческое. Но мне еще в начале пути кто-то сказал, что работа продюсера — помочь режиссеру перенести свое видение на экран. Это я и держу в уме прежде всего: моя работа — помочь режиссерам Байрону Ховарду и Ричу Муру перенести их видение на экран. Мы делаем это с учетом графика, ведь у нас есть дата премьеры, и такие рамки — это хорошо, они помогают нам сосредоточиться, но если о творческой части — я считаю, моя задача создать условия для творческого процесса. Это значит — я не могу никому сказать: «Так, сегодня ты должен быть творческим и должен решить такую-то проблему». Моя главная функция— создать среду, в которой пойдет разговор, пойдет сотрудничество, чтобы к определенной дате был готов наилучший ответ. Это единственный способ сделать сильное кино. Нельзя требовать от людей: «Ну-ка сделай сильный фильм», так ничего не выйдет. Тут очень тонкий баланс. Всякий раз, как я начинаю работу над проектом, я думаю: «Получится ли у нас вообще когда-нибудь сделать этот фильм?» Но как-то в процессе работы мы что-то придумываем, все наши 550 художников собираются и вместе создают удивительный мир и сильный сюжет.

— Когда-то студия Disney была маленькой фирмой, и сам Уолт Дисней лично руководил всем творческим процессом. Теперь это — крупнейшая медиакорпорация в мире. Как такой компании удается сохранить творческую атмосферу?

— Думаю, сильная сторона нашей анимации заключается в том, что у нас есть подлинное чувство наследия. Как вы сказали, эту компанию создал Уолт Дисней. Его именем подписан каждый наш фильм. И все мы росли на этих фильмах, это очень повлияло на нас. Именно поэтому, даже будучи частью огромной компании, каждый из нас ставит себе цель создавать замечательные фильмы, это наша работа. Уже десять лет мы работаем с Джоном Лассетером, который возглавляет и Disney Animation, и Pixar Animation, и нам очень повезло, так как он верит, что лучший бизнес-план — это сделать замечательный фильм. И он создает условия, чтобы мы просто творили, не чувствуя, что над нами нависает большая корпорация, а просто создавали хорошие фильмы.

— Ощущаете груз ответственности, находясь на посту собственно Уолта Диснея — отвечая как продюсер за весь фильм?

— Я думаю, давление есть всегда. Как организовать команду, как зажечь всех возможностью совместной работы, как сделать так, чтобы каждый фильм был хорош — это большая задача. Если бы это было легко, то любой фильм получался бы фантастически крутым — но это очень трудно. Мне как продюсеру очень повезло работать с таким количеством выдающихся людей — вот это феноменально. Я приступаю к работе, переживая, как же нам сделать фильм, но знаю, что у нас такая команда, что все получится. Байрон Ховард с его опытом, Рич Мур, Джон Лассетер — я знаю, что у меня такие удивительные коллеги, что получится сильная история.

— Кто ваш любимый персонаж в «Зверополисе»?

— Сложный вопрос. Я просто люблю животных, и мне очень нравилось делать фильм про них. Первый мультфильм, который я посмотрел в кинотеатре — «Книга джунглей», до сих пор остается одним из любимых. Так что я огромное удовольствие получал, делая такой проект. Но всё же, пожалуй, что-то есть в Нике, с чем я могу себя соотнести. Жизнь вынуждает его быть хитрым, коварным, но у него нет возможности показать, каким он мог бы быть. Я рос в маленьком городе и мечтал делать кино, но возможностей для этого у меня не было, и я решил, что надо заниматься бизнесом — и в результате оказался в Нью-Йорке, работал на Уолл-Стрит! Но потом один человек сказал мне: нужно следовать за своей страстью, за своей мечтой. Этот человек очень на меня повлиял, убедил переехать в Лос-Анджелес, и затем, благодаря серии различных возможностей, мне удалось добиться того, чего я хотел. И это всё — про Ника, про эту грань нашего сюжета. Ник думает: «Ничего не получится, так что буду хитрить, буду делать то, чего от меня ждут». Как я — я должен был бы работать себе дальше на Уолл-Стрит. И тут в твоей жизни появляется некий персонаж и говорит: ты можешь сделать нечто большее.

— В России государство поддерживает анимацию небольшими налоговыми льготами, т. к. эта индустрия относительно небольшая, и государство не видит для себя большой финансовой потери. Есть ли что-то подобное в Калифорнии и Флориде, где вы работаете?

— В Штатах нам очень повезло — наша анимационная среда процветает, и да, у нас есть специальные налоговые стимулы, которые очень этому помогают. Очень здорово, что это делается и в других странах. Анимация — это потрясающая художественная форма, надеюсь, нам удастся ее сохранить. По всему миру столько интересных историй, и анимация дает возможность их рассказать. Чем больше людей в мире будет этим заниматься — тем лучше для анимации. Так что надо давать возможность людям, которые с детства рисуют, воплощать свои мечты в жизнь, и это очень хорошо, если где-то в мире создается благоприятная среда для творчества и создания хороших мультфильмов. Будь то короткий метр или полнометражная анимация, для национальной аудитории или мировой — очень хорошо, что это делается.