Главные достижения Люка Бессона

4 марта 2016

С 5 по 8 марта в трех городах России — Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске — зрители смогут увидеть на большом экране четыре шедевра Люка Бессона. В преддверии ретроспективы Синемафия вспоминает некоторые достижения Люка Бессона в области искусства и кинобизнеса.

В каждой европейской стране есть свой действующий кинорежиссер № 1. Обычно в прошлом у него авторские хиты, ставшие феноменами массовой культуры, а в настоящем — успешная разветвленная кинокомпания, влияние, всемирно признанный статус. В Великобритании — Ридли Скотт, в Испании — Педро Альмодовар, в Италии — Джузеппе Торнаторе, и так далее. Во Франции это, без сомнения, Люк Бессон.

В восьмидесятых и девяностых Бессон снял шесть уникальных и чрезвычайно успешных игровых картин — «Последняя битва», «Подземка», «Голубая бездна», «Никита», «Леон», «Пятый элемент». В XXI веке он вернулся в режиссуру, но его новые авторские проекты пока не снискали такой же любви зрителей. Зато новым фильмам, на которых он значится сценаристом или продюсером, несть числа, и огромное их количество стало суперхитами.

«Подземка» — флагман так называемого «cinema du look», направления во французском кино, выявленного кинокритиком Рафаэлем Бассаном в 1989 году. Сюда же Бассан относил «Любовников с нового моста» Леоса Каракса и «Диву» Жан-Жака Бенекса.

«Голубая бездна» — признание Бессона в любви к дайвингу. Сын профессиональных инструкторов по подводному плаванию, он с детства мечтал заниматься дельфинами, но из-за травмы вынужден был оставить море. Кто знает, если бы будущий король французского кино остался в подводном царстве, возможно, мир получил бы нового Кусто, и какие-то фильмы (видимо, документальные) он бы все же снял, но именно благодаря уходу из подводного плавания Бессон сначала пошел работать ассистентом на съемочных площадках во Франции, а затем и в Калифорнии — пока не вернулся в Париж и не начал снимать клипы и рекламу.

«Леон» — почти случайный проект. После «Никиты» Бессон и его продюсер Патрис Леду были вовсю заняты подготовкой к «Пятому элементу», но денег нужно было много, производственных сложностей предстояло еще больше. И, чтобы не сидеть без дела, Бессон взял и написал неофициальный спин-офф к «Никите», где второплановый персонаж Жана Рено — «чистильщик Виктор» — превратился в главного героя. О значении «Леона» в карьере Натали Портман, для которой эта роль стала первой, нет нужды говорить. Многие считают, что именно «Леон» — лучший и главный проект Бессона.

«Пятый элемент» на момент своего создания был самым дорогим европейским фильмом — бюджет, по разным источникам, составил от 90 до 100 млн долларов. Картина вышла великолепная и до недавнего времени сохраняла также статус наиболее успешного французского фильма за пределами Франции (в 2011 году это звание перешло к ленте «1+1»). Роль, написанная изначально для Жана Рено, была отдана Брюсу Уиллису. Про Миллу Йовович, Гэри Олдмана, костюмы от Готье знают все — на них останавливаться не будем. Но мало кто знает, кто сыграл там роль синекожей певицы Плавалагуны. В этой роли засветилась будущая дважды номинантка Золотой пальмовой ветви и на тот момент уже бывшая жена Бессона — Майвенн ле Беско (недавно в прокат вышла ее режиссерская работа «Мой король»). Имя персонажа, впрочем, отсылало к одной из ранних ролей Йовович в фильме «Возвращение в Голубую лагуну».

После «Пятого элемента» Бессон некоторое время работал с Columbia Pictures — результатом стала «Жанна д’Арк». Бессон продюсировал фильм и работал над сценарием вместе с Кэтрин Бигелоу, которая вышла из проекта и даже подала на Бессона в суд после того, как он стал настойчиво предлагать на роль Жанны свою супругу Миллу Йовович. Режиссировать пришлось самому. Картина плохо прошла в американском прокате, получила много отрицательных отзывов у критики, но к тому моменту вектор карьеры Бессона уже изменился окончательно и бесповоротно. Он и его многолетний деловой партнер из Gaumont Пьер-Анж ле Погам за пару лет до того уже создали нового европейского мейджора — Europacorp, и к завершению эпопеи с «Жанной д’Арк» компания уже была готова развернуться в полную силу. На счету молодой студии уже были режиссерский дебют Гэри Олдмана «Не глотать» (1997) и кассовый хит «Такси» (1998), в титрах которого, впрочем, Europacorp не указана.

Начиная с «Подземки» и до «Жанны д’Арк» включительно Бессон каждый раз номинировался на «Сезар» в номинации «Лучший режиссер», но получил этот приз лишь однажды — за «Пятый элемент».

После неудачи с «Жанной» Бессон на несколько лет бросил режиссуру (а также Миллу Йовович, женившись на Виржини Силла) и сосредоточился на продюсировании и написании сценариев. Именно тогда на рынке начали появляться фильмы, на постерах которых красовалась надпись «Люк Бессон представляет», а в некоторых случаях — и вовсе бесстыжее «фильм Люка Бессона» (так принято писать только о режиссерских проектах). Имя Бессона на тот момент было знаком абсолютного качества, и отдельные спорные с точки зрения вкуса фильмы вроде «Дансера» или «Ямакаси», популярные у широких масс, но откровенно возмущавшие поклонников «Подземки» или «Леона», не только не поколебали имидж мастера, но и укрепили его финансовые возможности. Тем более, что EuropaCorp, иногда неизбежно стреляя вхолостую, ежегодно выпускала минимум один мегахит уровня «Такси 2», «Перевозчика» и т. п., к тому же раньше многих заметила кассовый потенциал Азии и вошла в активное сотрудничество с Японией и Китаем. В проектах Бессона появилась японская и тайская тематика («Васаби», «Онг Бак»), известные китайские актеры и актрисы — Джет Ли («Поцелуй дракона»), Бай Линь («Такси 3»), появились азиатские инвесторы и подразделение в Японии — в общем, Бессон подошел настолько близко к мировому кинематографическому господству, насколько это вообще было возможно для неголливудского кинопроизводителя. Наконец, в 2008 году EuropaCorp выпустила «Заложницу» с участием Лиама Нисона, которая при бюджете в 22 млн долларов собрала мировую кассу 226 миллионов. Речь о картине с рейтингом R, сопровождаемой обвинениями в расизме! Бессон, которого называют самым «голливудским» кинематографистом за всю историю Франции, произвел нечто, что Голливуд сделать никак не мог — абсолютно жанровую, зрительскую, и при этом крайне неполиткорректную картину. Которая, ко всему прочему, возглавила американский хит-парад с итоговыми сборами 145 млн в дни Суперкубка, когда главным американским развлечением становится не кинотеатр, а телевизор.

EuropaCorp — это и кинопроизводство, и дистрибьюция, причем, компания занимается не только очевидно-коммерческими проектами. В активе корпорации — права на более чем 500 самых разных наименований, от отмеченного Золотой пальмовой ветвью «Древа жизни» Терренса Малика до российского «Сибирь. Монамур» Славы Росса, номинированного на три премии «Ника». Кстати, во Франции русскоязычная «Сибирь. Монамур» заработала в десять раз больше, чем у нас, хотя экранов у нее было на треть меньше. В общем, EuropaCorp стала огромной, влиятельной, международной и очень прочной.

С такими результатами можно было позволить себе уже не только вернуться в режиссуру. Бессон, время от времени выбиравшийся из своего продюсерско-сценарного кабинета на съемочную площадку ради съемок маленьких фильмов вроде «Ангел-А» и своего дебюта в полнометражной анимации «Артур и Минипуты», начал строить на окраине Парижа кинопроизводственный комплекс.

Cité du Cinéma, официально открывшаяся в Сен-Дени 21 сентября 2012 года, обошлась в 140 млн евро, заняла 62 000 квадратных метров и стала одним из наиболее заметных мест силы французского кино. Помимо девяти огромных съемочных павильонов площадью до 2100 м², головного офиса EuropaCorp и кинозала на 500 мест, здесь разместилась и Национальная высшая школа им. Луи Люмьера, основанная в 1926 году. Сам Бессон в киношколе не учился — свое кинообразование он получил на съемочной площадке.

В настоящее время Люк Бессон в качестве сценариста, продюсера и режиссера снимает фильм «Валериан», который вновь побил рекорд затрат — объявленный бюджет составляет от 180 до 197 млн евро. Значение картины для французского кинопроизводства — колоссальное. Фильм снимается на английском (что существенно повышает спрос на мировом рынке), и по этой причине не мог получить налоговые льготы (20%) как французский проект. При этом не мог он претендовать и на налоговые льготы (до 30%), которые французское государство предоставляет снимаемым на территории Франции зарубежным проектам — EuropaCorp является французской, а не иностранной компанией. Конфликт был серьезный. Ради снижения затрат и экономии на налогах Бессон, уже много лет являющийся локомотивом всей французской кинематографии, был готов перенести съемки с собственной студии в Венгрию, где киноиндустрией занимается Эндрю Вайна, сумевший различными способами привлечь на съемки в Будапешт огромное количество кинопроектов. Французское правительство вовремя образумилось и предоставило «Валериану» все необходимые льготы, позволившие делать фильм во Франции. Подобные меры поддержки, давно принятые во всем мире, российское руководство еще только обсуждает для нескольких регионов, где никаких киностудий, в общем, нет; ну, а о производстве фильмов на английском, которые могли бы смотреть зрители планеты, речи не идет и подавно.

Так что давайте смотреть фильмы Люка Бессона и учиться менять мир к лучшему у него.


Ознакомиться с программой Иноекино «Люк Бессон. Классика» можно здесь. Кинотеатры «Формула Кино Горизонт», «Аврора» и «Победа» покажут «Подземку», «Голубую бездну», «Леон» и «Пятый элемент».