Фото: Universal Pictures International

«Да здравствует Цезарь!»: кто же это на самом деле

5 марта 2016

Синемафия смотрит новый фильм братьев Коэнов и ищет, кто же вдохновил образы героев.

Сразу стоит оговориться: Итан и Джоэл Коэны уверяют, что речь идет только о вдохновении в отдельных деталях, а ни в коем случае не об изображении конкретных лиц. Прямые прототипы придуманного героя целиком? Боже упаси! А вот отдельные детальки биографии, поведения, экранной картеры — на здоровье.

Итак, сюжет фильма прост: в начале пятидесятых большая голливудская студия снимает большой фильм на около-новозаветную тематику. Главного героя — увидевшего Христа и многое осознавшего римского военачальника — играет звезда Бэрд Уитлок (Джордж Клуни). Но вот он исчезает, и студийному «фиксеру», то есть мастеру на все руки Эдди Мэнниксу (Джош Бролин) нужно его немедленно найти. А еще — утрясти участие в новой салонной мелодраме актера из вестернов (Олден Эренрайк). А еще — решить вопрос с беременной и незамужней звездочкой (Скарлетт Йоханссон). А еще — сбежать от двух репортерш-акул. А еще — решить, стоит ли оставаться в этом сумасшедшем доме.

И всё — за 24 часа.

Фильм — большой библейский и/или римский эпик

«Бен-Гур», «Камо Грядеши», «Десять Заповедей», «Плащаница» — Голливуд пятидесятых любил большие, эпические фильмы библейской и христианской тематики.

Снимаемый фильм в фильме — «Да здравствует Цезарь!» — тоже такой.

Полное название фильма — прямая отсылка к конкретной картине. Дело в том, что фильм, в котором снимается Уитлок-Клуни, называется полностью «Да Здравствует Цезарь: История Христа». Знаете, какой настоящий фильм носит такой подзаголовок? «Бен-Гур» полностью называется «Бен-Гур: История Христа».

И в фильме Коэнов вопрос появления Иисуса в фильме решен точно так же, как и в «Бен-Гуре» — он появляется, но а) молчит, и б) мы не видим его лица. Не дай бог — обвинили бы в богохульстве.

Эдди Мэнникс (Джош Бролин)

Единственный не придуманный герой фильма: на студии MGM действительно работал настоящий продюсер Эдди Мэнникс, и работа его была — вытаскивать звезд из неприятностей. Он занимался этим с двадцатых годов до собственной смерти в 1963. Кларк Гейбл был пойман пьяным за рулем? Звали Мэнникса. Спенсер Трэйси опять крушит какой-то бар? Звали Мэнникса. Надо скрыть лесбийские романы Гарбо? Мэнникс. Мэнникс был самым незаменимым человеком на студии. И он это знал — на его столе стояла табличка «Единственная звезда MGM — лев Лео».

Эдди Мэнникс уже был в кино — его сыграл Боб Хоскинс в фильме «Смерть Супермена» (Hollywoodland).

Правда, настоящий Мэнникс был куда менее приятным парнем, чем Мэнникс-Бролин: к примеру, он, по слухам, организовал убийство спившегося исполнителя роли Супермена, Джорджа Ривза. Там была странная история: у Ривза был многолетний роман с женой Мэнникса, о котором Мэнникс вроде как знал и даже не был против; однако, когда Ривз бросил жену Мэнникса, тот решил отомстить за… нанесенную ей обиду. На деле, конечно, ничего не доказано — смерть Ривза признали самоубийством. Но какие страсти-то нешуточные.

Бэрд Уитлок (Джордж Клуни)

А вот герой Джорджа Клуни — уже не существовавший реально персонаж, а сплав из нескольких актеров сразу.

От Чарлтона Хестона герою Клуни, Бэрду Уитлоку, досталась роль в фильме-в-фильме и рисунок этой роли — от римских излишеств до встречи с Христом и осознания важности этого момента. От Кларка Гейбла — истории о гулянках и развлечениях непонятно где.

Ухмылка Клуни досталась герою, конечно, от Клуни. :)

ДиАнна Моран (Скарлетт Йоханссон)

Героиня Йоханнсон — тоже составной персонаж. «Фильм с бассейном» (называемый обычно более элегантно — аквамюзиклом) отсылает нас прямиком к Эстер Уильямс, «Русалке на миллион долларов».

Уильямс, пловчиха-рекордсменка, попала бы вместе с олимпийской сборной США на Олимпийские игры — если бы Игры 1940 года не были отменены. Так что пришлось Эстер менять карьеру спортсменки на шоубизнес и выступать в водном шоу — где её и приметили люди из Голливуда.

С середины сороковых до середины пятидесятых она снималась на MGM, после чего попробовал себя в других ролях (неудачно) и переключилась на бизнес (куда более успешно). На Олимпийских Играх Уильямс все-таки побывала — в 1984 году она комментировала синхронное плавание.

Второй элемент героини Йоханссон — внезапную беременность, которую студии надо срочно скрывать, — позаимствовали у Лоретты Янг.

В 1935 году Лоретта Янг снималась с Кларком Гейблом в фильме «Зов предков» по роману Джека Лондона. Они флиртовали на съемках; но Гейбл был женат. Когда Янг узнала, что беременна, аборт для неё, католички, был недопустим, а рождение ребенка вне брака в Америке тридцатых могло убить её кинокарьеру. Они с матерью и сестрами придумали историю о путешествии в Англию и лечении, а почти два года спустя рождения ребенка Лоретта удочерила её. Для прессы и публики репутация и Янг, и Гейбла осталась незапятнанной; то, что в Голливуде это был секрет Полишинеля — это уже были мелочи.

Восемьдесят лет спустя невестка Янг в интервью сообщила, что речь шла не о романе (как все были уверены), а об изнасиловании на свидании.

Мрачная вещь этот ваш Голливуд.

Бёрт Гурни (Ченнинг Татум)

Танцующих актеров в Голливуде всегда хватало, особенно в сороковых-пятидесятых; но Коэны уверяют, что для «атлетического» номера Татума вдохновением служил Джин Келли. Один из самых известных фильмов Джина Келли — «Поднять якоря!» — как раз рассказывает о приключениях моряков, сошедших на берег.

Хоби Дойл (Олден Эренрайк)

Поющий ковбой — это тоже не так чтобы единственный и неповторимый образ; петь в вестерне на рубеже сороковых и пятидесятых считалось вполне обычным делом.

Прототипом Хоби Дойла стало сразу несколько актеров — это и Кирби Грант, и Говард Кил, и Джин Отри, но в первую очередь, конечно, это Рой Роджерс.

Песенка, которую Хоби поет в фильме — прямая отсылка к фильму Рою Роджерса «Сияй, полная луна» (Shine on Harvest Moon) 1938 года.

Лошадь, которая ухитряется делать едва ли не более умные вещи, чем её хозяин — это отсылка к «Одинокому рейнджеру» (не фильму с Джонни Деппом, а сериалу пятидесятых годов). И преданный конь — это отсылка опять же к Рою Роджерсу и его личному коню Триггеру, который снимался с ним во многих фильмах и был «самым любимым конем Америки».

Тора Тэкер и Тессали Тэкер (Тильда Суинтон)

Близняшки-репортерши, ненавидящие друг друга — это, очень сразу хочется сказать, Хедда Хоппер и Луэлла Парсонс; две самые влиятельные мастерицы пера Голливуда. Конкурентки, но не сестры.

Зато шляпы — это про них.

А вот сестры — это сестры-близняшки Энн Лэндерс и Эбигейл ван Бурен, авторы конкурирующих газетных колонок «Спросите Энн Лэндерс» и «Дорогая Эбби», дававшие советы всей Америке. И да, их отношения тоже исключительно сестринской любовью назвать было сложно.

Карлотта Вальдес (Вероника Осорио)

А вот тут — так мало деталек, что точное попадание в один-единственный образ. «Сложно ли танцевать с бананами на голове?». Да это же Кармен Миранда!

И только имя у нее — вот уж шутка в шутке!- принадлежит персонажу из хичкоковского «Головокружения».

К.К.Колхаун (Фрэнсис МакДорманд)

Почти мимическое появление Фрэнсес МакДорманд тоже не просто так — это Маргарет Бут, работавшая над монтажом «Бен-Гура».

Лоренс Лоренц (Рэйф Файнс)

Европейский изысканный режиссер, манерный и обязательно с акцентом? Джордж Кьюкор не был британским аристократом — но любил подавать себя именно эдаким утонченным бонвиваном, как и герой Рэйфа Файнса у Коэнов.

Сценаристы-коммунисты

Помните героев «Трамбо» — так называемую «голливудскую десятку», в основном сценаристов, которых обвиняли в коммунистических взглядах и антиамериканской деятельности?

Вот тут именно им и передают привет.

А вообще удивительная прелесть фильма «Да Здравствует Цезарь!» в том, что дело вообще не в прообразах тех или иных песен или жестов; детальки важны, но, даже если их не знаешь — дух-то вот он, здесь!