Кинорулетка: Чужие здесь не ходят

1 апреля 2016

Синемафия продолжает внедрять новую традицию. Загадываем слово и рассказываем про фильмы, которые у нас с ним ассоциируются.

Истина где-то рядом. Чужие уже раскрыли свои пасти. Вы уже поняли: на сей раз генератор слов выдал нам «чужие». И нет, мы не пошли на поводу у инстинктов: умолчим о «Чужих» и «Секретных материалах». Следуем нами же придуманным правилам и вспоминаем ДРУГИЕ фильмы, которые нам хотелось бы вам порекомендовать. Есть свои варианты? Пожалуйста — ждем вас в комментариях!


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Район № 9» (District 9, 2019)

Режиссёр: Нил Бломкамп

В ролях: Шарлто Копли, Джейсон Коуп, натали Болтт

О чем: над Йоханнесбургом зависает космический корабль с насекомоподобными пришельцами. Откуда они, почему прилетели — не ясно, никто кораблём не управляет, пришельцы деморализованы и того и гляди помрут. Их эвакуируют и расселяют в лагере «для беженцев». Вскоре лагерь превращается в ужасное грязное гетто, а инопланетяне — в люмпенов, которые создают в городе невыносимую обстановку с наркоторговлей и межвидовой проституцией. Мелкому чиновнику Викусу ван де Мерве поручено переселить пришельцев из района № 9 подальше от людей — в район № 10.

Чужие: в первую очередь, конечно, незваные инопланетные гости. Бломкамп, уроженец Йоханнесбурга, воспроизвел апартеид в виде фантастической метафоры, а в роли негров выступили «креветки» (в официальном дубляже — «моллюски»). Но очень быстро становится ясно, что в антиутопической обстановке чужим является каждый по отношению к каждому. И скоро маленький человек, ненадолго почувствовавший вкус власти, сам становится чужим для всех, заразившись некой инопланетной пакостью и начав мутировать. И чем меньше он становится похож на человека, тем человечнее его мотивы и поступки, тем важнее этот ничтожный клерк становится для корпорации, которая хочет изучить его ДНК для освоения инопланетных оружейных технологий. Чужие друг другу — и люди, и инопланетные отбросы общества. Один против всего мира, Викус находит «своего» в лице одного из пришельцев.

Почему: Бломкамп снял сливки с жанра мокьюментари, соединив две противоположные традиции — документальную («Люмьеровскую») и трюковую («Мельесовскую»), сделав один из самых впечатляющих фантастических проектов XXI века, сравнимый по воздействию с такими классическими уже картинами прошлого, как «Робокоп», «Терминатор 1 и 2» и «Бегущий по лезвию». Наполненный изобретательными спецэффектами малобюджетный экшн-триллер о том, что делает человека человеком, получился зрелищным и драматичным, номинировался на 4 премии «Оскар» (в т. ч. за лучший фильм и лучший сценарий) и вывел на мировой экран двух звёзд — самого Бломкампа, режиссера, и его друга Шарлто Копли, мгновенно превратившегося в икону вроде Лэнса Хенриксена.

«Свои» (2004)

Режиссер: Дмитрий Месхиев

В ролях: Богдан Ступка, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Михаил Евланов, Федор Бондарчук, Наталья Суркова, Анна Михалкова

О чем: во время Великой отечественной трое пленных — чекист, политрук и снайпер — сбегают от немцев и оказываются в оккупированной деревне где-то в Псковской области. Отец снайпера — местный староста, то есть, с точки зрения советского человека, предатель. Он прячет беглецов, рискуя и жизнями родных, и собой, но по-прежнему не вызывает доверия ни у тех, кого спас, ни у тех, кому вынужден подчиняться.

Чужие: как и во всех достойных фильмах подобной тематики, здесь каждый каждому и свой, и чужой. Чужие друг другу и пленные — еще до побега один пытается шантажировать другого — и мирные жители, и находящиеся по другую сторону староста с полицмейстером. И все, в то же время, свои. Немцы в фильме безымянны и безлики — кино про «наших». Жизнь в оккупации: власть перешла к чужим, и многие ищут возможность стать этим чужим своими, неизбежно становясь чужими своим.

Почему: потрясающий сценарий Валентина Черных (автор оскароносной ленты «Москва слезам не верит»), радикальный операторский эксперимент Сергея Мачильского, чумовые актерские работы. По некоторым данным, Федор Бондарчук, планировавший дебютировать в режиссуре большого кино, выбирал между «Своими» и «Девятой ротой». В результате как режиссер снял «Роту», а в «Своих» снялся как актер. Уровень подтвежден пятью наградами ММКФ, тремя «Никами», тремя «Золотыми орлами», пятью премиями Гильдии кинокритиков.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Битлджус» (Beetle Juice, 1988)

Режиссер: Тим Бертон

В ролях: Алек Болдуин, Джина Дэвис, Майкл Китон, Вайнона Райдер

О чем: очень милые супруги умирают и становятся призраками в собственном доме. Уютная призрачная жизнь нарушается въездом новых владельцев. Мертвые муж и жена безуспешно пытаются изгнать варваров и в итоге обращаются за помощью к мистическому Битлджусу. Пока все стараются, выясняется, что младшая дочь владельцев, депрессивная девочка в черных одеждах, может супругов видеть. Далее — череда событий, полная лишений и выгоняний, причем изгонять придется уже самого Битлджуса.

Чужие: И нет, вовсе не призраки — а наоборот, понаехавшие. И неважно, что супруги умерли, дом-то по-прежнему их, а тут какие-то люди вторгаются, ату их, вон! Также рассмотрен мотив, что и у Оскара Уайльда в «Кентервильском привидении»: когда у живой девочки гораздо больше духовного родства с мертвыми, чем с живыми, а прагматизм способен уничтожить любой нематериальный мирок.

Почему: тут, конечно, вообще не должно быть вопросов. Это первый полноценный фильм Тима Бертона (про Пи-Ви не считается). Это его начало начал в большом кино. Из «Битлджуса» растут все ноги. Из него вышел Джек Скелетон. Вайнона Райдер попала в «Эдвард руки-ножницы» (и лапы Джонни Деппа, а тот потом навсегда повязался с Бертоном… но это другая история). Майкл Китон стал одним из лучших Бэтменов (и прошел через круги адова недоверия похлеще Бена Аффлека). Этим фильмом положено начало всем бертоновским фрикам, мертвым невестам, филистерам и дихотомии добра и зла. Если кто-то еще не видел этот фильм — то СРОЧНО. Все остальные нежно пересматривают по много раз.

«Хранители» (Watchmen, 2009)

Режиссер: Зак Снайдер

В ролях: Джеффри Дин Морган, Карла Гуджино, Мэттью Гуд, Малин Акерман, Патрик Уилсон

О чем: Америка, альтернативная реальность, Холодная война между США и Советским Союзом. Супергерои орудуют открыто. Сначала они объединились в группировку «Ополченцы», позже их потомки создали отряд под названием «Хранители». Далеко не у всех есть суперспособности — многие из них просто люди, которые надели маски, чтобы вершить справедливость. Внезапно начинается серия убийств героев. Один из Хранителей, Роршах, выясняет, что против супергероев плетется заговор, и начинает распутывать ниточки. Они внезапно ведут к совершенно грандиозной афере.

Чужие: собственно, герои и супергерои. Ополченцы, Хранители — все те, кто не «один из нас». Особенно, конечно, Доктор Манхэттен, который уже и не человек совсем…

Почему: по идее, здесь мог быть любой фильм о супергероях. Мстители, Люди Икс, Супермен — тоже чужие. Но я выбрала «Хранителей» как самый мощный и лучший, на мой взгляд, фильм Снайдера, чьей очередной труд про чужих Бэтмена и Супермена только что вышел в прокат, и мы детально к нему присмотрелись. Забавно, кстати, что Снайдер с помощью Бэтмена снова вернулся к вопросу «Who watches the Watchmen?» — «Кто следит за следящими?» Но перейдем к «Хранителям». Во-первых, Снайдер феерически передал дух комикса Алана Мура, несмотря на то, что последний отрекся от киноверсии. Это тот случай, когда после кино лично мне захотелось изучить оригинал. Во-вторых, Снайдер здесь идеально совместил свое визуальное мастерство с текстом. Если про «Бэтмена и Супермена» мы писали, что лучше бы это было немое кино, то в «Хранителях» Снайдер сумел найти необходимый баланс между диалогами и картинкой. В-третьих — это абсолютный вынос мозга. Да, годом раньше вышел «Темный рыцарь» Нолана и задал планку «мор дарк, мор реалистик». И «Хранители» бабахнули этим по полной: почти три часа хронометража, синий человек орудует в космосе, жестокие убийства, предательства, вечные вопросы бытия, кровавые мальчики в глазах. И в четвертых — прекрасные актерские работы и открытия. Благодаря «Хранителям» мы узнали Мэттью Гуда, Джеки Эрла Хейли, Малин Акерман и Патрика Уилсона, да и Джеффри Дин Морган перестал быть просто папой братьев Винчестеров. Одно это уже достойно фильмофонда!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Инопланетянин» (E.T. the Extra-Terrestrial, 1982)

Режиссер: Стивен Спилберг

В ролях: Генри Томас, Дрю Бэрримор, Ди Уоллес-Стоун, Питер Койот

О чем: команда пришельцев, посетившая Землю с научной целью и вынужденная спешно улететь, забывает одного нерасторопного инопланетянина в лесах Калифорнии. Пришельца спасает мальчик Эллиот…

Чужие: E.T. — полная противоположность Чужому, но, тем не менее, это тоже история о контакте человечества с инопланетным разумом.

Почему: это один из самых известных и культовых фильмов о пришельцах, снятый одним из величайших режиссеров. Фильм вышел спустя три года после «Чужого» Ридли Скотта и продемонстрировал совершенно другой подход к изображению пришельцев на большом экране. Не всегда страх перед внеземным разумом оказывается оправдан — E.T. в отличие от ксеноморфа вызывает сочувствие и сострадание, несмотря на непривычный и в чем-то пугающий внешний облик. 9 номинаций на «Оскар» и победа в четырех категориях, в том числе за визуальные эффекты и музыку Джона Уильямса. Это тот случай, когда кукольный персонаж до сих пор кажется более живым, чем идеально нарисованные на компьютере пришельцы в современных блокбастерах. В общем, легендарный фильм, который должен хотя бы единожды посмотреть каждый землянин.

«Альф» (ALF, 1986−1990)

Шоураннер: Пол Фаско

В ролях: Макс Райт, Энн Шедин, Андреа Элсон, Бенджи Грегори, Пол Фаско

О чем: на гараж самой обычной американской семьи Таннеров с неба падает летающая тарелка. Поскольку космический корабль ремонту не подлежит, волосатый пришелец с планеты Мелмак по имени Гордон Шамуэй остаётся жить с Таннерами, которые дают ему более простое имя — Альф.

Чужие: слово «чужой» содержится в аббревиатуре ALF (Alien Life Form), которая и стала именем персонажа.

Почему: «Альф» — культовый сериал для тех, кто смотрел российское телевидение в девяностые годы. Впервые «Альф» был показан на СТС, а затем неоднократно повторялся на разных каналах, включая Первый. Существует два официальных закадровых перевода «Альфа» на русский язык, но в обоих главного героя озвучивает Александр Клюквин, и во многом именно благодаря его работе сериал получил такую бешеную популярность — Клюквин идеально передал характер и интонации нерадивого пришельца, так что даже несмотря на многочисленные огрехи перевода, когда начинаешь смотреть «Альфа» в оригинале, впечатление уже совсем другое — становится скучно и не интересно. По современным меркам сериал просуществовал не очень долго — всего 102 серии, разбитые на четыре сезона. Но, возможно, оно и к лучшему — авторы не были вынуждены высасывать сюжеты из пальца, и проект не успел испортиться. В 1996 году был снят полнометражный фильм «Проект „Альф“» — это было прямое продолжение сериала, но без участия семьи Таннеров. Фильм получился откровенно слабым, зрители приняли его прохладно, и на этом история Альфа, по сути, завершилась. Однако в 2012 году студия Sony купила права на создание нового полнометражного фильма об Альфе, вот только с тех пор никаких новостей о проекте не поступало. Так что лучше пересмотреть в очередной раз сериал. Сегодня он кажется, конечно, довольно наивным и простым, но очарования своего не растерял.

«Армагеддец» (The World’s End, 2013)

Режиссер: Эдгар Райт

В ролях: Саймон Пегг, Ник Фрост, Мартин Фриман, Эдди Марсан, Розамунд Пайк

О чем: лузер и алкоголик Гэри Кинг собирает своих друзей, чтобы пройти «золотую милю» — 12 пабов родного города. В какой-то момент друзья понимают, что город захвачен пришельцами…

Чужие: снова пришельцы — на этот раз инопланетный разум Сеть, который решил улучшить Землю, заменив людей на улучшенные копии их же самих.

Почему: «Конец света», он же «Армагеддец» в российском прокате — завершающая часть «Трилогии трёх вкусов Cornetto» Эдгара Райта с Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях (первые две — «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые»). В принципе, этим можно и ограничиться, потому что можно смело рекомендовать любые фильмы, над которыми поработала эта троица. Фирменный британский юмор, неожиданные сюжетные повороты, неподражаемая актёрская игра и огромный заряд отличного настроения — по-моему, более чем достаточно аргументов в пользу того, чтобы в очередной раз пересмотреть всю трилогию, включая «Армагеддец».


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Мы из будущего» (2008)

Режиссер: Андрей Малюков

В ролях: Данила Козловский, Владимир Яглыч, Андрей Терентьев, Дмитрий Волкострелков, Екатерина Климова, Даниил Страхов.

О чем: четверо друзей, «черных копателей», находят остатки полевого штаба. Среди всего прочего есть там и фотографии с главными героями. Не понимая, как они могли оказаться на фотокарточках 1942 года, друзья отправляются купаться в ближайшее озеро. И выныривают прямо во время боя. В 1942 году.

Чужие: люди из другого времени, с другими идеалами, которые так небрежно относились к войне — они чужие в разгар боевых действий. Но это лишь внешний пласт проблемы. Главное — друзья становятся чужими друг для друга: кто-то влюбляется, кто-то не хочет воевать, а кто-то, наоборот, проявить себя героем. Если копнуть еще глубже — главные герои становятся чужими сами себе — им предстоит пересмотреть свои представления не только о войне, но и о себе.

Почему: сама история с путешествиями во времени не нова, но в тот момент для российского кино это был глоток свежего воздуха. Да и остается поныне: теперь не один военный праздник не обходится без ТВ-показа «Мы из будущего» (наряду с «Офицеры» и «В бой идут одни старики»). Но для меня он ценен именно из-за этого глубокого внутреннего потрясения, которые испытали главные герои. Я помню, как в первый раз увидела черные и бездонные глаза Данилы, когда его Борман выходит из озера в настоящее время, у меня аж мурашки побежали. (Благодаря именно этому одному взгляду, я поняла, что Данила — это раз и навсегда). Или как герой Яглыча камнем по живому сдирает свою нацистскую наколку. Смотреть надо, потому что пафос этого военного фильма очень прост и понятен (точнее, тот самый пафос практически отсутствует). А еще там отличная песня.

«Мы — Миллеры» (We’re The Millers, 2013)

Режиссер: Роусон Маршалл Тербер

В ролях: Джейсон Судейкис, Дженнифер Энистон, Эмма Робертс, Уилл Поултер, Эд Хэлмс

О чем: Мелкий торговец наркотиками Дэвид попадает в обычную для таких парней ситуацию — он должен много товара и денег своему поставщику. Чтобы решить свои проблемы, он, конечно, не идет законным путем, а разрабатывает еще одну аферу: собирает необычную команду — стриптизершу Роуз (Джен показала всем, что она еще ого-го!), простоватого паренька Кенни и девочку с улицы Кейси. Приключения начинаются!

Чужие: фильм о том, как чужие друг другу люди становятся семьей. Я люблю такие истории.

Почему: улетная комедия с классиками американской комедии — тут вам и Кэтрин Хан и Ник Офферман (мой любимчик из «Парков и зон отдыха»). Ну, и Дженнифер Энистон и Джейсон Судейкис в очередной раз доказали, что они — отличный дуэт. Это действительно смешная и трогательная комедия, без перегибов, которую можно еще и пересматривать. А это для американской комедии прямо-таки комплимент.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Планета КА-ПЭКС» (K-PАХ, 2001)

Режиссер: Иэн Софтли

В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес

О чем: однажды на вокзале появляется неизвестный в темных очках. Он доброжелателен и, кажется, совершенно безумен — по крайней мере, он утверждает, что зовут его Прот, сам он с планеты КА-ПЭКС («все заглавные буквы, пожалуйста!»), тело его — всего лишь костюм, ведь не может он тут существовать, не дыша кислородом? Месяц спустя он попадает к психиатру Марку Пауэллу (Джефф Бриджес) из Манхэттенского психиатрического института, ведь поставить ему (то ли Проту, то ли Роберту Портеру) диагноз пока не удалось. И Пауэлл приступает к работе с пациентом, постепенно приходя к выводу, что раз в безумии его настолько стройная система — может, он и не безумен вовсе?

Чужие: вернее, Чужой — пришелец Прот. Или не пришелец, и речь только о богатом воображении пациента психиатра?

Почему: не чистая фантастика, а, скорее, психологическая драма о том, что иногда совы — как раз то, чем кажутся. Смотреть стоит ради этой — так и не решенной, возможно, до конца, — загадки, а еще — ради прекрасной актерской игры Спейси и Бриджеса.

Да, и забавное: за 17 лет до роли психиатра Джефф Бриджес играл возвращающегося домой пришельца — в фильме Джона Карпентера «Человек со звезды» (Starman).

«Грязные прелести» (Dirty Pretty Things, 2002)

Режиссер: Стивен Фрирз

В ролях: Чиветель Эджиофор, Одри Тоту, Серхи Лопес, Софи Оконедо

О чем: нигериец Окви (Чиветель Эджиофор) днем крутит баранку такси, а ночью работает портье в лондонской гостинице. Все это он делает незаконно — он не просто нелегальный иммигрант, на родине его еще разыскивает полиция. Турчанка Шенай (Одри Тоту) получила статус беженки, однако ей приходится — в нарушение условий пребывания в стране — работать горничной в отеле. Окви и Шенай оказываются втянутыми в очень нехорошую историю, а пойти в полицию они не могут — им будет грозить немедленная депортация.

Чужие: иммигранты, беженцы и прочие незаконно работающие в Лондоне люди со всего света.

Почему: «Мы — те, кого вы обычно не видите», — сообщает герой в конце фильма, и он прав. Персонажи работают на самых тяжелых работах за самое маленькое жалование, а также живут в постоянном страхе, что их вышлют обратно. И они готовы идти на любые жертвы, чтобы только получить гарантии, что никто их не вышлет обратно. Европейский паспорт или хотя бы законное право на работу — вот то, ради чего они убиваются, и то, чем пользуются нечистые на руку дельцы.

Тяжелый и мрачный фильм по сценарию Стивена Найта («Лок», «Порок на экспорт») не особенно церемонится со зрителем, сразу кидая его в мир, параллельный обычному. Мир, в котором нельзя просто пойти в приемный покой больницы, нельзя позвонить в полицию, можно рассчитывать только на себя. Выбор темы, относящейся скорее к городскому фольклору и передовицам желтых газет, не особенно мешает передать отчаяние и почти беспочвенную надежду, без которой и жить не стоит.

«Викинги» (Outlander, 2008)

Режиссер: Ховард МакКейн

В ролях: Джеймс Кэвизел, София Майлс, Джек Хьюстон, Джон Хёрт

О чем: в 709 году над Норвегией летит падающая звезда. Вернее, не звезда — а космический корабль пришельцев, один из которых умирает при приземлении, а второй (Джеймс Кэвизел) попадает в плен к местным. Он рассказывает, что охотится на дракона — на самом деле на страшную тварь под названием Морвен, мир которой был уничтожен переселенцами с планеты Кайнана. Морвен уже убил всех тех переселенцев (включая жену и ребенка Кайнана), и теперь это уже не просто охота — это личное.

Чужие: и еще один вариант пришельца. Только в этот раз, помимо вполне себе мирного человекообразного, есть и инопланетный зверь, которого нужно убить — или умереть.

Почему: несмотря на столь провокационное слово на нынешний выпуск Кинорулетки, коллеги мои выбрали по большей части не просто хорошие, но и умные фильмы, где вопрос «чужести» не может не быть психологическим. А я за то, что кино может быть и чисто развлекательным — вот как, скажем, «Викинги» 2008 года. Фильм, конечно, громко провалился в прокате, был обруган критиками, но это разве повод его не любить.

Инопланетная тварь! Уничтожение людей! Суровые викинги против пришельцев! Джим Кэвизел с мечом! Экоогическая катастрофа и вина выжившего! Да слушайте, как вообще можно этот фильм не любить нежнейшим образом?