«Хичкок/Трюффо» и другие памятные интервью в кино

5 апреля 2016

Мы не могли остаться в стороне от премьеры документального кино про эпохальную встречу двух режиссеров: Альфреда Хичкока и Франсуа Трюффо. И нашли еще 10 картин с подобной тематикой.

Фильм-интервью — это особая категория фильмов. Нас погружают в интимную беседу двух людей, мы узнаем их тайны вместе с каждыми вопросами. Впрочем, иногда фильмы-интервью рассказывают не просто историю двух людей, а историю поколения, страны, или выдуманной реальности.


1. «Хичкок/Трюффо» (Hitchcock/Truffaut, реж. Кент Джонс, 2015)

Кент Джонс — известный кинокритик, заместитель главного редактора влиятельного журнала о кино Film Comment, директор Нью-Йоркского кинофестиваля и сорежиссер Мартина Скорсезе. В своем новом документальном фильме он рассказывает о восьмидневном интервью молодого французского режиссера Новой волны Франсуа Трюффо и мастера саспенса Альфреда Хичкока. Трюффо был одержим идеей доказать, что Хичкок, многими считавшийся ремесленником, штампующим фильмы «низкого жанра», на самом деле — один из величайших творцов и новаторов, чье филигранное искусство навсегда изменит культуру. Встреча, состоявшаяся в 1962 году, положила начало долгой дружбе между режиссерами — отрывки их последующей переписки также приведены в картине.

Чтобы усилить эффект, который в своей книге пытался донести Трюффо — о гениальности и новаторстве Хичкока — Кент сам берет интервью у современных режиссеров, которые говорят о влиянии мастера на свои картины. Высказываются Дэвид Финчер, Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Оливье Ассаяс и другие. Режиссеры с упоением вспоминают свои первые впечатления от просмотра фильмов Хичкока или рассказывают о многочасовых изучениях кадров его фильмов.

Фильм, скорее, ориентирован на кино-любителей, потому что настоящим профессионалам известны и эти истории и аллюзии, а потому остается некое желание узнать больше. Кажется, что Кент Джонс лишь начинает свое путешествие в мир удивительного кино Хичкока, а потому надеемся на продолжение.

2. «Пина» (Pina, реж. Вим Вендерс, 2011)

Еще один документальный фильм, созданный благодаря дружбе двух творческих людей: Вима Вендерса и Пины Бауш. Их первая встреча произошла в 1985 году на спектакле «Café Müller» во время выступлений танцтеатра Вупперталя в Венеции. «Не знаю, что тогда произошло со мной. Я обнаружил себя, сидящим на краю стула и рыдающим как ребёнок. Я был полностью подчинён действу, разворачивающемуся на сцене, и ощущал, что стал свидетелем чего-то прекрасного», — говорил об этом событии Вим. Конечно, дружба таких людей не могла не принести плоды: они практически сразу заговорили о создании документального фильма. На тот момент это не представлялось возможным из-за ограниченности технических средств. Все изменилось в 2008 году, когда Вим увидел концерт «U2 3D», показанный в Каннах. Тогда же было принято решение — снимать фильм в 3D, Пина утвердила список спектаклей на сезон 2009/2010, который включал и «Café Müller».

К сожалению, в 2009 году вскоре после начала съемок Пина Бауш умерла. Вендерс хотел прекратить съемки, но воодушевился силой духа танцоров Пины, которые продолжали дело своего учителя. Фильм превратился в мемориальный; его девизом стала фраза Пины Бауш: «Танцуй, танцуй, иначе мы пропали».

3. «Фрост против Никсона» (Frost/Nixon, реж. Рон Ховард, 2008)

Картина рассказывает о знаменитых интервью Ричарда Никсона, в которых он признал свою вину в Уотергейтском скандале. Брал эти интервью британский тележурналист Дэвид Фрост. Главные роли в фильме, как и до этого на театральных подмостках в Лондоне и на Бродвее, исполнили Майкл Шин и Фрэнк Ланджелла. Картина была номинирована на премию «Оскар» в пяти номинациях, включая лучший фильм, лучший режиссёр, лучший адаптированный сценарий, лучший актёр и лучший монтаж, однако не победила ни в одной из них.

Фильм подробно рассказывает о предыстории этих интервью, о тяжелой подготовке Фроста к материалам беседы, о первых неудачах его как интервьюера. Но постепенно уровень доверия между главными героями растет, они понимают, что итоговое интервью должно стать решающим — на кону карьеры обоих участников. За несколько дней до него пьяный Никсон звонит Фросту и косвенно намекает об участии в Уотергейте. Итог мы знаем — признание Никсона и рост карьеры Фроста.

Лично мне не так нравится сам фильм, как пародия на него в исполнении Хью Джекмана и Энн Хатауэй на Оскаре 2009 года.

4. «Дж. Эдгар» (J.Edgar, реж. Клинт Иствуд, 2011)

Еще одно откровение, связанное с политиками. Фильм рассказывает о жизни Джона Эдгара Гувера — основателя ФБР, его связи с Клайдом Толсоном, отношениях с президентами США, и, конечно, о деятельности бюро.

Фильм построен как воспоминания, которые престарелый Гувер рассказывает агенту Смиту. Капризный, но амбициозный, не терпящий ошибок, ранимый Гувер предстает перед нами неким социопатом. Очень точна цитата американского кинокритика Манолы Даргис из The New York Times: «Любовная история Дж. Гувера выгодно выделяется на фоне „сумеречных сказаний о добре и зле“, на которых набил руку Клинт Иствуд на закате своей кинокарьеры. В фильме выявлено человеческое измерение легендарного борца с преступностью, великая любовь его жизни, показана психологическая трагедия „жизни в шкафу“».

Несмотря на великолепный актерский ансамбль — Леонардо ДиКаприо, Арми Хаммер, Наоми Уоттс, Джуди Дэнч, Джош Лукас — фильм не был отмечен критикой и академиками. А жаль.

5. «Призрак» (Ghost writer, реж. Роман Полански, 2010)

Следующий фильм в нашем списке, напротив, пользовался успехом: на European Film Awards собрал основные призы — и лучший фильм, и лучший режиссер, и лучшая мужская роль. Были отмечены также работа сценариста, композитора и художника-постановщика. Сам Полански обзавелся также Серебрянным медведем Берлинале за режиссуру и «Сезаром».

«Винить» в этом стоит исполнителей главных ролей Пирса Броснана и Юэна МакГрегора — у них сложился потрясающей напряженности актерский дуэт. Холодный и расчетливый бывший политик со скелетами в шкафу против писателя-невидимки, инженю (как говорит сам МакГрегор). Политический триллер увлекает в свою паутину заговоров и предательств, громких скандалов и разоблачений.

Конечно, изюминка фильма — это разговоры главных героев, из-за которых фильм и попал в наш список. Диалоги, где каждый старается обмануть другого, оба это понимают, но продолжают играть свою игру.

И не могу не привести цитату великого Роджера Эберта: «Этот фильм — работа человека, который знает, как снять триллер. Размеренный, спокойный, уверенный в себе, фильм планомерно подпитывает саспенс вместо того, чтобы полагаться на шок и экшн. <…> В 76 лет Полански напоминает нам о режиссёрах прошлых лет, когда профессионализм ценился больше, чем хитроумное трюкачество, а бестолковая клиповая манера не подменяла собой продуманный ритм монтажных решений».

6. «В поисках Фиделя» (Looking for Fidel, реж. Оливер Стоун, 2004)

Чтобы снять часовой фильм Оливер Стоун провел в беседах с Кастро 30 часов. Оливер Стоун уже беседовал с ним для фильма «Команданте», но для нашего списка фильм интереснее разнообразием интервью. В 2003 году на Кубе были арестованы и осуждены на 25 лет лишения свободы 75 диссидентов, пытавшихся захватить самолёт и эмигрировать в США. Кульминацией картины стал разговор кубинского лидера с теми самыми диссидентами и их вопросы друг другу.

Непревзойденный мастер политических разоблачений и документального кино, Оливер в этом фильме пытается показать мировому сообществу, осуждающему Кастро за нарушение прав человека, неоднозначную личность кубинского лидера.

7. «Интервью» (The Interview, реж. Сет Роген, Эван Голдберг, 2014)

Фильм-сенсация, который не только произвел фурор в киносообществе, но и стал причиной многочисленных компьютерных атак и разоблачений в Sony Pictures Entertainment.

Благодаря этой хакерской атаке фильм получил неплохую рекламную компанию, разошелся (легально и не совсем) в интернете, да так, что фильм, кажется, посмотрел чуть ли не каждый.

Сюжет очень простой: Дэвид Скарлайк (Джеймс Франко) — популярный ведущий ток-шоу, да такой популярный, что его шоу нравится самому Ким Чен Ыну. Поэтому в честь юбилея шоу Дэвид уговаривает своего продюсера Аарона Раппопорта (Сет Роген) поехать в Северную Корею для личного общения с корейским лидером. Узнав об этом, ЦРУ предпринимают попытку с помощью журналистов убить Кима и осуществить в Северной Корее государственный переворот.

Конечно, как всегда все идет не по плану, и героям предстоит немало захватывающих приключений, пока, наконец, вес не заканчивается хэппи-эндом.

Американскими критиками фильм был воспринят неоднозначно: говорилось, что это не политическая карикатура (как получилось у того же Саши Барона Коэна), а типичное для Франко и Рогена развитие темы низких шуток, броманса и выливания на экран всего того, что так боятся видеть в кино среднестатистические американцы.

Зато фильм стал отличным примером того, что кино — это не просто искусство, оно давно вышло за эти рамки и стало вполне самостоятельным в том числе политическим явлением.

8. «Игра в имитацию» (The Imitation Game, реж. Мортен Тильдум, 2014)

Биографический фильм о великом английском математике Алане Тьюринге построен в форме допроса последнего детективом Ноком в 1950-е годы после обвинения Алана в гомосексуализме. Алан рассказывает представителю закона про свою работу на MI6 в годы войны, когда ему и группе математиков необходимо было расшифровать код «Энигмы» — непобедимой машине немецкого рейха.

В роли Алана Тьюринга — Бенедикт Камбербатч, который выдает нам несколько схожего с его другим персонажем (без имен) социопата. В поддержку ему весь цвет британского кинематографа — Кира Найтли, Мэттью Гуд, Марк Стронг, Чарльз Дэнс и Рори Киннер.

Наблюдать за тем, как параллельно неудачам и успехам в расшифровке кода меняется сам Алан, вспоминать его детские годы и знать, чем закончится его жизнь — истинное удовольствие. Несмотря на высокие оценки критиков, фильм призов особенно не собрал, но в конечном итоге это и не важно. Создание фильма происходило параллельно официальному признанию невиновности Алана, ошибочности преследования и гомофобии и помилованию от Елизаветы II.

9. «Прислуга» (The Help, реж. Тейт Тейлор, 2011)

1960е, Скитер Филан (Эмма Стоун) мечтает стать журналисткой. Возвратившись после университета домой в маленький городок в штате Миссисипи, она устраивается колумнисткой в местную газету. Ей поручено писать хозяйственные советы для домохозяек. Обратившись за помощью к своей подруге (Брайас Даллас Ховард), она знакомится с ее прислугой — чернокожей девушкой Минни (Октавия Спенсер). Вместе они пройдут путь от увольнения Минни к идее написать книгу, сотням интервью, разгромам в Южных штатах после убийства Кеннеди, к выпуску книги и счастливой жизни.

Фильм рассказывает нам историю женщин, которые были лишены в жизни практически всех возможностей и человеческого отношения. Да, Скитер не удалось изменить мнение всех, но она изменила жизнь конкретных людей.

Фильм получил исключительно положительные оценки критиков, а Октавия Спенсер собрала практически все награды — от BAFTA до «Оскара».

10. «Интервью» (Interview, реж. Стив Бушеми, 2007)

Одна из последних режиссерских работ Стива Бушеми — ремейк одноименной голландской картины 2003 года. Разыгранная на двоих камерная история, впрочем, не без перчинки. Матёрый, циничный, но не слишком удачливый политический журналист Пьер получает задание взять интервью у актрисы с русским именем Катя — звезды мыльных опер и хорроров категории B. Задание это его не слишком сильно радует, но и Катя не в восторге от общения с малоприятным типом, задающим ей дурацкие вопросы. Вечер, игры в эмоциональные кошки-мышки. Причём ответ на вопрос кто охотник, а кто жертва, отнюдь не очевиден…

11. «Реальные упыри» (What We Do In The Shadows?, реж. Тайка Вайтити, Джемейн Клемент, 2014)

Если вы каким-то образом не посмотрели эту новозеландсую мокьюментари — вы многое потеряли. Потрясающий юмор от создателей «Летучие кондоры»!

История рассказывает о друзьях-вампирах, которые живут в Веллингтоне, питаются человеческой кровью и неожиданно заводят друга-человека. Про вампиров чего только не было, но этот фильм расскажет о них совершенно с другой стороны — как смывать кровь, что делать, если твоя девушка старше тебя, и кто должен мыть посуду. Кроме того, у вампиров есть и враги — оборотни, и их стычки — одни из самых прекрасных сцен в кино вообще.

Весь фильм проходит именно как интервью с вампирами (ничего не напоминает?), но пить кровь у съемочной команды нельзя.

Полтора часа отменного юмора, 96% на Rotten Tomatoes и признание Голливуда — Тайка снимает продолжение Marvel-истории про бога Тора «Тор:Рагнарёк».