11 фильмов о фотографах

7 апреля 2016

7 апреля в наш прокат выходит драма Йоакима Триера «Громче, чем бомбы» о семье военного фотографа. Синемафия посмотрела картину и насчитала еще 11 фильмов о людях с фотокамерой.

«Громче, чем бомбы», конечно, фильм не столько о профессии фотографа, сколько о жизни. Это экзистенциальная драма о выборе, любви, наших страхах, нашей лжи и проблемах. Изабель Рид (ее сыграла потрясающая везде и всюду Изабель Юппер) — военный фотограф, которая погибает не на поле боя, а в обычной автокатастрофе. Спустя пару лет ее вдовец и двое взрослых сыновей вынуждены собраться вместе перед маминой фотовыставкой. Каждый страдает по погибшей Изабель по-своему. Старший сын Джона (Джесси Айзенберг) изображает парня, у которого все зашибись — жена, новорожденный ребенок, жизнь прекрасна. Младший сын Конрад еще школьник, он вынужден жить с отцом, с которым отношения — все хуже и хуже. Отец (Гэбриэл Бирн) пытается как-то склеить остатки семьи, но он — тоже живой человек не без слабостей. Саму Изабель мы видим во флэшбеках: она — стальная женщина, которая предпочла работу семье, но так себе в этом и не призналась…

Прекрасный саундтрек и изумительная операторская работа подчеркивают дуализм профессии и жизни Изабель: она делает красивый мощный снимок страдания и боли, она жертвует ради него самым дорогим в своей жизни — и лишь для того, чтобы какой-нибудь бизнесмен перелистнул страницу с ее фото ради биржевых сводок. Не то, чтобы эта ирония станет для нас каким-то откровением — но фильм позволит еще раз прочувствовать, что есть тлен, а что — самое важное в жизни…

Мы подобрали еще 11 фильмов о фотографах — как военных, так и не столь рисковых. Пока они следят за миром через объектив фотоаппарата — проследим за ними через объектив кинокамер.


«Клуб безбашенных» (The Bang Bang Club, 2009)

Режиссер: Стивен Сильвер

В ролях: Райан Филипп, Тейлор Китч, Малин Акерман, Нильс Ван Ярсвельд

О чем: основано на реальных событиях. История четверки фотографов, работавших в ЮАР во время апартеида. Каждый из них снимает для разных изданий, лезет под пули, рискует жизнью — зато рассказывает миру обо всех зверствах в стране. За подобные подвиги коалиция фотографов получила прозвище «Клуб безбашенных». Их работы награждаются Пулитцеровской премией — но за всем этим стоят сломанные жизни, судьбы, психика и прочее, прочее…

Кино жесткое, грубое, неровное — не сказать, что отличное, но любопытное уж точно. Работа военных фотографов показана без прикрас: тут тебе и пьянство, и аддикция к опасности, и неспособность встроиться в мирную жизнь, и моральный выбор — помочь своим объектам или продолжать снимать? Кто ты — стервятник и охотник за сенсацией или же бесстрашный герой войны, помогающий разоблачить ее ужасы? Ответа на этот вопрос нет как в фильме, так и в самой жизни.

«Военный фотограф» (War Photographer, 2001)

Режиссер: Кристиан Фрай

О чем: документальный фильм, посвященный жизни и работе Джеймса Нахтвея, одного из величайших военных фотографов XX века. Косово, Вьетнам, Индонезия, ЮАР — все горячие точки попали в его объектив. Мы видим мир боли и страданий его глазами — и это страшно.

Фильм тяжелый — и не только благодаря тем кадрам, которые Нахтвей показывает через мини-камеру, закрепленную на своем фотоаппарате. Это точная, жесткая, безжалостная фиксация работы военного фотокорра, людской низости и в противовес ей — людского же духовного подвига. Нахтвей — и эту мысль позже озвучивает героиня Юппер в «Бомбах» — уверяет, что чувствует ответственность и обязанность не позволить частному горю исчезнуть и быть забытым. Его работа — попытка не дать трагедии превратиться в статистику. В 2002 году «Военный фотограф» был номинирован на «Оскар» как лучший документальный фильм.

«Сальвадор» (Salvador, 1985)

Режиссер: Оливер Стоун

В ролях: Джеймс Вудс, Джеймс Белуши, Джон Сэвэдж

О чем: Ричард Бойл — американский фотожурналист, который специализируется на горячих точках. Бойл — циник, алкоголик, жена его бросила, что не удивительно. Услышав, что в Сальвдоре намечается очередная военная заварушка, Бойл берет камеру, приятеля и рвет на «жареное». Его цель поначалу — быстрая сенсация, дешевое пойло и блэкджек со шлюхами. Друг Бойла Джон Кэсссиди мечтает запечатлеть волшебный кадр, который передал бы всю суть войны. Надо ли говорить, что оба мгновенно попадают в мясорубку, из которой далеко не все выходят живыми…

Оливер Стоун прославил себя как певец войны и жизненных переплетов. Он, кажется, препарировал жестокость со всех ракурсов — в том числе и вот эту, военно-фотографическую. Как всегда, внешний боевик Стоуна — перестрелки, погони, военные действия, убийства — на самом деле вскрывают не только внутреннюю психологию войны и насилия, но и демонстрируют его политические убеждения: режиссер, мы знаем, яростный противник военной политики США. Лейтмотив картины, который критики отмечают с конца 80-х — стоит ли любой снимок того, чтобы ради него погибнуть?

Сценарий «Сальвадора» вместе со Стоуном писал настоящий военный фотограф Рик Бойл, отсюда — зашкаливающий уровень правдоподобности. В 1987 году их работа получила номинацию на «Оскар» вместе с Джеймсом Вудсом, который сыграл здесь одну из самых мощных и ярких своих ролей.

«Спасти Харрисона» (Harrison's Flowers, 2000)

Режиссер: Эли Шураки

В ролях: Эдриан Броуди, Энди МакДауэлл, Брендан Глисон, Дэвид Стрэтэйрн

О чем: военный фотокорр Харрисон Ллойд уезжает из Нью-Йорка в 1991 году в Югославию. Он рассчитывает, что это — его последняя командировка в зону боевых действий, так как Харрисон уже не может снимать ужасы войны и мечтает посвятить остаток жизни семье. Жене Саре он обещает вернуться ко дню рождения сына — а затем бесследно исчезает в Хорватии, и Сара отправляется спасать Харрисона.

Здесь мы видим не столько работу Харрисона, сколько муки его жены, которая разыскивает мужа. Красота и ужас — вот как описывают фильм. Натурализм боевых действий и природа, пробивающаяся сквозь смерть. И сила любви, с помощью которой можно свернуть горы.

«Фотоувеличение» (Blow up, 1966)

Режиссер: Микеланджело Антониони

В ролях: Дэвид Хэммингс, Ванесса Редгрейв, Джейн Биркин, Сара Майлз

О чем: молодой и талантливый британский фотограф снимает в парке случайную пару, а когда проявляет снимки, то видит, что заснял убийство. С помощью фотоувеличения Томас пытается воссоздать картину произошедшего и убедиться, что все это — не оптическая иллюзия…

Культовая классика мирового кинематографа. Канон. Один перечень сценаристов чего стоит: помимо Антониони к сценарию руку приложили Тонино Гуэрра и Хулио Кортасар, по рассказу которого «Слюни дьявола» и снято кино. Антониони препарирует эпоху 60-х через призму фотоувеличения: перед нами выпукло предстает богемный Лондон с его одержимостью свободой, музыкой, модой, роскошью и безумием. Впервые на экране британского фильма была показана обнаженная женщина — шок, трепет, Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля! Антониони создал экзистенциальную притчу об иллюзорности происходящего, когда фотограф, который, казалось бы, запечатлевает суровую реальность, на самом деле не может отличить правды от вымысла, не говоря уж о том, что и сам он, и весь его уютный мирок — лишь иллюзия.

«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус» (Fur: An Imaginary Portrait of Diane Arbus, 2006)

Режиссер: Стивен Шейнберг

В ролях: Николь Кидман, Роберт Дауни младший, Тай Буррелл

О чем: Нью-Йорк, 60-е годы. Диана Арбус — молодой фотограф, которая видит таинственного нового соседа — человека в маске. Диана напрашивается в гости с целью запечатлеть человека-загадку — и окунается в водоворот своих тайных желаний и страстей…

В основу фильма легла реальная личность. Диана Арбус — знаменитый американский фотограф, певица физического уродства. В 1960-е годы ее фотографии взорвали уютный буржуазный мирок Америки. Сама Диана ушла из жизни так же эффектно, как и снимала: в 1971 году вскрыла себе вены. Фильм, однако не про это все — недаром в названии есть слово «воображаемый». Это фантазия режиссера на тему притягятельности уродства в нашей жизни и размышления о том, что же такое истинная красота. Диана ведь начинала работать вместе с мужем как гламурный фотограф для Vogue, Glamoure, Esquire, Harper’s Bazaar — и позже ушла как от мужа, так и от этой фальшивой жизни. Подобно Антониони, «Мех» вскрывает закулисье Америки 60-х, тягу к свободе от социальных норм и поиск самого себя.

Ну, и потом: Кидман и Дауни в главных ролях. Последний покрыт мехом с ног до головы — этакая мужская версия Венеры в мехах. Надо смотреть.

«Незабываемые моменты» (Maria Larssons eviga ögonblick, 2008)

Режиссер: Ян Труэль

В ролях: Мария Хайскнен, Микаэль Персбрандт

О чем: Швеция, начало 20 века. Мария — обычная домохозяйка: дом-муж-дети-быт. Муж любит выпить и поколотить жену. Уйти от него некуда, жить вроде незачем… пока однажды Мария не выигрывает в лотерею фотоаппарат.

Фильм Яна Труэля был номинирован на «Золотой глобус» и выдвигался на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Это история о том, как нечто может высвободить наше внутреннее «я» и проявить наш талант. Мария от безысходности и скуки начинает фотографировать горожан, и постепенно выясняется, что ее снимки — особенные. А она сама — талантливый фотограф. Разумеется, все это не радует мужа, который женился не на таланте, а на домохозяйке. Свобода личности, свобода взглядов и то самое пресловутое вИдение — в центре внимания картины.

«Охота на папарацци» (Striking Poses, 1999)

Режиссер: Гэйл Харви

В ролях: Шеннон Доэрти, Джозеф Гриффин

О чем: Гейдж Салливан — охотница за снимками знаменитостей. Красивая, талантливая и безжалостная. Внезапно Гейдж сама становится объектом охоты — правда, по ее следам идет не фотограф, а убийца…

Надо же было обратиться к этой разновидности фотоохоты в нашей подборке. Папарацци есть уже и в России, охота за звездным клиентом ценится высоко — и как тут не порассуждать о моральной стороне профессии. Фильм, правда, проходит по ней по касательной и сосредотачивается на охоте за охотником. Шеннон Доэрти сыграла здесь одну из лучших своих ролей — жаль, что ее карьера не задалась.

«Фотограф» (The Public Eye, 1992)

Режиссер: Ховард Франклин

В ролях: Джо Пеши, Барбара Херши, Стэнли Тучи

О чем: Леон Бернштайн живет в Нью-Йорке 40-х годов и охотится за сенсациями. Скандалы, интриги, расследования, убийства-грабежи — Леон всегда тут как тут и делает нужные кадры. Он — всегда первый, его прозвали «велики Бернзини», он опережает даже полицию, но однажды Леон снимает разборку двух мафиозных кланов и сам попадает по прицел…

У персонажа Джо Пеши есть прототип — Артур Феллиг, мастер уголовной хроники Нью-Йорка, который первым додумался прослушивать полицейские частоты и работать на опережение. Феллиг создал особый жанр документальной фотографии и оказал влияние на всех последующих творцов, включая Энди Уорхолла. Подобно ему герой Джо Пеши уверен: всегда есть хороший кадр — стоит только поискать. И тут — снова в полный рост дуализм профессии: умение во всем увидеть необычное и цена, которую можно за это заплатить.

«Про уродов и людей» (1988)

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Анжелика Неволина

О чем: Петербург, конец XIX века. Немец Иоганн занят производством подпольных порнографических фотокарточек. К развратному бизнесу он приобщает две благополучные семьи.

Классика отечественного кино, один из лучших эстетских фильмов Балабанова и тематически основополагающая для него картина. Собственно, все фильмы Алексея Октябриновича рассказывают нам про уродов и людей и взаимоперетекание этих понятий. Фотограф и его аппарат представлены здесь демоническим артефактом эпохи, которые в любом светлом моменте могут разглядеть темные начала. Цвет сепии не дает нам отвлечься ни на что лишнее, в кадре — только ангелы и демоны в наших душах.

«Доказательство» (Proof, 1991)

Режиссер: Джослин Мурхаус

В ролях: Рассел Кроу, Хьюго Уивинг

О чем: Мартин слеп от рождения и уверен, что его никто не любит и все ему врут, когда рассказывают, что видят. Чтобы проверить зрячих, Мартин решает заняться фотографией. Беда в том, что все, что он запечатлевал на снимках, потом описывала ему мама, которой Мартин не очень-то доверяет…

Молодые Кроу и Уивинг — уже повод, чтобы посмотреть картину, получившую в Канне Золотую камеру и собравшую все мыслимые награды австралийского Института кинематографии. Фильм — о поисках доверия, одиночестве и дружбе. Мартин (Уивинг) знакомится с Энди (Кроу), который заменяет ему глаза матери, и они обещают никогда не лгать друг другу. Но может ли беспристрастность снимка перенестись на человеческий характер?