Зарубежный опыт борьбы с кретинами в кинозалах

16 апреля 2016

Владислав Пастернак рассуждает о том, можно ли разговаривать по мобильному телефону во время сеанса и что с этим делать.

Недавно крупнейшая американская сеть кинотеатров AMC в качестве эксперимента разрешила в нескольких своих кинотеатрах писать сообщения по телефону во время сеанса. Получила кучу недовольных отзывов от людей, которые разговаривать ходят все-таки в кафе или в гости, а в кинотеатры — кино смотреть, и вернула всё в норму. Соответствующую заметку опубликовал Deadline. Там ресурс приводит слова Тима Лига, главы сети кинотеатров Alamo Drafthouse (а это почти 200 экранов, и только в ближайшие полгода будет открыто еще несколько кинотеатров — это еще десятки экранов):

«Основа нашего дела — это создание особой среды, предназначенной для первого знакомства с новыми историями. В ней абсолютно не должно быть места таким отвлекающим факторам, как светящийся экран телефона».

Тим Лиг

На сайте Alamo Drafthouse глава киносети об уважении к автору, а также о том, что сам постоянно проверяет почту и социальные сети — но:

«Независимо от возраста, выключить телефон и сфокусировать внимание на фильме — это терапия. Внимание на большой экран в темной комнате — основа кинематографического опыта. Только сфокусировавшись, можно погрузиться в сюжет и в магию фильма».

Полностью ознакомиться с текстом можно здесь.

Лиг совершенно прав. Во-первых, тот, кто во время сеанса утыкается в телефон, пропускает важные детали — случайных элементов в фильмах нет, каждый кадр и реплика на своем месте, есть не только основные сюжетные линии, но и многочисленные нюансы, здорово влияющие на восприятие и которые пропускать не следует. Во-вторых (а на самом деле, тоже во-первых), свет от телефона убивает всё живое в радиусе трех кресел слева, справа, а часто и за спиной у невоспитанного зрителя. Умные комментарии и смешки зрителей, старающихся продемонстрировать себе и своим друзьям, что дуракам-киношникам не удалось их зацепить, — не столько интеллектуальное, сколько физиологическое проявление, которое, как и всякий неприятный запах, может выбить из погружения. Один дебил с невовремя зазвонившим телефоном может и вовсе испортить впечатление от сеанса целому залу на 300−400 человек. Если же в зале оказывается целая компания, не уважающая правила поведения в кино и театрах — что не редкость на прайм-таймовых сеансах, в первую очередь, массовых лент — для многих зрителей это, в сочетании с высокими ценами на билеты и недостаточным вниманием некоторых кинотеатров к соблюдению стандартов качества показа, становится важным фактором выбора в пользу различных суррогатов, известных как «домашний кинотеатр» (где малые размеры помещения, независимо от качества оборудования, не позволяют в полной мере ощутить замысел создателей фильма) или «онлайн-кинотеатр» (интернет-видеотека, не имеющая с кинотеатром вообще ничего общего).

Ваш покорный слуга неоднократно задавал вопросы представителям российских кинотеатров по поводу того, насколько правомерно удаление из кинозала болтунов, абонентов сотовой связи и пожирателей чипсов из шуршащих пакетов. Почему этого не делается, несмотря на постоянные жалобы тех, кому важно смотреть кино? Однозначного ответа получить пока не удалось. Некоторые считают, что российское законодательство о правах потребителя в данном вопросе защищает тех, кому «особая среда в кинозале» до лампочки — мол, даже если кинотеатр введет какие-то свои требования к поведению в зале и начнет реально следить за их соблюдением, любая сволочь сможет это оспорить. Сейчас из залов выводят только совсем уж обнаглевших хулиганов, нарушающих не только культуру просмотра, но и общественный порядок. А мысли вслух, шелест упаковок с чипсами, жевание попкорна с открытым ртом, звонки и свет смартфонов, увы, не является для охраны и администрации чем-то критичным.

Но, на самом-то деле, любителей поболтать, посветить и пошуметь в кинотеатрах — меньшинство. Я уверен, что если пожертвовать этими несколькими процентами зрителей (значительная часть из которых, в общем-то, небезнадежна, понимает, что делает, и способна изменить своё поведение), посещаемость кинозалов компенсируется и даже вырастет за счет тех, кто старается не рисковать и не портить себе впечатление от просмотра.

Между тем, сеть «Аламо Драфтхаус» процветает и стремительно растет (цифры я привел выше — ее размеры сравнимы с крупнейшими отечественными киносетями). Бескомпромиссная политика в отношении поведения в кинозале — фирменная фишка — ей не только не мешает, но и, похоже, помогает. Запрещено приходить с детьми в возрасте до двух лет, а на фильмы с соответствующими возрастными ограничениями дети допускаются только в сопровождении. В кинотеатрах сети запрещено разговаривать и писать сообщения во время сеанса. Любой нарушитель этих правил получает предупреждение, а затем может быть удален с сеанса. Сеть попала во все американские заголовки в 2011, когда запись скандала с разъяренным зрителем, которого выгнали из зала за СМС-переписку во время фильма, была включена в предупреждение о правилах поведения в залах, демонстрируемое перед фильмами. «Когда в 1997 году мы приняли строгую политику запрета на разговоры в зале, мы понимали, что некоторые наши постоянные посетители отвернутся от нас, — цитируют в английской Википедии запись Тима Лига на сайте киносети. — Но в этом и состоял план. Если вы не желаете вести себя соответственно и сидеть в зале молча и без подсветки, вы нам не нужны».

В воскресенье, 17 апреля, компания «ИноеКино» показывает в Петербурге «Подводную лодку» Вольфганга Петерсена (Das Boot). У нас зритель особый, воспитанный. Хотя и на наших сеансах иногда случались эксцессы — и те, кто обсуждает фильм после, а не во время просмотра, жаловались, что кто-то вел себя неподобающе. Поэтому закончить данный текст хочу теми же словами, которые регулярно произношу, открывая ретроспективные показы: единственным источником света в зале должен быть киноэкран, единственным источником звука — колонки.