Концепт. Дизайн. Кино: «Бэтмен против Супермена»

2 мая 2016

Мы начинаем публиковать цикл материалов о создании визуальных эффектов в современном кино — одновременно в текстовом и видеоформате.

Друзья, привет! Сегодня ко мне на разбор пожаловал Бэтмен в сопровождении Супермена. Амбициозный кинопроект про этих двух суперпарней обошелся киностудии Warner Brothers в 250 млн долларов без учета расходов на маркетинг. Проект всерьёз рассматривается продюсерами в качестве отправной точки для построения собственной киновселенной.

«Бэтмена против Супермена» снял Зак Снайдер, настоящий маньяк комиксов. Его «300 спартанцев» и «Хранители» были невероятно круты и стилистически максимально точно переносили графические первоисточники на большой экран. Плюс ко всему у Зака узнаваемый стиль и есть вкус. Уже на титрах можно понять, что картина сделана под его руководством. Он обожает снимать в рапиде, всегда использует широкий набор разнофокусных объективов и стремится создавать видеоряд с приглушенными цветами с уходом в холодные оттенки. В результате картины у него получаются мрачными, но так ведь и сами истории не шибко радостные.

Съёмки

«Бэтмен против Супермена» снят в той же стилистике, что и «Человек из стали». Создатели напирали на брутальность и реализм. Но есть и отличия. Съемки с рук почти не было, вместо этого оператор-постановщик Ларри Фонг в основном гонял по площадке команду с тележкой и телескопическим краном. Снайдер посчитал, что эффект присутствия и документальность ни к чему в монументальной истории о Бэтмене и Супермене. Помимо этого часть экшн сцен снималась группой на IMAX-камеры. Но основная — на кинокамеры Panavision Panaflex с анаморфотной оптикой и камеры Arri.

Мегаполисы

Готэм и Метрополис — города-побратимы в предложенной киновселенной. При этом они резко отличаются по уровню жизни. Съемки проходили в обанкротившемся Детройте и частично в процветающем Чикаго. Панорамные виды, разумеется, создавались не без помощи компьютера. При этом над Метрополисом потели художники Scanline, а над Готэмом представители MPC. Обе этих студии поучаствовали в создании всех предыдущих картин Зака Снайдера.

Район близ улицы Randolph street в Чикаго стал отправной точкой при создании Метрополиса. Художники по графике превратили чикагский миллениум парк в Парк Героя, открытый в честь Супермена. Кроме того, многочисленные фотографии Чикаго были взяты за основу видов Метрополиса. Трехмерная модель этого мегаполиса, конечно же, создавалась. Городская планировка, построение дорог и мостов производились в пакете City Engine. На заднем плане процедурно высаживались деревья, а фоны представляют собой циклораму из фотографий сделанных в ходе аэросъемки.

Отмечу, что фотографии реального Чикаго использовались при первой возможности. Художники «скормили» их программе для фотограмметрии и впоследствии задействовали при работе над геометрией и текстурой Метрополиса. Визуализировать гигантский объем данных, где каждое здание и улица были уникальными и не повторялись удалось в обновленном рендерере — Renderman RIS.

Бэтмобиль

В фильме Снайдера у героя Бена Аффлека очень крутой агрегат. Дизайн машины Бэтмена разрабатывался под руководством художника-постановщика Патрика Татопулоса. Постройкой трехтонного танкоподобного монстра занимался инженер Деннис Маккарти. Создатели попытались соединить сексуальные черты, присущие Бертоновскому бэтмобилю, с милитаризмом тумблеров из Нолановской трилогии. Готовая машина достигала шести метров в длину и почти трех с половиной в ширину. Всего было сделано три таких бэтмобиля в разной комплектации. Один в богатой и два в простой.

Но в самых динамичных и зрелищных кадрах зрителю демонстрируют компьютерную модель авто, которая строилась по многочисленным фотографиям и сканам реальной машины. При всем уважении к таланту инженеров и дизайнеров подобные агрегаты плохо предназначены для быстрой и управляемой езды, но кадр они безусловно украшают, что главное. Сценами с Бэтмобилем занимались трехмерщики Scanline — с этой студией Снайдер сотрудничает со времен «300 спартанцев». Ребята старались, но нас не обманешь. Местами компьютерная модель бросается в глаза.

С самолетом дела обстояли чуть проще. Трехмерщикам не потребовалось соединять в одном эпизоде реальную и компьютерную модели. Во всех воздушных сценах нам продают анимированный «Бэтвинг».

Видеообзор

Смотрите полную версию обзора в видеосюжете: