Фото: Наталья Рутковская

«За гранью»: как проходят съемки российских фильмов

18 мая 2016

Новый российский фантастический фильм «За гранью» заинтересовал нас своей идеей и актерским составом, а потому было принято решение отправиться на съемки и увидеть процесс создания картины своими глазами. Что мы и сделали.

«За гранью» расскажет о команде супергероев, объединенных, впрочем, обыкновенным аферистом. Главного героя играет Милош Бикович, его команду составляют бывший летчик, умеющий управлять электроникой (Евгений Стычкин), социопат с возможностью управлять сознанием людей (Юрий Чурсин) и представитель «золотой молодежи» со способностью телекинеза (Аристарх Венес). Ребятам предстоит отомстить за главного героя и ограбить казино.

Фото: Наталья Рутковская

В тот день съемочный процесс был разбит на два этапа, и все актеры должны были собраться на общие съемки только после обеда. Поэтому я решила отправиться на студию только в это время, чтобы понаблюдать за актерами в кадре, а затем в перерывах расспросить их о фильме подробнее. Но, как всегда, все пошло не по плану. Обед сдвигался, Аристарх опаздывал, декорации переносились — обычный съемочный процесс. Зато в этом переполохе был свободен режиссер картины Александр Богуславский, поэтому мое путешествие по съемочной площадке началось с него.

Фото: Наталья Рутковская

— Расскажите в нескольких словах о концепции фильма и кому пришла идея?

— Идея фильма изначально появилась у продюсеров (Виктор Денисюк, Евгений Мелентьев из Киноdanz — прим. ред) и сперва была об экстрасенсах в казино, но по мере погружения в материал был придуман целый фантастический мир, который мы создаем и развиваем в этом фильме и в перспективе можем продолжить в следующих проектах. Это оригинальный мир, в котором герои существуют параллельно с нашей реальностью, мне кажется, нигде такого ещё не было, так что отчасти это уже наша победа. В целом, фильм получится наполненным и насыщенным, это синтез разных жанров: у нас есть и элементы иронии, забавные и трогательные персонажи, у нас есть афера (за нее отвечает главный герой в исполнении Милоша Биковича) и огромный блок фантастики — параллельный мир сверхествественного.

— А какие суперспособности нужны, чтобы ограбить казино?

— Кто-то может двигать предметы, управлять электроникой, гипнотизировать, читать и передавать мысли. В целом, суперкоманда, которая может ограбить казино.

— Не боитесь, что российский зритель начнет сравнивать ваше кино с голливудским, теми же «11 друзьями Оушена»?

— Это полностью оригинальная история. Никакой параллели с «11 друзьями Оушена»: разве что общая история — это ограбление казино. Мы сделали то, чего ещё не было — мир и правила игры, связанные со сверхспособностями. Так их не показывал, я уверен, никто и нигде. Плюс никто ещё не грабил казино с помощью сверхспособностей. А по поводу сходства: параллели с крутыми фильмами — это не так плохо, пожалуйста, сравнивайте.

— Какие основные трудности были на этапе создания и съемок?

— Наше ноу-хау — визуализация способностей. Мы достаточно хорошо к этому подготовились, поэтому особых трудностей пока нет. За визуальную составляющую отвечают российские ребята-профессионалы. Мы вместе разрабатывали концепты и методы съемок, так что трудностей возникнуть не должно.

— Единственно, когда мы писали сценарий — возникали трудности, как органично сочетать разные жанры и истории.

— Как органично собрать в одной команде таких разных актёров — и серб Милош Бикович, и наши тоже абсолютно разные актёры — и Евгений, и Юрий, и Аристарх?

— Актерский состав — это одна из наших побед, потому что они все нереально потрясающие, и каждый — 100% попадание с персонажем. Хотелось, чтобы были разные характеры, разные персонажи. Им приходится вместе взаимодействовать, будучи абсолютно разными. И это очень круто.

А вообще у нас два сербских актёра — ещё есть Петар Зековица. Милош и Петар, собственно, два сербских актёра, которых я знаю, и они оба снимаются в нашем фильме.

— А что с женскими ролями?

— Люба Аксенова — единственная женская роль, и больше не надо, она отвечает за все у нас — за красоту, за талант. Так что я думаю, вопросов к женскому персонажу у нас не будет.

Фото: Наталья Рутковская

Итак, если верить словам режиссера, проект получается интересный. Только вот в отсутствие отсылок я не верю, ибо если это действительно так, то кино заранее обречено в международном прокате. Европейский и американский зритель искушен постмодернистскими приемами ссылок на известные произведения и истории. Лично я в хорошем и грамотном цитировании ничего плохого не вижу — особенно, если кино не поверхностный ремейк, а качественное произведение, основанное на достижениях киноискусства. Так что такая яростная защита обособленности проекта меня немного озадачила, но не будем рассуждать о фильме, не посмотрев его.

Фото: Надежда Вознесенская

После разговора с режиссером отправились на поиски актеров — они были на перерыве, а потому свободно распределились по студии. Администратор объявила, что пора бы уже готовиться к съемкам, а потому отправиться на грим и костюм. Так что актеров я ловила во время нанесения грима или после него во время ожидания съемок.

Первым моим респондентом оказался Милош Бикович. Сербский актер знаком российскому зрителю по «Солнечному удару» и «Духless 2», и за недолгое время на экранах страны успел влюбить в себя немало представительниц женского пола. Не избежала этой участи и я. Милош вышел из актерского вагончика, поздоровался с журналистами и отправился на грим, захватив с собой меня. Милош оказался настоящим джентльменом — помог мне комфортно разместиться в маленьком вагончике гримеров и извинился, что придется разговаривать параллельно процедурам.

Фото: Наталья Рутковская

Говорили о разном, шутили, выясняли, что у нас общие корни. Обещала приехать в Сербию.

— Как вы узнали о фильме, и что вас в нем заинтересовало?

— Необычная история, мне понравился мир, в котором она происходит. Понравилась команда, особенно отдел грима (напомню, действие происходит в гримёрной — прим. ред.) Мне понравилось всё — идея, сценарий, команда, все молодые, веселые. Очень комфортно себя чувствую на площадке.

— Как вообще работается на площадке?

— Весело. Мы снимаем за 30 дней, а нам надо как минимум 45. Но я думаю, мы справимся.

— Фильм так или иначе связан со сверхспособностями. Какой бы вы хотели обладать в жизни?

— Понимать женщин. (смеётся). Не знаю, жизнь прекрасна такая, какая она есть. А вот, одна из способностей — придумывать смешные ответы на любые вопросы. Но пока не очень получается.

— Идея фильма очень схожа с другими фильмами об аферах, в том числе «11 друзей Оушена». Не боитесь, что все вас будут сравнивать с Клуни? Были какие-то ориентиры при подготовке к съемкам?

— Это очень высокая оценка. Но я сомневаюсь, что будут с ним сравнивать.

По поводу подготовки — я играл спектакль месяц назад, и один из декораторов постоянно что-то делал с картами. А я не успеваю пообщаться с людьми, потому что постоянно на спектакле. Так что он просто зашёл ко мне как-то после спектакля, показал, как он делает манипуляции с вниманием, трюки с картами, и подарил мне «золотую монетку», чтобы она был талисманом моего героя. Он мне показал несколько фильмов про аферистов, игру в покер. Я читаю книги и смотрю фильмы на эту тему. Больше всего запомнился фильм «21» с Кевином Спейси.

— Чем помогает такая подготовка?

— Я читаю, чтобы понять состояние, в котором находится аферист. Это превращается в картинки в голове, они остаются потом при прочтении сценария и во время съемок.

— Сложно ли управлять людьми со сверхспособностями, когда ты обычный человек?

— Они, несмотря на свои сверхспособностями, обычные люди. У них такие же проблемы, они не знают, как воспользоваться своим даром. Для них способности — их крест. А мой герой нашёл, как извлечь пользу из их дара (конечно, личную пользу). Но я для них открываю их самих.

— Как думаете, почему в западном кино супергерои спасают мир, а в нашем — грабят казино?

— Так говорить in general — трудно, но мне кажется, потому что мы более реалистичны, чем западные кинематографисты. У них есть политическая претензия быть мировым полицейским. Мы в Сербии это очень хорошо знаем, и России это понятно. И поэтому они поддерживают эту традицию через Голливуд — спасая мир и так далее.

С Евгением Стычкиным и Юрием Чурсиным разговаривали в актерской — маленьком трейлере. Они встретили как родную, да и разговор получился больше дружеский, чем журналисткий. Пока Евгений шутил, Юрий тщательно трудился над скетчем в своем блокноте. Скетч напомнил мне «Больницу Никербокер» — склонившиеся над анатомическим столом тела врачей. Но разговор был не о врачах, а о супергероях. Тем более, Юрию человека со сверхспособностями играть не в первой.

Фото: Наталья Рутковская

— Евгений, ваш персонаж хочет вернуть жену с помощью денег. Как считаете, деньги помогут ему в этом?

— Мне кажется, что если у него уже все разладилось, деньги вряд ли могут что-то поменять. На самом деле, вторая и третья часть не написаны, так что я не знаю, может быть, он найдет себе кого-то.

— Сложно играть человека со сверхспособностями?

— У нас только Юрий играл людей со сверхспособностями. Причем это, скорее, Юрины качества, чем режиссура и сценарий. А я до этого не играл. Необходимо привнести немного профессионализма — расслабиться, не рефлексировать, доверится режиссёру, SGI-тренеру, оператору. Вокруг тебя ничего нет — зелёная комната, а тебе рассказывают: здесь это, там то, это ты видишь, это к тебе подлетело, здесь у тебя молнии. А этого ничего нет, ты должен с этим взаимодействовать, должен «видеть» глазами. Это чистая технология, которой мы, русские актеры, не очень владеем, потому что у нас не было подобного опыта. Мы всегда рефлексируем. А для такого жанра это не подходит.

— Как думаете, почему в западном кино супергерои спасают мир, а в нашем — грабят казино?

— А наши герои, прежде всего, спасают друга. Мой персонаж — хороший, милый, интеллигентный, и он пытается вернуть жену и ребенка.

— Евгений, ваш герой управляет электричеством. У вас лично нет страха перед всем компьютерным прогрессом, который становится реальным? Что люди с помощью компьютеров могут натворить многое?

— У меня нет страха перед техникой. Вы знаете, я ничего особенно не боюсь. Я не впускаю эти мысли глубоко себе в голову. Если думать об этом постоянно — можно сойти с ума, а пока этого не случилось, я не хочу впускать это в себя.

Фото: Наталья Рутковская

— Юрий, расскажите немного о вашем персонаже.

- Мой герой был заперт в больнице, где совершал благую цель — лечил людей. История умалчивает о том, как он туда попал. Надеюсь, будет у него отдельный приквел. Он абсолютно любит людей, жизнь, всё яркое, поскольку остановлен в своём каком-то мироощущении, в состоянии ребенка. И как ребенок он эмоционален, некоторые вещи его пугают, а радость и любовь являются отправной точкой.

— Сложно такому человеку в команде?

— Прежде всего, он попал в команду за свои сверхсопосбности. Главный герой привлекает всех ребят, чтобы достичь цели — ограбить казино. Но процесс становления команды и нужности друг другу — это и есть самое интересное. И я надеюсь, зрителю будет интересно следить именно за этим.

И, наконец, начались съемки. Выставление света, последние приготовления операторов. Проверка декораций, чистка локации от всего лишнего. В маленькой комнате 50 кв.м. умудрялись размещаться съемочная группа, актеры, гримеры, операторы, журналисты, а еще кроме декораций съемок — оборудованный стол с едой и гардероб. Жарко, душно, толпа людей — так что все, кто твердит, что съемки дело простое — нет, это не так.

Фото: Надежда Вознесенкая

Сначала идет несколько репетиций с дублерами — выстраивается камера и свет. Затем на площадку приходят сами актеры — идет еще несколько дублей репетиций. Корректируется свет, камера. После всего этого проводится несколько дублей съемок. После каждого дубля необходимо вернуть костюмы, грим, декорации в исходное состояние — и по-новой.

Фильм рассчитан в том числе и на западного зрителя, а потому съемки ведутся на двух языках — английском и русском. Легче всего, конечно, с этой задачей справляется Милош Бикович.

При нас снимали сцену, как герои Аристарха Венеса, Евгения Стычкина и Юрия Чурсина попадают в подвал казино, а Милош их выручает. И затем тут же вторая сцена — тот же подвал, но уже хозяин казино в исполнении Сергея Астахова допрашивает бедного Биковича.

Фото: Надежда Вознесенская

Всё очень быстро, режим съемок подгоняет. Несколько часов на площадке — и я уже сама устала от суеты и напряжения. Не знаю, как актеры с этим справляются. Так что пришлось со всеми попрощаться и покинуть площадку. А жаль, было очень интересно.

Дата выхода фильма на экраны пока нет, но премьера ожидается в конце 2016 или начале 2017 года. Следите за обновлениями.