«Однажды в Америке»: лебединая песнь Серджио Леоне

4 мая 2016; источник: Mental Floss

ИноеКино покажет оригинальную (ну, почти) версию гангстерского эпоса в Москве 6 и 7 мая в кинотеатре «Формула кино. Горизонт». А пока мы собрали для вас 11 интересных фактов об истории создания этого фильма.

Серджио Леоне занял место в истории кино с трилогией вестернов с Клинтом Иствудом в главной роли («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой»), и последовавшим «Однажды на Диком Западе». Но для итальянского диссидента история с вестернами была не закончена: он провел более десяти лет, пытаясь воплотить в жизнь проект своей мечты, гангстерский эпос под названием «Однажды в Америке».

Фильм с Робертом Де Ниро и Джеймсом Вудсом в главных ролях пленил зрителей Европы. Американцы же, которые ждали картину после оглушительного успеха в Каннах, увидели лишь сокращенную версию, составляющую чуть ли не половину оригинальной картины. Леоне был настолько возмущён тем, что произошло с его детищем, что до конца жизни отошёл от кинопроизводства. «Трагедия фильма в том, что его уничтожат в той стране, для которой он в первую очередь предназначался».

Существует несколько версий фильма. После девяти месяцев съемки, у Леоне было от восьми до десяти часов рабочего материала. Он сократил его до шести часов, в надежде выпустить фильм в двух трехчасовых частях, но продюсеры не одобрили ни один из этих вариантов. Таким образом, режиссер уменьшил фильм до 269 минут (четыре с половиной часа), но и этого было много. Он вырезал еще 40 минут, и именно эту 229-минутную версию впервые показали на Каннском кинофестивале в 1984 году, а затем прокатывали в европейских кинотеатрах.

Американские дистрибьюторы вырезали ещё 90 минут и перегруппировали сцены в хронологическом порядке, в итоге упустив всю фабулу фильма. Американская версия провалилась в прокате, и Леоне был опустошен. Мартин Скорсезе вместе с детьми Леоне руководил проектом по восстановлению первоначальной версию Леоне — 251-минутная версия была показана в Каннах в 2012 году. Около 18 минут по-прежнему не хватает из-за юридических вопросов относительно того, кто владеет этими сценами. Будет ли восстановлен оригинальный фильм — неизвестно.


1. Серджио Леоне отказался от «Крестного отца», чтобы снять «Однажды в Америке»

По его собственным словам, «Однажды в Америке» был любимым детищем Леоне, которому он посвятил большую часть своей взрослой жизни. Он заинтересовался этой историей во время съемок в 1986 году «Однажды на Диком Западе». Он был настолько зациклен на своем собственном проекте, что, когда Paramount ппришел к нему через несколько лет с предложением снять «Крестного отца», режиссер вежливо отказался. Если бы Леоне знал, что потребуется еще 12 лет, чтобы снять «Однажды в Америке», может быть, он принял предложение. Но тогда где был бы Фрэнсис Форд Коппола?

2. История Лапши основана на реальных событиях

«Однажды в Америке» снята по мотивам «Бандитов», автобиографического романа Гарри Грея, который в молодости промышлял тем же, что и Лапша с его бандой. К 1968 году, когда Леоне пришел к нему, у Грея не было никакого интереса к личной встрече для обсуждения книги и адаптации. В конце концов, он все еще скрывался от бандитов, с которыми вел дела десятилетия назад. Однако Грея так поразили спагетти-вестерны Леоне, что он согласился на встречу. На ней Леоне засыпал его вопросами, но Грей давал короткие, молчаливые ответы. Именно эта встреча и вдохновила Леоне рассказать историю так, как он в итоге сделал: со старым Лапшой, который оглядывается на свое прошлое — так же, как Грей в ту ночь.

3. Норман Мейлер написал один из первых вариантов сценария

Американский автор, известный по роману «Нагие и мертвые» и биографии Мэрилин Монро (в которой утверждал, что она была убита ФБР и ЦРУ), получил удар в спину после попытки превратить гангстерский эпос в конкретный сценарий. Леоне был шокирован. «Мне жаль так говорить, но он написал версию для Микки Мауса. Мейлер в моих глазах, глазах старого фаната, никудышный сценарист».

4. Несмотря на название, не так много было снято в Америке. Но то, что снято — подлиннее некуда

Большая часть фильма была снята в Риме, на знаменитой Cinecitta Studios, где были воспроизведены многие из лучших послевоенных фильмов Италии. Дополнительные сцены были сняты в абсолютно не связанных с фильмом локациях: Монреаль, Париж и Санкт-Петербург, штат Флорида.

Еврейский квартал 1920-х сыграла улица в Уильямсбурге, Бруклин, которая выглядела точно так же, как и 60 лет назад. Этот квартал и в то время был домом для многих реальных хасидских евреев, некоторые из которых в потрясении ходили по съемочной площадке, когда камеры были выключены. Леоне был таким приверженцем деталей, что только хасиды могли понять, кто был реальным человеком, а кто актером — но и иногда даже они обманывались.

5. Брук Шилдс почти сыграла Дебору Гелли

В 1981 году роль, которую в конечном итоге сыграла Элизабет МакГоверн, была предложена 16-летней Брук Шилдс, которую Леоне заметил в «Голубой лагуне» и которая, по его мнению, была готова к более зрелой роли. Но забастовка голливудских сценаристов (да, и тогда они были) вызвала задержку проекта, и Шилдс выбыла прежде, чем что-либо из этого вышло.

6. Роберт Де Ниро мог не сняться в фильме из-за того, что Леоне помочился на его туалетное сидение

Леоне впервые обратился к Де Ниро с идеей фильма еще в 1973 году, когда проект в основном состоял лишь из энтузиазма режиссера. Леоне рассказал Де Ниро историю (через переводчика; Леоне никогда не говорил по-английски очень хорошо), актер Де Ниро слегка заинтересовался, но он не был знаком с работой Леоне, и, к тому же, фильм был пока только идеей, а не конкретным проектом, на который можно было бы подписаться. Годы спустя, когда сценарий был закончен, Леоне снова пришел к Де Ниро, который охотно принял предложение. Но все пошло не так в самом начале, когда Де Ниро и продюсер Арнон Милчен встретились с Леоне в своем нью-йоркском гостиничном номере. Актер позвал продюсера в ванную комнату и сказал: «Я не могу сниматься в этом фильме». — «Почему нет?» — «Разве ты не видишь, что он обмочил все мое сиденье унитаза?» Милчен настаивал, что это случайность, но Де Ниро был убежден, что Леоне будто бы пометил свою территорию. Милчен уладил это недоразумение, и Де Ниро в конечном итоге присоединился к фильму.

7. Фильм стал дебютом Дженнифер Коннелли

Актрисе, которая позже станет известной и получит награды за такие фильмы, как «Игры разума» и «Реквием по мечте», было 12 лет, когда она прошла кастинг на роль Деборы. После карьеры ребенком в модельном бизнесе и телевизионной рекламе, это была первая настоящая актерская роль. «Лабиринт» Джима Хенсона стал её следующим проектом, и с тех пор Дженнифер является востребованной актрисой.

8. Даже Джеймс Вудс не уверен, что случилось с его персонажем

В конце фильма, Макс — который теперь строит политическую карьеру под именем Бейли — просит Лапшу убить его. Лапша отказывается. Но сразу же после этого он видит человека, похожего на Макса, стоящего возле мусоровоза, который затем, кажется, исчезает внутри машины и таким образом оказывается смят вместе с мусором. Был ли это Макс? Был ли это кто-то другой? Было ли это реальностью? Вудс не имеет ни малейшего представления. По его словам, Леоне хотел, чтобы в этой сцене была некоторая двусмысленность. Для этого режиссер даже снял в этой сцене дублера Вудса, а не его самого: чтобы человек с расстояния напоминал Вудса, но не был им.

9. Актерский метод Де Ниро раздражал многих, в том числе и Вудса

Де Ниро страстный и полностью отдающийся роли актер, который действительно «живет» в своих ролях. Вудс же совершенно не такой. «Это просто куча старого дерьма, — позже сказал он. — Если это отличный сценарий, и вы работаете с хорошими людьми, в чем проблема? Я устал от актерского „метода дерьма“, который погубил немало фильмов за 40 лет. Все эти парни бегают и делают вид, что они луковицы (имеется ввиду многослойность — прим. ред). Это так раздражает. Ты на съемках с 4 утра, пытаешься снять хоть один кадр, а они стонут, что не могут почувствовать то, не могут почувствовать это. Просто скажи свои слова, и покончим с этим!»

10. Леоне был перфекционистом

У Леоне и Де Ниро были свои подходы, но одно у них было общее — перфекционизм. По словам одного из сценаристов, Леоне сделал 35 дублей большой (и дорогой) массовой сцены и настаивал еще на одном только потому, что заметил, как один ребенок смотрит прямо в камеру.

11. Фильм подорвал здоровье Леоне и стал причиной его смерти

Длительный, трудоемкий процесс съемок четырехчасовой эпопеи плохо сказался бы на ком угодно, но в особенности на том, кто уже страдает ожирением в свои 50. Работа усугубила сердечную недостаточность Леоне, а последующая борьба с дистрибьюторами и провал фильма в американском прокате сделали только хуже. Леоне умер от сердечного приступа в 1989 году, прежде чем смог завершить еще один фильм. «Однажды в Америке» занял большую часть его карьеры и стал лебединой песней режиссера.