Перри (МакГрегор) и Гейл (Харрис) нелегкая шпионская судьба занесет и в Париж тоже

11 экранизаций Джона ле Карре

18 мая 2016

12 мая в российский прокат вышел «Такой же предатель, как мы» — экранизация одноименного романа Джона ле Карре. Синемафия внимательно посмотрела фильм и нашла еще 11 экранизаций Ле Карре, которые вам надо посмотреть (желательно — немедленно).

«Такой же предатель, как мы» — это история семейной пары на отдыхе в Марокко, которая хотела всего лишь подлатать брак, а оказалась втянута в разборки русской мафии, МИ-6, членов парлмаента и Кремля. А все потому, что пожалела детей.

Университетский профессор Перри (Юэн МакГрегор) и адвокат Гейл (Наоми Харрис) в последние дни отпуска знакомятся с человеком широкой души Димой (Стеллан Скарсгард). Дима слишком богат, шумен и татуирован, чтобы не быть преступником — и он, как оказывается, отмывает доходы русской мафии. Только после смены, так сказать, руководства Диму ничего хорошего не ждет — новый главный по прозвищу Князь (Григорий Добрыгин) хочет легализоваться через сложную аферу с кипрским банком, и никакие свидетели старых денежных операций ему не нужны.

Дима хочет продать известную ему информацию в МИ-6 в обмен на убежище и безопасность для семьи; Перри и Гейл никак не могут оставить погибать выводок Диминых детей; наконец, матерый разведчик Гектор (Дэмиэн Льюис) просто хочет отомстить замазанному в афере члену парламента (Джереми Нортэм), а Дима для этого — лучшее оружие. Ну и всё как заверте…

Мы уже говорили о важности образа злобного русского для мирового кинематографа. Злобный русский — это такой костыль жанра шпионского детектива, политического триллера и даже военного фильма, что без этого никак. Русский мафиози — это, конечно, подвид данного образа, наряду с русским военным, русским шпионом, русским богачом и просто русским (впрочем, иногда все они оказываются спаяны в один общий образ этакого Глобального Русского).

Поэтому в этот раз — несмотря на желание написать 11 отличительных черт Русского Мафиози в кино (пьет водку, поет «Очи черные», любит детей и маму — и все это, представьте, есть в новом фильме), — мы будем по-британски сдержанны и назовем еще несколько экранизаций ле Карре, которые стоит посмотреть прямо сейчас; всё бросить — и посмотреть.

1. «Шпион, пришедший с холода» (The Spy Who Came In From The Cold, 1965)

Третий роман ле Карре оказался его первым бестселлером — и, конечно, очень быстро оказался на киноэкране. В 1963 году вышел роман — и уже в декабре 1965 года (чтобы успеть к «Оскарам») вышел фильм.

История сотрудника «Цирка» (именно так в романах ле Карре называют британскую разведку — а теперь термин используется и вне романов) Алека Лимаса (Ричард Бёртон): резидент в Западном Берлине должен быть внедрен в качестве перебежчика в разведку ГДР. Ситуация, как вы все понимаете, оказывается непростой.

За роль Лимаса Бёртон был номинирован на «Оскар» в 1966 году (но проиграл); фильм получил BAFTA как лучший британский фильм года.

2. «Дело самоубийцы» (The Deadly Affair, 1966)

После успеха первой экранизации за ле Карре взялись всерьез: по его дебютному роману «Звонок покойнику» фильм снял Сидни Люмет. Правда, с одной оговоркой: главным героем оказался не Джордж Смайли.

Агент «Цирка» Смайли, которого сыграл Джеймс Мейсон, в фильме получил фамилию Доббс. Дело в том, что Смайли фигурирует в романе «Шпион, пришедший с холода» в качестве персонажа второго плана, и, продав права на роман, ле Карре продал права и на имя Смайли. Пришлось выкручиваться.

Расследование подозрительного самоубийства чиновника британского МИДа приводит, как всегда, к драматичным результатам и очень сложному и запутанному расследованию.

Фредди Янг, оператор фильма, использовал оригинальную технику частичного засвечивания пленки при работе с фильмом; получилось то, что Люмет назовет «бесцветным цветом» (это он просто не знал о пленке Шосткинского комбината).

3. «Зеркальная война» (The Looking Glass War, 1969)

И опять шпионские игры, и опять Западный и Восточный Берлин, и опять внедрение агента: только в этот раз есть некий Департамент, который занимается самодеятельностью. Три агента (одного из которых играет Энтони Хопкинс) придумывают крутую операцию с участием польского перебежчика — которая (операция, не перебежчик), увы, слишком опасна и рискованна для «Цирка».

Наверное, самый редко упоминаемых из фильмов по ле Карре — а жалко, он хороший. И да, кто тут опять отвечает за рациональность? Смайли, конечно.

4. «Шпион, выйди вон» (Tinker Tailor Soldier Spy, 1979) + «Люди Смайли» (Smiley's People, 1982)

Два британских сериала (по семь серий каждый) с Алеком Гиннессом в роли Джорджа Смайли — это классика британского телевидения. Все спокойно, неспешно, ни одна из ниточек сложного расследования не пройдет зря. Некоторые говорят, что слишком неспешно — но они, конечно, ничего не понимают в ле Карре и работе разведчика. Это, на самом деле, еще очень быстро.

5. «Маленькая барабанщица» (The Little Drummer Girl, 1984)

Кажется, уже стало понятно, что тема внедрения агента для творчества ле Карре если не центральная — то, по крайней мере, очень частая. Вот и тут — американская актриса Чарли (Дайан Китон) оказывается двойным агентом в израильско-палестинских разборках.

Снимал Джордж Рой Хилл, в результате это, скорее, такой бойкий фильм восьмидесятых, чем умное медитативное расследование, как все остальные экранизации ле Карре.

Да, сюрприз, в романе — и в фильме — нет Джорджа Смайли. Совершенно неясно, как Чаарли (в книге она британка) справляется без него.

6. «Русский отдел» (The Russia House, 1990)

В диком видеопрокате начала девяностых фильм проходил под названием «Русский дом» — но история, конечно, не про дом, а вовсе даже про департамент британской разведки, занимающийся СССР.

Британский издатель (Шон Коннери) оказывается втянут в очередные разборки разведок — однако в итоге получает прекрасную русскую девушку Катю Орлову (Мишель Пфайффер).

Фильм сейчас крайне интересен в историческом плане: это превая большая вамериканская продукция, которую снимали «на натуре» в СССР.

7. «Портной из Панамы"(The Tailor of Panama, 2001)

Прошедшая очень тихо и вместе с тем совершенно блестящая и, что главное, умная сатира; такая «Касабланка без героев», как ее назвал сам ле Карре.

Разведчик — Энди Оснард (Пирс Броснан) погорел на любовной связи и жаждет вернуться из не очень почетной ссылки из Панамы; портной — Гарри Пендел (Джеффри Раш) не так чтобы настоящий портной и уж точно не так чтобы крутой осведомитель. История о том, что разведчику без Холодной войны и скучно, и грустно, и все как-то мелковато, прямо скажем. Зато весело.

8. «Преданный садовник» (The Constant Gardener, 2005)

После того, как у дипломата Джастина Куэйла (Рэйф Файнс) в Кении убивают жену (Рэйчел Вайс), он начинает свое расследование — и, конечно, и тут без глобального заговора не обходится.

Посвящение ле Карре и его же послесловие говорят, что «в сравнении с реальностью моя история сдержанна, как видовая открытка».

Рэйчел Вайс стала первой актрисой, которой удалось получить за роль в фильме по роману ле Карре не только номинацию на «Оскар», но и собственно золотого болванчика. И за дело.

9. «Шпион, выйди вон!» (Tinker Tailor Soldier Spy, 2011)

У меня лично нет достаточного количества восторженных эпитетов, чтобы передать всю мою безграничную любовь к фильму. Это не первая экранизация одноименного романа (см. пункт 4), однако же картина шведа Томаса Альфредссона вполне на равных борется с классическим британским сериалом.

История с поиском в Цирке крота (при помощи, конечно, считалочки) оказывается вовсе не такой простой, как могло бы быть; и блестяще разыгрывающие партию Гэри Олдман, Колин Ферт, Марк Стронг, Тоби Джонс, Константин Хабенский и Бенедикт Камбербатч тут прямо умницы. Даже Светлана Ходченкова с Томом Харди умницы, хотя у них самая, кажется, простая линия из всех.

Да что я говорю, смотрите же.

10. «Самый опасный человек» (A Most Wanted Man, 2014)

«Самый опасный человек» был участником конкурса на Международном Московском Кинофестивале в 2014 году, ничего не получил, но, кажется, стал самым посещаемым из художественных фильмов фестиваля; Синемафия о нем тогда и писала.

Забавно, что играющий в «Таком же шпионе, как мы» крутого босса мафии Добрыгин в «Самом опасном человеке» тоже был — причем изображал он скорее жертву. Вокруг Исы Карпова, сына генерала-садиста, и его миллионов и крутится весь сюжет фильма.

11. «Ночной администратор» (The Night Manager, 2016)

Панегирик сериалу на Синемафии уже есть — пусть и по только первым двум сериям; поверьте, дальше — только лучше.