Кинорулетка: Удары

27 мая 2016

Наша еженедельная игра, выдуманная нами же: выбираем слово и под него подбираем фильмы, которые любим и вам советуем.

Правила таковы: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем подходящие фильмы, которые можем-хотим порекомендовать. Ограничения — все фильмы должны быть не позднее 2013 года, то есть даем себе три года паузы от сего дня. Кнопку нажимал Петр Зайцев — выпало по-мужски: «удары». Ну, что ж, разминаем пальцы и даем Петру первое слово.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Звёздные войны: Эпизод 5 — Империя наносит ответный удар» (Star Wars: Episode V — The Empire Strikes Back, 1980)

Режиссёр: Ирвин Кершнер

В ролях: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Энтони Дэниелс, Дэвид Прауз, Питер Мейхью, Кенни Бейкер, Фрэнк Оз

О чём: Люк Скайуокер проходит курс молодого джедая у мастера Йоды, а затем встречается лицом к лицу с Дартом Вейдером — впрочем вы ведь и так прекрасно всё это знаете.

Удары: мало того, что непосредственно в названии фильма фигурирует слово «удар», так еще и главный сюжетный поворот стал настоящим ударом не только для Люка, но и для всех зрителей, впервые увидевших Пятый эпизод в кино.

Почему: было бы странно, если бы я ничего не написал про «Звёздные войны», коли уж подвернулся такой удачный случай. Почему пишу? Потому что я давний поклонник космической саги Джорджа Лукаса, а первая любовь — она ведь, как говорят, самая сильная. Почему нужно смотреть? Да потому что «Империя» всё ещё остаётся лучшим эпизодом саги. Джей Джей Абрамс, конечно, большой молодец, и «Пробуждение Силы» оказалось во всех смыслах очень удачным возвращением «Звёздных войн» на большой экран, но достичь планки Пятого эпизода ему не удалось. «Империя наносит ответный удар» — один из величайших фильмов всех времён и народов, но если вы вдруг по какой-то невероятной причине до сих пор его не видели, то начните, конечно же, с «Новой надежды». А я вот на досуге просто ещё раз пересмотрю всю сагу. И да пребудет с вами Сила.

«Чародеи» (1982)

Режиссёр: Константин Бромберг

В ролях: Александра Яковлева, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Валентин Гафт, Семен Фарада, Эммануил Виторган, Михаил Светин, Анна Ашимова

О чём: история любви музыканта Иванушки и ведьмы Алёнушки на фоне научных чудес в институте волшебства НУИНУ перед Новым годом.

Удары: в данном случае речь про удары часов в новогоднюю ночь, о которых поётся в песне «Снежинка».

Почему: когда я думал, какое же ещё кино ассоциируется у меня с «ударами», в голову сама собой пришла песня «Пока часы двенадцать бьют». Поэтому у меня случился такой вот совершенно неочевидный выбор. Режиссёр Константин Бромберг вошел в историю отечественного кино благодаря двум телефильмам — «Приключения Электроника» и «Чародеи». Музыку к обоим написал Евгений Крылатов, что, собственно, и предопределило судьбу картин. Ведь народную любовь оба телефильма завоевали, в первую очередь, благодаря песням, которые слышали, наверное, все жители нашей необъятной родины, а большая часть населения знает наизусть и поёт при любом удобном случае.

«Чародеи» начинались как экранизация знаменитой повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но в итоге превратились в совершенно самостоятельное произведение, хотя Стругацкие, тем не менее, приложили руку к написанию сценария. От первоисточника не осталось практически ничего, и поэтому многие ценители творчества великих фантастов к «Чародеям» относятся весьма прохладно. Снят телефильм, честно говоря, тоже из рук вон плохо, особенно по сегодняшним меркам. Но любимые актёры и прекрасная музыка спасли картину, которая вот уже многие годы остаётся такой же визитной карточкой Нового года на нашем телевидении, как и «Ирония судьбы». Если вдруг не смотрели — посмотрите эксперимента ради. В другом случае — вот вам хороший повод в очередной раз вспомнить любимые с детства песни. В «Электронике», кстати, тоже была песня про «удары» — «Бьют часы на старой башне»…


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Малышка на миллион» (Million Dollar Baby, 2004)

Режиссёр: Клинт Иствуд

В ролях: Клинт Иствуд, Хиллари Суонк, Морган Фриман

О чём: Мэгги — боец, а Фрэнк — давно отошедший от дел тренер. Вместе им предстоит сражаться не только друг с другом, но и со своими страхами. Пройти трудный путь, чтобы в итоге найти себя и стать настоящей семьей. Сперва кажется, что счастливый конец неизбежен, и это типичный боксерский фильм. Но в итоге мы понимаем, что это не так. Спасибо Клинту, я люблю неожиданные финалы.

Удары: все просто — в боксе без ударов никак. Ну и «хук слева» — финал фильма.

Почему: кроме охапки «Оскаров», лично для меня это был первый осознанный фильм Клинта Иствуда — вау, какая драма. А ещё Мэгги встала для меня в один ряд сильных женских персонажей — тогда это были Лара Крофт и Селена от Кейт Бекинсейл из «Другого мира», но надо же с чего-то начинать, правда? Затем восхищение физической силой перешло в осознание силы духа. И в понимание того, что сюжетные твисты — это моя страсть. Вроде объяснила, почему люблю этот фильм я. Почему смотреть его вам — да по тем же причинам. Ну, и еще потому — что это кино, скорее, не о боксерах и ударах, которые наносят они, а об ударах судьбы вне ринга, и как надо сражаться с ними.

«Боец» (The Fighter, 2010)

Режиссёр: Дэвид О. Расселл

В главных ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Мелисса Лео

О чём: два брата — Микки и Дикки. Оба прошли свой путь в боксе — Микки возвращается на ринг после череды поражений, Дикки, сам бывший боксер, убивший свою карьеру из-за наркотиков, его тренирует.

Удары: опять бокс, опять удары. Но Микки приходится отражать не только удары соперников, но и нападки своего сводного брата, который его таким образом ведет к победе.

Почему: так как по нашим правилам «Левшу» брать нельзя, я выбрала следующий фильм в моем топе фильмов про боксеров. А еще потому, что настоящий герой — это Кристиан Бэйл, который в перерыве между съемками «Бэтменов» похудел на рекордное количество килограммов и получил-таки за эту роль «Оскар». А вообще фильм крут, потому что показывает разные стороны этого спорта, раскрывая, куда может вывести неверный шаг, но при этом даря надежду. Сделать фильм про бокс выдающимся из ряда подобных — очень сложно, но Дэвиду О. Расселлу это удалось. Первоначально фильм хотели отдать Скорсезе или Аронофски — представляете, что бы тогда вышло?

Отметим, что Даррен все же затем снял фильм про бойца — «Рестлер» с Микки Рурком, но это уже совсем другая история.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Двойной удар» (Double Impact, 1991)

Режиссер: Шелдон Леттич

В ролях: Жан-Клод Ванн Дамм, Боло Йенг, Джеффри Льюис

О чем: в Гонконге мафия жестоко убила семью близнецов Алекса и Чанга. Парней спасли и разлучили: одного оставили в стране, другого вывезли в Америку. Прошло 25 лет, и прошлое накрыло братанов — они встретились и начали жестоко мстить убийцам.

Удары: руками, ногами, головой — в прямом смысле слова, удары сыплются со всех сторон и ото всех Ван Даммов. Double Van Dammage!

Почему: не то, чтобы это вершина боевого кино и фильмов с Ванн Даммычем. Можно было бы, конечно, выбрать «Кровавый спорт» или «Кикбоксер», где ЖКВД впервые убедительно продемонстрировал миру свою растяжку. Но тут, во-первых, немного конъюнктуры из-за подходящего названия. Во-вторых, Жан-Клод впервые сделал попытку ПОИГРАТЬ. В том плане, что у него два разных образа, оба оставляют желать лучшего по актерскому мастерству и прекрасны с точки зрения боевых искусств в кино. И еще это ужасно, ужасно смешно. ЖКВД в балетном трико — ну, не прелесть ли?

«Дикое сердце» (Untamed Heart, 1993)

Режиссер: Тони Билл

В ролях: Кристиан Слейтер, Мариса Томей, Рози Перес, Уилли Гарсон

О чем: Кэролайн и Адам работают в одном кафе: она официантка, он — уборщик. Она красотка, которой не везет в любви, он — скромный и милый парень, у которого проблемы со здоровьем. Однажды Адам спасает Еву Кэролайн, они влюбляются друг в друга, и вместе с Кэролайн мы замираем: как долго продлится эта прекрасная любовь — ведь Адам ждет пересадки сердца…

Удары: сердца, которые считают герои. И удары судьбы, которые на них сыплются.

Почему: это простая и пронзительная история с прекрасным актерским дуэтом. Молодые Томей и Слейтер: такие красивые и романтичные! Столкновение прагматичной девушки, истосковавшейся по любви, и романтика с наивным и больным сердцем. Отличный саундтрек — сплошные хиты 90-х. Все вместе — очаровательная лав-стори с грудой носовых платочков.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Драйв» (Drive, 2011)

Режиссер: Николас Виндинг Рефн

В ролях: Райан Гослинг, Кэри Маллиган, Оскар Айзек, Кристина Хендрикс

О чем: у Водителя нет имени, у него нет эмоций, у него, кажется, даже никаких моральных устоев нет. У него есть профессия (каскадер днем, водитель ночью), есть милая соседка и симпатия к ней, ну и всё. Тормозов — нет, тормозов нет.

Удары: у Водителя (Райан Гослинг) правда нет никаких тормозов: в паре сцен он расправляется с противниками буквально голыми руками, от его града ударов — кулаками ли, молотком ли, — не спастись. И смотрит Водитель в надежде на девушку — ну, я же молодец, правда?

Почему: типичные для Рефна элементы — неоновые цвета (режиссер их объясняет тем, что сам цвета не различает, если не выкрутить их на максимум), экстремальное насилие, загадочный главный герой и совершенно сказочная атмосфера. Сказочная — не в смысле радостной сказки для детей. Рефн снимает очень страшные сказки для взрослых, но — сказки.

Это не тот мир, в котором хочется жить, но этот мир захватывает, завораживает и гипнотизирует; ты вместе с Водителем медленно проваливаешься в воронку ночных улиц, и медитируешь на вереницу фонарей.

И даже герои-социопаты вызывают сопереживание.

Та самая сцена в лифте:

«Скины» / «Бритоголовые» (Romper Stomper, 1992)

Режиссер: Джеффри Райт

В ролях: Расселл Кроу, Дэниэл Поллок, Жаклин МакКензи

О чем: банда австралийских скинхэдов во главе с Хэндо (Расселл Кроу) борется за очищение Австралии от пришлых — то есть, что удивительно, не от потомков каторжников, а от иммигрантов из Юго-Восточной Азии. Одновременно с тем в банде наблюдается раскол: наркоманка из хорошей семьи Габриэль, замутившая было с Хэндо, начинает строить глазки его помощнику, который не так предан нацистским идеалам.

Удары: в свободное от возлияний время банда Хэндо расправляется с любыми встреченными вьетнамцами — при помощи всех возможных подручных средств. Удары? Тысячи их. Это уличное хулиганье, у них драки — до победного конца (ну, или до появления полиции).

Почему: важный для Австралии начла 90-х фильм (основанный на реальных убийствах азиатов скинхедом) оказывается актуальным практически везде, где есть визуально отличная от основного населения масса иммигрантов. От уже упоминавшейся в рубрике «Американской истории Икс» до «России 88»; от «Фанатика» до «Это Англия»; удивительно кинематографичны эти скинхеды, ну, и прекрасный способ одновременно поднять острый социальный вопрос и снять достаточно бодрый и вполне зрительский фильм.

В Австралии «Скины» собрали достаточно, и фильм стал культовым. Молоденький Расселл Кроу получил свой первый «австралийский оскар» за главную роль (годом ранее он уже получал его — за роль второго плана в «Доказательстве»), приз кинофестиваля в Сиэттле и начало международной карьеры — а дальше, как говорится, уже история.

Странным образом у нас «Скины» не очень известны (кроме, конечно, субкультуры и армии поклонников Кроу) — так что вы исправьте эту досадную ошибку.

«Каблуки» (Bootmen, 2000)

Режиссер: Дейн Перри

В ролях: Адам Гарсия, Лиза Перри, Сэм Уортингтон

О чем: австралийская глубинка, суровые мужики, работа на заводе — и парень, который хочет танцевать степ. Неожиданное сочетание.

Удары: степ же! чечётка! удары по полу носком, пяткой, ногой — с использованием в том числе специальной обуви.

Почему: я уже предложила два серьезных и тяжелых фильма — пора и честь знать; вот вам легкий фильм про танцы. То есть, конечно, и тут не обойдется без мелодрамы (два брата и одна девушка — ну, вы понимаете!), но это как раз то кино, которое надо лениво смотреть воскресным утром.

Адам Гарсия, сыгравший главную роль, будет играть в основном в театре, в мюзиклах (и отлично, надо сказать, играть!). А исполнивший роль старшего брата Сэм Уортингтон через некоторое время сыграет в маленьком фильме «Аватар», может, вы слышали.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Бой без правил» (Fighting, 2009)

Режиссер: Дито Монтиель

В ролях: Ченнинг Татум, Терренс Ховард, Сулай Энао, Майкл Ривера

О чем: история боксера-золушки: подающий надежды парень с окраин сумел покорить большой город, вооружившись собственными кулаками и упорством.

Удары: самые настоящие, по лицу, печени и почкам. Главное — не лежать на ринге дольше десяти секунд.

Почему: «бой без правил» не оставляет в голове никаких мыслей, ничему не учит и не стремится наставить зрителя на путь истинный. Разве только он способен немного вдохновить тех, кто старается приобщиться к спорту. Но если похожие друг на друга спортивные драмы наскучили, боевики надоели, а артхауса как не хотелось, так и не хочется — кино отлично идет с шоколадным мороженым.

«От звонка до звонка» (Starred Up, 2013)

Режиссер: Дэвид Маккензи

В ролях: Джек О’Коннелл, Руперт Френд, Бен Мендельсон, Сэм Спруэлл

О чем: героя Джека О’Коннела переводят из подростковой тюрьмы в тюрьму для совершеннолетних. Парню приходится не только выживать среди преступников, но и выстраивать отношения с отцом, который сидит в камере по соседству.

Удары: их хватает. Драки сняты максимально натуралистично — никакой закадровой музыки, только глухие толчки и пинки по живой плоти, крики, срывающееся дыхание и обезумевшие глаза участников. Метафорических ударов судьбы здесь тоже достаточно — тюрьма, как-никак.

Почему: «От звонка до звонка» стал бенефисом Джека О’Коннелла, показавшим всю мощь его актерского таланта. «Несломленный» и «300 спартанцев: Рассвет империи» еще впереди, позади — не самые сложные «Молокососы» и «Должник» с Тимом Ротом. Хотя о чем это я — Джек хорош везде, будь это роль футбольного фаната, школьного плохиша или запертого в четырех стенах волчонка.