Кинорулетка: Пляска

3 июня 2016

Выдумали игру и продолжаем в нее играть: вспоминаем фильмы на случайно выбранное слово.

Без устали напоминаем наши правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем подходящие фильмы, которые можем-хотим порекомендовать. Ограничения — все фильмы должны быть не позднее 2013 года, то есть даем себе три года паузы от сего дня. Каждый член редакции жмет кнопку генератора и задает тон воспоминаниям коллектива. В этот раз были Владислав Пастернак, генератор и «пляска» — им первым и слово!


Выбор Владислава Пастернака
Владислав Пастернак

«Высокие чувства» (2008)

Режиссер: Леонид Пляскин

В ролях: Степан Вольман, Мария Капустинская, Филипп Чевычелов, Фёдор Селькин

О чем: Под конец предпоследнего учебного года в классе появляется новая ученица. И двое лучших друзей, Кузнецов и Паливанов, одновременно западают на неё, но — каждый по-своему. Кузнечик — девственный романтик, верит в светлые чувства и первую любовь. Павлин — мачо и ловелас, подбивает друга поскорее установить с Катей более тесные отношения и даже предлагает спор, что добьется «доступа к телу» первым. А Катя охотно принимает знаки внимания от обоих кавалеров, да и не только от них…

Пляска: фамилия режиссера говорит сама за себя — Леонид Пляскин. Режиссёр Пляскин делал фильм в качестве дипломной работы и сразу же получил большое число предложений от «большой» индустрии. На сегодняшний день у него за плечами ряд известных сериалов, от бандитских «Опергруппы» и «Версии» до костюмной «Молодой гвардии» с участием Катерины Шпицы, Юрия Чурсина и Ирины Горбачёвой.

Почему смотреть: мне как продюсеру ленты будет просто приятно, что зрители лишний раз ее посмотрят, хотя она по многим параметрам несовершенна. Делали мы ее в 2006—2008 годах, пытаясь игнорировать такие прелести малого бюджета, как сломанные кинокамеры, просроченная пленка и т. п. — во имя высокой цели рассказать историю первой школьной любви так, как ее еще никто не рассказывал. Кирилл Разлогов после одного из фестивальных показов говорил журналу «Искусство кино» следующее: «Особенность короткого метра в том, что это не эпизод, который можно вставить в челюсть фильма, не клип. Это самостоятельное искусство, в котором должны бы работать не только дебютанты. Но таких профессионалов у нас, кроме аниматоров, практически нет. Из достоверных вещей, привлекших именно новым уровнем достоверности, — сделанная на основе литературного произведения картина „Высокие чувства“ Леонида Пляскина. Работа стала выражением мироощущения нового поколения. Рассказ Арканова, написанный много раньше и имеющий иронический характер, здесь приобретает эпический размах. Качество, стоящее дорого. Схвачена живо и точно подростковая психология. Опять-таки сюжет, который не пустишь по телевидению, точно так же шокировал не только членов жюри, но и фестивального зрителя».


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Мужской стриптиз» (The Full Monty, 1997)

Режиссер: Питер Каттанео

В ролях: Роберт Карлайл, Марк Эдди, Том Уилкинсон

О чем: безработные британские рабочие решают, что лучший способ получить много денег — это раздеться. В танце.

Пляска: главные герои разучивают танец втайне от своих родных и близких — в любой свободный момент.

Почему: фильм оказался очень внезапным хитом. Британское кино с неизвестными широкой мировой аудитории актерами; кино, которое в США даже думали субтитрировать из-за непонятного акцента и регионального британского сленга; в общем, это кино собрало в мире более 250 миллионов долларов (в 70 раз больше бюджета), было номинировано на 4 «Оскара» и собрало еще ворох призов.

Потому что это не просто кино про раздевающихся мужиков, а милый, добрый, оптимистичный фильм про нас с вами.

«Забавная мордашка» (Funny Face, 1957)

Режиссер: Стэнли Донен

В ролях: Одри Хёпберн, Фред Астер, Кэй Томпсон

О чем: продавщица в книжном оказывается модным лицом сезона и делает карьеру модели.

Пляска: «богемный танец» Одри в парижском кабачке — наверное, главный визуальный образ из фильма. Его не раз воспроизводили — Уитни Хьюстон («I'm you baby tonight») и Бейонсе («Countdown») в клипах, Gap в рекламной кампании. Но сама Одри, конечно, делает это лучше всех.

Почему: «первый мюзикл» уже оскароносной Одри — да еще и с немолодым, но всё еще прекрасным Фредом Астером в роли романтического интереса. Очень милый, очень наивный, про Париж и моду, и любовь — куда ж без любви. Героиня Одри, библиотекарь Джо Стоктон, вдохновила образ Белль в диснеевской интерпретации сказки; и, в самом деле, кого же представлять как лучшую новую девушку с обложки, если не Одри?


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Грязные танцы» (Dirty Dancing, 1987)

Режиссер: Эмиль Ардолино

В ролях: Патрик Суэйзи, Дженнифер Грей, Келли Бишоп

О чем: Америка 60-х, лето, курорт для богатых. Юная Фрэнсис по прозвищу Бэби скучает и от нечего делать записывается на занятия танцами и знакомится с танцором-аниматором Джонни. Дальше разворачивается драма и любовь с лишениями, выгоняниями и большим финальным воссоединением с легендарной уже фразой: «Никто не поставит Бэби в угол!»

Пляска: давайте остановимся на финале картины, когда все — ВСЕ пускаются в пляс благодаря Джонни и Бэби. Он, собственно, стал классикой танцевального кино — и танца вообще.

Почему: да надо ли объяснять?! Самый лучший танцевальный фильм ever. Юный, прекрасный Патрик Суэйзи. Зажигательные ритмы. Отличная хореография. Танцевальные тренировки. Финальный номер и Та Самая Поддержка, которой позже герой Райана Гослинга соблазняет женщин в комедии «Эта — дурацкая — любовь».

Композиция «(I've Had) The Time of My Life» получила «Золотой Глобус» и «Оскар» как Лучшая песня и стала действительно одной из Лучших Песен на все времена. Мы до сих пор под нее зажигаем. Мы до сих пор смотрим это кино — и у нас МУРАШКИ.

«Шаг вперед» (Step Up)

Режиссер: Энн Флетчер

В ролях: Ченнинг Татум, Дженна Дуан-Татум, Рэйчел Гриффтис

О чем: Тайлер — гопота-нищета, которому все, что в жизни интересно — уличные танцы. Из-за очередного скандала Тайлеру назначают исправительные работы в школе танцев. Там он моет полы и презрительно смотрит на балетных, которые репетируют выпускные номера. Однажды одной из учениц Норе по замыслу танца потребовалась высокая поддержка партнера. Ее балетный напарник поддержку выполнить не сумел. Ну, а Тайлер отставил швабру — и смог. Ну, и все.

Пляска: я в этом выпуске не оригинальна — собственно, отплясывают весь фильм, но мы остановимся на финальном номере, который также вошел в анналы истории.

Почему: после долгой заморозки танцевального киножанра именно «Шаг вперед» дал старт современным данс-франшизам. На сегодня я запуталась, сколько уже шагов вперед сделала индустрия, в которой также появились бесконечные «Уличные танцы» и прочие виды плясок. И если сравнивать их все с оригинальным «Шагом вперед» — то да: он где-то даже проигрывает по насыщенности и сложности хореографии. Но первая любовь не ржавеет! Этот фильм подарил нам Ченни! И еще одну из самых милых голливудских пар — ибо Ченнинг и Дженна влюбились и поженились, и за счет их романа химия с экрана так и хлещет.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Крестный отец» (The Godfather, 1972)

Режиссер: Френсис Форд Коппола

В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл

О чем: невероятные приключения итальянцев в Америке. Классика, выученная наизусть и разобранная на цитаты. Шедевр Фрэнсиса Форда Копполы, знаковая роль Марлона Брандо и ворота в мир большого кино для Аль Пачино.

Пляска: первая часть саги открывается сценой свадьбы дочери Вито Корлеоне. Под песни Джонни Фонтейна, любимца дона, весь цвет нью-йоркской мафии лихо отплясывает под пристальным наблюдением федералов.

Еще плясками — правда, на костях, — можно назвать все то, что происходит после свадьбы. Карло бьет Констанцию, Сантино бьет Карло, Сантино умирает под градом пуль, Лука Брази спит с рыбами — danse macabre как он есть.

Почему: переоценить вклад копполовского «Крестного отца» в мировой кинематограф нельзя. Я решила написать о нем и по личным причинам — прочитала книгу и посмотрела фильм в том нежном возрасте, когда сильное впечатление формирует личность и задает ей определенный вектор развития. Сила духа, верность слову, важность семейных уз — всему этому меня учил «Крестный отец». От телевизора тоже иногда может быть польза.

Борат (Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan, 2006)

Режиссер: Ларри Чарльз

В ролях: Саша Барон Коэн, Памела Андерсон

О чем: довольно самоуверенный журналист из Казахстана едет в США снимать документальный фильм о том, как живет самая развитая страна в мире.

Пляска: Борат знает в них толк — диско и Корки Бучек!

Почему: «Борат» принес Саше Барону Коэну мировую известность. А Казахстану — поток туристов. До этого Коэн был известен как хулиганистый рэпер Али Джи, после него — как человек, способный высмеять все, что угодно и не боящийся последствий.

Нужно иметь стальные… стальную волю, чтобы заявить феминистке, что у женщины мозг, как у белки; чтобы спросить продавца автомобилей, как много людей задавит машина, если направить ее в толпу евреев; чтобы спеть про навоз на мотив гимна США перед толпой патриотов и чтобы, в конце концов, просить руки у Памелы Андерсон.

Из всех людей, появившихся в кадре «Бората» только трое были в курсе, что снимается кино — Памела в их числе. И кстати, сам Джордж Клуни молил Коэна дать ему хотя бы крошечное камео в фильме, но тот отказался ради большей достоверности. Ай, люблю!


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Вестсайдская история» (West Side Story, 1961)

Режиссёры: Роберт Уайз, Джером Роббинс

В ролях: Натали Вуд, Ричард Беймер, Джордж Чакирис, Рита Морено, Расс Тэмблин

О чём: классическая шекспировская история, но в декорациях Манхэттена и с другим финалом. Вместо семейств Монтекки и Капулетти — уличные банды «местных» белых и «понаехавших» пуэрториканцев, вместо Ромео и Джульетты — лучший друг главаря белых Тони и сестра главаря пуэрториканцев Мария.

Пляска: киноверсия популярнейшего бродвейского мюзикла отличается от современных киномюзиклов тем, что здесь танцам уделено гораздо больше внимания. Пляшут здесь все и делают это, надо сказать, очень круто. Даже все драки поставлены как танцы.

Почему: потому что сейчас фильм, получивший в 1962 году целых 10 «Оскаров», уже порядком подзабыт. И если бы не проект «ИНОЕКИНО», благодаря которому мне удалось недавно посмотреть «Вестсайдскую историю» на большом экране, я бы и сам вряд ли ознакомился с этой картиной. Между тем, это очень мощная и масштабная постановка, несмотря на зашкаливающую наивность происходящего на экране. Сейчас так мюзиклы уже никто не снимает, поэтому очень рекомендую ознакомиться. Если не тронет история героев, то уж реализация вас точно должна впечатлить. Лично мне не нравится столь вольная трактовка шекспировского финала, но все вопросы к сценарию — это вопросы к оригинальному мюзиклу. А к фильму как таковому вопросов нет — настоящая классика, способная удивлять до сих пор. Кстати, роль пуэрториканки Марии исполняет дочь русских эмигрантов Натали Вуд, урождённая Захаренко. Наши люди в Голливуде давали жару уже в те давние времена.

«Чёрный лебедь» (Black Swan, 2010)

Режиссёр: Даррен Аронофски

В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Вайнона Райдер

О чём: молодая балерина Нина Сейерс готова пойти на любые жертвы ради того, чтобы исполнить главную партию в «Лебедином озере».

javascript:void(0)

Пляска: ценители балета, наверное, меня проклянут за то, что это высокое искусство ассоциируется у меня со словом «пляска», но ведь там и правда пляшут на сцене!

Почему: потому что это фильм Даррена Аронофски, потому что это история о человеке, который отдаёт себя целиком любимому делу и стремится к достижению совершенства, а мне эта тема очень близка, и потому что в главных ролях прекрасные Натали Портман и Мила Кунис. Аронофски уже затрагивал тему перфекционизма и самоотдачи, приводящих к печальному финалу, в «Рестлере» с Микки Рурком, но «Чёрный лебедь» получился гораздо мощнее, выразительнее и красивее — по крайней мере, меня балет и психоделические видения Нины цепляют сильнее, чем рестлинг. Абсолютно гениальное кино, заслуженный «Оскар» за великую актерскую работу Портман и крайне любопытный взгляд Голливуда на русский балет. Смотреть и пересматривать.