Кинорулетка: Колокола
22 июля 2016
Играем в игру, которую сами и придумали: рекомендуем фильмы по ассоциации со случайно выпавшим словом.
Повторяем правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем фильмы, которые этому слову, по нашему мнению, подходят и которые мы хотим порекомендовать. Все, что не выдерживает трехлетнего срока давности, не берем!
Наш летний состав подвергся испытаниям на память с помощью Ольги Белик, генератора и слова КОЛОКОЛА. Самым простым выходом было бы перечислить фильмографию Юрия Колокольникова — но простых путей мы не ищем!
«Осенние колокола» (1978)
Режиссер: Владимир Гориккер
В ролях: Ирина Алфёрова, Александр Кириллов, Людмила Дербенёва, Любовь Чиркова, Владимир Вихров, Наталья Сайко
О чем: экранизация пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» в реалистичной манере. Пушкин, вы помните, вдохновился Белоснежкой и гномами, но какие на Руси гномы, право слово.
Колокола: они есть в названии фильма — почему? Авторские права? — и в самой картине. Их показывают, в них звонят — в общем, много колоколов.
Почему: фильм совершенно незаслуженно забыт — полагаю, не в последнюю очередь из-за ничего не говорящего названия. Между тем это интересный микс сказочного повествования и реализма. Никаких особых декораций — все разворачивается в палатах, лесах и избах. Главная локация — Суздаль. Проводятся обряды, поются песни — из пушкинских коротких строк о прибытии жениха-королевича в кадре вырастает целое событие минут на 10−15. Костюмные решения тоже смелые: от канонических древнерусских нарядов до безумных корон злой мачехи. Ну, и лица. Во-первых, самая прекрасная царица всея Советского Союза Ирина Алфёрова. Во-вторых — царевна Любовь Чиркова с совершенно неземным лицом: жаль, у актрисы небольшой послужной список. В-третьих, королевич Елисей, кумир тогдашних девочек-подростков — Владимир Вихров также сыграл Принца в фильме-спектакле «Золушка» по Шварцу.
Ах, да: сценарий написал Александр Володин, тот самый, автор хитов «Осенний марафон», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь».
«Андрей Рублев» (1966)
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Бурляев, Юрий Никулин, Ролан Быков
О чем: об Андрее Рублеве, великом русском живописце XV века — а также о мире вокруг него: татарах, монголах, русских князьях, междоусобице и других трагедиях нашей страны.
Колокола: картина состоит из восьми новелл, и финальная так и называется — «Колокол». Именно в ней юный Бориска (Николай Бурляев) берется отлить колокол по княжьему указу, якобы зная отцовский секрет. Колокол требуется в разрушенном Суздале, опять же — герое этого блока рулетки на сегодня.
Почему: хотя бы в общеобразовательных целях — это одно из самых эпичных произведений Тарковского. В 1969 году на Каннском кинофестивале картина получила приз критиков ФИПРЕССИ, но все равно носила статус полузапрещенной — как же: церковь, колокола, христианские ценности. Посмотрев «Рублева», можно понять, за что так ценят Тарковского и почему ему так стремятся подражать юные ВГИКовцы — и почему, кстати, им это плохо удается. Помимо манеры съемок и работы с актерами здесь — коронная духовная глубина и натурализм режиссера, и, чтобы сочетать их в беспроигрышной пропорции, надо быть не подражателем, а обладать собственным видением…
Зоозащитникам — да и просто людям — фильм важен еще и скандалом вокруг жестокого обращения с животными на съемках: заживо сожгли корову (авторы, правда, клянутся, что корова была накрыта асбестом и не пострадала), сбросили лошадь со стены (она, дескать, была взята со скотобойни и все равно погибла бы). И до сих пор в киносреде идут споры о том, насколько дозволительно ради шедевра преступать границы. Как мне кажется, Достоевский на этот вопрос уже ответил, но…
«Собор Парижской Богоматери» (Notre-Dame de Paris, 1956)
Режиссёр: Жан Деланнуа
В ролях: Джина Лоллобриджида, Энтони Куинн, Ален Кюни, Жан Дане
О чём: экранизация одноменного романа Виктора Гюго о страсти, которую питают к юной цыганке Эсмеральде совершенно разные люди — от настоятеля Собора Парижской Богоматери и капитана королевских стрелков до поэта и уродливого звонаря Собора. Ни для кого, само собой, это добром не кончится.
Колокола: Квазимодо — звонарь Собора; он любит колокола, несмотря на то, что те привели к его глухоте. Колокола же символизируют драматичность сюжета: фильм начинается с мрачного колокольного звона, титры идут на фоне раскачивающегося колокола. Не спрашивай, так сказать, по ком звонит колокол: он звонит по тебе.
Почему: одна из самых близких к тексту романа Гюго экранизаций; остальные (спойлер!) усиленно стараются избежать столь массового смертоубийства в конце. Снятый лауреатом Каннского фестиваля Деланнуа фильм делался с эпическим размахом. Под Парижем построили декорации, включающие Собор с папертью, Гревскую площадь и таверну; в массовке было занято свыше тысячи актеров. Если нужна именно величественная экранизация — вам сюда; ни одной из американских экранизаций (фильмы 1923, 1939, 1997 года) такой размах не удался.
Джина Лоллобриджида на момент съемок уже была не восходящей звездочкой, а настоящей звездой; ей было не 15, как Эсмеральде, но она была отчаянно хороша.
Из забавного: для того, чтобы фильм был допущен в прокат в США, где еще действовал кодекс Хейса, из текста изъяли всякое упоминание о том, что Фролло — вообще-то настоятель Собора (да и вообще священник); в итоге зритель об этом может только догадаться из происходящего или, если он читал книгу — вспомнить.
«Из Ада» (From Hell, 2001)
Режиссёры: Альберт Хьюз и Аллен Хьюз
В ролях: Джонни Депп, Хизер Грэм, Иэн Холм, Робби Колтрейн, Джейсон Флеминг
О чём: экранизация одноименного графического романа Алана Мура. Сочетающий в себе одновременно дар предвидения и пристрастие к опиуму инспектор Эбберлайн (Джонни Депп) расследует серию жестоких убийств в Уайтчепеле: некто, прозванный Джеком-Потрошителем, убивает проституток.
Колокола: большая часть действия происходит около паба «Десять колоколов» (Ten Bells) и внутри него. Паб вполне себе реальный и исторический, назван по количеству колоколов в церкви по соседству (в XVIII веке паб назывался, соответственно, «Восемь колоколов»). Он на самом деле связан с убийствами Джека-Потрошителя: Энни Чэпмен в нём пила незадолго до смерти, а Мэри Келли у входа в паб цепляла клиентов.
Почему: преступления Джека-Потрошителя послужили основой десятков романов и фильмов; мало что так же привлекает внимание почтенной публики, как неразгаданные кровавые убийства. Версия братьев Хьюз не очень много общего имеет что с реальностью (скажем, инспектор Эбберлайн бы сильно обиделся на такое представление о себе), что с графическим романом Мура (который тратит куда больше времени на рассказ о героях и куда меньше — на попытки скрыть личность убийцы). Но она очень, очень красивая: на первом же кадре Лондон в багряных и черных тонах похож на Пандемониум с одноименной картины Джона Мартина, а Мэри Келли — на ангела с картин эпохи Возрождения. И если вы всю жизнь искали викторианский слэшер — то вам сюда.
Ну, и всегда приятно увидеть Джонни Деппа, который еще не играет Джека Воробья (как он станет делать следующий десяток с лишним лет).
«Рассекая волны» (Breaking the Waves, 1996)
Режиссёр: Ларс фон Триер
В ролях: Эмили Уотсон, Стеллан Скарсгард
О чём: добропорядочная девушка Бесс (Уотсон), живущая в религиозной общине где-то на северо-западе Шотландии, выходит замуж за работящего и горячо любимого ею мужчину — Яна (Скарсгард). Она просит Бога, чтобы тот никогда не разлучал её с мужем. После несчастного случая Ян возвращается к ней парализованным, но, несмотря на это, сохранившим кое-какой — весьма специфический — интерес к половой жизни. С детства приученная во всем строго подчиняться мужу, Бесс принимается с готовностью исполнять все грязные желания своего супруга, и, буквально выполняя одну из ключевых традиций своей общины, оказывается полностью этой общине противопоставлена.
Колокола: лейтмотив всего фильма — отсутствие колоколов там, где они нужны, и — тут избежим спойлера и просто намекнём на финал —их присутствие там, где они в реальности были бы неуместны. Жизнь в общине аскетична до безумия, взять хотя бы диалог между священником и приятелем жениха на свадьбе: «Святой отец, звоните в колокола! — У нас нет колоколов. Нашей церкви колокола не нужны. — Грустно, что у вас нет колоколов».
Почему: один из лучших фильмов Ларса фон Триера, отмеченный Гран-при жюри в Каннах и номинацией на «Оскар» для Эмили Уотсон (не путать с Эммой Уотсон, она в религиозной общине страдает в другом фильме — «Колония Дигнидад»). Сильнейшая антиклерикальная история последних двадцати лет. Скандал. Потрясающие актёрские работы и сюжет. К тому же, интересно, что фон Триер, подписавшись под манифестом «Догма-95», первым же принялся его нарушать, и «Рассекая волны» сертификата «Догмы» так и не получили (но хуже от этого не стали — в конце концов, сертификация в искусстве не главное).
«Приключения Электроника» (1980)
Режиссёр: Константин Бромберг
В ролях: Володя и Юра Торсуевы, Николай Караченцов, Николай Гринько, Владимир Басов, Евгений Весник
О чем: профессор Громов создаёт человекоподобного робота, придав ему внешность неизвестного мальчика с фотографии. Но творение сбегает от своего создателя и на свободе встречает собственный оригинал — безалаберного школьника Сыроежкина, который заставляет Электроника ходить вместо себя в школу и даже общаться с родителями. Тем временем, за роботом охотится некто Урри, который должен доставить его своему шефу Стампу, намеренному использовать Электроника для похищения картин из музеев. Довольно дурацкое применение сверхсовременных технологий в обоих случаях… правда, и наш интернет изначально создавался не ради порно и котиков :)
Колокола: трехсерийный телефильм, на мой взгляд, гораздо проще и даже беднее по содержанию, чем оригинальные романы Евгения Велтистова, однако вошел в отечественную культуру благодаря удачному кастингу, неплохо структурированному сценарию и — пожалуй, самое главное — саундтреку, созданному Евгением Крылатовым на стихи Юрия Энтина. Песенка о колоколах в третьей серии — не главная из 11 песен, вошедших в фильм («Крылатые качели», конечно, её затмевают), но звучит в кульминации. После неё — только «Ты — человек».
Почему: наряду с «Гостьей из будущего», «17-ю мгновениями весны» и «Иронией судьбы», «Приключения Электроника» — один из главных советских телехитов. Школьник, заполучивший собственного робота, ездит на мопеде и ведёт асоциальный образ жизни задолго до «Терминатора 2», на зависть всем советским детям. Ну, и музыка, конечно.