11 фактов о фильме «Охотники за привидениями»

28 июля 2016; источник: BuzzFeed

28 июля на экраны выходит новая версия «Охотников за привидениями» — с женским составом в главных ролях. Синемафия посмотрела фильм и рассказывает, что вам точно нужно о нем знать.

Итак, отдаленное прошлое. Явно 80-е, судя по костюмам и телефонным аппаратам. Эрин Гилберт пытается преподавать физику в серьезном университете, но ей мешает прошлое: в молодости она с подружкой и коллегой Эбби Йетс написала книгу о призраках, потому как обе свято верили и в науку, и в паранормальные явления. Но суровые университетские мужчины не могут простить Эрин такой ненаучный труд. Так что Эрин вынуждена объединиться с Эбби и ее эксцентричной помощницей Джиллиан Хольцманн, умеющей изобретать самые разные крутые «игрушки». После призрачного нападения в метро к ним присоединяется Пэтти Толан — служащая этого самого метро, а еще у нее есть дядя с катафалком, так что Пэтти нужна девушкам-ученым как самый твердо стоящий на земле человек. Помогает им всем блондин Кевин, которого из милости и за красивый торс взяли секретарем. И все они начинают ловить призраков, которые совершенно распоясались в Нью-Йорке…

Можно подумать (и все так и сделали), что новые «Охотники» — не более, чем перевертыш: все то же самое, но с женщинами. Отчасти это правда, и картина смело высмеивает и выворачивает гендерные стереотипы (Кевин, мы помним). На деле же все не так прямолинейно. Это, как и настаивал режиссер и сценарист Пол Фиг — история дружбы четверых (и даже пятерых, включая Кевина-то!) совершенно разных людей, по-своему неудачников, которые сильны вместе. Девочки они или мальчики — значения не имеет. Разумеется, в зависимости от пола возникают объективно разные ситуации и шутки, в которых есть место юбкам и другим женским штучкам. Они не лучше и не хуже, они — другие. И весь фильм внезапно получился именно что ДРУГИМ фильмом про ДРУГИХ Охотников за привидениями — не без оммажей, отсылок и искреннего уважения к оригинальной франшизе.

В итоге перед нами — смешное развлекательное кино, где женщины не боятся взять на себя ответственность. Где они действуют, и это мало кого удивляет, ибо это нормально. Ну, а призракам так вообще все равно, кто их ловит. В новых «Охотниках» есть драйв и кураж, крутейшее финальное побоище «Хольцманн vs привидения» и злая сатира на современность и Кевин.

Зачем мы так много об этом рассказываем? О, сейчас расскажем!

Как метко замечает Buzzfeed, женские «Охотники за привидениями» Пола Фига до премьеры были чем угодно, но не фильмом. Они действовали как тест Роршаха и высвобождали давно сдерживаемые чувства ностальгии и того, как надоели эти бесконечные ребуты. Многие кричали (и позже к ним присоединились некоторые критики), что новые «Охотники» уничтожили их светлое детство. Также «Охотники» вынесли самые яростные атаки мизогинистов в интернете. Режиссер и соавтор сценарии Пол Фиг и сценарист Кэти Дипполд переживали эту волну ненависти в течение двух лет — с момента анонса фильма. Поначалу это было неожиданно, затем омерзительно. Но выход фильма должен положить конец битвам с психами и женоненавистниками и, наконец-то, показать следующее: на Rotten Tomatoes у него рейтинг 73% (на момент публикации). И многие критики отметили отличный актерский ансамбль.

Как сложится судьба фильма — соберет ли он кассу, стоило ли все это затевать — покажут следующие несколько месяцев проката. Возможно, все эти анти-охотничьи тролли начнут верещать, что их детство уничтожило что-то другое (возможно, все-таки их родители).

Мы собрали для вас из разных источников 11 фактов о новых «Охотниках за привидениями», которые объяснят, почему фильм произвел такое впечатление на мизогинистов, как на это отреагировали создатели — ну, и просто кое-что интересное со съемок. Могут быть СПОЙЛЕРЫ (хотя почти все камео давно и официально подтверждены, но мало ли).

1. Пол Фиг далеко не сразу придумал, что Охотники за привидениями будут женщинами

Режиссера пригласили к работе в 2014 году после смерти Харольда Рэмиса. «Я знал, что работа над сиквелом велась уже не первый год, — признается Фиг. — Я и сам ломал голову над тем, каким могло бы стать достойное возвращение героев. Идея противостояния комиков и призраков по-прежнему актуальна и востребована зрителями; меня не покидало чувство, что в первых двух фильмах было рассказано далеко не все. Я размышлял: „А как бы я снял такой фильм?“ Мозговой штурм привел меня к очевидному решению — я бы поручил ответственную миссию четырем женщинам, которых считаю самыми лучшими комиками в юбках на планете. Это был интересно, потому что показалось мне новым и необычным».

Режиссер и продюсер оригинальной франшизы Айвен Райтман идею одобрил. «Самое забавное в том, что его идея никоим образом не касалась пола актеров. Это фильм о дружбе четырех героев, которые вместе делают что-то необычное и удивительное».

2. Когда Пол Фиг впервые прочитал сценарий в 2014 году, он подумал, что, наверное, придется делать полный перезапуск

«Часть меня думала — а давай вообще все выкинем нафиг», — говорит Фиг. Но затем Кэти Дипполд сообщила, что впишет некоторые канонические элементы «Охотников за привидениями», которые ее просили не включать — например, происхождение машины Охотников «Экто-1» и создание протонной машины, засасывающей призраков. И, разумеется, происхождение логотипа Охотников, которое в итоге стало делом рук саркастического граффити-художника в исполнении Нейта Корддри (в финале этот логотип появляется в весьма угрожающем образе).

Что касается эмоциональной сердцевины, Фиг и Дипполд решили: это будет дружба между Эбби (Маккарти) и Эрин (Уиг), а в финале все четыре женщины превращаются в одну семью. Важность женской дружбы — не самая частая тема в летних блокбастерах, и она же стала поначалу камнем преткновения в работе Фига и Дипполд над «Копами в юбке». «Вот за что я и люблю этот фильм — за сценарий Кэти, — объясняет Фиг. — Это история о двух женщинах-профи, которые становятся друзьями и соратниками. Мы с ней здесь мыслим синхронно».

И вот еще что: Пол Фиг был чуть ли не самым ярым фанатом «Охотников за привидениями», когда те впервые вышли на экраны. «Я был на премьерном показе в кинотеатре и должен признаться, что никогда не видел подобного воздействия комедии на аудиторию. Люди, и я в том числе, просто сходили с ума, и не только потому, что это было невероятно смешно. Перед нами появились самые лучшие и любимые всеми комики — Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Харольд Рэмис и Эрни Хадсон. Вместе они предстали настоящей суперкомандой, которая любую комедию вывела бы на новый качественный уровень. Но поистине невероятным фильм сделало целое полчище злобных призраков, снятых по самым современным на тот момент технологиям. Это был один из тех фильмов, выходя с просмотра которых тебя терзает мысль: „Эх, жаль мне в голову такая идея не пришла…“»

3. В фильме в избытке есть отсылки к оригинальным «Охотникам за привидениями», включая несколько камео. И они попали в фильм произвольно — не было никакого плана

Сценаристы постоянно спорили о том, как сделать референсы к оригинальной франшизе. «В конце дня мы уже себя спрашивали: а нас вообще порадует это на экране»? — смеется Кэти. Фиг помнит, как особенно нервничал в тот день, когда Сигурни Уивер пришла сниматься в камео. «Когда у вас работает такая звезда, как Сигурни, это очень страшно. Мы внезапно обнаружили, что пишем шутки в режиме паники».

Билл Мюррей после сиквела 1989 года не хотел возвращаться во франшизу, так что включить его в ребут — означало получить его одобрение. Это Кэти придумала, чтобы персонаж Билла был полной противоположностью тому очаровашке Питеру Венкману из оригинального фильма. В итоге Мюррей сыграл разоблачителя паранормальных явлений Мартина Хейсса. «Это была клеевая идея — чтобы Билл развенчивал Охотников, — говорит Фиг. — Думаю, он поэтому и согласился сниматься. Он очень хотел нас поддержать и не собирался выглядеть так, будто бы всем недоволен и пришлет нам смс об отказе». Более того, Мюррей сам доработал персонаж и сделал его похожим на Квентина Криспа, квир-писателя, известного своим вычурным стилем. Так у Мартина Хейсса появилась странная шляпа.

4. Два злобных призрака в финале фильма — Зефирный Человек и Большой Плохиш, ожившее лого Охотников — изначально были в оригинальном фильме, но не ищите в этом скрытый смысл

Сначала Фиг и Дипполд хотели сделать финальных злодеев самыми обычными мультяшными призраками. Такими миленькими, в простынках, а ля клип-арт — и затем посмотреть, как их можно превратить в нечто ужасное. Дизайнеры попробовали несколько вариантов, но все в итоге получалось просто ожившим логотипом Охотников, и только. В итоге Кэти смирилась с нормальными отсылками: пришлось просто вернуть Зефирного Человечка, немного обновленного.

5. В фильме осознанно проходятся по интернет-троллям

В картине есть два момента, в которых четко и осознанно троллят троллей — тех, кто писал гадости о проекте и ставил анти-лайки трейлерам на Ютубе. Первый — когда Эрин расстроена, что люди считают их видео о призраке фейком, а Эбби говорит, что ей не нужно читать всю эту ерунду — и вообще она не должна читать все, что психи пишут по ночам в интернете. Второй — когда Эбби пытается показать Эрин, что не все пишут гадости, но по ошибке читает злой комментарий: «Сучки не должны охотиться на привидений!» Этот коммент авторы сочинили сами, но их месть была реальной. Фиг вспоминает, что оригинальный комментарий был куда грубее.

Менее явный момент мести — сцена на рок-концерте. Изначально действие должно было проходить на Комик-Коне. Фиг объясняет, что главная задача была все-таки не в том, чтобы ткнуть пальцем во всех злых гиков, а создать ситуацию, когда настоящего призрака могли бы перепутать с косплеером или декорацией. Но было очень сложно подобрать локацию, и тогда-то Фиг подумал — а не будет ли это слишком явственно выглядеть как месть всей нерд-культуре? «Я был гиком еще подростком, я люблю этих людей. И из-за нескольких злобных комментаторов я не захотел наказывать все сообщество, которое так мне дорого».

6. Помимо мизогинистов активизировались критики персонажа Лесли Джонс — они посчитали ее Пэтти расистской карикатурой

В фильме есть три белых персонажа — Эрин, Эбби и Хольцманн, и они — ученые. Пэтти же работает в метро и становится Охотником после того, как увидела призрака в подземке. И после выхода первого трейлера все увидели, что Пэтти не так образованна и выглядит карикатурно. И это, мол, провал всех достижений феминизма. Ее персонаж, кстати — отсылка к фильму 1984 года, где единственный чернокожий персонаж Эрни Хадсона — тоже не ученый. То есть за эти 30 с лишним лет ничего почти и не изменилось?

Сценаристы восприняли такую критику близко к сердцу. Выяснилось, что роль Пэтти изначально писалась для Мелиссы Маккарти: «Это сильный аутсайдер, она приходит и говорит — тут все такое странное, что вы вообще делаете? — объясняет Фиг — Но потом я подумал, что Мелисса уже играла нечто похожее в „Копах в юбке“ Я же мыслю комедийными ситуациями — вот и думал о том, где и как актрисы раскроются смешнее всего. И мне ужасно неловко, что про науку-то я и не подумал». Так что роль ушла Лесли Джонс, и Пол Фиг очень ею доволен. «Она отлично смотрится в фильме. И никакого расизма тут нет».

От себя добавим, что в фильме Пэтти — действительно крутой персонаж. Несмотря на то, что у нее нет ученой степени, она мгновенно вливается в команду и действует на равных. Для служащей метро — это отличная карьера, поэтому обвинения в расизме нам видятся какими-то странными. Так что все наоборот: мы видим, что любому подвластны перемены к лучшему.

7. Большинство сцен в фильме — импровизация, но сначала Пол Фиг снял все-таки то, что прописал в сценарии

Кэти Дипполд говорит, что Пол Фиг всем дает возможность импровизировать, а она позже записывает все шутки, которые родились на площадке. «Импровизация для меня — это когда ты берешь готовый диалог и меняешь в нем слова, или же интонации или ритм», — объясняет Фиг. Все это было в новинку для Криса Хемсворта, сыгравшего тупого секретаря-блондина Кевина. Тем не менее, момент с собеседованием Кевина, когда он просит разрешения приносить на работу кота, а потом говорит, что это собака — чистая импровизация Криса. «Да он как бильярдный шулер, — смеется Фиг. — Пришел ко мне днем раньше и говорит такой: ой, я не умею импровизировать, а эти девчонки такие смешные, и я нервничаю. Я ему: нет-нет, Крис, все ок, мы с Кэти напишем тебе хорошие шутки. А потом выяснилось, что он мастер импровизации».

Мелисса МакКарти тоже восхваляет импровизационный талант Криса Хемсворта. «Он — один из лучших импровизаторов, с которыми я только сталкивалась. Меня это поразило до глубины души. На пробах мы пробовали длинные диалоги, по 18 минут, и он ни разу не стушевался. Он мог нести какую-то ахинею, но всегда оставался в образе. У него был четырехминутный монолог, когда он пытался успокоить наших с Кристен плачущих героинь. Четырехминутным монолог стал, потому что мы не выдержали и расхохотались. Однажды он даже попробовал запеть, так что мне пришлось его притормозить… Он — настоящий локомотив».

8. Пол Фиг — феминист, и он снял несколько фильмов, которые, возможно, стоит вспомнить как классику феминизма

Пол Фиг и Кэти Дипполд

Роль Фига в том, что он, режиссер-мужчина, вывел в комедии на главные роли женские персонажи. И это существенное достижение для индустрии. «Комедия стала этаким мужским клубом за последние 25−30 лет», — комментирует он. «Пол — один из моих любимых феминистов потому, что он не смотрит на женщин и говорит: давайте я вам помогу — нет, он абсолютно искренне считает: вот эти люди смешные, и поэтому я с ними буду работать», — добавляет Кэти Дипполд.

И вот за это Пол и Кэти подверглись нападкам — кое-кто из пользователей даже желал им «сдохнуть под автобусом» и «узнать вкус собственной крови». «Но я стараюсь мыслить трезво: да, был хор голосов от женоненавистников, но я же не знаю, насколько она велика», — рассуждает Фиг. Возможно, сейчас, когда фильм вышел — он станет просто фильмом, ничем больше. «Я надеюсь, люди будут судить о нем только как о кино, — говорит Фиг. — Политическое заявление — это последнее, что мы хотели сделать».

Еще добавим, что год назад на Синемафии были цитаты Фига — в том числе о том, почему у него все главные герои — женщины. Ах, да — феминистическая классика от Фига — это: «Девичник в Вегасе», «Копы в юбках», «Шпион» — и вот теперь «Охотники за привидениями».

9. Джиллиан Хольцманн — персонаж-прорыв и вот почему

Персонаж Кейт МакКиннон — умная и безумная одновременно. Она носит странные прически и очки и ведет себя не менее странно. Ее сексуальная ориентация вызывает вопросы — еще после просмотра трейлеров фанаты решили, что Хольцманн, скорее всего, лесбиянка, и Пол Фиг всячески интригует на эту тему (лично нам кажется, что Хольцманн вообще интересуется изобретениями больше, чем человеческими отношениями — и в финале мы видим, как они трудно ей даются). Но, главное — она вообще, ни разу, нисколечко не боится быть самой собой.

У Пола Фига и Кэти Дипполд не было вопросов о том, кто сыграет Хольцманн. «Многие великие комики любят жить на грани, — рассуждает Фиг, — так вот Кейт живет на десять футов за гранью и зависает в воздухе без парашюта». В фильме Хольцманн ведет себя словно Багз Бани — есть у нее сцена с чипсами, которая сводит на нет градус происходящего. А сцена, где она уничтожает призрака из пистолета, который потом облизывает?

«Ей нравится опасная зона этой работы», — поясняет Фиг. Он уверяет, что изначально сценарий писался так, чтобы все персонажи сконцентрировались вокруг необычной Хольцманн. «Было очень весело писать ее характер, и мы подошли к моменту, когда думаешь: вау, теперь надо найти того, кто и сам является роскошным безумцем! Кейт — первый человек, про кого я подумал. Мне были необходимы четыре очень явных комедийных личностей, которые бы не подавляли друг друга, а сливались в единое целое. И когда я выбрал Кейт, к ней подтянулись и остальные».

Что еще Пол Фигг говорит о Кейт МакКиннон? «Она выдающаяся актриса. Что в ней самое прекрасное — никогда не знаешь, что получится в итоге. Мы можем снимать сцену, и в середине она сделает что-нибудь такое, что говоришь: „Эй, ты зачем это сделала? Это же безумие!“ А потом смотришь сцену в монтажной и понимаешь — фантастика. Кейт — одна из самых изобретательных комедийных актрис, с которыми я работал».

10. Мелисса МакКарти сама исполнила большинство трюков в фильме

Актриса признается, что обожает делать различные трюки. «Я сама просила координаторов позволить мне самой работать на площадке. Конечно, иногда Пол был непреклонен. „Нет, нет! — говорил он. — Это ты делать сама не будешь! Я не дам тебе упасть на машину с 7-метровой высоты“. И я про себя думала: „Что ж, его можно понять“, но мои губы произносили: „А почему бы и нет?!“ На что Пол говорил: „Ты сумасшедшая“ и сдавался».

Один из трюков, исполненных самой МакКарти, был «серфинг» в толпе фанатов на рок-концерте. «Я никогда раньше не пробовала крауд-серфинг, — признается актриса. — Для постановки некоторых трюков использовались сложные системы страховок, и я решила уточнить у координатора трюков Уолтера Гарсии, как ставится крауд-серфинг. Он ответил: „Оптимальный способ — разогнаться и с края сцены нырнуть в толпу“. Ладно. Так и сделаем. На первом дубле я была немного скованна, было страшновато. Но попробовав это один раз, я поняла, что падаю в надежные руки. Разумеется, я понимала, что в толпе было десять человек, готовых поймать меня, так что я не уверена, что рискнула бы повторить этот трюк без предварительной подготовки в реальной жизни».

Лесли Джонс, сыгравшая Пэтти, тоже лично прыгала в толпу. «Это было невероятно весело, — вспоминает она. — Забавно то, что Пол выполнил этот трюк прямо передо мной. Мы с Мелиссой немного нервничали, и Пол решил нам показать, что в этом нет ничего страшного. Он заявил: «Я бы не предложил вам что-то такое, на что не отважился бы сам». После этих слов он, неожиданно для нас всех, прямо в своем шикарном костюме сиганул в толпу. Я решила: «Если уж импозантный мужчина в дорогущем костюме смог сделать это, то и я смогу». И это было действительно круто! Я полностью прочувствовала кайф только на втором дубле, но охотно выполнила бы трюк и в третий, и в четвертый раз. Толпа безумствовала, выкрикивая: «Охотники за привидениями! Охотники за привидениями!» Я тогда подумала: «Все, что происходит — это на самом деле»!

11. Знаменитый «Экто-1» в фильме — тоже «Кадиллак»… но не совсем тот

В оригинальном фильме 1984 года охотники за привидениями разъезжали в модифицированной карете скорой помощи «Кадиллак» 1959 года выпуска. Для современного фильма была найдена машина примерно того же возраста — «Кадиллак» выпуска 1981−83 годов. Создатели хотели, чтобы «Экто-1» был узнаваем, но вместе с тем выглядел обновленным и необычным, а чтобы все выглядело максимально правдоподобно, они подключили к работе преподавателя Массачусетского Технологического Института по квантовой физике Джеймса Максвелла.

Пол Фиг уверен: на чем еще гоняться за покойниками, как не на катафалке. Когда марка машины была утверждена, над ней начал работать художник-постановщик Джефферсон Сэйдж и его парни. Первым делом они покрасили крышу машины в красный цвет. «Мы решили, что Хольцманн может использовать „Экто-1“, как мобильную лабораторию, — говорит Сэйдж. — Сделали несколько эскизов будущей машины — от невероятно навороченных (снабженных спутниковыми тарелками и прочими девайсами) до самых минималистских. В конечном итоге было решено ограничиться лишь теми девайсами, которые Хольцманн могла собрать сама».

Интерьер «Экто-1» был также серьезно переработан. «Мы продумали вешалки для оружия и выезжающую панель для протонных ранцев, точно такую же, какая была в карете скорой помощи в оригинальном фильме», — объясняет Сэйдж. Один из помощников арт-директора все свое время посвящал работе над автомобилем на протяжении нескольких недель. В результате машина обзавелась многочисленными механическими девайсами, дополнительными ремнями безопасности, трубами, резервуарами, мощным клаксоном, мегафоном, антенной, запасными батареями и превратилась в настоящий «Экто-1».

Более того, в новом фильме есть и «Экто-2» — мотоцикл Кевина. Хольцманн, правда, собрала его на коленке, так что авторы фильма решили не привлекать Джеймса Максвелла к разработкам. Ну, и потом — это же мотоцикл Кевина. Он отражает его умственные способности — а у него, мы помним, научной диссертации нет.


По мотивам BuzzFeed, Vulture и многого другого.