Это «Спарта»! Как снимали фильм о новом боевом искусстве

30 августа 2016

Режиссер фильма Николай Кудряшов рассказал Синемафии о том, как создавалось кино.

В прокат России и СНГ вышел фильм режиссерский дебют чемпиона по боям без правил Николая Кудряшова — «Спарта». Авторы создали новый вид групповых единоборств — участники соревнований делятся на команды по 4 человека, и каждый член команды должен сражаться на специальном ринге 2×10 м до нокдауна. Синемафия поговорила с режиссером на петербургской премьере картины.

— Николай, «Спарта» — это ваш режиссерский дебют. Расскажите, как вы чувствовали себя в новой роли? Делали что-то как режиссер раньше — короткие метры, рекламы, как-то примерялись? Как вообще готовились к новой профессии?

— Снимаюсь-то я уже давно. Первый опыт у меня был еще в 2002 году в «Игре без правил» с Костей Бутаевым. А сам я взялся снимать этот фильм потому, что вся история придумана изначально мной: «спарта», о которой фильм рассказывает — это новый вид единоборств, сейчас будет чемпионат России. Так как я уже много лет возглавляю Федерацию боев без правил — задача фильма рассказать о новом виде спорта, и рассказать правдиво. История в нашем фильме правдива на 80%. Главная задача — чтобы человек посмотрел и мотивировался на занятия спортом. Может быть, и нашим даже. Думаю, эту задачу фильм выполняет. Я уже много чего делал в кино, не вчера этим стал заниматься, набрал опыт на пяти картинах — к этому фильму у меня уже всё было готово, поэтому всё прошло нормально. Проект состоит как бы из двух частей. Первую часть мы сняли в России. Если зрителям всё понравится, то вторую часть мы будем делать в Лас-Вегасе, уже с голливудскими актерами, и все наши тоже будут участвовать.

— Сиквел уже в работе?

— Изначально было задумано два фильма. Финансово мы не были готовы снять сразу оба, поэтому решили сделать первую историю, и если она будет интересна зрителям, перейдем ко второй. А если зрители скажут, что фильм не очень — соответственно, про это забудем.

— Вы рассуждаете даже не как режиссер, но как продюсер.

— Конечно, это ведь деньги, их просто так никто не вложит… Хотя, когда мы сняли фильм и показали его Фонду Кино, Фонд сказал, что история имеет место быть, и поддержал нас. Реклама и всё, что сейчас делается — это с участием Фонда Кино.

— На реализацию того, что было задумано, хватило? Не пришлось на какие-то компромиссы идти?

— Почти хватило, почти. Конечно, как обычно, хотелось бы круче, но мне кажется, что достаточно крепко всё получилось.

— А что в творческом отношении было для вас самым сложным на проекте?

Да ничего особо такого сложного.

— Не приходилось ничего преодолевать?

Нет, всё, вроде, как по накатанному шло. Были сложные вещи, связанные с постановкой боёв, когда актеры с бойцами — накладки бывали. Но ничего такого сложного.

— Вы одновременно и режиссёр, и снялись в главной роли. Как вы балансируете по обе стороны камеры?

— У меня была хорошая команда, и тут ничего такого сложного-то и не было. Единственное, ты можешь сразу увидеть, что получилось, а тут приходилось после каждого дубля приходить и смотреть.



— Это не сильно удлинняет съемочный процесс?

— Да нет, мы сняли всё, как обычно. Если я найду человека, с которым смогу работать в тандеме, мне будет, конечно, легко, но я решил не рисковать на этом фильме.

— Настоящие бои и постановочные — в чём для вас разница?

— Когда мы снимали голливудский фильм «Картина маслом», я там потренировался с известным постановщиком — Джей-Джей Перри, он ставил всех «Неудержимых» и бои в фильме «Воин» с Харди, по которому Бондарчук делал фильм. Я посмотрел, как они работают, что-то взял от них, что-то свое. Потому что, когда я им объяснял, что такое «спарта» — они ничего вообще не поняли, о чем я говорю. В Америке фильм тоже выходит 26 числа, и вот, когда они сейчас уже увидят, скажут свое мнение. Я надеюсь, что не хуже сделали, чем они.

— Вы уже знаете цифры американского проката, насколько широко он выйдет?

— Это будут только русские кинотеатры, фильм еще не переведен на английский. Это как бы для русских, которые живут там, это миллионы русских. В Лос-Анджелесе есть кинотеатры — по-моему, «Пять звезд» — такие кинотеатры дорогие, с диванами, куда русскоязычные приходят. У нас пока нет субтитров, мы еще ничего этого не делали.

— Но планируете?

— Пока не знаем. Сейчас посмотрим: будет интерес — будем делать, нет — значит, нет.

— Есть желание международной судьбы для фильма. Будете продавать на кинорынках?

— Планируем. Он у нас сейчас выходит в Казахстане, Белоруссии, в Америке, ну и здесь у нас — больше 1000 экранов. Для такого маленького бюджета это, мне кажется, серьезно.

— Если не секрет, какая цифра?

— Точно не могу сказать, но не сильно большая. Совсем маленькая для большого кино. В пределах миллиона.



— Готовясь к фильму, вы ориентировались исключительно на свой опыт и вкус, или были какие-то референсы, пытались быть в тренде каких-то других фильмов?

— Велосипед-то мы не изобретаем. Мы и тренируемся так же, смотрим — есть Тайсон, другие известные бойцы, и если что-то нравится, мы это берем. То же самое и в киношных приёмах — если мне нравится какой-то стиль, я его могу взять на вооружение, если не нравится — не беру. Могу ли я сказать, что какой-то фильм повлиял? Безусловно, конечно, повлиял. Смотрю фильмы, что-то нравится, я это воспринимаю. Но у меня не было прямого аналога, ведь «спарта» — это новый вид единоборств, поэтому опереться на что-то было нельзя. Мне многие говорят, что это похоже на «Левшу», еще на что-то, но я не могу согласиться: там — бокс, у нас — групповые бои, это два разных вида спорта. Но в принципе спортивные фильмы по-любому имеют что-то общее. Как и боевики. Спортивные фильмы друг на друга похожи: там бьют, здесь бьют — так и в боевике: там стреляют, тут стреляют.

Придумать что-то новое? Не знаю. У нас придуман наш новый российский вид спорта, которого нет вообще нигде, мы являемся родоначальниками. Мне кажется, это уже достаточно серьезно. Будет чемпионат мира, куда приедут американцы, голландцы, французы — 29 октября в Сибур-Арене, будет 8000 народу, уже продаются билеты. Это будет первый чемпионат мира по этому виду спорта! В Москве уже иностранные команды готовятся. Это отличает нас от других фильмов. Хотя тот же «Рокки»… Но «Левша» мне не сильно понравился, честно скажу, один раз его посмотрел. А вот «Рокки» и другие фильмы, которые мотивируют — мне кажется, в них больше толку. Хотя такие истории, как «Бешеный бык», о настоящей жизни человека и какой он по характеру — это тоже имеет место быть. У нас тоже правдивые вещи проходят в фильме — можно было их сгладить, но мы не стали этого делать.

— На постере — мужские персонажи, и основная аудитория фильма — мужская. А женская аудитория что-то сможет для себя найти, кроме обаятельных и сильных мужчин?

— Трудно сказать, не знаю. У нас есть любовная история, как в любом фильме — зацепит, не зацепит? Сейчас был пресс-показ, девчонки звонили, сказали, что фильм очень понравился. Отзывы пока положительные. Посмотрим, прокат покажет.