Кинорулетка: Диверсия

16 сентября 2016

Играем в изобретенную нами игру: выбираем слово и рекомендуем подходящие по ассоциациям ему фильмы.

Наши правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем фильмы, которые этому слову, по нашему мнению, подходят и которые мы хотим порекомендовать. Все, что не выдерживает трехлетнего срока давности, не берем!

На этот раз генератор выдал слово ДИВЕРСИЯ. Надеваем маски и морзянкой отстукиваем важное!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Вожделение» (Se, jie / Lust, Caution, 2007)

Режиссёр: Энг Ли

В ролях: Тони Люн Чу Вай, Тан Вэй, Джоан Чэнь, Ван Лихом

О чём: шанхайское подполье во время японской оккупации 1940 года готовит диверсантов для уничтожения влиятельных политиков, работающих на правящий режим. Один из немногих, к кому никак не подобраться — Мистер И, поэтому подпольщики придумали классический ход: действовать через женщину. В любовницы Мистера И готовят юную неопытную Ван. План срабатывает, но ждет ли сопротивление победа?

Диверсия: собственно, планы подполья — хотят внедрить своего лазутчика и уничтожить противника. Но и дальше там не все так просто — диверсия в картине, можно сказать, двойная.

Почему: чувственная визуальная картина Энга Ли завоевала главный приз на Венецианском кинофестивале. Об эротических съемках до сих пор ходят легенды: будто бы режиссер выбрал актрису на главную роль, проверяя ее гибкость, а позже заставлял актеров по-настоящему заниматься сексом. Сразу же хочется посмотреть, правда?

Речь в картине, конечно, не столько про секс: это фильм про человеческие чувства, которые важнее любой войны — и которые проигрывают войне и мужскому самолюбию. И о том, что такое настоящее предательство — Родины, любимого, себя самого. И, конечно, о нелегкой судьбе женщин на войне, которые становятся разменной монетой в мужских играх.

Музыку к картине написал оскароносный Александр Деспла — и она, как всегда, волшебна. Еще один повод посмотреть кино.

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (The Dark Knight Rises, 2012)

Режиссёр: Кристофер Нолан

В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Марион Котийар, Энн Хэтэуэй

О чём: прошло восемь лет после событий «Темного рыцаря», когда Бэтмен бежал, подозреваемый в убийстве Харви Дента. В Готэме появляется террорист Бэйн, который а) похищает русского ядерщика Павлова, б) берет в заложники людей на фондовой бирже, в) ловит Бэтмена-Брюса Уэйна и отправляет в Яму, сбежал откуда лишь ребенок Ра'c аль Гула, г) взрывает стадион, полный людей — и это еще не конец. Бэтмен борется, как может. Брюсу Уэйну тоже несладко: из-за нападения на фондовую биржу он разорен и убеждает совет директоров выбрать руководителем своей компании ассистентку Миранду Тейт, которая вызывает у него полное доверие…

Диверсия: Конечно, то, как проник в Готэм Бэйн и опутал город своей сетью, наводит на мысль об отряде диверсантов. Но его бесчинства — это все на поверхности, следить в этом фильме надо за девушками…

Почему: фильм Кристофера Нолана в рекомендациях не нуждается. В трилогии о Темном рыцаре самой сильной считается вторая часть с Джокером, но и третий фильм не уступает по накалу и злодейскому противостоянию. «Возрождение легенды» сложнее и запутаннее по сюжету — но и темы, которые в нем поднимаются, непростые. Что хуже/лучше — зло структурированное или хаотичное? Можно ли быть героем без маски? И как легко стать в маске злодеем? И вообще — нужны ли герои?

Отличная работа Энн Хэтэуэй как Женщины-Кошки, прекрасный Том Харди, трогательный ушастый Джозеф Гордон-Левитт. Фильм — точка в трилогии, и оттого смотрится пронзительнее. И пусть в финале Нолан дал Бэтмену любовь, солнечное кафе и газетку — мы-то знаем, что прилетел Супермен, и все у нашего Мыша по-новой…


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Шири» (Swiri, 1999)

Режиссёр: Кан Дже-Гю

В ролях: Хан Сок-кю, Чхве Мин-сик, Ким Юн-джин, Сон Кан-хо

О чём: южнокорейские спецслужбы несколько лет пытаются поймать ловкую диверсантку Хи с Севера, но она остается неуловимой. Агенты Ли и Ю буквально бредят её поимкой, тем более что её следующая диверсия будет происходить с использованием новейшей разработки — жидкой взрывчатки CTX. Одновременно с этим агент Ю собирается жениться на бывшей алкоголичке, занимающейся аквариумными рыбками.

Расследование всё напряжённее и напряжённее — и вот сначала агенты не доверяют начальству, а потом уже и друг другу. А тут как назло им путь переходит еще и северокореец Пак — тот самый, что когда-то тренировал Хи…

Диверсия: КНДР готовит целый отряд диверсантов, которые будут «спящими агентами» в Южной Корее. Главная героиня фильма, Хи, как раз из таких диверсантов — за шесть лет южнокорейские спецслужбы так и не смогли её поймать, несмотря на то, что она у них прямо под носом.

Почему: Первый большой корейский фильм, сделанный после экономического бума конца 90-х; сочетание высокооктанового экшна и высокой же мелодрамы. Эти черты так и останутся главными для «нового» корейского высокобюджетного кино. На момент выхода фильм побил рекорд сборов в Корее (и до сих пор остается в Топ-50 по сборам корейского кино). Еще один важный аспект — это чуть ли не первый фильм, поднявший вопрос объединения двух Корей и их же противостояния.

Шири — это как раз рыбка; рыбка, плавающая одинаково в реках что Южной Кореи, что КНДР. Символ одновременно объедения и кажущихся непримиримыми различий.

В 2010 по мотивам «Шири» был снят популярный сериал «Айрис» (первый сезон отличный, а продолжение — на любителя, учтите).

«Счастливое число Слевина» (Lucky Number Slevin, 2005)

Режиссёр: Пол МакГиган

В ролях: Джош Хартнетт, Люси Лью, Морган Фримен, Бен Кингсли, Брюс Уиллис

О чём: с самого начала день у главного героя Слевина не задался — сначала его ограбили на улице (и сломали нос), потом скрутили неизвестные бандиты и отвезли к своему боссу (и сломали нос), потом другие бандиты доставили к другому боссу (хоть тут с носом повезло). Боссы сидят в башнях-небоскребах друг напротив друга — и ревностно оберегают свои интересы.

Слевин уже отчаялся всем объяснять, что вовсе не тот, за кого его принимают; а тут еще и приехавший в город известный киллер по имени Мистер Добрый Кот. А тут два криминальных босса предлагают Слевину поработать на них ради возврата долга (о котором Слевин, конечно, ни сном, ни духом). В общем, протестовать уже бесполезно. Одна радость — в квартиру, где остановился Слевин, приходит милейшая соседка.

Диверсия: диверсия — это может быть и шулерский карточный прием с отвлечением внимания, такой, как «Канзас-сити шаффл»; главное — придумать, как использовать этот прием в жизни. Итак, «Канзас-сити шаффл» — это когда все смотрят направо, а ты идешь налево. Рассчитано на людей без воображения, как в самом начале фильма поясняет герой Брюса Уиллиса. Ну и, конечно, какой «Канзас-сити шаффл» без трупа?

Почему: история простака в сложных обстоятельствах снята так, что оторваться решительно невозможно; не говоря уж о том, что специально ради зрительниц Джош Хартнетт чуть ли не половину фильма расхаживает, облачившись в одно только банное полотенце. И ухитряется быть спокоен, как тысяча удавов.

Пол МакГиган поставил не так уж много полнометражных фильмов; знаете вы его в основном по сериалам (несколько серий «Шерлока», включая пилот, «Коварные горничные», грядущий «Люк Кейдж»). И очень жалко, по-моему — фильмы МакГигана, даже если не всегда располагают отличным сценарием (вспомним недавнего «Франкенштейна» и заплачем хором), визуально прекрасны.

Впрочем, про недостатки сценария — это не к этому фильму; лихо закрученный триллер с самого начала предлагает все ключи к разгадке, однако до самого конца держит свои секреты при себе.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Диверсант» (2004)

Режиссёр: Андрей Малюков

В ролях: Владислав Галкин, Алексей Бардуков, Кирилл Плетнёв, Владимир Меньшов, Александр Лыков

О чём: разгар войны — 1942 год. Младшие сержанты Филатов и Бобриков попадают в разведчасть, где им предстоит сначала пройти жесточайшую подготовку под руководством капитана Колтыгина, а затем отправиться в гущу военных действий. Всё это осложняется не только характерами героев, но и тайной, которая связывает Бобрикова и генерала Калязина.

Диверсия: собственно, самим героям предстоит постоянно совершать диверсии в тылу врага. Но не только: война — дело такое, нельзя доверять даже своим.

Почему: не верится, что «Диверсант» вышел 12 лет назад! Вроде это было как вчера. Почему? Это был сериал высочайшего уровня — сценарий, актёрская игра, режиссура, операторская работа. Он стал одним из первых, которые показали, что сериал — это не только мыльная опера для домохозяек. А ещё я очень просто определяю уровень кино — в той степени, как оно воздействует на мою жизнь. Так вот, приехав в 2012 году первый раз в Берлин, я первым делом побежала искать LeipzigerStraße 13. Но такого адреса уже нет.

Если отойти от личных моментов, то сериал раскрыл потенциал замечательных актёров — Алексея Бардукова и Кирилла Плетенёва, которые буквально проснулись знаменитыми. И, конечно, ещё раз убедил нас всех, что Влад Галкин — великий актёр. Показателем неугасающего интереса к «Диверсанту» является то, что на любой военный праздник вы обязательно найдёте показ сериала на каком-нибудь из каналов. А этой чести в нашей стране удостаиваются немногие фильмы.

«На грани» (Man on a Ledge, 2012)

Режиссёр: Асгер Лет

В ролях: Сэм Уортингтон, Джейми Белл, Элизабет Бэнкс, Эд Харрис

О чём: посреди Нью-Йорка на карнизе дорогого отеля оказывается мужчина. Он не хочет общаться с полицейскими, а просит вызвать к нему специалиста по переговорам. Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд. В здании напротив брат этого «самоубийцы» и его девушка грабят сейф. Нет, они не преступники, они просто хотят очистить имя хорошего полицейского.

Диверсия: герой Сэма Уортингтона устроил настоящую диверсию, да не одну, чтобы очистить своё имя — сначала эта идея с прыжком со здания, затем прямая наводка на человека, который много лет назад подставил его.

Почему: фильм не стал каким-то прорывом — он не завоевал призов, критики его оценили не очень. Но вот мне он запомнился — наверное, каким-то надрывом, которым сопровождался каждый шаг Сэма по карнизу. И это оказалось не просто так. Сэм в реальной жизни боится высоты — так что его страх на экране вполне реален. Ещё, конечно, нельзя пройти мимо Джейми Белла — вы же знаете, что мы любим этого британского «ушастика». В общем, если вам хочется провести почти два часа, следя за хорошей криминальной драмой, но не слишком углубляться, то «На грани» — для вас.

«Соломенные псы» (Straw Dogs, 1971)

Режиссёр: Сэм Пекинпа

В ролях: Дастин Хоффман, Сьюзен Джордж, Питер Вон, Т.П. МакКенна

О чём: Дэвид и Эми перебираются из Америки в Англию — он устал от жизни колледжа, она — возвращается в родной город. Но местные жители не стремятся принять новичков — мелкое хулиганство постепенно перерастает в более серьёзные преступления. Дэвиду придётся дать отпор.

Диверсия: местные жители прямо-таки устраивают одну диверсию за другой — начинается всё с убийства кошки, а заканчивается тем, что Дэвида заманивают на болото, в то время как злоумышленники едут насиловать его жену.

Почему: фильм точно надо смотреть исследователям жестокости — тут показаны отлично все его формы, а также раскрыта тема виктимности. «Соломенных псов» обвиняли в мизогинии и шовинизме — мол, сцена насилия снята уж слишком позитивно, Эми как будто наслаждается этим. Эти сцены не раз подвергались цензуре в разных странах, но в итоге Британский Совет по классификации фильмов признал, что «Эми точно не демонстрировала удовольствие во время акта насилия».

Не знаю, как вам, но я не могла не провести параллель с «Догвиллем»: мне кажется, что Ларс фон Триер мог вдохновляться «Соломенными псами» во время создания своего шедевра. Во всяком случае, само существование фильма с Дастином Хоффманом оказало определённое влияние на датского режиссёра.