Кинорулетка: Гений

23 сентября 2016

Играем в нашу игру, придуманную нами же: выбираем слово и рекомендуем подходящие по ассоциациям ему фильмы.

Наши правила: с помощью генератора выбираем слово и вспоминаем фильмы, которые этому слову, по нашему мнению, подходят и которые мы хотим порекомендовать. Все, что не выдерживает трехлетнего срока давности, не берем!

Кнопка Случайности на этот раз предложила слово ГЕНИЙ. Ну, что ж.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Каллас навсегда» (Callas Forever, 2002)

Режиссёр: Франко Дзеффирелли

В ролях: Фанни Ардан, Джереми Айронс, Джоан Плоурайт, Джей Родан

О чём: 1977 год. Мария Каллас (Ардан) живет затворницей в своей парижской квартире; с тех пор, как голос стал уже не тот, перфекционистка Каллас не выступает, не записывается и даже на люди не показывается. Но вот в Париж приезжает когда-то работавший с ней импрессарио Ларри (Айронс) — и у него, променявшего оперу на рок-музыку, появляется идея, как вернуть Каллас зрителям.

Гений: Мария Каллас — легенда; почти сорок лет уже прошло с её смерти, но именно она остается главной оперной дивой мира, именно её записи продаются лучше всего. И фильм гениального же постановщика (в том числе и оперного) Дзеффирелли — как раз о том, что случается с утратившим свой дар гением.

Почему: полуреальная-полувыдуманная история последнего года жизни великой оперной певицы, скорее, похожа не на байопик, а на размышление о природе таланта и о том, как же жить, когда он по каким-то причинам уже не тот — а ты-то остаешься тем самым. Героиня буквально оживает, когда получает шанс опять оказаться в оперной постановке, пусть и на экране, пусть и при условии использования старых записей — и Ардан передает тот внутренний огонь, который заживо сжигает героиню.

Знать, что самая значительная часть твоей жизни осталась в прошлом, как и любовь всей твоей жизни, — истории Каллас и Онассиса посвящено всего несколько реплик, но какие это реплики! — что может быть труднее для всегда ищущей и ожидающей совершенства Каллас? И каким испытанием оказывается этот шанс — шанс всё начать заново, когда все тебя обожают и все знают, что ты — лучшая?

А еще послушайте саму Каллас, её голос объяснит, почему она гений, лучше, чем тысячи слов.

«Доказательство» (Proof, 2004)

Режиссёр: Джон Мэдден

В ролях: Гвинет Пэлтроу, Джейк Джилленхол, Энтони Хопкинс, Хоуп Дэвис

О чём: после смерти гениального математика Роберта Луэллина (Хопкинс) остаются целые горы записных книжек, которые разбирает его бывший ученик Хэл (Джилленхол). А еще у математика было две дочери — рациональная старшая, Клэр (Дэвис), и погруженная в себя, немного заторможенная младшая, Кэтрин (Пэлтроу). Старшая-то жила себе в Нью-Йорке, а Кэтрин последние годы ухаживала за постепенно терявшим рассудок отцом: была вынуждена уйти из университета, где изучала математику, и сидела с ним дома.

И тут выясняется интересное — в записных книжках отца есть математическое доказательство, которое может оказаться едва ли не важнейшим за последние годы. Только вот Кэтрин уверяет, что именно она это доказательство вывела…

Гений: постепенно теряющий самого себя гений Луэллин в исполнении Хопкинса — и тихая, едва не похоронившая себя в служении ему дочь Кэтрин, возможно — не меньший гений, чем отец. Героев фильма интересует и природа гениальности — насколько она связана с безумием и связана ли вообще?

Почему: фильм о математике вообще, кажется, не интересует математика — кроме исписанных досок и страниц ничего мы не увидим, и даже не узнаем, что именно доказала — или не доказала — Кэтрин (или всё-таки её отец?). Нет, написавшего пьесу «Доказательство» драматурга Обёрна и работавшую над сценарием фильма Ребекку Миллер интересовали человеческие отношения прежде всего: театральное представление на четырех актёров и на киноэкране выглядит вполне камерным. Игравшая роль Кэтрин на лондонских подмостках Пэлтроу в киноверсию приходит подготовленной — но и её коллеги по экрану играют чудесно; причем самые сильные сцены, на удивление, приходятся не на более известных Хопкинса и Джилленхола, а на отличную Хоуп Дэвис, которая во всём этом безумии академического мира остается голосом разума и рацио.

«Области тьмы» (Limitless, 2011)

Режиссёр: Нил Бёргер

В ролях: Брэдли Купер, Роберт Де Ниро, Эбби Корниш, Эндрю Ховард, Анна Фрил

О чём: если бы можно было принять таблетку, которая сделает тебя гением — ты бы это сделал? Эдди Морра (Купер) принял такую таблетку. И стал-таки гением. Только цена за это слишком высока.

Гений: гениальность в этом фильме — дар не природный, но химический. Таблетки NZT позволяют кому угодно задействовать сразу 100% своего мозга, и на фоне остальных людей быть гением.

Почему: экранизация романа Алана Глинна «Области тьмы» (откуда российская прокатная версия и получила свое название) вышла в марте 2011 года как «тёмная лошадка» — снятый за сравнительно небольшие деньги фильм мог как провалиться в прокате, так и оказаться успешным. События пошли по второму варианту: более 150 миллионов долларов сборов в мире, отличные рецензии, несколько отраслевых премий.

И не напрасно — помимо любопытной попытки разобраться, что же делает человека гением (химия или всё-таки он сам?), фильм может похвастаться закрученным сюжетом, хорошими актерскими работами и отличными экшн-сценами.

В прошлом году на канале CBS вышел сериал по мотивам фильма; к сожалению, дебютный сезон стал и последним. Очень жаль, правда — потенциал у шоу был.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Авиатор» (The Aviator, 2004)

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Джуд Лоу, Кейт Бекинсейл, Джон С. Райли

О чём: Говард Хьюз — настоящий Тони Старк начала XX века: миллиардер, изобретатель, режиссёр, плейбой. Он строит самолёты, снимает фильмы с огромным бюджетом, крутит романы с Кэтрин Хёпберн и Авой Гарднер, а во время второй мировой войны подписывает контракт с Министерством обороны США на поставку самолётов. Война закончилась, самолётов так никто и не увидел, поэтому в отношении Хьюза начинается расследование, которое будет стоить ему немалых сил.

Гений: Говарда точно можно назвать гением — современники говорили, что он виртуозно раскусывал людей, знал, куда вложить деньги, хотя и тратил сверх меры. Гений, что с него взять.

Почему: Если вам мало имен Мартина Скорсезе и Леонардо ДиКаприо в титрах, 11 номинаций на «Оскар» и 5 полученных золотых статуэток, то я знаю, чем вас замотивировать. Это невероятно красивый фильм! Если вы поклонник эстетической стороны кино, а «Неоновый демон» для вас — это слишком, то бегом смотреть/пересматривать «Авиатора». Во время полётов у вас будет кружиться голова, во время танцев вы будете видеть каждый блик света, отражённый от пайеток на платье, во время сцен суда — каждый мускул на лице ДиКаприо. А ещё там есть потрясающие платья Кейт Бланшетт и Кейт Бекинсейл (спасибо Сэнди Пауэлл за это).

Мартин Скорсезе говорил, что они пытались максимально точно отразить личность Говарда, лишь слегка романтизировав его и сделав более положительным и привлекательным героем. «Слегка», конечно, не превратилось в полный пересмотр личности, но многие острые углы Мартин точно обошёл. Хотя некоторые и подчеркнул — например, ДиКаприо точно играет человека с обсессивно-компульсивным расстройством, когда у самого Хьюза этот диагноз подтверждён не был.

«Солист» (The Soloist, 2009)

Режиссёр: Джо Райт

В ролях: Роберт Дауни мл., Джейми Фокс, Том Холландер

О чём: и снова реальная история. На этот раз перед нами музыкант Натаниэл Эйрс. Молодой виртуоз-виолончелист перестаёт заниматься музыкой из-за развивающейся шизофрении. Много лет спустя бездомного музыканта находит журналист «Лос-Анджелес Таймс» Стив Лопес. Им предстоит пройти путь возрождения таланта и зарождения дружбы.

Гений: Джейми Фокс в роли гениального музыканта, которого, к сожалению, ломает болезнь.

Почему: я впервые узнала о фильме полгода назад, представляете? А ведь Джо Райт! Роберт Дауни мл. И какой же дуэт у Роберта с Джейми (я хоть второго и не очень люблю, но не отметить не могу). Драма у Джо Райта удаётся отлично — оба героя вынуждены преодолевать обстоятельства и трудности, расти над ними. Но, как говорит один отзыв, и я с ним полностью согласна, «фильм Райта — это паззл из историй, в котором не хватает нескольких основополагающих деталей». Так что фильм советую, но с оговорками. В конце концов, главное тут — Роберт в роли не Железного человека. А это многого стоит.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Блеск» (Shine, 1996)

Режиссёр: Скотт Хинкс

В ролях: Джеффри Раш, Ноа Тейлор, Армин Мюллер-Шталь

О чём: основано на реальных событиях. Перед нами — становление великого пианиста Дэвида Хельфготта. Отец начал учить его играть на фортепиано с пяти лет — но это безрадостная история. Помимо любви к музыке папа отличался страстью к порядку, дисциплине и был, честно говоря, настоящим деспотом. Несмотря ни на что, Дэвид сохранил любовь к музыке и жизни. Ах, да — виртуозно играя на пианино, Дэвид при этом был немного не в себе: ещё с детства он страдал психическим расстройством из-за своей исключительности.

Гений: он самый — Дэвид Хельгоффт. Был гением, отчего и помутился рассудком. Немножко.

Почему: Джеффри Раш получил «Оскар» за роль Дэвида — и за свою актёрскую игру, и за свой подвиг с пианино, на котором сам играл. Мы же благодаря «Блеску» и «Оскару» получили отличного артиста в голливудских фильмах, капитана Барбоссу, маркиза де Сада и много кого еще.

Фильм не то чтобы величайший и гениальный — он атмосферный. О том, как тяжко быть этим самым гением — особенно когда у тебя злобный отец с ремнём в руках. И о том, как при таких изначальных мрачных данных не сломаться, не возненавидеть мир и людей, не сгубить свой талант. Засиять, в общем, вопреки всему.

«Поймай меня, если сможешь» (Catch Me If You Can, 2002)

Режиссёр: Стивен Спилберг

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Том Хэнкс, Эми Адамс, Кристофер Уокен

О чём: основано на реальных событиях. Фрэнк Эбегнейл — гениальный мошенник. В 16 лет он начал подделывать и обналичивать чеки, при этом долгие годы умело скрывался от правосудия. По следам Фрэнка неутомимо следует агент ФБР Карл Хэнрэтти — и до поры до времени Фрэнк всегда на шаг впереди агента.

Гений: Фрэнк Эбегнейл — действительно гений обмана. И не потому, что злой, а потому, что умеет. За свою жизнь он изображал врачей, пожарных, летчиков и самих агентов ФБР. Обналичка чеков принесла ему миллионы. Позже Фрэнк начал сотрудничать с органами и ловить тех, кем был когда-то сам.

Почему: Спилберг, ДиКаприо, Хэнкс. Вся троица — тоже гении, которые пока что никогда не подводили. Для Лео его герой, конечно, подарок: за один фильм переиграть стольких персонажей — счастье! При этом есть и любимые метания, и раздираемость на части — все, что ДиКаприо так мастерски проделывает в кадре. Его дуэт-дуэль с Хэнксом — отдельный праздник. Ну, и потом: следить за ловкостью ума — всегда захватывающее зрелище!

«Фрида» (Frida, 2002)

Режиссёр: Джули Тэймор

В ролях: Сальма Хайек, Альфред Молина, Антонио Бандерас, Джеффри Раш, Эшли Джадд

О чём: история мексиканской художницы Фриды Кало, которая в юности попала в страшную аварию, перенесла множество операций — и все это не помешало ей крутить романы, быть женой легендарного художника Диего Риверы и стать национальным достоянием Мексики.

Гений: здесь их два — Диего и Фрида. В центре сюжета — история их отношений, но акцент все-таки на Фриде, её таланте, её душе и страсти.

Почему: эротичное, сочное, музыкально-художественное пособие-лайт для тех, кто хотел бы ознакомиться с жизнью Кало. Понятно, что рассказали не всё, но что рассказали — сделали качественно. Прекрасный актерский состав, отличный дуэт Хайек-Молина. Фильм получил «Оскар» за лучший грим и лучший саундтрек — и действительно, музыка в картине пронзает не хуже того автобусного поручня, который разрушил позвоночник и жизнь Фриды.

Ну, и танго Сальмы и Эшли Джадд — одно из лучших!