Торонто: Итоги TIFF 2016 — 11 фильмов, на которые стоит обратить внимание

23 сентября 2016

Спецагент Синемафии из Торонто рассказывает, что ценного было в фестивальной программе.

Сразу хочется оговориться, что на фестивале, где представлено более 300 картин со всех концов света, отличных фильмов в разы больше, чем 11. При желании с программой до сих пор можно ознакомиться на официальном сайте.

Здесь представлена узкая выборка (надо придерживаться магического числа Синемафии — 11) фильмов, о которых говорили в Торонто зрители, пресса, критики, представители индустрии, программеры; говорили до, во время и даже после фестиваля. Нумерация также сознательно исключена, потому что не хочется распределять фильмы по значимости.

И еще: просто напоминание, что фильмы — это дело очень субъективное, мнение автора, издания, программеров фестиваля и мировой прессы может отличаться от мнения зрителя, в этом и есть магия кино.

Начнем с очевидного, а именно с главной награды фестиваля — Приза зрительских симпатий.

«Ла-Ла Ленд» (La La Land)

Режиссёр: Дэмьен Шазелл

В ролях: Эмма Стоун, Райан Гослинг

После дерзкого режиссерского дебюта с фильмом «Одержимость» в 2014 году, который с успехом пронесся по мировым фестивалям и уверенно занял свое место в оскаровской гонке, киноманы, затаив дыхание, ждали следующего проекта Шазелла. После того, как было объявлено, что им станет мюзикл, а главные роли в нем сыграют Эмма Стоун и Райан Гослинг — одна из любимейших критиками и общественностью экранных пар современного Голливуда — было понятно, что новый фильм обречен на успех.

Начав свое победоносное движение с Венецианского фестиваля, где фильм был номинирован на «Золотого льва», а Эмма Стоун забрала приз за лучшую женскую роль, заглянув по пути в Теллурайд, фильм очаровал Торонто. Билеты на него было невозможно достать, ажиотаж создал необходимость добавить пару сеансов, и, в итоге, танцуя под ритмы джаза, «Ла-Ла Ленд» завоевал сердца зрителей фестиваля и забрал главный приз, что почти гарантированно означает наличие номинаций на крупные кинонаграды.

В российском прокате со 2 февраля 2017

«Это всего лишь конец света» (Juste la fin du monde)

Режиссёр: Ксавье Долан

В ролях: Венсан Кассель, Марион Котийяр, Леа Сейду, Гаспар Ульель

Ксавье Долан, любимец мировых кинофестивалей и гордость Канады (особенно франкоговорящей ее части), работает над своим англоязычным дебютом в Голливуде, а пока на суд зрителей представил новый франкоязычный фильм. Впрочем, это тоже своего рода дебют, потому что в отличие от предыдущих фильмов, здесь все роли исполняют французские актеры. Премьера состоялась в Каннах, где картина забрала Гран-при жюри, но пройти мимо фестиваля в Торонто фильм не смог. Режиссер остается верен себе и продолжает исследовать запутанные человеческие и, особенно, семейные отношения. Зрителям остается либо неожиданно находить себя в персонажах на экране, либо поражаться тому, что и такое бывает.

В российском прокате с 20 октября.

«Прибытие» (Arrival)

Режиссёр: Дени Вильнёв

В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер

Еще один канадец, Дени Вильнёв, который уже давно нашел свое место под голливудским солнцем, продолжает изучение различных жанров и игру с символикой. В этот раз он исследует взаимоотношения людей с инопланетной цивилизацией, решившей внезапно посетить Землю, и друг с другом на фоне происходящих событий. И вроде бы можно было не вносить в эту подборку фильм, который и так не останется без внимания, учитывая актерский состав и предыдущие работы режиссера, но удивительное дело: все, кто видел картину, советуют в обязательном порядке его посмотреть всем, кто этого еще не сделал. Тот редкий случай, когда кино на достаточно избитую тему смотрится свежо и очень актуально, к тому же, хорошей фантастики много не бывает. Зал аплодировал стоя.

В российском прокате с 8 декабря.

«Дуэлянт»

Режиссёр: Алексей Мизгирёв

В ролях: Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина

Не так много русскоязычных фильмов попадает на фестиваль, редко кому удается занять место в программе Special Presentations, в одном ряду с режиссерами и актерами, чьи имена у всех на устах. Еще меньшее количество фильмов во время фестиваля удостаивается показа в зале IMAX. «Дуэлянту» это все удалось. Пресс-служба фильма поработала хорошо, ажиотаж вокруг него сумели создать еще до фестиваля, в первые дни информация о нем появилась также в сразу нескольких ведущих киноизданиях, представленных на фестивале. Мировые критики и представители индустрии были заинтересованы, а билеты раскуплены. К счастью, после просмотра публика не была разочарована. Псевдоисторический, немного мистический фильм, снятый для экрана IMAX в антураже Петербурга XIX века и создающий атмосферу мрачной, но все же сказки, он сумел завевать сердца зрителей и в дальнейшем во время фестиваля в разговорах из серии «А что посмотреть?» нередко можно было слышать это название.

В российском прокате с 29 сентября.

«Я не мадам Бовари» (Wo bu shi Pan Jin Lian)

Режиссёр: Фэн Сяоган

В ролях: Бинбин Фань, Да Пэн

Если вы незнакомы с современным китайским кинематографом, то, возможно, самое время исправить это упущение. На мировой киносцене Китай играет очень важную роль, он активно инвестирует в голливудские фильмы, приобретает киностудии по всему миру. В то же самое время Китаю и самому есть что показать. Фильмы Поднебесной — частые гости ведущих фестивалей мира и радушно принимаются зрителями. Один из примеров — этот фильм от режиссера, которого называют китайским Спилбергом, с самой главной китайской кинозвездой. Картина рассказывает об обманутой мужем девушке, которая борется с китайской бракоразводной системой. Фильм был хорошо принят на фестивале в Торонто, а Бинбин Фань получила награду международной ассоциации кинокритиков.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.

«Колоссальный» (Colossal)

Режиссёр: Начо Вигалондо

В ролях: Энн Хэтэуэй, Джейсон Судейкис

Говоря про этот фильм, куратор направления Vanguard, где показывают все странные, необычные и немного сумасшедшие фильмы, оговорился, что раньше никогда бы ни подумал, что сможет рекомендовать фильм с Энн Хэтэуэй: предыдущие ее проекты ему не нравились и он их даже не смотрел. Но вот этот фильм программер с уверенностью может рекомендовать для просмотра всем любителям жанра. В центре сюжета — поклонница вечеринок, без каких-то планов на будущее, которая внезапно узнает о своей особой связи с монстром, устраивающим погромы в Сеуле. Энн доказывает, что она очень разносторонняя актриса и может играть роли, которые от нее совсем не ждут. Колорита и юмора добавляет Джейсон Судейкис, интереса — свежий сюжет. Напряжение, загадки и переживания тоже присутствуют. Получился любопытный инди-проект с очень узнаваемыми именами.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.

«Голос монстра» (A Monster Calls)

Режиссёр: Хуан Антонио Байона

В ролях: Сигурни Уивер, Фелисити Джонс, Льюис МакДугалл

Эта история о мальчике, которому необходимо смириться с фактом, что его мама неизлечимо больна, найти общий язык со строгой бабушкой, разобраться с хулиганами в школе — но, самое главное, ему надо победить свои внутренние страхи. На помощь приходит монстр — ожившее древнее дерево, которое учит героя смотреть на мир иначе.

Из описания фильма становится понятно: он грустный. После просмотра трейлера можно предположить исход. Это вряд ли будет спойлером, но не пустить слезу (и не одну) во время просмотра практически невозможно. Но при всей видимой предсказуемости картина все равно держит в запасе пару козырей и в итоге оказывается не совсем такой, какой видится изначально. И в качестве бонуса — визуальная подача прекрасна.

В российском прокате с 27 октября.

«Лунный свет» (Moonlight)

Режиссёр: Барри Дженкинс

В ролях: Наоми Харрис, Махершала Али

Это один из тех фильмов, при речи о которых у программеров фестиваля загораются глаза и они сразу начинают его рекомендовать, но при этом с оговоркой, что фильм, на самом деле, тяжелый и совсем не для всех. Такая темная лошадка, на которую все, кто знает ситуацию изнутри — ставят. Сложно сказать, насколько популярна будет у российского зрителя история взросления чернокожего мальчика из неблагополучного района Майами, но киноманам следует взять фильм на заметку. Еще один факт: исполнительный продюсер фильма — Брэд Питт, а он умеет выбирать проекты.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.

«Манчестер у моря» (Manchester by the Sea)

Режиссёр: Кеннет Лонерган

В ролях: Кейси Аффлек, Кайл Чандлер, Мишель Уильямс

Фильм, от которого в восторге директор программного отдела фестиваля. Ее мнение разделяют кинокритики ведущих изданий. И снова фильм про сложные человеческие отношения, полный эмоций, вопросов и неожиданных ответов. История о том, как безответственному Джо пришлось стать опекуном своего племянника-подростка после неожиданной смерти его отца, вернуться в родной город и снова встретиться с призраками прошлого. Премьера состоялась еще на фестивале «Сандэнс» в январе, но это не сделало фильм менее обсуждаемым или ожидаемым на фестивале в Торонто.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.

«Почти семнадцать» (The Edge of Seventeen)

Режиссёр: Келли Фрэмон

В ролях: Хейли Стайнфелд, Блейк Дженнер, Вуди Харрельсон

Нередко получается так, что фильм открытия фестиваля приковывает к себе все внимание, а фильм закрытия проходит незамеченным. Хочется верить, что в этом году ситуация немного другая: как минимум, фильм уже заставил о себе говорить и был благосклонно принят зрителями и прессой. «Почти семнадцать» — пронзительное, честное, искреннее и очень развлекательное кино про то, с какими трудностями, реальными и вымышленными, приходится сталкиваться подросткам. Хейли Стайнфелд, у которой за спиной уже богатый послужной список и номинация на «Оскар», прекрасна в роли 17-летнего сгустка взорвавшихся гормонов. Вуди Харрельсон не дает забыть, что он отличный комедийный актер, и его крайне странный персонаж добавляет особого колорита фильму. Это кино хочется советовать всем, кто еще не забыл, каково это — быть подростком, с удовольствием смотрит фильмы про взросление и легко может ассоциировать себя с выпускниками старшей школы из американских фильмов.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.

«Путешествие времени» (Voyage of Time: Life's Journey)

Режиссёр: Терренс Малик

Документальный дебют от режиссера таких фильмов, как «Древо жизни», «Новый свет», «Тонкая красная линия» и других. Существует две версии фильма (на самом деле, больше, но на фестивале было представлено только две): одна 90 минут, озвученная Кейт Бланшет, другая — 45, снятая специально для IMAX и с голосом Брэда Питта. Если говорить начистоту — вряд ли это лучший пример документального кино. Дискуссию на тему исторической правдоподобности лучше оставить специалистам в этой области. Но прекрасная картинка и сопутствующая музыка превращают просмотр в сеанс релаксации и созерцания красоты мира. Иногда нужны именно такие фильмы. Иногда хочется, чтобы их было больше.

Прокатная судьба фильма в России пока неизвестна.


В качестве бонуса:

Большая часть конференций для представителей киноиндустрии, проходивших на фестивале, выложена в открытый доступ, и посмотреть это все можно тут.

Чтобы не потеряться в великом множестве видеофайлов, стоит начать просмотр с мастер-класса Джилл Соллоуэй, создателя сериала «Очевидное». Это то, что все представители киноиндустрии, которым посчастливилось на нем присутствовать, рекомендуют, возможно, даже активнее, чем все фильмы, представленные на фестивале.