Открывается 54-й Нью-Йоркский кинофестиваль

29 сентября 2016

С 30 сентября по 16 октября пройдёт 54-й New York Film Festival. Специальный корреспондент Синемафии Татьяна Кислякова уже на месте и готова рассказывать нам о самом интересном.

По традиции, NYFF не объявляет какую-либо конкурсную программу, на фестивале не присутствует жюри и не присуждаются награды. Почётным статусом обладают лишь три фильма: фильм открытия, главный фильм, который обычно показывают в середине программы, и фильм закрытия.


Немного истории

Первый Нью-Йоркский кинофестиваль прошёл в 1963 году по инициативе киносообщества Центра Линкольна. Его цель — демонстрация развития мирового киноискусства и современных трендов в содержании, форме и стиле киноповествования. Ежегодно специальная комиссия из пяти человек отбирает фильмы, руководствуясь главным правилом — премьерный статус в Нью-Йорке.

Ричард Роуд с Пенелопой Хьюстон

Первым программным директором фестиваля стал Ричард Роуд — 33-летний выходец из Бостона, на тот момент проживавший в Лондоне, бывший корреспондентом The Guardian и программным директором Лондонского кинофестиваля. Он взял себе в помощники Амоса Вогеля из киноклуба Cinema 16, и 10 сентября 1963 года первый Нью-Йоркский фестиваль открылся фильмом Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель». С 1966 года Роуд и Вогель стали собирать комитет фестиваля, в который вошли Артур Найт, Эндрю Саррис и Сьюзен Зонтаг. Вогель ушёл с позиции Директора фестиваля в 1968 году, а вот Роуд задержался подольше — уже в должности Президента он был с NYFF до 1987. Его годы президентства характеризовались концентрацией на европейском кино.

Амос Вогель

Его работу продолжил Ричард Пена (интересно, что он также был на своей должности программного директора 25 лет — с 1987 по 2012). В годы его работы укрепились созданные Роудом традиции фестиваля: активное участие комитета, отсутствие конкурсного формата, Q&A с режиссёрами после просмотра. Но при Пене была расширена география фестиваля — к участию были приглашены азиатские и восточно-европейские режиссёры, многие из которых стали постоянными участниками.

Ричард Пена

Сейчас директором фестиваля является Кент Джонс — постоянный участник киносообщества Центра Линкольна, несколько лет занимавший должность исполнительного директора в Мировом Фонде Кино.

Триада NYFF

Откроет кинофестиваль в этом году документальная работа «The 13th» режиссёра «Сельмы» Авы ДюВерней. Лента станет первым в истории документальным проектом, дающим начало смотру. Название — отсылка к тринадцатой поправке Конституции США, гласящей: «Ни рабство, ни подневольная работа, если только они не являются наказанием за преступление, за которое лицо надлежащим образом было осуждено, не должны существовать в Соединенных Штатах или в каком-либо ином месте, подчиненном их юрисдикции. Конгресс имеет право обеспечивать исполнение настоящей статьи посредством принятия соответствующего законодательства». Режиссёр верна себе, но на этот раз рассказывает о теме расового неравенства уже не через художественный проект, а в ленте о реальных событиях.

Центральное место в программе 2016 года отведено фильму «Женщины XX века» Майка Миллса. Сюжет повествует о трех женщинах: матери (Аннетт Бенинг), панк-художнице с прической а-ля Боуи (Грета Гервиг) и бунтарке-подростке (Эль Фаннинг). Они общаются, вместе познают любовь и свободу в конце 1970-х в Санта-Барбаре. Программный директор фестиваля Кент Джонс делится впечатлениями от просмотра: «Это словно путешествие назад во времени. Фильм сделан с потрясающим и необычным уровнем мастерства и внимания к деталям, человеческим и визуальным. Такое внимание сейчас редко где удаётся встретить. Я будто перенёсся в те времена, с их нравами, переживаниями, расхождениями во взглядах и прочим».

Закроет фестиваль работа Джеймса Грея «Затерянный город Z» с Робертом Паттинсоном и Чарли Ханнэмом. Фильм расскажет о полковнике Фоссете, одном из видных исследователей Южной Америки начала XX века. Больше всего его интересовали центральные регионы Бразилии, откуда он не вернулся после экспедиции в 1925 году. Тогда он собирался отыскать некий затерянный город на территории штата Мату-Гроссо и перед отъездом завещал не организовывать поиски его группы в случае пропажи. Многократные попытки установить судьбу экспедиции и ее маршрут ни к чему не привели.

Основная программа

Что касется «лайн-апа» 54-го Нью-Йоркского кинофестиваля, то здесь присутствуют как уже отгремевшие хиты фестивалей в Каннах, Берлине и «Сандэнс», так и новые ленты, которые не могут пройти мимо наградного сезона.

Список следующий:

• «Будущее» (реж. Миа Хансен-Лёв)
• «Водолей» (реж. Клебер Мендонса Фильо)
• «Выпускной» (реж. Кристиан Мунджиу)
• «Джульетта» (реж. Педро Альмодовар)
• «Лунный свет» (реж. Барри Дженкинс)
• «Манчестер у моря» (реж. Кеннет Лонерган)
• «Море в огне» (реж. Джанфранко Рози)
• «Моя школа тонет в море» (реж. Дэш Шоу)
• «Незнакомка» (реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны)
• «Некоторые женщины» (реж. Келли Райхардт)
• «Неруда» (реж. Пабло Ларраин)
• «Она» (реж. Пол Верхувен)
• «Патерсон» (реж. Джим Джармуш)
• «Персональный покупатель» (реж. Оливье Ассайас)
• «Репетиция» (реж. Элисон Маклин)
• «Стоять ровно» (реж. Ален Гироди)
• «Сьераневада» (реж. Кристи Пую)
• «Сын Джозефа» (реж. Юджин Грин)
• «Тони Эрдманн» (реж. Марен Аде)
• «Ты сам и твоё» (реж. Хон Сан-су)
• «Я, Дэниел Блейк» (реж. Кен Лоуч)

А что ещё?

Помимо основной программы, на кинофестивале будут проходить ретроспективы Робера Брессона, Марлона Брандо и Барбары Коппл. Также планируются специальные мероприятия: одно из них посвящено чествованию Кристен Стюарт (на фестивале представлены два фильма с её участием), другое — Адаму Драйверу (который в этом году представит фильм «Патерсон» Джима Джармуша).


Во время проведения фестиваля мы будем делать небольшие обзоры просмотренных фильмов и рассказывать о наших впечатлениях с красных дорожек, пресс-показов и мероприятий.