«Дуэлянт». Фильм не о дуэлях

30 сентября 2016

Мы посмотрели самую громкую российскую премьеру осени, пообщались с актёрами и готовы рассказать самые интересные факты о создании фильма, актёрах и их героях.

«Дуэлянт» — это полномасштабный проект, который пестрит громкими лозунгами: «третий фильм в IMAX», «зрительское кино от режиссёра авторского кино», «фильм на фестивале в Торонто», «Фёдоров — новый секс-символ».

Но мы решили копнуть глубже и разобраться, в чём же действительно привлекательность фильма, почему русский кинематограф живее всех живых и почему дуэль — это не просто стрельба насмерть. «Стрелять не трудно. Убивать — вот настоящая наука».


Разбираться с фактами и узнавать новое нам помогали: режиссёр фильма Алексей Мизгирёв, продюсер Александр Роднянский, исполнители главных ролей Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина.

Утверждение идеи заняло 30 секунд

Алексей Мизгирёв пришёл к продюсеру Роднянскому с несколькими предложениями, которые вмещались на лист A4. Там была характеристика главного героя, 1860 год, Петербург и слово «дуэль».

Алексей Мизригёв: Сценарий я пробивал секунд 30, может быть, 35. С утра озвучил замысел — а ещё даже не было сценария — Александру Ефимовичу Роднянскому, вечером мы уже заключали договор на создание сценария и т. д.

Впрочем, сама идея тоже пришла к Алексею как-то сразу.

Меня всегда ставит в тупик вопрос об идее. Есть идея, которая спускается сверху или снизу, или какое-то более бытовое объяснение. Но, действительно, я в какой-то момент прочитал русский дуэльный кодекс, их было несколько (французский, американский, русский был напечатан в 1910 году, например). И там очень много пунктов, очень подробно описывается процедура дуэли: как, в связи с чем это происходит. И одним из пунктов прозвучало слово «замена». В этот момент я уцепился за это слово, потому что не знал, что существуют замены, что может стреляться другой человек вместо вызванного, и по сути в этот момент сразу же сложился сюжет и была понятна история. И с этой мыслью я и пришел к продюсеру.

Картина могла быть снята на английском языке

Первоначально как один из вариантов рассматривались съёмки на английском языке — продюсерам было сразу понятно, что такой материал имеет потенциал выхода на международный рынок. Но от него отказались.

Александр Роднянский: Мы изучали такой вариант как один из многих и естественно возникающих на сегодняшний день при производстве любого относительно большого фильма. На больших экранах доминирует визуальный аттракцион, он делается транснациональной индустрией Голливуд за многие сотни миллионов долларов. И чтобы каким-то образом соответствовать качественным зрителям, у которых нет сантиментов по отношению к русскому кино, чтобы он шел на фильм на большом экране, а не смотрел его в удобных условиях на малом, нужно делать ту картину, которая даже по нашим возможностям стоит достаточно дорого. Посему вопрос западного проката такого рода картин становится все более и более актуальным. Поэтому мы и исследовали вариант, связанный с англоязычным производством, но в этом случае мы бы потеряли отечественную внутреннюю аутентичность, характерную, на мой взгляд, замыслу Мизгирева. Мне кажется, эта картина так глубоко пронизана национальным культурным кодом, что он был бы во многом уничтожен английским языком, поэтому мы решили его делать так, как вы его видите. С точки зрения зарубежного проката все права приобретены компанией Columbia Pictures, которая сама будет принимать решение о выпуске фильма на разных рынках в определенных форматах в зависимости от нужд каждой конкретной территории. Но интерес есть, и на ряде территорий очень велик. В том числе на азиатском рынке — так мы для собственных интересов выделили Китай и уже заключили с ними сделку.

Фёдоров и Машков — неожиданный, но долгожданный дуэт на больших экранах

Как можно напрягаться и быть недовольным артистами Владимиром Машковым и Петром Фёдоровым? Какие ещё могут быть варианты для мужской истории в нашей стране? Два артиста с ярко выраженными мужскими характерами. Кстати, они ни разу не снимались вместе, что тоже было своего рода мне интересно — как они столкнулись друг с другом. И я с огромным интересом следил за их взаимоотношениями в кадре.

Пётр Фёдоров очень ответственно отнёсся к своей роли. Его герой — трагический, которого надо прожить, а не сыграть. Пётр — это не казаться, Пётр — это быть.

Пётр Фёдоров: Владимиру Львовичу отдельный респект от меня, потому что сейчас — тот самый момент признаться, что для молодого специалиста, ещё не вышедшего из возраста юношеского максимализма, это не только актёрская честь. Это необыкновенный человек, который многих из нас вдохновил заняться актёрской профессией.

Владимир Машков: Петя, спасибо большое. Это было для меня очень увлекательное путешествие в другой мир, придуманный крайней степени таланта людьми. Петя говорит, приятно с артистами играть: вы знаете, когда рядом с тобой талантливые люди, понимаешь, куда тебе надо двигаться, только тогда видишь дорогу.

Петербург — это отдельный персонаж фильма

Режиссёр-постановшик Андрей Понкратов первоначально нашёл в Петербурге десяток площадок, где снимаются исторические фильмы, но Мизгирёв решил, что им необходима уникальность и аутентика. Создатели строили декорации, входили только в те реально существующие объекты, которые могли сильно видоизменить, заливали центр Петербурга грязью, водой.

XIX век так, как его представляет усредненный зритель, не имеет отношения к тому XIX веку, который был на самом деле. Там не так много выдумки, как вам кажется. Все вещи, которые вы видите (оружие, мебель, кареты) — подлинные, мы мало создавали сами предметный мир. Мы снимали в пространствах, которые приближены к реальному XIX веку, костюмы на самом деле скроены по силуэтам того времени. На самом деле миф, который может увидеть зритель, — это художественный образ, который мы создавали все вместе, и это вещь связана с эмоцией и замыслом фильма как такового. И, на мой взгляд, Петербург такой и есть, и такой и был. Мы немного придумали пару лишних мостов, но там нет ничего, что выходит за рамки, что не могло бы родиться в то время. Это было важно, чтобы соответствовать градусу человеческих отношений, что несли артисты, как носители основной идеи картины, основных эмоций фильма. Мне хотелось отойти от этого шаблонного, штампованного усредненного взгляда на то, что это костюмная, картонная, фальшивая история, мне хотелось снять картину о живых людях в живом пространстве.

Очень хочется найти для русского кино какого-то дополнительного героя. Найти возможность рассказывать полноценные длинные истории. Рассказывать франшизно, как делает Голливуд, имея в своем распоряжении комиксы Marvel, невозможно, не будем преувеличивать. У Люка Бессона получилось внести Париж и всё французское как персонажа глобального англоязычного кино. И мы верим в то, что XIX век и Петербург может стать сеттингом или миром, вселенной, которую можно населять разными историями и персонажами. «Дуэлянт» — одна из многочисленных историй, которая могла бы быть в Петербурге XIX века. Брутальный характер истории — видение режиссера, он хочет рассказать жесткую, убедительную и внятную эмоциональную историю. Время романтического в кино ушло, даже Бонд из романтического героя превратился в потного персонажа, с трудом побеждающего в поединках — и я не говорю о трансформации Бэтмена и других графических новелл. «Игра Престолов» — это мир, в котором уничтожено фэнтези и уничтожена сказка. И, может быть, это что-то важное про сегодняшнюю жизнь.

Оружие, использованное на съёмках, было настоящим

Для фильма были приобретены настоящие дуэльные пары того времени — европейские и российские. Уникальные мастера починили его, и оружие стреляло. Было непросто сделать это, но картина — про людей с оружием, и оружие должно было быть настоящим.

Оружие было настоящее — это очень интересный момент. Тут не надо лукавить, я думаю, каждый из нас, кто прикоснется к предмету и на секунду задумается, сколько из него было убито человек, почувствует эту особую энергию. И энергия эта была одним из наших основных инструментов, проводником между реальностью и тем миром, в котором находились мы. Такая сансара. Это довольно страшно. Другое дело, что есть персонаж. Яковлев — человек, который может быть мечтал бы умереть, но такой демон попался [по легенде фильма на Яковлева наложено заклятие бессмертия — прим. автора]. Я как Пётр могу сказать, что пару раз в жизни стоял под дулом пистолета. На самом деле всё просто — до тупого страшно, до тупого просто и всё лишнее в этот момент улетучивается. Ничего интересного в этом нет, в кино это гораздо красивей.

Есть такое интересное наблюдение: изобразить выстрел нельзя, надо чтобы что-то произошло, с твоим организмом. Что мы не можем это зафиксировать, это идет откуда-то изнутри, куда ты получаешь пулю. Мы с Петей долго стреляли друг в друга. И главная задача была — не навреди. В этот момент понимаешь, что это может быть последний кадр для артиста. Дуэль — это не смерть впопыхах, в этот последний момент человек может проявить самые величайшие свои качества. Это величайшие секунды открытия человека и его личности. Вот что такое выстрел.

Юлия Хлынина: Я хотела поблагодарить Владимира Львовича, который в нашей сцене спасал меня, потому что во время съемок я ужасно нервничала и была эмоционально напряжена. Когда ты подставляешь пистолет к своей голове, это особые ощущения, особый стресс, когда ты понимаешь, что он заряжен.

Пётр или Юлия — кто секс-символ этой картины?

Я не знаю, где находится контора, которая распределяет карточки, если есть адрес, буду рад подъехать. Секс люблю, но не с собой. По-моему, в картине очень красивые барышни, и по случаю я передариваю Юле звание секс-символа: во-первых, я видел её голой, во-вторых, это действительно правильно. Девушек у нас в картине мало, но они прекрасны.

Что выбирают герои: любовь или честь?

Это фильм про то, как человек обретает себя. Я, конечно, очень хотел быть похожим на своего героя, но мне сложно на эту тему рассуждать, потому что кроме любви и денег здесь есть добро и зло, которое якобы не очевидно, но оно — та сила, которой обладают персонажи, в частности мой. Он создан злом, и деньги как часть зла к нему притягиваются, безусловно. Но я, конечно, как Пётр Фёдоров выберу любовь.

Любовь — это такое неопознанное чувство, оно может спрятать честь, защитить её, укрыть. И человек забудет про неё. Или наоборот — воодушевить человека на то, чтобы бороться за свою честь. То есть этот выбор очевиден.

Костюм создаёт героя или актёр?

За воссоздание того времени стоит отдельно поблагодорить художника по костюмам Татьяну Патрахальцеву и художника по гриму Марину Красновидову.

Больше всего я работала с Татьяной и Мариной. Мы втроем, три девочки под руководством Алексея как-то к этому привыкали и создавали мой образ. Но истинным проводником, отцом в этот мир стал, конечно, Алексей.

Татьяна и Марина наполнили наши образы своим трудом, своей любовью, это чувствовалось в каждом клочке тканей. И во многом наши образы были созданы и сыграны уже заранее, до нашего появления. Алексей Юрьевич часто давал замечания: «Петя, не играй костюм». Я понимал, что во многом за нас работа сделана, главное, не испортить её.

Не станут ли дуэли популярны после выхода фильма?

Есть ли спрос общества на эту кровь или меня и моего противника — такой тоже тонкий момент, потому что в то время не было СМИ, интернета, и общество наиболее буквально сублимировало то, что у нас от дьявола. И большой вопрос, что есть честь и что есть кровь. Каждый разберется с каждым, и каждый разберется сам с собой — что есть провокация, что есть истина, и где есть желание защитить, а где убить.

У меня дуэль не прекращается, она без оружия и она идет с самим собой, хочется иногда себя вызвать по какому-то поводу и разобраться. Бьёмся с самим собой — это самый главный враг, который сидит в нас.

Дуэль — это лишь способ защиты чести. Была бы честь, а форма-то найдется. Конечно, все смыкается в одном. Прежде всего, вопрос к самому себе — а что я могу.

Дуэль — это не просто дуэль. Не просто месть или убийство

Мне кажется, что вопрос чести — это важная вневременная вещь, она связана с пониманием человека самого себя. Сейчас люди больше думают об успехе, в меньшей степени о том, каким образом он добивается. Это вовсе не говорит о том, что у них потеряно это ощущение чести. Продюсеры делали предпросмотры в разных возрастных категориях (16+ и 30+). Люди старше стали ругаться друг с другом, споря на тему того, почему вся эта картина неправда, что герой Фёдорова должен был встретить героя Машкова и сразу его убить, ведь фильм про месть. Они аггресивно отталкивали от себя мысль, что он не хочет его просто убить, он хочет что-то вернуть себе и добится равного статуса, не убить его исподтишка, не просто из мести. Он хочет вернуть свою честь, а это не обязательно может быть связанно с убийством. А вот аудитория 16+ ставила высокие отметки, оценки фильма — для них это актуально. На самом деле картина не про XIX век, она про человека, у которого отобрали всё, что у него есть — собственную личность. Фильм про то, как человек мучается и страдает, идя на абсолютно отвратительные поступки. Он по сути убийца, это история киллера. Другое дело, что он сам стоит на линии огня, а не стреляет из подворотни. И эта история очень близкая современному человеку и мне конкретно.


«Дуэлянт» в кино с 29 сентября, в том числе в формате IMAX.