Кинорулетка: Я свободеееееен!

7 октября 2016

Сами придумали и неустанно играем: редакция Синемафии советует фильмы на определённую тему.

Итак, традиционная пятничная забава: берём слово и вспоминаем те фильмы, которые ассоциируются с ним.

Ограничения: фильмы не «моложе» трёх лет; фильмы, которых пока не было в нашей рулетке.

В этот раз Великий Рэндом выбрал нам слово «Свобода». Потратив часы и дни на попытки избавиться от саундтрека в виде песни Арии (и то, как видите, не вышло), мы представляем результаты нашей игры в ассоциации.


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Побег из Шоушенка» (The Shawshank Redemption, 1994)

Режиссёр: Фрэнк Дарабонт

В ролях: Морган Фриман, Тим Роббинс, Боб Гантон

О чём: успешного банкира обвиняют в убийстве жены и ее любовника. Банкира отправляют в тюрьму, где он проходит все круги ада: насилие, побои, унижения. Все эти годы банкир подает апелляции — но увы. Банкир не сдается и разрабатывает дерзкий план побега.

Свобода: то, к чему стремятся все герои — и наш герой Энди Дюфрейн в первых рядах. Кому-то удается ее обрести, кому-то — нет.

Почему: один из самых пронзительных фильмов о тюрьме, который входит во все мыслимые топы лучших фильмов года, века, столетия и так далее. В основу лег рассказ Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» — и на экран отлично перенесен внутренний психологизм и вся драма человека, который пытается остаться таковым в чудовищных условиях. Сцена со стариками, вышедшими на свободу, разрывает сердце. Ну, и проблемы и рассказа, и картины — они вечные: исправляет ли тюрьма, что такое преступление и наказание, как развращает власть, как жить на свободе, что с нею делать и что это такое вообще — свобода-то.

«На гребне волны» (Point Break, 1991)

Режиссёр: Кэтрин Бигелоу

В ролях: Киану Ривз, Патрик Суэйзи, Гэри Бьюзи, Лори Петти

О чём: совершена серия дерзких ограблений банков, под подозрением — серферы. Молодой агент ФБР Джонни Юта внедряется в компанию серферов, чтобы выяснить, она ли грабит банки. Возглавляет компанию некто Бодхи, и его образ жизни невероятно очарователен для Джонни…

Свобода: море, волны, доска — то, что исповедует Бодхи, то, от чего не сможет отказаться Джонни.

Почему: молодые и прекрасные Ривз и Суэйзи, и см. выше — море, волны, доска. Бигелоу сняла гимн серфингу и отказу от материальных ценностей — несмотря на все грабежи. Бодхи — поэт свободы, риска, движения вперед, жизни как игры. Это завораживало тогда, завораживает и теперь. И всегда очень сложно сделать выбор между свободой и жизненной рутиной.

В небольших ролях снялись «чилиперцы» Энтони Кидис и Фли, которые так увлеклись, что по-настоящему наваляли Киану Ривзу. Творческие люди, что поделать.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Вопль» (Howl, 2010)

Режиссёры: Роб Эпштейн, Джеффри Фридман

В ролях: Джеймс Франко, Аарон Твейт, Дэвид Стрэтэйрн, Джон Хэмм, Алессандро Нивола, Мэри-Луиз Паркер

О чём: «Вопль» — это фильм внутри фильма внутри фильма. На одном уровне урывками показывают байопик Аллена Гинзберга — учился, влюблялся, работал, писал, — и сам Гинзберг (Франко) рассказывает о себе, вплетая те самые биографические кусочки в произвольном порядке в свои рассуждения о поэзии. На другом уровне проходит процесс по обвинению в непристойности — над издателем, который опубликовал поэму Гинзберга «Вопль». И, наконец, на третьем Гинзберг читает собственно свою поэму «Вопль», которая сопровождается то черно-белым видеорядом его выступления, то цветной сюрреалистичной анимацией.

Свобода: свобода самовыражения — которую демонстрирует Гинзберг и которую хотят ограничить (собственно, процесс над издателем поэмы Гинзберга — значительный кусок фильма).

Почему: Аллен Гинзберг — один из «ключевых представителей бит-поколения», как нам расскажет словарь. Его поэма «Вопль» (или же «Вой» в другом переводе), изданная впервые в 1956 году, была важна не только для литературы (как американской, так и мировой), но и для понимания свободы — когда обвинения в непристойности содержания не могут быть основанием для запрета публикации, что и показал судебный процесс, столь внимательно освещенный в фильме.

Второе десятилетие нового века предъявило публике уже не один фильм о битниках — мы видели и «На дороге», и «Убей своих любимых», и «Биг-Сюр». Однако именно «Вопль» был первым — и оказался самым интересным с точки зрения изучения самого процесса творчества.

«Освободитель» (Libertador, 2013)

Режиссёр: Альберто Арвело

В ролях: Эдгар Рамирес, Мария Вальверде, Дэнни Хьюстон, Эрих Вильдпрет, Хуана Акоста, Иван Реон

О чём: биография Симона Боливара (ударение в фамилии — на и), одного из самых видных борцов Латинской Америки за независимость от испанской метрополии. На протяжении двухчасового фильма нам покажут его военные и мирные достижения, жизнь публичную и личную, в общем — расскажут всё.

Свобода: «Свобода — это настоящая судьба человека», — говорит главный герой фильма, Симон Боливар, он же Освободитель. Причем свободу он понимает не как его североамериканские коллеги — как свободу белого человека, — но как свободу для всех, разом.

Да, и «Освободитель» — это не просто прозвище, это вполне себе официальное именование генерала Боливара, принятое венесуэльским парламентом.

Почему: не прошло и тридцати туров рулетки, а у нас появился а) первый испаноязычный фильм, б) он же — первый латиноамериканский фильм, и в) неудивительно, но и первый фильм из Венесуэлы в наших подборках. Ура нам! На самом деле дико жалко, что первый — латиноамериканское кино заслуживает, чтобы его знали лучше. И вот этот фильм — точно. В 2014 году он вошёл в шорт-лист в номинации «Оскара» на лучший фильм на иностранном языке (в итоговую пятерку, увы, не попал).

Он, с одной стороны, простой как три копейки байопик великого человека. И, наверное, мог бы свалиться в приторный панегирик — но он удерживается от этой печальной судьбы. Потому как и биография у Боливара не кристалльно-идеальная, и создатели фильма не постарались оставить только белые страницы, вымарав чёрные. То, что и при жизни Боливар не был забронзовевшим памятником самому себе, а оставался все-таки живым человеком — в фильме тоже отражено.

Ну и, конечно, Рамирес (пусть и отчаянно непохожий внешне на портреты Боливара) — великолепнейший, даже жалко, что в Голливуде его в основном типажно используют — впрочем, ждем его новый фильм про боксёра Роберто Дурана.

И ужасно красиво это всё — Южная Америка и так красива нечеловечески, а тут еще и свет, и кадры — оторваться невозможно. И видно, куда пошёл огромный бюджет (50 миллионов долларов) — масштаб картины велик.


Выбор Алисы Пономаревой
Алиса Пономарёва

«Геймер» (Gamer, 2009)

Режиссёры: Марк Невелдайн, Брайан Тейлор

В ролях: Джерард Батлер, Терри Крюс, Эмбер Валетта, Логан Лерман, Майкл С. Холл

О чём: о недалеком будущем, в котором главное развлечение человечества — игра живыми людьми. Не на жизнь, а на смерть. И на свободу.

Свобода: Если игрок, которым управляет другой человек, сумеет продержаться тридцать схваток, он получит долгожданную свободу. Надо ли говорить, что оставаться в живых так долго не удавалось еще никому.

Почему: Такие вот немудреные истории всегда находят отклик у зрителя — невозможно не сочувствовать герою, который стремится вернуться к семье любым способом. Про зрительниц в этом случае и говорить нечего — актер на роль подобран безупречно.

«Голая правда» (The Ugly Truth, 2009)

Режиссёр: Роберт Лукетич

В ролях: Кэтрин Хайгл, Джерард Батлер, Бри Тернер, Эрик Винтер

О чём: очередная проходная комедия об отношениях мужчины и женщины. Каждый из них тянет одеяло на себя, но оба в итоге оказываются в одной кровати.

Свобода: в этом случае Джерард Батлер ратует за свободу самовыражения. Его герой, ведущий идиотского ночного шоу, не собирается меняться и начинать говорить разумные вещи только потому, что от него этого ждут неблагодарные телезрительницы.

Почему: Потому что такие фильмы, к счастью, ничему не учат: нет в них никакого преломленного отражения действительности, скрытых смыслов и диалогов с многозначительными паузами. Иногда спасение (и свобода) именно в этом.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Берегись автомобиля» (1966)

Режиссёр: Эльдар Рязанов

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Любовь Добржанская, Анатолий Папанов

О чём: Юрий Деточкин — простой советский гражданин. Страховой агент, актёр самодеятельного театра днём, по ночам он — борец за справедливость. Этакий Робин Гуд. Но на его пути встречается хитроумный следователь Подберёзовиков, который всеми способами готов поймать неизвестного злоумышленника.

Свобода: «Свободу Юрию Деточкину!» кричит герой Анатолия Папанова, а мы ему вторим уже 60 лет.

Почему: вряд ли есть смысл объяснять, почему необходимо смотреть классику советского кино. Фильмы Рязанова прочно вошли в нашу жизнь — цитатами, образами, сюжетами. У кого-то «мама про паровоз поёт», кто-то ставит «Вильяма нашего Шекспира».

Гениальность произведений Рязанова — в их актуальности по сей день. Фильм про справедливость, честь, честность людей — сколько их выходит сейчас, тот же «Дуэлянт».

«Спирит: душа прерий» (Spirit: Stallion of the Cimarron, 2002)

Режиссёры: Келли Эсбёри, Лорна Кук

Роли озвучивали: Мэтт Деймон, Джеймс Кромуэлл, Дэниэл Студи, Чоппер Бернет

О чём: Спирит — мустанг прерий Дикого Запада. У него есть друг — индеец Ручеёк и любовь — Гроза. Вместе с ними ему предстоит пережить нашествие на их земли «белого человека» и доказать, что свободу не заменить ничем.

Свобода: бесконечные прерии Дикого Запада, мустанги, ветер в волосах — мне кажется, это всё синонимы слова свобода.

Почему: как вы поняли, я ставлю в кинорулетки много мультфильмов, потому что считаю, что этот жанр кинематографа объясняет легко и доступно правильные вещи. Вот и в этом мультфильме нам рассказывается о том, что дружбу не купишь, свободу не отберёшь, любовь не разлучишь. Просто и легко. А ещё красивая музыка Ханса Циммера.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Географ глобус пропил» (2013)

Режиссёр: Александр Велединский

В ролях: Константин Хабенский, Анфиса Черных, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Анна Уколова

О чём: оставшийся без работы биолог Виктор Служкин устраивается в школу географом. Общий язык с детьми найти не получается, жена уходит к более успешному приятелю — в общем, всё катится к чертям, и Служкин, пытаясь вырваться из замкнутого круга, отправляется вместе со школьниками в поход по реке. В поход отправляется и влюбленная в Служкина старшеклассница Маша…

Свобода: еще в трейлере фильма звучала песня Кипелова «Я свободен!», и, по сути, весь фильм — в том числе и про обретение внутренней свободы ото всех и ото всего.

Почему: 5 призов «Кинотавра», включая Гран-при, 5 премий «Ника», 3 премии «Золотой орёл», 3 премии «Белый слон» и множество других наград. Одна из лучших ролей Константина Хабенского. Блестящий актёрский состав и шикарный дебют очаровательной Анфисы Черных. Тонкая режиссура Александра Велединского, который с большим уважением к первоисточнику перенес на большой экран роман Алексея Иванова. Одна из лучших российских картин XXI века. Сказать больше нечего. Просто надо смотреть, пересматривать и получать удовольствие от настоящего и искреннего кино.

«Джанго освобождённый» (Django Unchained, 2012)

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон

О чём: охотник за головами доктор Кинг Шульц освобождает чернокожего раба Джанго и помогает ему спасти жену Брунхильду от жестокого рабовладельца Кэлвина Кэнди.

Свобода: из названия уже всё понятно.

Почему: потому что это один из лучших фильмов Квентина Тарантино, потому что это идеальный современный спагетти-вестерн, потому что Леонардо ДиКаприо здесь превзошел сам себя и сыграл потрясающего злодея, потому что Кристоф Вальц получил за эту картину свой второй «Оскар», ну, а сам Тарантино отхватил статуэтку Академии за лучший оригинальный сценарий. Визуальное пиршество для киномана. Смотреть строго в оригинале с субтитрами.