11 фактов о фильме «Это всего лишь конец света»

19 октября 2016

20 октября на отечественные киноэкраны выходит «Это всего лишь конец света» — новый фильм Ксавье Долана, лауреат Гран-при Каннского кинофестиваля.

Луи (Гаспар Ульель) не был в родном доме 12 лет. Он прилежно писал открытки со всех концов света и поздравлял всех родных с праздниками, но ничего больше — ни звонков, ни приглашений погостить у него, ничего — только открытки.

И вот в один не такой уж прекрасный день успешный драматург Луи летит к своей провинциальной родне — чтобы рассказать им, что умирает. Он хочет это сделать за семейным обедом, где должны собраться его молодящаяся мать (Натали Бай), работяга-брат (Венсан Кассель) с супругой (Марион Котийяр) и младшая сестра (Леа Сейду). Но планы тихони Луи и реальность громкой переругивающейся семейки отчаянно не совпадают.

Синемафия нашла 11 интересных фактов о работе над фильмом и его судьбе после выходна на жкраны — и делится ими с вами.

1.

Сценарий Ксавье Долана — киноадаптация пьесы французского драматурга Жан-Люка Лагарса. Лагарс написал пьесу в 1990 году и умер от СПИДа в 1995 году; потому и хочется назвать пьесу автобиографической, но она, конечно, куда более значительна, чем просто фиксация фактов биографии. Она включена в филологические программы французских университетов; по ней писали итоговое сочинение выпускники французских школ, специализирующиеся по истории искусств и театра, в 2008 и 2010 году.

2.

О пьесе Долан узнал от Анн Дорваль, звезды его фильмов «Я убил свою мать», «И всё же Лоранс» и «Мамочка». Дорваль играла в постановке пьесы Лагарса в начале двухтысячных. И первое знакомство с пьесой никаких результатов для режиссёра и сценариста Долана не принесло — он признается, что прочитал её по диагонали и не понял, чем так была восхищена его подруга. Потребовалось время, чтобы Долан смог пьесу полюбить — и захотел её перенести на киноэкран.

Главным было — сохранить собственно текст Лагарса, не потерять его при написании сценария.

3.

Натали Бай, настоящая легенда французского кино — более 100 фильмов, 9 номинаций на «Сезар» и 4 победы, кавалер Ордена Почётного Легиона, — работает с Доланом не первый раз. Первая их совместная работа — «И всё же Лоранс», фильм 2013 года.

Бай рассказывает, что была впечатлена работой над их первой картиной, когда Ксавье на съемках отмечал свой двадцать третий день рождения: «Его зрелость уже была удивительна; и да, сейчас он вырос еще больше».

4.

Гаспар Ульель, персонажу которого за весь фильм достался едва ли десяток законченных фраз, описывает свою роль как «зеркало, поставленное перед зрителем; зеркало, в котором он может увидеть себя или свою семью». Ульель рассказал, что после премьеры в Каннах к нему подходили люди и рассказывали, какая сцена их потрясла — «и это каждый раз были разные сцены; то есть каждый видит в фильме что-то своё».

5.

Фантастический актёрский состав означал, что с первого же дня нужно было, по словам Натали Бай, «спрятать свои эго в шкаф. Мы должны были выдать максимум того, что могли, когла работали с молодым талантливым режиссёром. Из-за того, что сложные графики каждого позволяли нам находиться на съемочной площадке всем вместе очень недолго, пришлось очень сконцентрироваться — и это стимулировало».

6.

Леа Сейду в интервью о фильме призналась, что тут всё — настоящий подарок; и роль, и работа с режиссёром, и работа с актёрской командой. «Это тот проект, от которого не отказываются». Она описала свою работу на площадке как состояние транса — очень напряженное, сконцентрированное на каждом конкретном мгновении.

7.

Венсан Кассель оказался в команде фильма в последний момент — изначально роль Антуана должен был играть Реда Катеб («Гиппократ», «Белые рыцари»), лауреат французской кинопермии «Сезар» 2014 года. Однако Катеб предпочел поработать у Вима Вендерса (фильм «Прекрасные дни в Аранхуэсе» выходит в конце 2016 года), и его пришлось заменить.

8.

Марион Котийяр досталась роль Катрин — жены Антуана. В фильме, построенном на диалогах и монолгах, её голос — самый тихий.

Марион призналась, что столкнулась с небольшими трудностями уже при заучивании текста. «Есть тексты, которые ты запоминаешь сразу; а тут были особенности написания пьесы — даже не языка, язык героини я тогда еще не сделала своим, — которые вызывали сложности. Мне очень нравилость, как всё написано, я бы ни запятой не передвинула, и, несмотря на мои трудности, этот текст дышал — диалоги моей героини были по-настоящему личными, и это помогло».

9.

Музыку написал Габриэль Яред, который уже работал с Доланом над музыкальным сопровождением к фильму «Том на ферме». Несмотря на то, что за их плечами уже был совместный фильм, лично встретились Яред и Долан только во время работы над «Это всего лишь конец света».

10.

В 2015 году Ксавье Долан был членом жюри Каннского фестиваля; на следующий день после вручения призов в пять утра начались съемки «Это всего лишь конец света». И вот, почти ровно год спустя, его фильм был представлен в основном конкурсе фестиваля.

11.

Отзывы на фильм с Каннского фестиваля были полярными — равнодушным он, по крайней мере, никого не оставил. Даже если посмотреть на профильную прессу — вы увидите оценки от резко отрицательных до полного восторга.

Ксавье Долан, выйдя на сцену за Гран-при, расплакался. И закончил свою благодарственную речь цитатой из Анатоля Франса — «Я всегда предпочитал безрассудство страстей мудрости бесстрастия».


Для написания фактов были использованы интервью актёров и режиссера с Каннского кинофестиваля ([1], [2], [3], [4]) и телеканалу TF1.