Фото: Paul Sanders

«Титаник Live» — величайший киношедевр с живым оркестром

23 октября 2016

В Москве и Санкт-Петербурге в рамках мирового турне показали масштабное киношоу Titanic Live. Синемафия делится своими впечатлениями.

15 октября в Москве в Crocus City Hall и 18 октября в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» состоялись единственные показы концертного киношоу Titanic Live — самый кассовый фильм всех времён демонстрировался на большом экране с музыкальным сопровождением живого симфонического оркестра и хора. Премьерный показ Titanic Live прошел 27 апреля прошлого года в лондонском Альберт-Холле, и вот наконец-то уникальное шоу добралось до России. Композитор Джеймс Хорнер, получивший два «Оскара» за музыку и песню к «Титанику», принимал непосредственное участие в создании шоу и ушёл из жизни всего через несколько месяцев после премьеры. Для российских зрителей концерт проходил под управлением британского дирижёра Нейла Томпсона, на кельтских музыкальных инструментах сыграл австрийский трубач и флейтист Геза Фрэнк, а вокальные партии исполнила выпускница лондонской Королевской академии музыки Элис Завадски.

Музыка к «Титанику» — самый продаваемый оркестровый саундтрек в истории, так что не удивительно, что компания Euro Entertainment после прошлогоднего успеха шоу «Крёстный отец. Live in Concert» в Москве решила привезти в Россию в этом году именно Titanic Live. Формат симфонического киноконцерта сейчас набирает популярность во всём мире — с живой музыкой уже показывали «Пиратов Карибского моря», «Гладиатора», «Касабланку», «Вестсайдскую историю», «Психо» и другие культовые картины. В ожидании анонсов следующих подобных шоу, которые покажут российским зрителям, авторы Синемафии Владислав Пастернак и Пётр Зайцев делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного на Titanic Live.

Владислав Пастернак«Титаник» был и остается одним из ярчайших культурных феноменов конца XX века и, как показал повторный релиз в IMAX 3D, XXI века тоже. Когда-то было модно из нонконформистских и позёрских соображений ругать ленту Кэмерона, называть Леонардо ДиКаприо «смазливым», а Кейт Уинслет — «толстухой». Поразительно, что до сих пор мало кто в курсе, даже среди патриотически настроенных любителей ругать всё голливудское, что в съемках участвовали отечественные ученые и оборудование, а исследователь Мирового океана, Герой Российской Федерации Анатолий Сагалевич и вовсе появляется в кадре и даже произносит несколько реплик. Я никогда не разделял подобного хамского отношения к картине. Кэмерон с самого начала моей киноманской жизни, с «Терминатора 2», был для меня важнейшим режиссером современности, и я искренне радовался успеху всего, что он делал, гордился сборами «Титаника» и слезами зрителей так, словно сам имел к ним какое-то отношение.

«Титаник» я смотрел на большом экране дважды — в 1998, когда он вышел в российский прокат (причём, любимая петербургская «Аврора» на тот момент еще даже не была модернизирована), затем — в 2012, во время повторного релиза (и фильм смотрелся так, будто снят только что). Упустить возможность вновь приобщиться к величайшему кинополотну было никак нельзя.

Однако я испытывал по отношению к версии фильма с живым оркестром лёгкий скепсис. Подобная практика была распространена в эпоху «Великого Немого» в лучших кинотеатрах мира для отдельных, премьерных показов крупнейших лент. Но одно дело — смотреть с оркестром немую картину (ясно, что оркестр впечатлит сильнее, чем один несчастный тапёр, играющий за копейки дни напролёт). И совсем другое — фильм с одним из лучших звуковых миксов в истории современного кинозвука: звукорежиссёр «Титаника» — Гэри Ридстрём, ответственный за такие эталонные по части звука проекты, как «Терминатор 2», «Спасение рядового Райана» и многочисленные анимационные фильмы студии Pixar. Мне до самого просмотра было непонятно, что именно это будет — просто концерт с фрагментами из фильма на большом экране, или полноценное кино.

Погас свет, на экране появилась заставка студии 20th Century Fox, и оркестр секунда-в-секунду с картинкой сыграл знаменитые фанфары. Зрители вознаградили оркестр шквалом аплодисментов. Скепсис улетучился в одно мгновение.

Собственно говоря, вниманию публики был предложен полноценный «Титаник», из звуковой дорожки которого была удалена большая часть музыки (за исключением той, что звучит в кадре в исполнении персонажей-музыкантов). Вся речь и звуковые эффекты остались на месте, и только музыкальное сопровождение — работа Джеймса Хорнера — и некоторые другие композиции исполнял огромный оркестр, хор сопрано и несколько солистов (включая вокальные партии и волынку).

И смотрелось, и звучало это ничуть не хуже практически наизусть известной мне картины.

Особенно хотелось бы выделить Hymn to the Sea, одну из самых эмоциональных и стильных вещей в оригинальном саундтреке.

При желании, конечно, можно и попридираться. Чего не хватало — а я, зная саундтрек «Титаника» наизусть, помню все необычные звуки очень хорошо — так это некоторого количества электроники. Если такие вещи, как An Ocean of Memories, звучали в живом исполнении для меня ничуть не слабее оригинала, то Take Her to Sea, Mr. Murdock, и Unable to Stay, Unwilling to Leave в живом исполнении немножко отличались от того, что записано на диске. А кое-где, конечно, оркестр звучит намного громче, чем в фильме, и речь не слышна (если знаешь диалоги, это не принципиально). Но это нисколько не испортило впечатления — отсутствие некоторых инструментов или иное по сравнению с оригиналом звучание с лихвой компенсировалось возможностью слышать оркестр в большом зале и, разумеется, видеть, как музыканты играют. Особенно меня поразило Nearer My God to Thee — композиция, не включенная в стандартный саундтрек, но присутствующая в расширенных версиях: ее играет палубный оркестр после реплики «Gentlemen, it has been a privilege playing with you tonight». Музыканты исполнили её идеально синхронно с изображением — а в фильме эта сцена, вернее, монтажная последовательность, — исключительно эмоциональна и важна. И получилось прекрасно.

Еще одним сильным впечатлением стал вокал Элис Завадски, которая пела как оригинальные партии Сиссел, так и, разумеется, My Heart Will Go On. Я никогда не слышал живьем Селин Дион, но работа Завадски впечатлила. Мне даже показалось, что она в паре мест изобразила фирменный франко-канадский акцент Селин.

Короче говоря: Titanic Live — это высокопрофессиональное представление и ярчайший опыт восприятия горячо любимого фильма. Дирижер Нейл Томпсон и команда шоу делают очень полезное и важное дело. В буклете пишут, что есть также «Пираты Карибского моря», «Гладиатор» и тому подобные вещи. Я бы всё это посмотрел с большим удовольствием.

Фото: Paul Sanders

Петр ЗайцевПосле такого развёрнутого отзыва Владислава мне почти нечего добавить. Как и Владу, мне довелось увидеть «Титаник» на большом экране и в 1998 году в том же самом питерском кинотеатре «Аврора», и затем в 2012 году, когда во всём мире «Титаник» снова вышел в мировой прокат, конвертированный в 3D под бдительным контролем Джеймса Кэмерона. Но впервые «Титаник» я посмотрел дома с пиратской видеокассеты, на которой была записана экранная копия фильма с каким-то непонятным переводом. И уже тогда картина поразила моё воображение. Удивительно, но «Титаник» каждый раз смотрится как будто впервые. Уникальное кино, единственное в своём роде. Буду откровенен: это мой самый любимый фильм. Поэтому для меня возможность посмотреть «Титаник» с живым симфоническим оркестром — это не просто интересный опыт, но настоящий праздник, священное действо и абсолютный восторг. Казалось бы, я знаю фильм наизусть, но магия кино и музыки подействовала безотказно — я снова впервые открыл для себя гениальный фильм Джеймса Кэмерона и гениальную музыку Джеймса Хорнера.

Важно сказать, что во время шоу фильм демонстрировался на языке оригинала с русскими субтитрами. В тех моментах, когда оркестр заглушал звуковую дорожку фильма, это даже играло на руку — не было слышно реплики персонажей, но можно было прочитать субтитры. Тем не менее, если быть объективным, то все-таки выскажу два замечания. Первое — крайне неудачный перевод субтитров. Часть реплик была сильно сокращена в переводе, что-то переведено слишком неточно, а местами встречались и весьма грубые ошибки. Особенно покоробило, что легендарная реплика «I'm the King of the World!» была переведена как «Я всемирный король!» вместо каноничного варианта «Я король мира!». Но как выяснилось, именно с такими странными субтитрами «Титаник» выходил у нас на лицензионных дисках, так что вины организаторов концерта здесь нет. Вторая претензия — фильм демонстрировался с Blu-ray, и местами картинка откровенно притормаживала. Особенно это было заметно на динамичных панорамах — изображение дергалось, чего никогда не бывает при демонстрации фильма с цифровой кинокопии DCP. С одной стороны, понятно, что ради одного показа оборудовать концертный зал специальным кинотеатральным проектором и сервером слишком дорого и технически сложно, с другой стороны — качество показа должно быть не менее важно, чем качество звучания оркестра.

Что касается музыки, то она звучала великолепно. Возможно, для кого-то это окажется откровением, но для подобных концертов не возят по всем странам и городам один и тот же оркестр. Основной состав — это местные музыканты, которые заранее знакомятся со своими партиями и затем лишь некоторое время репетируют с дирижёром и несколькими ключевыми исполнителями, гастролирующими с шоу по всему миру. Так что каждый концерт уникален не только тем, в каком зале он проходит, но и тем, что каждый раз музыку исполняет новый оркестр. Впрочем, ни в Москве, ни в Петербурге нет недостатка в талантливых музыкантах, а приобщиться к великой музыке Хорнера — это честь для любого исполнителя.

Хочется также отметить нашу питерскую публику. Конечно, не обошлось и без нескольких неадекватных граждан, которые несмотря на запрет фото- и видеосъемки умудрялись во время концерта снимать со вспышкой, а один товарищ громко потребовал от актёров «говорить по-русски», но в остальном зрители вели себя крайне уважительно, не разговаривали по телефону и молча наслаждались фильмом и музыкой. И несмотря на то, что большая часть зрителей наверняка видела «Титаник» не один раз, все как один в нужные моменты смеялись, а в самых драматичных сценах дружно переставали дышать. Я очень давно не наблюдал такого единодушного и глубокого погружения зрителей в просмотр фильма, и это было по-настоящему здорово.

Что касается моих личных эмоций, то мне крайне сложно их передать словами. То, что я испытал во время просмотра — это настоящий катарсис. Это то, как и должно впечатлять настоящее кино. Когда ты выходишь из зала и не можешь вымолвить ни слова. И хочешь лишь поскорее вернуться и снова пережить этот ни с чем не сравнимый опыт. Так что как только будут анонсированы следующие подобные киноконцерты, не раздумывайте долго над покупкой билетов. Поверьте, оно того стоит.

Фото: Paul Sanders