11 фактов о фильме «О, Интернет! Грёзы цифрового мира»

26 октября 2016

27 октября в российский прокат выходит новый документальный фильм Вернера Херцога «О, Интернет! Грёзы цифрового мира» о том, как постепенно интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.

Особенно ловкие жители и гости двух столиц могли посмотреть новый фильм Вернера Херцога на фестивалях: он демонстрировался в программах «Послания к человеку» (Санкт-Петербург) и VI фестиваля кино о науке и технологиях 360° (Москва). И, если это сделали, наверняка не пожалели: построенная по принципу тематических глав картина ухитряется удерживать внимание и специалиста, и абсолютного профана.

Итак, что делает Херцог: он в 10 главах рассказывает об интернете и цифровых технологиях, которые постепенно от роли «интересной и оригинальной новинки» перешли в разряд того, без чего мы не обойдёмся никак и никогда; возможно, мы стоим на пороге появления искусственного сознания, что изменит человечество навсегда. Взгляд человека на явление, который уже вот-вот может обойти человека — в различных его проявляниях; от футбола роботов до программируемых холодильников, от людей, отказавшихся от всех технологий, до тех, кто готов умереть, лишь бы не отходить от монитора. Прошлое, настоящее и будущее цифрового мира — и человека.

Мы нашли 11 (тотемное наше число!) забавных / интересных / веселых фактов о фильме.

1.

Оригинальное название картины («Lo and Behold, Reveries of the Connected World») появилось благодаря интересному совпадению: первыми символами, переданными по сети, были буквы L и O.

29 октября 1969 года, в 22:30, состоялась первая передача данных по ARPANET — между Калифорнийским университетом и Стэнфордским исследовательским институтом. Должно было сложиться слово login, но, увы, отразились только первые две буквы.

Lo and behold — устоявшееся выражение в английском языке, означающее «И вдруг», «Вот-те на» и вообще все выражения удивления от появления чего-либо чудесного, которые вы можете придумать. И вот вам, получите-распишитесь!

2.

Херцог выбирал тех, кого покажет в картине, «так же, как если бы это был кастинг к художественному фильму»: он брал интересующие его темы, смотрел тех исследователей, которые занимались этим вопросом, и инстинктивно выбирал тех, с кем бы хотел поговорить. Херцог уверяет, что в интернете и технологиях понимает очень мало, и нарочно не погружался в тему до того, как снимать фильм — для того, чтобы сохранить взгляд со стороны.

3.

Одна из фишек Херцога — убрать из своих документальных фильмов «журналистскую составляющую», его фильмы — не очерк с видеорядом. И здесь он также ведёт себя отнюдь не как честный интервьюер — то есть он, конечно, задает вопросы, но не придумывает их заранее — и это не те вопросы, которые можно ожидать от журналиста. Он рассказывает, что сам не знает, к чему приведет разговор, и решения о том или ином направлении беседы принимает прямо на ходу.

Один из главных вопросов, который он задает всем почти героям отдельных глав его фильма — «Снятся ли интернету сны об интернете?». Интерпретации вопроса и варианты ответов специалистов в различных областях в итоге настолько разнообразны, что назвать полученный результат простым интервью никак не выйдет.

4.

Идея разбиения по главам была связана с тем, что авторы хотели помочь зрителю соориентироваться более чем в сорока годах истории, которые охватывает их картина. Всего для фильма Херцог снял около 25−28 часов материала, и в итоге им не пришлось отказываться от каких-то тем — только смонтировать материал наиболее выигрышным образом.

5.

Закадровый комментарий Херцога, который вы слышите в некоторых сценах — это не проговаривание сценария, это то, как Херцог комментировал фильм в процессе монтажа. Тогда же эти реплики и были записаны. Режиссёр особенно доволен тем, что он говорит то, чего себе не позволяют себе другие документалисты: к примеру, назвать коридоры Калифорнийского университета «отталкивающими», раз они так и выглядят.

6.

Один из самых умилительных моментов в фильме: рассказ о футбольной лиге роботов. К 2050 году создатели таких роботов-футболистов убеждают, что сборная Бразилии им проиграет.

7.

Один из самых странных и при этом круто сделанных моментов в фильме: Херцог задает вопрос Илону Маску, и следующие 30 секунд или даже больше Маск просто молча сидит и смотрит в стол. Удивительно, но цепляет чуть ли не больше, чем монологи других героев фильмов — когда Маск, занимающийся программой Space X и проектом колонизации Марса, и чья минута стоит больше, чем весь фильм, просто молчит. Ведь в цифровом мире с его нереальными объемами информации, молчание — роскошь.

8.

В фильм вошли не все темы, которыми интересовался Херцог: к примеру, нет глав о криптовалюте, об Эстонии как «полностью цифровой стране», о интернет-платформах знакомств. Не получилось у него и взять интервью у Тима Бёрнерса-Ли, «отца интернета».

9.

На вопрос, хотел ли бы сам Херцог увидеть фильм, снятый роботом, он рассказал, что слышал о короткометражке, чей сценарий был написан роботом — как сплав всех фильмов, которые смогли «показать» ему программисты. Однако Херцог уверен, что никакому искусственному интеллекту не под силу снять фильм так, как это делает он сам.

Речь идет о короткометражке «Sunspring», сценарий которой был «написан» искусственным интеллектом. ИИ, названному «Джетсон», скормили сотни сценариев фантастических фильмов и сериалов. Посмотрите сами и решите — как вам такое «роботическое» кино?

10.

В интервью «Нью-Йоркеру» Херцог сравнил эффект от погружения в интернет и в кино: кино, по его мнению, все-таки конечный опыт. «Фильм заканчивается, вы выходите из кинозала, на белый свет». С интернетом такого не происходит.

11.

Вы еще не посмотрели «О, Интернет! Грёзы цифрового мира», а Херцог уже снял и показал еще один документальный фильм: «В ад» (Into the Inferno), путешествие по всему миру ради вулканов вместе с вулканологом Клайвом Оппенхаймером. Фильм был представлен на фестивале в Теллурайде, а 28 октября будет выпущен на платформе Netflix.

Примечательно, что немного позже в этом году будет выпущен в прокат уже художественный фильм Херцога «Соль и пламя» об экологической катастрофе и извержении супервулкана. Херцог и раньше использовал похожие темы в своей документальной и художественной работе, но не вот так, подряд.


Основные источники: Q&A, организованный Гильдией Продюсеров Америки; интервью VICE