Кинорулетка: Клиника

28 октября 2016

Сами придумали, сами играем: киноассоциации на выбранное случайным образом слово.

Продолжаем игру: Великий Рэндом выбирает нам слово, а мы старательно вспоминаем, какой фильм (или сериал, в крайнем случае) у нас ассоциируется с этим словом.

В нашу подборку может попасть любой подходящий к слову фильм при соблюдении двух условий: он вышел не позже, чем три года назад, и он не попал в предыдущие выпуски нашей кинорулетки.

На этой неделе нам выпало слово КЛИНИКА, и уж мы оторвались!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Остров проклятых» (Shutter Island, 2009)

Режиссёр: Мартин Скорсезе

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Бен Кингсли, Мишель Уильямс, Марк Руффало

О чём: два федеральных маршала отправляются в психиатрическую клинику, где пропала пациентка. Клиника находится в очень мрачном месте на очень мрачном острове. У одного из маршалов с самого начала — тошнота и нехорошие предчувствия. В ходе следствия маршал столкнется с врачебным заговором, экспериментах на пациентах и многим другим — а уж сколько нового узнает о себе, и не описать.

Клиника: та самая таинственная психлечебница, в которой, как абсолютно уверен герой ДиКаприо, людей пытают и ставят над их сознанием секретные опыты.

Почему: одна из прекрасных работа Леонардо ДиКаприо, признанного виртуоза по части изображения нестабильных личностей. Его отличный тандем что с Руффало, что с Кингсли. Первая часть из серии «Лео и его мертвые жены» — «сиквел» мы увидели в «Начало» Кристофера Нолана. То есть вы поняли: смотреть нужно как минимум из-за актерских работ. Плюс еще атмосфера: мрачная, гнетущая, параноидальная. Скорсезе мастерски разворачивает американскую городскую страшилку о психушках и как классический триллер, и как нуар, и как настоящую человеческую драму. Ну, и финальный твист никого не оставит равнодушным — пусть даже вы и угадали его с самого начала.

«Всё о моей матери» (Todo Sobre Mi Madre, 1999)

Режиссёр: Педро Альмодовар

В ролях: Сесилия Рот, Мариса Паредес, Пенелопа Круус, Кандела Пенья

О чём: в автокатастрофе погибает единственный сын Мануэлы — Эстебан. Мануэла безутешна. Чтобы как-то собрать себя по частям, она решает вернуться в город молодости — Барселону, и встретиться там со своим прошлым и с собой, юной. Ну, и заодно разыскать отца Эстебана, которого она оставила много лет назад…

Клиника: тут все спектры этого слова. Есть больница, в которой Мануэла переваривает известие о смерти сына. Есть клиника, где обследуется подруга Мануэлы, Эрмана Роса (героиня Пенелопы Крус). Ну, и очень многие назвали бы клиникой то, что происходит с отцом Эстебаном и весь этот яркий и любимый Альмодоваром мир трансвеститов.

Почему: первая оскароносная картина Альмодовара — Лучший фильм на иностранном языке, потом был «Оскар» за сценарий «Поговори с ней». Альмодовар — жизнерадостный певец грусти, так что любой его фильм можно смотреть, чтобы научиться стойкости в полной жизненной ж***. Мануэла решает исправить ошибки прошлого, поскольку ей уже нечего терять в настоящем — и режиссер безо всякого занудства намекает, что можно было бы и не ждать так долго. И, как я уже написала — яркий и любимый Альмодоваром мир трансвеститов показан здесь во всем своем блеске и нищете. Именно он может отвести вам глаза и заставить испытывать ханжеский гнев, но не поддавайтесь: на самом деле это очень тонкое кино о том, как трудно быть женщиной, трудно оставаться самим собой и насколько важно беречь своих родных.


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Вероника решает умереть» (Veronika Decides To Die, 2009)

Режиссёр: Эмили Янг

В ролях: Сара Мишель Геллар, Джонатан Такер, Дэвид Тьюлис, Мелисса Лео, Эрика Кристенсен, Барбара Зукова

О чём: у 28-летней Вероники (Геллар) отличное образование, хорошая работа, родители ей гордятся — а сама девушка с тоской смотрит в полностью предсказуемое будущее и понимает, что легче сейчас наглотаться таблеток, чем дальше жить серой жизнью. Её откачивают — но, как ей с грустью сообщает доктор (Тьюлис), из-за неудавшегося самоубийства у неё развилась неоперабельная аневризма. Вероника всё равно умрёт — только никто не знает, когда; единственное, что известно точно — это вопрос недель или даже дней. Каково это — решить умереть, а потом столкнуться со смертью лицом к лицу — но не на твоих условиях?

Клиника: дорогое частное заведение «Виллетт» на берегу Гудзонского залива — которое, переживает Вероника, не по карману её родителям-эмигрантам, — психиатрическая клиника с очень прогрессивным лечащим врачом. Он надеется, что страх смерти пробудит в пациентке желание жить, и поощряет её интерес к не первый год молчащему пациенту, — возможно, она спасёт хотя бы его, если не себя?

Почему: экранизация одноимённого романа Паоло Коэльо сменила место жительства (Нью-Йорк вместо словенской Любляны), однако сохранила основные сюжетные повороты. Удивительным образом главное, за чем хочется следить в фильме — не история Вероники, которую стараются убедить в том, что жизнь хороша, а герои второго плана, о которых мы знаем мало — но хочется узнать больше. Практически в кататоническом состоянии находящийся Эдвард, который большую часть экранного времени играет разве что глазами — но как. Болтушка Клэр, которая собирается полететь на Марс — и регулярно пакует чемоданы для этого. Мари, когда-то успешный адвокат, а теперь — просто пациентка с самым большим стажем.

Второй план превращает историю Вероники, полностью оторванной ото всех привязанностей, в настоящую — и вплетает её в жизнь замкнутого мирка клиники.

«Запрещённый приём» (Sucker Punch, 2011)

Режиссёр: Зак Снайдер

В ролях: Эмили Браунинг, Эбби Корниш, Джена Мэлоун, Карла Гуджино, Оскар Айзек, Ванесса Энн Хадженс, Джейми Чанг, Джон Хэмм, Скотт Гленн

О чём: отчим сдаёт Куколку (Браунинг) в психиатрическую больницу и договаривается с ушлым санитаром (Айзек), чтобы падчерице сделали лоботомию. Перед операцией Куколка видит себя, персонал лечебницы и товарок по несчастью в борделе 30-х годов, из которого обязательно надо сбежать. А то, как они с девочками добывают инструменты побега, Куколка видит в стимпанковском стиле: то они сражаются с полчищами орков, то — с механическими германскими солдатами Первой Мировой и зомби. Успеет ли Куколка сбежать до того, как станет слишком поздно?

Клиника: психиатрическая лечебница Леннокс-хаус, куда доставляют Куколку в самом начале фильма — и интерьеры которой превращаются в клуб (если говорить мягко) гангстера Блу.

Почему: фильм провалился в прокате и был обруган почти всеми критиками; значит ли это, что его не надо смотреть? Наоборот.

Единственная оригинальная работа Снайдера (не ремейк, не экранизация) демонстрирует не только фантастический набор визуальных приёмов режиссёра, но и его умение работать с нелинейным нарративом и «слоями» реальности. Безумный микс из жанров, эпох и стилей; да еще и отличный саундтрек — от очевидной перепевки Jefferson Airplane до куда более эффектного вставного номера под Roxy Music.

Наверное, можно упрекнуть Снайдера разве что в прямоте аллюзий и простоте сюжетных приемов; но, с другой стороны, аналогичным образом работающее с символикой «Начало» у киноманов не вызывает таких вопросов почему-то. Очень обидно за тоже хороший «Запрещённый приём», знаете ли.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Клиника» (Scrubs, 2001−2010)

Создатель: Билл Лоуренс

В ролях: Зак Брафф, Дональд Фейсон, Сара Чок, Кен Дженкинс, Джон МакГинли, Нил Флинн

О чём: Джон Дориан и Крис Тёрк только что закончили медицинский вуз и пришли интернами в клинику «Sacred Heart». Именно от имени ДжейДи мы и будем узнавать жизнь клиники, пациентов и его друзей.

Клиника: Этот вариант перевода названия известен всем, хотя оригинал говорит нам немного о другом. Scrubs — это медицинская одежда, которую используют терапевты, хирурги; халат на завязочках сзади.

Почему: «Клиника» признан уже несколькими поколениями одним из лучших сериалов. Комедия, которая легко переходит в драму, когда это необходимо, «Клиника» прочно вошла в жизни всех своих поклонников. Сериал, конечно, растаскан на цитаты, образы, действия. Он стал образцом хорошего ситкома, но, как и многие, к сожалению, скатился к последним сезонам. Дружба ДжейДи и Тёрка или любовные линии главных героев стали если не образцом, то вдохновителем не одних отношения (дружеских или любовных). Ну, а из Перри Кокса затем вырос прекрасный Доктор Хаус. У некоторых моих друзей есть традиция каждый год пересматривать «Клинику», и я иногда к ним присоединяюсь. И каждый раз нахожу то-то новое. Так что попробуйте пересмотреть и вы (я уверена, тех, кто не смотрел этот сериал, практически не осталось).

«Разрисованная вуаль» (The Painted Veil, 2006)

Режиссёр: Джон Кёрран

В ролях: Эдвард Нортон, Наоми Уоттс, Тоби Джонс, Дайана Ригг, Лив Шрайбер

О чём: молодая пара (он — микробиолог, она — аристократка) живет в Шанхае. Они не любят друг друга, поэтому Китти в скором времени начинает роман с Чарли. Уолтер, чтоб отомстить жене, решает принять предложение работы в далёкой китайской деревушке, где разгорается эпидемия холеры. Китти стоит перед выбором — убедить Чарли развестись или поехать с мужем. В итоге пара оказывается вдвоём посреди больных китайцев. Китти начинает помогать мужу в лечении детей, между ними вновь налаживаются отношения.

Клиника: герой организует, можно сказать, частную клинику в своём лице — ведь больше помощи ждать, кажется, неоткуда.

Почему: Экранизация романа Сомерсета Моэма (кстати, вторая, первая была в 1934 году с Гретой Гарбо в главной роли). Пронзительная история о том, что любовь — это не только страсть, но уважение, доверие и умение всегда быть рядом. Александр Депла за музыку к фильму получил «Золотой глобус». Один из немногих примеров, когда в фильме гармонично сосуществуют актёры, история, пейзажи, музыка, и то неуловимое щемящее чувство, которое остаётся после просмотра.

«Зовите повитуху» (Call the Midwife, 2012-)

Создатель: Хайди Томас

В ролях: Джессика Рэйн, Пэм Феррис, Миранда Харт, Дженни Эгаттер, Джуди Парфитт, Хелен Джордж, Лаура Майн, Стефен МакГэнн, Клифф Паризи и Ханна Брайони, Ванесса Редгрейв

О чём: 1950-е, молодая медсестра Дженни Ли перебирается в Ист-Энд — бедный, но густонаселённый район Лондона. Ей с подругами предстоит вдохнуть жизнь в трудную работу медсестёр и акушерок.

Клиника: девушки работают не в государственной клинике, а в частной клинике на дому. Поэтому кроме приёмов родов в стенах больницы им приходится много передвигаться по всему району. И работы предстоит немало — в день рождаются более 80 детей!

Почему: британский сериал — это хорошо. Экранизация британского романа — тоже прекрасно! А когда они встречаются вместе — получается один из самых успешных драматических сериалов BBC в этом тысячелетии. Сериал основан на беллетризованных мемуарах Дженнифер Уорт, которые были расширены и дополнены реальными историческими фактами и явлениями.

Сериал поднимает острые социальные вопросы того (да и настоящего) времени — об абортах, противозачаточных таблетках, трудностях материнства. The Times назвали сериал «наиболее радикальным произведением марксистско-феминистической диалектики из существовавших на телевидении».

А я бы показала серию с проведением нелегального аборта нашим законодателям. Просто чтобы поняли, каково это.


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Беглец» (The Fugitive, 1993)

Режиссёр: Эндрю Дэвис

В ролях: Харрисон Форд, Томми Ли Джонс

О чём: доктора Ричарда Кимбла обвиняют в убийстве его жены, которое он не совершал. Доктору удается сбежать из-под ареста, и он решает во что бы то ни стало доказать свою невиновность. Тем временем федеральный маршал Сэмюэл Джерард начинает преследование…

Клиника: пусть действие и не сосредоточено в стенах одной конкретной больницы, главный герой — врач, а расследуемое преступление напрямую связано с медициной.

Почему: потому что «Беглец» — это не просто фильм с эталонным сценарием, который в качестве примера приводится практически во всех учебниках по кинодраматургии, но и один из лучших триллеров всех времен, где главный герой — обыкновенный врач, а не военный или супергерой. Кстати, доктор Кимбл — одна из лучших ролей Харрисона Форда, но «Оскар» за «Беглеца» получил Томми Ли Джонс в номинации «лучшая мужская роль второго плана». Пересматривать «Беглеца» можно бесконечно, ну, а если вы его вдруг не видели, то самое время наверстать упущенное.

«Даун Хаус» (2001)

Режиссёр: Роман Качанов

В ролях: Фёдор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Анна Букловская

О чём: вольная интерпретация «Идиота» Достоевского, где действие перенесено в буйные девяностые годы двадцатого века.

Клиника: здесь много трактовок — и само название вполне можно интерпретировать как «клиника для душевнобольных», и все происходящее в фильме — та ещё «клиника».

Почему: потому что это культовый российский фильм рубежа девяностых и двухтысячных, который сейчас многими незаслуженно забыт. Фееричные актерские работы Федора Бондарчука и Ивана Охлобыстина, изобретательная адаптация Достоевского под современную действительность и фактически клинический диагноз целой эпохе девяностых. Очень смешно и оригинально, хотя и понятно, что снималось это по сути, что называется, «для своих». Если интересуетесь российским кинематографом, проходить мимо «Даун Хауса» не стоит.