«Доктор Стрэндж»: За и Против

4 ноября 2016

Раз в сезон Синемафия берёт громкую премьеру и препарирует её: что понравилось, что не понравилось, а из-за чего вообще и подраться можно! ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

«Доктор Стрэндж», четырнадцатый фильм киновселенной Marvel, очень ждали — и не только потому, что Бенедикт Камбербатч (хотя и поэтому тоже). Это первый фильм киновселенной, в котором магия появляется на Земле и практикуется не коварными инопланетянами и пришельцами из других миров, а собственно аборигенами; и как получится встроить магию в куда более реалистичный, чем в комиксах, мир — вот что было интересно.

Последний год с лишним нас, зрителей, кормили различными обрывками информации со съемочной площадки и из киностудии; в итоге «Доктор Стрэндж» уверенно попал в наш список ожидаемых фильмов года и стал чуть ли не главным ожидаемым фильмом осени. Приоткрывали завесу тайны над съемочным процессом (мы немножко рассказали о нём в наших традиционных «11 фактах». И вот уже он, фильм: и мнения редакции, как всегда, разделились.

А что это значит? А то и значит — что сейчас будет наша традиционная (редкая, но меткая) рубрика массовых драк, скандалов и интеллигентных споров — «За и против».

Еще раз повторим:

СПОЙЛЕРЫ НЕИЗБЕЖНЫ!


ИСТОРИЯ

Ольга Володина История, лежащая в основе преображения Стивена Стрэнджа в Верховного Чародея всея Земли, очень простая. Она настолько простая, что мы её уже видели во вселенной Marvel — в исполнении Тони Старка, Железного Человека, в самом первом фильме нового киномира.

Итак, следите за руками: главный герой — плейбой, миллионер, спаситель человечества (близко к филантропу) — оказывается в ситуации, где ему нужно как-то выжить (осколки у сердца; руки, которыми не сделать операции). В диких условиях (афганский плен; клуб по интересам в Катманду) герой преобразуется и начинает применять свои новые умения на пользу человечеству.

И вот тут, конечно, настоящий пурист начнет кричать, что как так можно, история второй свежести! Переработанный сюжет! Безотходное производство!

А я вспомню три простые вещи. Сюжетов в мировой литературе не так уж много, а комиксы, как истории, построенные по принципу эпоса, почти всегда опираются на мифологические сюжеты. И обретение себя через долгий путь (полный страданий, приключений и препятствий) — это та самая мифологическая история, которую Кэмпбелл описывал в «Тысячелетнем герое». И если у тебя таких геров много, к тому же двое из них отличаются одинаковым (неприятным) характером — то и пути их будут похожи.

Увы, вот тут история — продукт того, что персонажи схожи и роль их схожа. Ничего не поделать. Возможно, надо было брать не историю становления героя — но тут иначе ввести магию в мир не получилось бы, наверное.

Во-вторых, мифологические истории следуют одним и тем же шаблонам — тропам, так сказать, — как мы все знаем из «Морфологии волшебной сказки» Проппа. И логично, что при реализации одного и того же мифа с одним и тем же героем эти шаблоны в общем будут схожи.

В-третьих, сюжетов вообще мало — вспомните Борхеса и его четыре сюжета. И в комиксах о становлении героя важно не само перемещение из точки «А» в точку «Б» — а то, как этот путь будет пройден.

И вот тут да, большой вопрос к развитию героев, но об этом — в другом разделе.

Владислав ПастернакСюжет в целом глубоко вторичен и примитивен, схематичен и малоинтересен: это очень упрощённые «Матрица» и «Новая надежда» — вплоть до того, что у добрых оружие изображено одним цветом, а у злых — другим. Просто раньше были синие и красные световые мечи, а теперь — оранжевые и прозрачные. Экая новация! Тьфу.

Да, я всё понимаю: мифологическая структура, открытая еще Кэмпбеллом, а до него — Проппом, но почему-то эта структура не мешает тем же «Новой надежде» и «Матрице» выглядеть оригинально. Создатели же «Стрэнджа» не стали заморачиваться и, внося всё новое в сюжет на уровне гэгов (ахаха, учитель-то не старый дед, как мы сначала подумали, а лысая тётя!) — воссоздали в 100 500-й раз всё ту же набившую оскомину сказку про парня, нашедшего своё предназначение. Нет-нет, я всё понимаю: большинство людей проживают целую жизнь, и всё их предназначение, как в том анекдоте, сводится к тому, чтобы передать соль в вагоне-ресторане, отчего для них такие истории — всякий раз радость, открытие и катарсис. Но когда цель в жизни имеется, смотреть хочется на процесс достижения цели, а не на очередной бессмысленный и бесполезный ориджн.

Новое в подходе к стандартной структуре всё же есть — это тема Учителя, черпающего силу с «тёмной стороны». Тема крайне интересна, но совершенно не раскрыта. (СПОЙЛЕР) Когда Тильда Суинтон собирается умирать, она всего лишь заявляет, что делала это через не хочу. По-моему, этого недостаточно. А если уж совсем откровенно — это жалкий сценарный костыль (КОНЕЦ СПОЙЛЕРА).

Петр Зайцев

Мне кажется, что здесь всё-таки не тот случай, когда нужно серьёзно придираться к следованию традиционной схеме пути героя. Да, любой фильм по комиксам, в котором происходит знакомство с новым персонажем, страдает от штампов и избитых приёмов. Но в «Докторе Стрэндже» все-таки это сделано очень грамотно, выверенно, сюжет не провисает, больших логических дыр в сценарии нет. Фильм держит от начала и до конца, а многие традиционные ходы решены с юмором и самоиронией. Я, например, ничего вообще не знал про Доктора Стрэнджа, комиксов не читал, и такая подача материала меня более чем устроила. Другой вопрос, что сиквел нужно будет выстраивать уже совсем иначе.

ИСТОРИЯ — В РАМКАХ КИНОВСЕЛЕННОЙ MARVEL

Петр ЗайцевОчень аккуратное и адекватное введение нового измерения в киновселенную. В «Железном человеке», «Невероятном Халке» и «Первом мстителе» кинематографическая вселенная Marvel была максимально реалистична, а все сверхспособности объяснялись с помощью науки. Затем в «Торе» мы узнали про другие миры и про богов-пришельцев. Там появились определенные намеки на волшебство, но все-таки магические способности Тора воспринимались, как нечто из другой реальности, а что-то вообще объяснялось высокими космическими технологиями. Удивительно, но реалистичный мир «Железного человека» при этом не рухнул, а вполне гармонично совместился с миром «Тора» в «Мстителях». В «Стражах Галактики» нам показали глубокий космос и расширили мир Marvel до галактических масштабов. И вот теперь в «Докторе Стрэндже» мы увидели настоящую чистую магию и иное измерение нашей с вами земной реальности. Такое постепенное введение новых пластов и измерений позволяет сохранять целостность киновселенной, и это огромная удача Marvel.

Ольга Белик

Понятно, что киноманы и знатоки Вселенной Marvel найдут детали и моменты, которые нас к этой Вселенной отсылают. Есть даже вполне себе вещи, которые искать не нужно — они на поверхности: первая сцена после титров, башня Мстителей, упоминание Мстителей же. Но что здорово — «Доктора Стрэнджа» могут посмотреть и простые люди, которые знать ничего не знают про Мстителей, фазы и прочее-прочее. Это вполне себе цельная история, разыгранная по простой и вечной, как мы уже писали выше, схеме. Вот герой, он гений и зазнайка. Вот ему прилетела карма в виде сломанных рук. Вот он упал на дно — но смог с этого дня подняться совершенно другим человеком. Да, колдует. Да, управляет энергиями и материями. У каждого свои проблемы. Можно прийти на сеанс с дедушкой или бабушкой — и они смогут прекрасно сопереживать Доктору (если их, конечно, не укачает).

КАСТИНГ

Владислав Пастернак Кастинг, на мой взгляд, прорывный. Сегодня приглашение артхаусных звезд в спецэффектный экшен уже не кажется сенсационным (когда-то это проделали с Николасом Кейджем, позже — с Джонни Деппом), но все еще удивляет. И Камбербатч, Суинтон, Эджиофор и Миккельсен (уже не раз снимавшийся в большом Голливуде) формируют прекрасный квартет.

Хочется также добавить, что в оригинальных комиксах барон Мордо — румын, родом из Трансильвании. Учитывая, что сегодня румынское кино побеждает на всех значимых фестивалях, полагаю, можно было бы постараться и найти румынского же актёра. Например, Мими Брэнеску из «Сьерраневады» отлично бы подошёл. А diversity ради diversity — это глупость какая-то. Есть же Пантера, вот про него я б посмотрел кино, где всё органично и без политических отступлений от канона.

Ольга Володина Сложность с кастингом в том, что, погнавшись за сочетанием громких имён и расово-гендерным равновесием, в итоге создатели получили грустное: прекрасные актеры, не подходящие для выбранных ролей (Ксюша подробнее расскажет про Эджиофора) и прекрасные актёры, которым нечего делать в фильме. Не в том смысле, что у них действий на экране нет — в том смысле, что приложения для их актерских способностей там не предусмотрено.

Вот Мадс Миккельсен, у него славный макияж на глазах. Это всё, что можно сказать про его героя Кецилия.

Вот Тильда Суинтон, она женщина (о боже, а в комиксе-то мужчина!) и белая (о боже, а в комиксе-то азиат!). Еще у нее бритый череп. Всё, играть в фильме Тильде (ТИЛЬДЕ! ВЕЛИКОЙ ТИЛЬДЕ!) нечего, вместо неё мог стоять манекен и результат был бы таким же.

Вот Майкл Стулбарг, он ворует шоколадку из автомата.

Вот Бенедикт Камбербатч, он тут выбран исключительно типажно: создателеям был нужен Шерлок, они получили Шерлока. То есть даже поколдовать со сценами и хоть где-то дать отличную актерскую игру (да, я посмотрела в оригинале — на дубляж не повесить) — это лишнее, по мнению создателей.

Вот Чиветель Эджиофор, смотрите, он чёрный! Ну, круто, дальше-то что?

Влад, обведи в календаре февраль 2018 года — и ты посмотришь кино про Чёрную Пантеру!

Столько потерянных возможностей при таком кастинге, грустно это.

Ксения Рудич

Самый мой большой вопрос к кастинг-директорам — Чиветель Эджиофор. Для меня он никак не тянет на роль этакого бравого солдата, который безоговорочно доверяет своему наставнику, но, когда понимает, что всё, во что он верил, оказывается неправдой, начинает свой личный путь. Я встречала таких героев не раз в сериалах — агент Бут из «Костей», Рид из «Улицы Потрошителя», и фильмах — герой Блума из «Царства небесного» и т. д. Этакий благородный рыцарь с тёмным прошлым, но чистым сердцем. И вот Чиветель у меня на него никак не тянет. Впрочем, не буду лукавить, никто из перечисленных выше актёров тоже пока не дотягивает до уровня блокбастера Marvel. Хотя это тоже неправильное утверждение — когда по комиксам только начинали снимать фильмы, много ли там было актёров с именами? Я уже вторую неделю (после просмотра фильма на пресс-показе) мучаюсь, кого можно было бы отрядить на эту роль вместо Чиветеля. И это, оказывается, очень сложный вопрос. Мой образ то там, то там провисает под натиском неподходящих типажей, или фактов, что актёр уже «занят» во вселенной. Перед моими глазами почему-то встают Смехов и его Атос или Домогаров и его граф де Бюсси.

Как итог, после всех размышлений мой список выглядит так: Мэттью Макфэдиен (в конце концов, он тоже Атоса играл), Руперт Фрэнд (тёмное прошлое Питера Квина ему бы в этом помогло) и Куба Гудинг-младший (если мы будем следовать расовому разнообразию в фильме).

ИГРА АКТЁРОВ & РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ

Ольга Белик

Тут вот какая проблема: все персонажи крутые, и актеры крутые — но в какой-то момент фильм стал внезапным и стремительным, пошел экшен, а часть, посвященная раскрытию характеров и получению апгрейда и новых навыков, резко скомкалась. Мне бы, например, хотелось подольше посмотреть на страдания Стивена Стрэнджа в Тибете. Как-то так он уж очень быстро обучился всему на свете — благодаря, конечно, фотографической памяти, но ведь не только, правда? Ок, Древняя для нас — загадка, тут простим. Но вот, скажем, Кецилий — с чего такая злюка? Про его трагедию мы знаем только на словах — и даже из них не очень ясно, что же так не устроило Кецилия в монастыре (да-да, хочет вечной жизни — и что?).

И еще барон Мордо. Лично мне не очень понятны его моральные проблемы. Ревностный и верный ученик как-то слишком быстро предает своего Учителя и отчего-то не слишком благодарен Стрэнджу за спасение мира. Дескать, все было не по правилам. Барон контрол фрик? Покажите нам это подробнее — можно какой-нибудь одной, но яркой деталькой. И, главное — почему он барон? Утаили! Да, в комиксах все рассказано — но у вас же свое кино.

Скотт Дерриксон утверждает во всех интервью, что сразу же хотел на роль Стрэнджа именно Камбербатча и никого другого. Тот, в свою очередь, рассказывает, что до «Стартрека» и знать не знал, кто такой этот Стрэндж. Сложно сказать, кто из них врет, но ясно одно: нашего Камбера точно брали прицельно. Потому как Стивен Стрэндж — это, действительно, этакий гламурный Шерлок. Гений в своей области, сноб и зазнайка, не большой любитель людей и отношений. Разумеется, мы сразу же считали весь бэкграунд персонажа, едва только Стивен Стрэндж мастерски разгадал по рентгенному снимку диагноз полумертвого пациента. Такое смешение персонажей обычно считается актерской смертью или провалом, но в данном случае, на мой взгляд — это идеальное попадание. Нам про этого Стрэнджа уже сразу все понятно — а кто не смотрит «Шерлока», то и вообще не «пострадал».

И отсюда все это запределье с пространствами и мирами можно считать визуализацией чертогов разума, да же? У сериала BBC не хватит на такое бюджета — так что спасибо Marvel, теперь мы это видели.

Петр Зайцев

Как я и писал выше, «Доктору Стрэнджу» свойственны проблемы любого фильма-ориджина, где представляют нового персонажа. Здесь происходит знакомство с героями, а на развитие характеров не хватает то ли времени, то ли желания. Надеюсь, что все персонажи получат должное развитие в сиквеле и обретут многомерность.

Что до актерских работ — то они прекрасны все без исключения. И я даже готов простить эксплуатацию образа Шерлока, потому что все-таки Стрэндж получился на него похожим лишь отчасти. В общем, я всячески приветствую приход «серьёзных» актёров в кинематографическую вселенную Marvel. Это круто.

Владислав ПастернакХаризма крупных артистов, увы, не прибавляет глубины картонным персонажам. Самодовольный гений, Древняя Учительница, Сайдкик и особенно Бывший Ученик, Перешедший На Тёмную Сторону… Ну сколько можно? Философия героя Миккельсена очень хороша, но никто не предлагает всерьез поговорить о бессмертии. Философия Учителя толком не раскрыта. Моральные терзания барона Мордо объяснены впроброс («последствия ненастной юности» — это ничего не значащий сценарный костыль). И так далее. Скучно!

Ксения Рудич

Если бы первые минут 10 я сидела с закрытыми глазами, точно бы решила, что смотрю новую серию «Шерлока». Я про то, что озвучка, слова, интонации — всё совпало. С открытыми глазами к этому добавились типично шерлоковские жесты и мимика. Бенедикт, я в тебя верю, ты же можешь больше! Я видела — в театре (вживую!), видела! Надеюсь, ко второму фильму он от этого избавится.

Ольга Володина Развитие персонажей — или вообще история персонажей — дается в фильме Скотта Дерриксона самым легким и одновременно самым бездарным из способов — другие персонажи это рассказывают. «Вот Кецилий, он потерял свою семью». «Вот Мордо, у него сложное прошлое». И что дальше? Никак своими действиями герои не указывают связь на сегодняшние действия и свое прошлое; в случае героя Эджиофора связи между будущими действиями (смотрим послетитровую сцену в фильме) и характером героя вообще нет — только проговоренная связь.

Вот Майкл Стулбарг, отличный актёр, единственная эмоциональная сцена, которая у него есть — воровство из автомата с шоколадками. Ну окей, это я знаю, что его герой в комиксах попытается лечить магией Древнего людей, — а в фильме он сведен до анекдотичного плохого врача.

Намёк на развитие персонажа есть у Древнего (Древней? чёртов перевод с феминитивами) — но даже тут, вместо того, чтобы хоть какую-то эмоцию выдать по поводу своей давней связи со страшным противником, ее героиня просто растворяется в ночной мгле.

Знаете, я скажу больше — кроме Стивена Стрэнджа, никого не сочли нужным развивать создатели фильма. За два часа-то можно было.

Ксения Рудич

Я очень люблю актрису Рэйчел МакАдамс, и, когда её выбрали на роль подруги Доктора Стрэнджа, я успела порадоваться: наконец-то сильная и красивая героиня появится во Вселенной Marvel. Кристина Палмер, как героиня, первоначально не связана с Доктором Стрэнджем: она героиня комикса «Ночная медсестра» вместе с Линдой Картер, которую мы знаем по «Сорвиголове». Станет ли Кристина ещё одной ниточкой, связующей кино и сериальную вселенные Marvel, пока неизвестно, так что возвратимся к тому, что есть.

У Рейчел от силы 10−15 минут экранного времени, за которые мы узнаём:

1) Она была ассистенткой Доктора Стрэнджа и вместе с ним разрабатывала инновационные технологии в медицине;

2) У них был непродолжительный роман, Доктор предпочёл медицину, а Кристина всё ещё переживает за него;

3) Она отличный специалист своего дела — только ей Доктор доверяет свою жизнь и жизнь Древней;

4) Она бесстрашна — принимает факт, что Стрэндж появляется в астральном виде.

И, пожалуй, это всё. Мы не знаем, что она переживала вместе с Доктором, была ли она рядом во время всех его поисков, почему в итоге он разозлился на неё, как она продолжила работать, когда он уехал, и какие у неё планы на будущее. При надежде на сильного женского персонажа — это полный провал. Даже Джейн Фостер в каких-то моментах лучше прописана (хоть я совершенно не люблю этого персонажа Натали Портман). Стоило ли брать актрису А-класса (а после прошлогоднего «Оскара» Рэйчел лишь укрепилась в этой позиции), на такую невзрачную роль. Понимаю, что весь фильм — лишь origin, и сама история будет потом, но у меня большой вопрос к создателям — а будет ли достойное будущее у Кристины Палмер.

ВИЗУАЛЬНЫЙ МИР

Владислав ПастернакВсё это мы уже видели. Может, не в таком масштабе — но видели. Это не ново. Это «Начало» и «Матрица» — пусть на стероидах, пусть под грибами, но это удивляет только объёмом зрелища, но не идеей. Отдельные прорывчики есть — фрактал из рук, например, но на два часа фильма таких кадров кот наплакал. К тому же, сильная зрелищность ослаблена драматургией — например, вся гигантская сцена с Нью-Йорком происходит в «зеркальном измерении», а оно, как сказано в фильме, не влияет на реальность. Спрашивается, с чего я должен переживать за плоских вторичных персонажей, если их деятельность никак не связана с реальностью? Вот если бы они настоящий город так разнесли — это я понимаю. Но они разнесли только Гонконг. А почему? Потому что китайский рынок им важнее. Приезжайте, друзья, в Россию. Ах нет, простите, все указания на Россию в очередной серии «Капитана Америка» даже затёрли. Ну и зря!

Ксения Рудич

Я в детстве очень любила играть в калейдоскоп — такую трубочку с зеркалами и цветными камешками, которые раз за разом образовывали новые узоры. Так вот, «Доктор Стрэндж» вернул мне это ощущение создания нового мира. Чем это принципиально отличается от того же «Начала» («Матрицу» затрагивать не буду, ибо то, как я её смотрела — это было сто лет назад и неправда). «Начало» даёт нам техническую сторону визуального изменения мира. Там всё так или иначе подчинено технической задаче сновидца построить необходимый ему мир.

В «Докторе» это смотрится несколько иначе — реальность сама выбирает, как ей меняться, маг даёт ей лишь толчок. Во всяком случае, у меня было именно такое впечатление. Как будто бы мир освобождается от оков, как вода, переходит из одного состояния в другое.

К сожалению, все сцены нам так или иначе показали в трейлере, но в фильме они раскрылись на полную мощность! А ещё по визуальному наслаждению фильм напомнил мне «Запределье» — если вы ещё не видели, то смотрите: там каждый кадр — шедевр!

Ольга Володина Визуально это всё очень красиво, но беда та же, что у сюжетной составляющей: это вторично. Да, искажение пространства в зеркальной реальности или реальном Гонконге — это очень красивый спецэффект; только он не новый. Он совсем, совсем не новый, и его, с одной стороны, достаточно, чтобы закружилась голова — но недостаточно, чтобы впечатлить.

Дело даже не в «Начале»; дело в том, что беготню по различным поверхностям (не обязательно горизонтальным) города с различными углами я видела в хотя бы том же фильм этого года «Стартрек: Бесконечность». И «Стартрек» к визуальной составляющей подошел более креативно, вот в чём беда.

Петр Зайцев

«Доктор Стрэндж» — это первый фильм по комиксам, где полностью оправдано использование 3D. Пожалуй, я такого погружения не испытывал со времен «Аватара» и «Трон: Наследие». Здесь трехмерная картинка — это не просто маркетинговая фишка, но настоящий художественный приём, который работает на все сто. Лучше всего, конечно, смотреть в IMAX или в формате RealD, чтобы не жаловаться на тёмное изображение и получить настоящее удовольствие от просмотра. Разумеется, от ассоциаций с «Матрицей» и «Началом» никуда не деться, но это все же не банальная эксплуатация придуманных ранее приёмов, а их изобретательное развитие. От некоторых сцен реально «сносит башню», а это дорогого стоит.

ПОНРАВИЛОСЬ

Петр Зайцев

Да всё мне понравилось, потому что получился очень грамотный коктейль и классный аттракцион. По ощущениям из всех марвеловских фильмов «Доктор Стрэндж», на мой взгляд, занимает второе место после «Стражей Галактики». Есть такие фильмы, которые вроде и не идеальны, но и ругать их совсем не хочется. «Доктор Стрэндж» именно такой.

Владислав ПастернакНесмотря на всё выше мною сказанное, в фильме есть нечто новое и крутое, что меня порадовало. А именно: весь эпизод от момента, как Камбербатч получил плащ и заковал Миккельсена — и до тех пор, как он ушёл в портал из больницы, а девушка испугалась упавшей швабры. А еще конкретнее — та сцена, где героиня Рэйчел МакАдамс лечит его физическое тело, в то время как астральное дерётся тут же, в операционной, с астральным телом какого-то злодея, и просит дать разряд побольше, чтобы тело оного злодея в другом месте убить. Вот это было круто, ново, и ради таких сцен и нужно ходить в кино всегда, даже если фильм в целом вторичный.

Ксения Рудич

Почти два часа смотрятся на едином дыхании — у тебя нет ощущения, что в какой-то момент фильм проваливается и провисает. Сюжет равномерно переходит все стадии становления героя: уход, инициация и возвращение, о которых мы уже говорили выше. Так что за сценарий отдельное спасибо — порадовали знатоков мифологии и архетипов героев. Именно из-за этой приближенности к теоретическим основам фильм смотрится очень легко — сценаристы не стали придумывать и выкручивать сюжет, а пошли по самой простой, но выигрышной основе. Как итог — сказка, от которой в восторге и дети, и взрослые (вспомните «Звёздные войны» или «Властелин колец» — там история строится также по канонам).

При этом у такого способа повествования есть обратная сторона — нет особенно ярких сцен, которые бы захватывали дух. Нет, сценаристы щедро создают их, но как бы «размазывают масло по хлебу» — дают их нам порционно, в необходимом количестве и качестве. Даже главное противостояние фильма — Стрэндж и Дормамму «размазывается» на сотни повторяющихся битв.

Хорошо это или плохо в сравнении с другим современным кинематогрофом — не знаю. Зато «Доктор Стрэндж» таким образом точно обрёл своё уникальное и неповторимое лицо.

Ольга Белик

Я люблю в этом фильме юмор и детали. Да, я фанат Плаща Левитации — он прекрасен! Да, я ужасно рада тому, что узнала в нем коврик из «Аладдина» — по-моему, это ужасно трогательно и мило, тем более, что коврик достоин такого развития! Весь облик Доктора, в целом, вызывает уважение: глядя на кадры со съемок, закрадывались подозрения, что Стрэндж будет выглядеть несколько неуместно и смешно с этим дракуловским плащом и в странных «тибетских» одеждах — но нет! У него очень сбалансированный внешний вид — от семи поясов (ну, клевая же деталька!) до гламурной бородки. И даже в нью-йоркской больнице во всем этом он выглядел нормально и импозантно, спасибо художнику по костюмам Александре Бирн!

Также я оценила визуализацию магических пентаграмм (или уж что они там рисуют пальцами в воздухе) — вроде уже все это было, но смотрится свежо. Колечки телепортации, опять же, смешные и абсолютно аутентичные одновременно, и висят на поясе, словно ковбойский гаджет. Ну, и сиренево-хрустальный макияж злого Мадса Миккельсена — моя отдельная радость. Ожившая мечта Снежной Королевы — Кай-Кецилий, которому осколки Кривого зеркала запорошили глаза, и теперь он бессердечный и видит все в искаженном свете. Дадут ли потом барону Мордо такую красоту?

НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Ксения Рудич

Я воспринимаю фильм комплексно — то есть не только картинка, актёры, сюжет, а всё — краски, полутона в игре актёров, музыка. Именно музыка в последнее время в кино задаёт необходимое настроение, делает его запоминающимся. Вспомните наши разборы саундтреков к «Стражам Галактики» или «Агентам U.N.C.L.E.» — это же отдельное произведение искусства. Так вот, в «Докторе Стрэндже» этого нет. То ли побоялись рискнуть, то ли подумали, что зрителям хватит и визуальной части — не знаю. Но мы с Олей Володиной упорно весь фильм недоумевали, почему мы слышим саунд из «Звёздного пути», и почему нельзя было сделать что-то интереснее. Выговор Майклу Джаккино.

К плохой музыке добавился ещё отвратительный дубляж практически всех персонажей. Ладно, я готова смириться (хотя нет) даже с тем, что Бенедикт опять выдаёт Шерлока. Но когда он и звучит также — отнюдь! В оригинале (я доверюсь Бенедикту) он может выдать голосом что-то другое. Так что — бегом смотреть оригинал.

Ольга Володина Про вторичность сюжета мы уже говорили — и, надеюсь, мне удалось немного пояснить, что это не такая уж большая проблема для отдельного фильма. Но вот для всей франшизы в целом и для четвёртой и пятой фаз мира Marvel — это не просто проблема, это потенциальная смерть.

Дело не в том, что Доктор Стрэндж так похож на Железного Человека — мало ли кто на кого похож. Дело в том, что в будущем именно Доктор Стрэндж займет место Старка как лидера Мстителей — и мы можем получить ситуацию, что команда Мстителей набирается из похожих на предшественника персонажей.

То есть потенциальная возможность сбора Мстителей как конструктора из похожих деталей вообще разрушает хоть какую-то перспективу развития вселенной.

Комикс и так построен по шаблонам (мы уже писали, почему) — так не лишайте его последнего, что нас может удивить.