11 фактов о фильме «Уиджи: Проклятие доски дьявола»

9 ноября 2016

10 ноября на российские экраны выходит «Уиджи: Проклятие доски дьявола» — приквел фильма ужасов про демоническую игру.

Фильм «Уиджи: Доска дьявола» вышел в 2014 году, был разгромлен критиками, собрал в прокате какие-то невсебешные деньги (в двадцать раз больше своего небольшого бюджета), и, конечно, заслужил продолжение.

То есть не совсем продолжение — приквел. Та же доска, тот же дом — только на 50 лет раньше…

Вдова Элис (Элизабет Ризер) зарабатывает как может: с помощью дочек она устраивает спиритические сеансы. Конечно, все «спецэффекты» вроде хлопанья дверьми и подпрыгивающего стола обеспечивают дочки: милашка Дорис (Лулу Уилсон) и рыжая девица Лина (Анналиса Бассо). Но однажды Элис в магазине покупает обычную салонную игру — спиритическую доску Уиджи. Она-то думает, что просто приспособит её для своих жульнических сеансов — но духи, с которыми начинает общаться Дорис, решили иначе…

Синемафия нашла 11 забавных, ужасных и интересных фактов о фильме — и делится ими с вами.

1.

Доску Уиджи впервые запатентовали в 1892 году, и сделал это американец Элайджа Бонд; несколько лет спустя патент, как и большинство патентов на «говорящие доски», оказался в руках Уильяма Фулда. Реклама «великолепной говорящей доски» появилась годом ранее, и игра стала популярным салонным развлечением; настолько популярным, что потребовался патент и торговая марка.

Название доски — Уиджи (Ouija) появилось вполне подходящим образом: cноха одного из инвесторов просто спросила доску, как её следует назвать. Легенда о том, что название состоит из слов «да» на французском (oui) и немецком (ja) — просто легенда.

Дальше — это уже бизнес-история; к 1967 году в США продавалось 2 миллиона досок в год — больше, чем экземпляров игры «Монополия».

Дьявольским ореолом доска обязана фильму «Изгоняющий дьявола», в котором во время игры с доской в 12-летнюю Реган вселяется демон. Из простого салонного развлечения (скажем, героини семейного сериала «Я люблю Люси» в 50-х играли в Уиджи как в милую игру) доска превращается в инструмент злых потусторонних сил; религиозные группы называют её «игрушкой Сатаны»; в добром десятке фильмов именно благодаря доске в мир приходят демоны.

2.

Почему вместо продолжения фильма сняли приквел? Рассказывает Брэдли Форм, один из продюсеров фильма: «Мы долго спорили, имеет ли смысл делать непосредственный сиквел первого фильма или же рассказывать совершенно новую историю на заданную тему, хотя ответ лежал на поверхности. Тщательно проанализировав первый фильм, мы не без удивления отметили, что сюжет был прямо у нас под носом. Кто был тем призраком, который портил жизнь персонажам первого фильма? Что произошло? Что вынудило беспокойную душу требовать возмездия у всех, кто заселялся в этот дом?»

Майк Флэнаган, режиссёр фильма, добавляет: «Мне очень хотелось поиграть с эпохой, сделать фильм похожий на те, что я смотрел в детстве. Современные фильмы для подростков делаются будто по одной инструкции — а у старых фильмов была своя эстетика».

3.

Выбор Майка Флэнагана в режиссёры фильмf был обусловлен следующими вещами: во-первых, он отнюдь не новичок в жанре (чему доказательством его фильмы «Окулус» и «Тишина»), во-вторых, нужен был режиссёр с уникальным, инновационнм подходом — ведь снимать пришлось бы историю, конец которой уже известен всем тем, кто посмотрел первый фильм!

Майк Флэнаган на съемках фильма
Майк Флэнаган на съемках фильма «Окулус»

Джейсон Блум, один из продюсеров фильма, комментирует: «В Майке я нашел уникальное сочетание качеств, очень ценных для режиссера. С одной стороны, он очень четко представляет, что хочет увидеть в кадре, и обладает нетривиальным мировидением. При этом он очень умел и хитер, что позволяет ему обходить различные подводные камни и мели во время съемок. Когда работаешь над фильмом с необычным сюжетом и запоминающимися персонажами, необходимо доверять человеку, которого ты оставил у руля. Ведь ни для кого не секрет, что грань между страшным и смешным практически иллюзорна и может быть в любой момент нарушена. Когда за проект берется Майк, продюсеры могут быть уверены в том, что страшное кино будет по-настоящему страшным, и по мере раскрытия сюжета атмосфера будет накаляться по экспоненте».

Майк Флэнаган принял предложение о работе над фильмом как раз вопреки тому, что первый фильм был успешен. В интервью журналу Esquire он рассказал: «У меня аллергия на все эти сиквелы и ремейки. А здесь, когда мы впервые говорили с продюсером Джесоном Блумом, он сказал, что они были довольны сборами первого фильма, а от критиков они с самого начала ничего хорошего не ждали. И добавил, что если уж они и готовы второй раз кусать то же яблоко, принесшее им столько денег, то они хотят получить что-то новое. Им было важно не столько увидеть связи с первым фильмом — сколько получить хороший фильм. Если бы не эти его слова — я бы никогда не взялся за работу».

4.

Когда Флэнаган писал сценарий вместе с Джеффом Ховардом, он уже знал, кого хочет видеть в роли старшей дочери, Лины — Анналису Бассо, с которой работал на съемках фильма «Окулус». «Я впервые встретился с Анналисой на съемочной площадке, когда ей было всего 13 лет, и уже тогда понял, что она — самая одаренная из всех юных актрис, которых я когда бы то ни было видел. Для этой роли она подошла идеально».

18-летняя Анналиса, можно сказать, выросла на наших глазах: мы помним её по ролям в фильмах «Сказки на ночь»,

«Окулус»,

«Капитан Фантастик».

5.

Сыгравший священника отца Тома Генри Томас знаком зрителям давно: он играл Эллиота в «Инопланетянине»

и младшего брата в «Легендах осени».

Майк Флэнаган сразу понял, что хотел бы видеть в роли священника именно Генри Томаса. «Я не пропускал ни одного фильма с Генри с тех самых пор, как сам увлекся кинематографом. Увидев его имя в списке претендентов на роль, я не мог представить себе в образе отца Тома никого другого».

6.

Когда Флэнаган и Ховард писали сценарий, они не ставили перед собой задачу сходу напугать публику; наоборот, сначала они хотели рассказать историю семьи — чтобы зритель успел узнать и полюбить персонажей, а уже потом начал бояться за них.

Авторы отталкивались от лучших образцов жанра, чтобы произвести наибольший эффект. «Первые 45 минут тот же „Изгоняющий дъявола“ — драма, в которой не происходит ничего сверхъестественного. Картина знакомит зрителя с героями, помогает прочувствовать их радости и трудности. Когда же начинаются страшные события, зрителю кажется, что напасти происходят с их хорошими знакомыми», — поясняет Майк Флэнаган.

7.

Постановка трюков была сопряжена с определенными трудностями. «Наши персонажи летали через всю комнату, взмывали к потолку, падали с лестниц, болтались в петлях в прихожей дома, и все эти трюки приходилось ставить в настоящем доме, а не в павильоне, — рассказывает Флэнеган. — Нам пришлось придумывать хитроумные приспособления и различные страховочные крепления, несмотря на это сохранить динамику трюков было очень и очень непросто. Если актер или дублер заступали за маркер всего на какой-то сантиметр, вся сцена разваливалась, словно карточный домик».

8.

Линн Фалконер работает художником по костюмам на не первом уже фильме Майка Флэнагана; и они с режиссёром отлично нашли общий язык. Для цветовой гаммы костюмов Фалконер вдохновлялась тем же «Изгоняющим дьявола» и «Сиянием» Стивена Кубрика. Для отдельных персонажей она искала актрис, чей стиль в шестидесятые мог бы послужить точкой отсчета.

Скетч костюма Лины

Так, для создания гардероба Элис музами стали Шэрон Тейт и Анита Палленберг; а для Дины — француженки Катрин Денёв и Франсуаза Арди.

9.

Для того, чтобы создать ощущение фильма о шестидесятых, создатели прибегли к некоторым ухищрениям. Майк Флэнаган вспоминает: «Я с самого начала предложил — а давайте притворимся, будто мы в 1971 году снимает фильм, чье действия происходит в 1967. Будем использовать старые объективы; не стедикам, а эффект наезда; вещи, которые уже не модны. А уже в пост-продакшене я придумал — а давайте сделаем так, будто при смене бобин зритель бы видел прожженую сигаретой пленку? Мы добавили этот эффект, немного запылили его, и слегка изменили саундтрек на смене бобин. Для меня это было настоящим развлечением, пусть самым юным зрителям и не будет понятно, что это такое вообще».

Майк Флэнаган на съемках фильма
Майк Флэнаган на съемках

10.

У доски Уиджи не самая лучшая репутация, и не было ли случайно на съемочной площадке людей, которые бы её опасались? Майк Флэнаган вспоминает, что и без этого не обошлось. «Я недооценил, насколько серьёзно люди воспринимают подобные вещи. Сам-то я — отчаянный скептик, меня куда больше интересуют психологические аспекты того, как люди себя ведут на спиритическом сеансе; насколько сильно наше подсознание. Но я-то сам атеист, а в съемочной группе многие были верующими, и они рассказывали истории, что испытывали, играя в доску Уиджи.

Сама доска тперь у меня дома, как и зеркало из фильма «Окулус», и маска из «Тишины». Если в доске правда есть злые духи — они теперь в хорошей компании".

11.

Еще в 1853 году физик Майкл Фарадей, заинтересовавшись столоверчением, провел серию экспериментов и убедился, что доску двигают не демоны — а участники развлечения, при помощи идеомоторных актов (а уж всегда неосознаваемых или нет — другой вопрос). С тех пор взгляды науки на доску не изменились.


Источники:

Smithsonian.com [1], WilliamFuld.com [1], MIT Libraries Special Collections [1], Esquire [1], ScreenRant [1], DailyDead [1], DreadCentral [1], пресс-релиз фильма