Кинорулетка: Театр

11 ноября 2016

Сами придумали и неустанно играем: редакция Синемафии советует фильмы на определённую тему.

Итак, традиционная пятничная забава: берём слово и вспоминаем те фильмы, которые ассоциируются с ним.

Ограничения:

  • нельзя брать фильмы менее чем трёхлетней давности (то есть пока водораздел у нас проходит по рубежу 2013 и 2014 годов),
  • нельзя брать фильмы, о которых мы писали в предыдущих выпусках Кинорулетки.

В этот раз Великий Рэндомный Генератор выбрал нам слово «ТЕАТР». Театр, конечно, начинается с вешалки, а у нас всё началось с серьёзных раздумий. И вот что вышло!


Выбор Ольги Белик
Ольга Белик

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Rosencrantz & Guildenstern Are Dead, 1990)

Режиссёр: Том Стоппард

В ролях: Гари Олдман, Тим Рот, Ричард Дрейфус, Иэн Глен

О чём: два друга Розенкранц и Гильденстерн встречают на пути странствующий театр. Игра в орлянку приводит их в замок принца Датского, где герои внезапно выясняют, что они — друзья Гамлета. И Гамлет этот ведет себя как-то очень подозрительно…

Театр: Том Стоппард написал одноименную пьесу, которую поставили в театре, а позже Том снял по ней фильм. Странствующий театр во главе с Ричардом Дрейфусом, опять же. Ну, и театр абсурда, который разворачивается на наших глазах.

Почему: одно из гениальнейших произведений Стоппарда как в драматургии, так и в кино. Отличный пример того, как можно посмотреть на историю другими глазами: в частности, перед нами — шекспировские персонажи, которых поменяли местами, и от этого все события приобретают совершенно другой оттенок. Великолепный дуэт молодых Олдмана и Рота, купающийся в фарсовых диалогах и ситуациях. Юный сир Джорах Мормонт в роли Гамлета. Набор совершенно блистательных сцен и диалогов: теннис вопросами-ответами, выяснение своих имен, слезы Гильденстерна (или Розенкранца?). Стоппард, как всегда, умудряется в игровой манере поднять тонну важных вопросов: что есть человек? Есть ли выбор? Где вообще Бог? Что такое личность? И пьеса, и фильм — чистейшая игра ума, поэтому попкорн придется отложить, но зато какое наслаждение получите взамен!

«Театр» (1978)

Режиссёр: Янис Стрейч

В ролях: Вия Артмане, Ивар Калныньш, Гунар Цилинский

О чём: Джулия Ламберт — самая знаменитая актриса Англии. Слава, деньги, прекрасные роли, успешный муж, взрослый сын — жизнь Джулии удалась. Но она стареет и понимает: скоро всему конец. Для начала Джулия поднимает самооценку, заведя молодого любовника. Но позже выясняется, что любовник тщеславен и вовсю пользуется своим романом со знаменитостью, относясь к Джулии не слишком-то хорошо и верно. И тогда опытная актриса придумывает не менее опытную месть…

Театр: собственно, жизнь Джулии. И ее работа. И ее наказание. И место действия — особенно в финале.

Почему: есть несколько экранизаций этой книги — последнюю в 2005 году снял Иштван Сабо под названием «Быть Джулией» с блистательной Аннет Беннинг, но давайте пересмотрим советскую картину, где есть не менее блистательная Вия Артмане и юный, влюбивший тогда в себя большинство советских женщин Ивар Калныньш. Это двухсерийный телефильм, его съемки и манера игры несколько театральны — как это было модно в 70-е годы и с чем отлично работали режиссеры того времени. И несмотря на это, напряжение к финалу нарастает будь здоров — а уж когда Джулия достает тот самый красный шарф, то и вовсе наступает ликование. Еще факт: музыку к фильму написал Раймонд Паулс.


Выбор Ксении Рудич
Ксения Рудич

«Догвилль» (Dogville, 2003)

Режиссёр: Ларс фон Триер

В ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Стеллан Скарсгард, Хлоя Севиньи, Патришия Кларксон

О чём: маленький городок из 22 жителей в Скалистых горах становится убежищем для Грейс — она спасается бегством от гангстеров. С городом её знакомит Том — писатель, не написавший ни одной книги, и претендент на роль духовного наставника города. Жители, сначала не хотевшие принимать Грейс, затем становятся ей добрыми друзьями — она помогает им по хозяйству, все её любят. Но постепенно эта добрая атмосфера меняется на ненависть, и Грейс становится не гостьей, а пленницей города.

Театр: на экране перед нами театральная сцена со всеми её условностями — городок нарисован на поверхности сцены. Вот две параллельные прямые — это улица, подписан каждый дом, а очертания куста — это куст крыжовника. Такая находка Триера в том числе позволила ему сосредоточиться на главном — героях и их чувствах.

Почему: я считаю, что «Догвилль» должен входить в учебную программу если не школы (всё-таки в фильме много шокирующих прежде всего психологически сцен), то университета. Так точно раскрыть проблему морали, отношения добра и зла может только фон Триер. С помощью простых визуальных форм он добивается от нас эффекта максимального присутствия в фильме с одной стороны и отторжения этой гротескной реальности с другой.

Знакомство с Триером у меня началось с «Меланхолии», которую тоже очень люблю, но именно «Догвилль» я (как и многие кинематографисты) всё ещё считаю вершиной мастерства автора и одним из лучших фильмов всех времён и народов. Из этой искусственно созданной реальности нас выдёргивают реальные фотографии времён Великой Депрессии — когда голод и нищета вынуждали людей идти на страшные вещи. Контраст высокой эстетики кадра и декораций с этими фото усиливает психологический эффект фильма. Психология, желание докопаться до сути, вывернуть и актёра, и зрителя наружу — это отличительная черта Ларса как режиссёра. В фильме нет случайных образов — каждый актёр подобран с учётом их предыдущих ролей и их амплуа (и ты не знаешь по итогу фильма, подтверждаются они или развенчиваются).

Честность Триера — вот за что надо любить этот фильм. Он не боится раскрыть зрителю себя (ведь известно, что каждое авторское произведение является его отражением), и призывает зрителя к тому же. «Всё есть фикция — кроме того, что подлинно!»

«Волшебная страна» (Finding Neverland, 2004)

Режиссёр: Марк Форстер

В ролях: Джонни Депп, Кейт Уинслет, Фредди Хаймор, Джули Кристи

О чём: Джеймс Барри — неудавшийся писатель: его последняя пьеса проваливается, из-за чего он ссорится с женой. Но в его жизни появляется лучик надежды — однажды в парке он знакомится с Сильвией и её четырьмя сыновьями. Сильвия не так давно стала вдовой, и теперь её семье просто необходима поддержка. Так Джеймс и Сильвия становятся друзьями, но её сыновья, особенно Питер, не принимают его. Джеймса вдохновляют его новые знакомые — он пишет пьесу «Питер Пэн», но успех пьесы уже не сможет изменить неизбежное: Сильвия смертельно больна. Вскоре она уходит в «Волшебную страну», а Джеймс остаётся с мальчиками.

Театр: специально для Сильвии мальчики ставят театральные представления дома — в том числе и «Питера Пэна».

Почему: вам покажется, что я выбрала фильм на контрасте с предыдущим — отнюдь. на мой взгляд, они ближе, чем кажется с первого взгляда. Этот фильм также пронзителен и честен со зрителем. Я уже писала, что «Питер Пэн» на самом деле очень грустное произведение, и история его создателя так же печальна. Однако это светлая грусть — она помогает каждому герою осознать действительно важное в его жизни.

Предупреждаю сразу — слёзы в обильном количестве во время просмотра фильма вам обеспечены!


Выбор Ольги Володиной
Ольга Володина

«Криминальная фишка от Генри» (Henry's Crime, 2011)

Режиссёр: Малькольм Венвилль

В ролях: Киану Ривз, Вера Фармига, Джеймс Каан, Петер Стормаре, Джуди Грир

О чём: тихая и размеренная жизнь Генри (Ривз) внезапно идёт не так: попросивший подвезти знакомый на деле грабит банк (а ловят и сажают — Генри); пока он сидит в тюрьме, девушка от него уходит к другому. У вышедшего на свободу Генри ничего нет, но вот у него появляется идея: если его посадили за ограбление банка, которого он не совершал, то не самое ли время ограбить этот самый банк? С помощью бывшего сокамерника (Каан) и найденных газетных вырезок двадцатых годов план обретает форму.

Театр: главное в плане — подкоп в банк придется делать из расположенного рядом театра. А что делать, чтобы подольше остаться в театре? Попробоваться на роль; именно так Генри начинает репетировать Лопахина в «Вишнёвом саду», постепенно влюбляясь в партнёршу-Раневскую (Фармига).

Почему: театр — великая сила; благодаря театру Генри сначала обретает одну мечту (ограбить банк), а затем и другую, куда более романтическую. И очень славно, что здесь в театре играют не вечного Шекспира (хотя я очень люблю Шекспира!), а нашего Чехова.

Милый маленький фильм о маленьком человеке; Генри, который работает в будке на въезде на платную дорогу, как раз такой маленький человек. Именно такой герой при столкновении с большими чувствами — а что такое театр, если не большие чувства? — сначала теряется, а потом понимает, что наконец-то начал жить по-настоящему.

Если от предыдущих фильмов вы уже наплакались, то вот вам картина, где вы улыбнетесь.

«На подмостках сцены» (1956)

Режиссёр: Константин Юдин

В ролях: Василий Меркурьев, Лидия Юдина, Татьяна Карпова, Николай Афанасьев, Михаил Яншин, Юрий Любимов, Юрий Яковлев

О чём: Лев Гурыч Синичкин, актёр амплуа «благородный отец», хочет устроить своей дочери дебют в театре — однако прима Сурмилова, на помощь которой он так рассчитывал, забыла своего давнего благодетеля. Остается только интриговать — и вот тут уже смешается всё: пьеса о конкистадоре и жрице, моченые яблоки, гусары, любовные связи и, конечно, театр…

Театр: главное место действия и главная мечта героини; то, ради чего можно идти пешком по шпалам из города в город, не спать ночами, всячески лишаться — лишь бы играть.

Почему: водевиль — один из самых лёгких театральных жанров, и обойтись в нашей подборке одной драмой было бы несправедливо по отношению к театру. Так что вот вам самоё легкое, что есть о театре: страстей много, но в итоге всё будет хорошо. И блестящий, блестящий актёрский состав.

Совсем молодой Юрий Яковлев в своей первой «именной» кинороли: до судьбоносного «Идиота» Пырьева еще четыре года. Василий Меркурьев, любимец страны — в следующем году ему уже будет аплодировать не только вся страна, но и весь мир за роль Фёдора Ивановича в «Летят журавли». Будущий худрук театра на Таганке Юрий Любимов — в гротескной роли покровителя искусств графа Зефирова. И можно продолжать и дальше — все хороши!

В 1972 году был снят телефильм «Лев Гурыч Синичкин», в котором отметились, кажется, все главные звёзды семидесятых, от Андрея Миронова до Леонида Куравлёва, от Нонны Мордюковой до Олега Табакова. К сожалению, он выглядит скорее как капустник, чем как полноценная история — но тоже не лишён определённого шарма; Мордюкова там — блестящая (а где она не), посмотрите при случае.

А закончить хотелось бы еще одной песней из фильма, рассказывающей о нелегкой доле вынужденного пить кучера:


Выбор Петра Зайцева
Петр Зайцев

«Призрак Оперы» (The Phantom of the Opera, 2004)

Режиссёр: Джоэл Шумахер

В ролях: Джерард Батлер, Эмми Россам, Патрик Уилсон, Миранда Ричардсон, Минни Драйвер

О чём: юная певица Кристина делает большие успехи в парижской Опере благодаря «Ангелу музыки», тайному покровителю и наставнику, но ничто не даётся просто так — таинственный и ужасный Призрак не намерен делить девушку с влюблённым в неё другом детства Раулем…

Театр: всё действие романа Гастона Леру, мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и фильма Джоэла Шумахера разворачивается в легендарной Парижской Опере — одном из самых знаменитых театров мира.

Почему: роман Леру обрёл мировую популярность благодаря гениальному мюзиклу Эндрю Ллойда Уэббера, и перенос музыкальной постановки на большие экраны был лишь вопросом времени — от премьеры мюзикла до премьеры фильма прошло 18 лет. Не все поклонники спектакля оказались довольны фильмом, но музыка Уэббера не стала хуже, а великий сюжет сильно не изменился, зато сложно поспорить с тем, что у Шумахера вышло фантастически красивое кино.

К тому же, Призрак — самая нетипичная и неожиданная роль Джерарда Батлера, а Эмми Россам идеально вписалась в образ Кристины. В общем, могло быть и лучше, но и такая версия «Призрака Оперы» имеет право на жизнь — в мюзикле такую красоту не увидишь.

«Всё будет хорошо» (1995)

Режиссёр: Дмитрий Астрахан

В ролях: Александр Збруев, Марк Горонок, Ольга Понизова, Михаил Ульянов, Анатолий Журавлев, Ирина Мазуркевич

О чём: жизнь в обычном провинциальном общежитии спокойно шла своим чередом, пока внезапно всё не перевернуло с ног на голову появление миллионера Константина Смирнова и его сына Пети — самого юного нобелевского лауреата.

Театр: одна из самых запоминающихся сцен фильма — драка в театре, в которой отец маленького мальчика не позволяет охране вывести сына из царской ложи, чтобы тот смог насладиться спектаклем.

Почему: потому что «Всё будет хорошо» — культовое и самое настоящее народное кино в лучшем смысле. Режиссер Дмитрий Астрахан и автор сценария Олег Данилов создали уникальную сказку, максимально близкую и понятную всем, кто жил в нашей стране в суровые девяностые. Кино снято максимально дешево, качество картинки оставляет желать много лучшего, но зато здесь блестящие актерские работы, шикарные диалоги, безграничная искренность и трогательная наивность, а также запоминающаяся музыка Александра Пантыкина.

Один из немногих российских фильмов конца двадцатого века, который можно пересматривать бесконечно.