11 фильмов Нью-Йоркского кинофестиваля
14 ноября 2016
Завершаем обзор 54 NYFF, где присутствовал наш специальный корреспондент.
В Нью-Йорке, напоминаем, был наш специальный корреспондент, Татьяна Кислякова. Так что далее всё — от первого лица.
Я очень благодарна за предоставленную мне возможность побывать на 54 Нью-Йоркском кинофестивале! Это неповторимый опыт, хоть не каждый фильм программы пришёлся по душе. Зато удалось посмотреть картины, прокат которых в России — а некоторых и в мире! — ещё даже не начался! Мне, как человеку, обожающему премию «Оскар», хотелось бы почаще попадать на кинофестивали, ну и однажды оказаться на самой главной кинопремии. Буду верить, что все ещё впереди, ну, а пока — отчёт о фильмах, просмотренных на NYFF. По традиции Синемафии, их будет 11.
1. «Выпускной» (Bacalaureat, 2016)
Режиссёр: Кристиан Мунджиу
В главных ролях: Адриан Титьени, Мария-Виктория Драгус, Лиа Буньяр
Фильм, получивший на Каннском фестивале Золотую пальмовую ветвь за режиссуру, на NYFF оказался для меня первым. Смотреть румынское кино с английскими субтитрами — незабываемый опыт!
В центре сюжета — семья среднего класса, где отец Ромео — уважаемый врач, мать Магда — смиренная домохозяйка, а дочь Элиза — умница и отличница, которой предложили грант на обучение в Кембридже. Ей остаётся лишь сдать выпускные экзамены, но тут случается непредвиденное — на девочку нападают прямо перед школой, что абсолютно выбивает Элизу из колеи. И хоть физически она практически не пострадала, эмоциональное состояние героини вызывает волнение, в первую очередь, её отца. Сможет ли теперь она сосредоточиться на экзамене? Удастся ли дочери самостоятельно исполнить мечту Ромео и уехать на обучение в Англию? Или стоит ей немного помочь?
Фильм Кристиана Мунджиу хоть и рассказывает историю одной семьи, но через неё режиссёр рисует картину общества в целом. Супружеская измена, злоупотребление служебным положением, равнодушие государственных служб — лишь немногие из вопросов, поднятых в фильме. Герои мечтают о лучшей жизни, но для старшего поколения эта возможность уже упущена, надежда лишь на детей, в которых родители видят воплощение своих желаний. Вот только желают ли дети того же? Отношения Элизы и отца, на которых строится сюжет, очень сложные и запутанные. Ромео растил примерную дочь, воспитывал в ней моральные принципы, стараясь всячески оградить её от коррумпированного общества. Но что же сам? Элиза знает, что он изменяет матери с учительницей из школы, видит, что в попытке помочь сдать экзамены отец поступает нечестно, пытаясь добыть ответы заранее. Как тут не разочароваться?
Благими намерениями вымощена дорога в ад — может, не настолько глобально, но всё же это подходящий слоган для фильма. Даже если вы просто хотите помочь и не замышляете ничего особо дурного, не стоит идти против своих принципов и поступать нелегально. К финалу картины всё вроде встает на свои места. Зрителю не дадут ответов на все вопросы, но ведь и в жизни нам их не так легко получить. Российской публике фильм будет близок. Лично я в локациях узнавала свой город, да и во многих провинциальных городках России живут похоже. И не только с внешней стороны, но и руководствуются теми же принципами: не заплатишь — не получишь желаемого. Вот только «Выпускной» (или «Аттестат зрелости», как фильм был представлен на ММКФ-2016 — эта локализация названия мне больше по душе) показывает нам, что не в деньгах счастье и что самое главное в этой жизни не купишь. Как бы банально это не прозвучало.
2. «Ты сам и твоё» (Dangsin jasingwa dangsinui geot, 2016)
Режиссёр: Хон Сан-су
В главных ролях: Ким Джу-хёк, Ли Ю-ён, Ким И-сон
Фильм начинается с разговора двух друзей. Один из них заявляет, что девушка другого на днях напилась и устроила драку в баре. Друг ему не верит, но все же вечером решает расспросить об этом свою возлюбленную. Та всё отрицает, герои ссорятся и решают какое-то время не общаться. Вот только парень не может прожить и дня без любимой, плачется друзьям о том, как без нее тяжко, какая она на самом дела чудесная и невинная. При этом девушка в то же самое время флиртует в другими мужчинами и не особо грустит. Правда, в итоге все заканчивается примирением, вот только не совсем обычным и ожидаемым…
Этот фильм оставил после себя вопросы, но смотрелся легко и увлекательно. По крайней мере, зал хохотал над многими моментами. Сюжет довольно простой — сложные отношения девушки и парня, которые то ругаются, то мирятся. При этом главная героиня крайне неординарная: то ли она и впрямь страдает провалами в памяти, то ли просто любительница притворяться. Герой же кажется бесхарактерным нытиком, но, видимо, такая уж была задумка. Честно говоря, не во всех хитросплетениях и режиссерских задумках мне удалось разобраться, но фильм изрядно повеселил и показал, что порой неплохо получить второй шанс и начать все с чистого листа.
3. «Моя школа тонет в море» (My Entire High School Sinking Into the Sea, 2016)
Режиссёр: Дэш Шоу
Роли озвучивали: Майа Рудольф, Лина Данэм, Джейсон Шварцман
Более психоделического мультфильма мне видеть не приходилось! Он настолько безумен в использовании стробоскопических эффектов, что повсюду значились предупреждения: «Опасно для просмотра людям, страдающим светочувствительной эпилепсией». Но сумасшедший видеоряд вполне оправдан, фильм завладел вниманием зрителей — и небольшое головокружение не уменьшает произведённого впечатления.
Это первая анимационная работа режиссера Дэша Шоу. В центре сюжета два друга, редакторы школьной газеты, чья дружба переживает не лучшие времена. Но мелкие разногласия отходят на второй план, как только становится понятно, что их школа вот- вот рухнет в море! Собственно, дальнейшие события связаны именно с попыткой выжить в условиях этой катастрофы. На мой взгляд, очень оригинальная задумка и не менее неординарное воплощение. Взяв за основу стереотипные деления учеников в средней школе — спортсмены, ботаники, аутсайдеры, популярные девочки, группа поддержки, хулиганы — режиссер сталкивает эти группы в необычных условиях, чтобы показать, что перед угрозой чего-то масштабного они все, на самом-то деле, равны.
4. «Сын Иосифа» (Le fils de Joseph, 2016)
Режиссёр: Эжен Грин
В главных ролях: Виктор Эзенфи, Наташа Ренье, Матьё Амальрик
Любопытный и полный библейских аллюзий фильм — начиная с названия и заканчивая Марией на осле. Картина Эжена Грина определённо заслуживает внимания, хотя лично я увидела в ней не столько глубокий смысл, сколько интересную игру образами.
Фильм рассказывает историю мальчика Венсана, воспитанного матерью-одиночкой Марией и мечтающего узнать своего отца. Правда о нём оказывается не такой приятной — издатель с мерзким характером, изменяющий жене и даже не знающий, сколько у него детей. Не о таком отце мечтал Венсан, и разочарование толкает мальчика на отчаянный шаг. Правда, по счастливому стечению обстоятельств трагической развязки удается избежать, а судьба сводит Венсана с Иосифом. Между мужчиной и мальчиком завязывается крепкая дружба, и ни один из них не подозревает, что они родственники…
Наряду с серьезными разговорами о Боге и на фоне религиозных картин в фильме много нелепых комичных ситуаций, что делает его по-своему самобытным и приятным для просмотра. Ну, а великолепные актерские работы Фабрицио Ронджоне, Матьё Амальрика, Виктора Эзенфиса и Наташи Ренье — еще один приятный плюс в пользу просмотра данной ленты.
5. «Неизвестная» (La fille inconnue, 2016)
Режиссёры: Жан-Пьер и Люк Дарденны
В главных ролях: Адель Энель, Оливье Бонно, Жереми Ренье
Этот фильм не сыскал особой славы на Каннском кинофестивале, но тем не менее стал участником Нью-Йоркского. И лично мне кино понравилось. Оно в меру житейское, в меру напряженное, в меру драматичное. Детективная составляющая явно не лишняя, за счет нее просмотр был увлекательным и не скучным.
Очень впечатлила актерская работа Адель Энель, исполнительницы главной роли. Её персонаж (Дженни) — честная, сильная, талантливая девушка с принципами, но и она не застрахована от ошибок. Однажды вечером не ответив на звонок в дверь своего врачебного кабинета, поскольку часы приема уже были окончены, Дженни стала невольной участницей в деле об убийстве. Пытаясь узнать личность погибшей девушки, главная героиня на свой страх и риск начинает собственное расследование, которое приводит к неожиданным результатам.
Не думаю, что подобные истории случаются сплошь и рядом, но всё же фильм социальный. Девушка-врач показана мастером своего дела, она всегда готова прийти на помощь, даже в ущерб себе. И чувство вины из-за единственного поступка «для себя» очень сильно влияет на героиню, меняет её саму и ставит под вопрос ранее принятые решения. Режиссерам братьям Дарденн удалось хорошее кино, которое лично на меня произвело впечатление. Отдельное спасибо хочется сказать за такую сильную и не перед чем не отступающую героиню!
6. «Патерсон» (Paterson, 2016)
Режиссёр: Джим Джармуш
В главных ролях: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани
И ещё один очень впечатляющий фильм! Сюжет вроде бы до смешного простой: нам показывают одну неделю из жизни провинциального водителя автобуса, который каждый день проводит практически одинаково. Но в этой прозе жизни скрыта настоящая поэзия… Причем стихи играют очень важную роль — персонаж Адама Драйвера читает и перечитывает свои сочинения, западает в душу стих случайно встреченной героем девочки, ну и без упоминания Уильяма Карлоса Уильямса не обошлось. Патерсон из Патерсона — обычный парень с душой романтика. И избранницу себе выбрал соответствующую: вроде простая домоседка, но талантливый пекарь с мечтами о певческой карьере. Внимание к мелочам и любовь к жизни со всеми ее неурядицами — исключительная черта фильма. Режиссер Джим Джармуш создал очень тёплую картину, показывающую, что каждый имеет право мечтать и заниматься тем, к чему лежит душа. Адам Драйвер и Голшифте Фарахани составили прекрасный экранный дуэт, к их персонажам проникаешься симпатией, несмотря на странности. Не уверена, отметят ли фильм какими-либо наградами, но каждый посмотревший принимает его восторженно!
7. «Манчестер у моря» (Manchester by the Sea, 2016)
Режиссёр: Кеннет Лонерган
В главных ролях: Кейси Аффлек, Мишель Уильямс, Мэттью Бродерик
Критики уже пророчат Кейси Аффлеку если не «Оскар» за роль в этом фильме, то уж как минимум стопроцентную номинацию. И с этим не поспоришь — я под огромным впечатлением и от игры Кейси, и от всего фильма в целом.
Поначалу фильм идёт довольно размеренно. Мы видим сантехника Ли (Кейси Аффлек), проживающего в очень скромной квартирке, скорее даже комнатке. Он ходит на вызовы, чинит трубы, прочищает туалеты, периодически ругается с клиентами или нарывается на драку в баре. Но старший брат Ли попадает в больницу, и тогда герою предстоит вернуться в родной городок, о жизни в котором он так старательно пытается позабыть…
Повествование в фильме кажется обрывочным: настоящие события перемешиваются с флэшбэками без какого-либо предупреждения, и не всегда сразу ясно, что перед нами уже прошлые события, а не нынешние. (Кстати, на пресс-конференции после фильма Кеннет Лонерган — режиссер и сценарист — отметил, что изначально в сценарии все сцены шли в хронологическом порядке. Но это показалось скучным, тогда сценарий переделали, и именно второй вариант стал итоговым). Но такая подача ни в коем случае не является минусом фильма! За счет этого эффекта неожиданности создается драматизм и напряжение. И если поначалу причины поведения Ли не совсем ясны, то когда нам показывают поворотный момент всей его жизни, в происходящее на экране просто не хочется верить… Я давно подобного шока не испытывала! Наверно, за такие душераздирающие моменты я и люблю кино — когда вымысел воспринимаешь ка личную трагедию, когда сюжет цепляет за живое.
Также особую роль играют отношения Ли с племянником Патриком (Лукас Хеджес) — они в какой-то степени чужды друг другу, но при этом понимают друг друга как никто иной. Им хорошо вместе, несмотря на споры, они нуждаются в поддержке и лишь вдвоем смогут справиться с потерей. Хотя при всей трагичности событий, которые вновь свели вместе дядю и племянника, именно с этими героями связаны самые забавные моменты картины. Да-да, по-настоящему хорошее кино вызывает не только горькие слёзы, но и заставляет смеяться до слёз! Ведь такова и жизнь. Кеннет Лонерган на пресс-конференции отметил, что у Кейси и Лукаса было много совместных сцен, и часто приходилось снимать их вдвоем в машине. Обстановка замкнутого пространства позволила актерам лучше узнать друг друга и выглядеть на экране так гармонично, ведь до начала съемок они почти не общались.
Конечно же, нельзя не отметить игру Мишель Уильямс. Её героиня Рэнди появляется на экране от силы минут на десять, но сцена разговора между ней и Ли — одна из самых сильных в фильме. На пресс-конференции звучали вопросы об этом моменте, и режиссер искренне похвалил работу актеров. «Эту сцену физически больно смотреть», — сказал Кеннет. Также он отметил, что актеры задавали много вопросов о его личном видении этого момента, ведь очевидно, что Рэнди и Ли тяжело дается этот разговор, никто не хочет причинять боль другому, вот только этого не избежать…
На пресс-конференции также говорилось о важности предметов в фильме: многие объекты не всегда лишь то, чем кажутся на первый взгляд. Исключительное внимание к мелочам, непосредственная связь обстановки и характера персонажей, удивительно подобранный саундтрек (особенно классические мелодии в самых драматичных моментах) — исключительные черты этого фильма.
У Кеннета также спрашивали, каково было работать с Кейси Аффлеком. «Он замечательный актёр. Особенный. Мне очень повезло с ним работать. Он пытался понять и прочувствовать своего персонажа до самых мелочей. И это получилось у него невероятно эмоционально». На вопрос же, помогал ли Кейси другим актерам с акцентом (Аффлек сам родом из мест, где происходят события фильма), режиссер ответил отрицательно.
«Манчестер у моря» — очень сильная семейная драма, для меня этот фильм один из лучших, просмотренных на фестивале, да и в целом один из немногих, запавших в душу.
8. «Тони Эрдманн» (Toni Erdmann, 2016)
Режиссёр: Марен Аде
В главных ролях: Сандра Хюллер, Петер Симонишек, Михаэль Виттеборн
Фильм строится на отношениях отца и дочери. Точнее — отца в пенсионном возрасте, и дочери-карьеристки за тридцать, работающей в консалтинговой компании и редко приезжающей в родной город. Не скажу, что с восторгом смотрела данное кино — было скучновато, особенно учитывая почти трехчасовой хронометраж. Зато ближе к финалу зрителя так изрядно повеселили (честно, зал так ни на одном фильме не взрывался смехом), что недостатки первых двух часов можно и простить.
На пресс-конференции после фильма режиссер Марен Аде сразу отметила, что задумка фильма изначально строилась на отношениях отца и дочери. Чтобы точнее передать поведение и характер Инес (Сандра Хюллер), режиссер лично общалась с некоторыми бизнес-вуман, к которым не так легко было попасть на встречу. Причем бизнес Марен Аде охарактеризовала как «субкультуру» со своими отличительными особенностями, недоступными людям не из этой сферы.
Чтобы персонажи Сандры Хюллер и Петера Симонишека на экране смотрелись гармоничнее, пришлось проводить очень много репетиций. В итоге героям, играющим отца и дочь, веришь, несмотря на комичность происходящих ситуаций.
В фильме Винфред (Петер Симонишек) постоянно при себе носит вставные зубы, чтобы подшучивать над окружающими. Марен Аде призналась, что так шутил ее родной отец, так что этот момент биографичен. Еще из личной жизни возникла тёрка для сыра в эпизоде, где отец дарит Инес подарок на день рождения. «В этом предмете нет какого-то особого смысла, просто у меня дома полно тёрок для сыра. Когда-то подарили одну, затем другую, теперь вот целая коллекция. Главное в этом подарке то, что Винфред прекрасно понимает ненужность подобной вещи. Думаю, многие родители часто дарят такие бесполезные вещицы, заранее осознавая их бесполезность».
Актёры признались, что в ходе съёмок сценарий иногда меняли, были импровизации с различными сценами. Но что всегда было неизменно — так это название. «Я сразу придумала этот псевдоним для героя Петера, ведь Тони — имя вполне интернациональное, а вот Эрдманн — уже непосредственно немецкое», — прокомментировала режиссер.
Один из журналистов пошутил на тему того, что если бы существовала самая тонкая в мире книга, это был бы сборник немецких анекдотов. Соответственно и вопрос был о комичности фильма — оказывается, немцы тоже могут быть смешными! На это Марен Аде заметила, что фильм снимался больше как трагедия отношений, как драма героев, потерявших между собой связь. «Это не комедия, это фильм о юморе», — заключила режиссер. Прозвучало даже сравнение с комедиями Чехова, в которых заявленный жанр вовсе не означает, что произведения просто смешные, в них всегда есть житейская драма.
Сандра Хюллер ответила на вопрос о важности камуфляжа в фильме: «Я думаю, чем больше персонажи его используют, тем ближе они становятся. Поначалу это лишь парик и зубы, но в сцене празднования дня рождения все приобретает более грандиозный масштаб, и именно тогда герои находят понимание».
«Тони Эрдманн» понравится далеко не каждому зрителю, но в фильме есть свой шарм. Отношения с родителями не всегда простые, но нельзя терять связь с ними, ведь работа не заменит крепких отцовских объятий. И еще каждая девушка извлечет для себя полезный урок — если вам некому помочь застегнуть молнию на платье со спины, всегда можно использовать вилку! Ну, или просто устроить нудистскую вечеринку!
9. «Несколько женщин» (Certain Women, 2016)
Режиссёр: Келли Райхардт
В главных ролях: Кристен Стюарт, Мишель Уильямс, Лора Дерн
Для меня этот фильм стал главным разочарованием фестиваля. И хотя критики и журналисты хвалят картину Келли Райхардт, мне кино было до невозможности скучно смотреть. Да, прекрасные актрисы в главных ролях, к игре которых вопросов нет. Но вот сам сюжет… Если меня спросят, о чем данный фильм, я даже толком не отвечу. О сильных женщинах — да! Вот только ситуации, в которых эти женщины оказываются на экране, совсем не запоминающиеся. Особенно непонятной для меня стала история героини Мишель Уильямс — может, виновато моё не стопроцентное знание английского, но к чему эта линия включена в фильм, так и осталось загадкой. Никакого развития, лишь пара диалогов и полный надежды взгляд героини…
Персонаж Лоры Дерн получился более динамичным (кстати, на пресс-конференции актриса удачно пошутила насчет совпадения её имени с именем героини: «Да, я же актриса-блондинка, поэтому и выбрала персонаж с моим именем, чтобы не запутаться»). Лора — адвокат, чей проблемный клиент берет заложника, и ей приходится идти на переговоры. Героиня проявляет себя как сильная и законопослушная женщина, а вот клиент на её фоне кажется слабым и бестолковым.
Интереснее всего смотрелась финальная история с героиней Лили Гладстоун — Джейми. Она одна управляет ранчо с лошадьми, встает ни свет ни заря, кормит коней, убирает за ними, в чем ей помогает только абсолютно очаровательный песик. Перед нами уже не просто сильная женщина, она скорее мужеподобна, из чего логически вытекает её повышенное внимание к Бетт (Кристен Стюарт). Девушки на пресс-конференции много говорили о ранчо, на котором снимали. Режиссер отметила, что им действительно самостоятельно управляет женщина, которая многие аспекты своей ежедневной работы объяснила Лили, чтобы актриса смогла верно передать все на экране. Кристен Стюарт восхитилась способностью абсолютно женственной и очаровательной Лили Гладстоун сыграть такую роль, причем той буквально пришлось какое-то время жить на отшибе наедине с лошадьми и прекрасными пейзажами. Кстати, ландшафт в фильме действительно завораживающий — просторы полей, как заснеженных, так и цветущих, по словам режиссера, стали отдельными персонажами. Келли Райхардт заметила, что ей важно было уделять внимание нюансам в поведении героинь, и что пейзажи лишь подчеркивали характер тех нескольких женщин, чьи истории нам рассказали.
Меня этот фильм не впечатлил. Показать силу женщин в простых бытовых ситуациях — задумка хорошая, но реализация, на мой взгляд (и может согласных со мной окажется не так много) неудачная. Наверно, это мой личный вкус, но иногда спокойные житейские фильмы без ярких моментов цепляют, а иногда после просмотра остается пустота и разочарование.
10. «Персональный покупатель» (Personal Shopper, 2016)
Режиссёр: Оливье Ассайас
В главных ролях: Кристен Стюарт, Ларс Айдингер
Вторая совместная работа режиссера Оливье Ассайаса и актрисы Кристен Стюарт. За первую («Зильс-Мария») Кристен получила «Сезара» в номинации «Лучшая роль второго плана» и стала единственной на данный момент американской актрисой, удостоенной главной кинонаграды Франции. Насколько новая работа окажется успешной в плане наград — покажет время, но фильм оказался очень необычным и увлекательным (хотя критики тут со мной не особо согласны).
Детективный фильм с паранормальными элементами, в центре которого девушка Морин. Она является персональным покупателем у известной светской дивы в Париже, но в городе девушка оказалась по личным причинам. Недавно от проблем с сердцем умер её брат-близнец, и Морин пытается установить связь с его душой, ведь они оба медиумы. Подобный род деятельности в современном мире вызывает скепсис, но в рамках фильма кажется вполне уместным. В итоге игра с потусторонними силами заведет Морин намного дальше, чем та планировала…
На пресс-конференцию Кристен немного опоздала, хотя сразу заявила: «Это не я задержалась, это Оливье пришел слишком рано». В отсутствии актрисы разговор с режиссером и сценаристом картины шёл, собственно, именно о ней — Оливье подчеркнул, что сложно найти правильную актрису для написанного материала. Ведь важно, чтобы она поняла персонажа. «Кристен удалось вжиться в роль, причем многие сцены, которые я задумывал короче, она предлагала сделать более продолжительными. Потому что так она чувствовала героиню. Если бы на её месте оказалась другая актриса, то и фильм вышел бы совсем иным. Пусть режиссер руководит процессом съемки и все контролирует, но от актрисы зависит не меньше», - рассказал Оливье.
Звучали вопросы о работе над сценарием, которые Оливье Ассайас прокомментировал так: «У меня возник в голове образ Морин — одинокой девушки с непростой судьбой. Уже от этого образа я отталкивался, придумывая остальной сценарий». В итоге кино получилось очередной вариацией на тему загадок вселенной.
Обсуждалась и важная для фильма тематика гаджетов, виртуального общения. Ведь сцена переписки между Морин и неизвестным занимает много времени и является одной из ключевых в раскрытии характера героини. Кристен заметила: «Лично я не пользуюсь социальными сетями. Но удивительно, насколько мир стал зависим от всех этих штуковин. Нам кажется, что мы лучше контролируем жизнь с помощью аппаратов в наших руках, но это не так. Ведь все это время мы одиноки, рядом никого нет, но виртуальное общение заставляет нас реагировать так же, как и живой разговор. Вот Морин одновременно пытается быть невидимкой, но в то же время хочет, чтобы её заметили. И все мы в этом на неё похожи».
Одна журналистка похвалила внешний вид актрисы, особенно пиджак, и спросила, есть ли у неё персональный покупатель. «Да, это я», — пошутил Оливье. Кристен призналась, что у нее есть стилист, но чаще она сама решает, что носить. Актриса вообще оказалась настолько простая в общении, абсолютно не стеснялась в употреблении слова «f*cking», за что многие её недолюбливают, но лично я обожаю Кристен во всей её непосредственности!
Смотреть фильм или нет, тут каждый решит сам, но мне он понравился. Было интересно, было страшно, иногда непонятно, но всё же я прониклась идеей о том, что пусть каждый по-своему одинок и желает общения, излишняя откровенность далеко не всегда идёт на пользу.
11. «Водолей» (Aquarius, 2016)
Режиссёр: Клебер Мендонса Фильо
В главных ролях: Соня Брага, Джулия Бернат
Это последний фильм, который мне удалось посмотреть на фестивале, и он произвёл чуть ли ни самое сильное впечатление. История без ярких спецэффектов, в основном построенная на диалогах и сильном характере главной героини (Клары), действительно запала в душу.
Основной конфликт фильма заключается в том, что Клара не желает продавать свою квартиру фирме, которая на месте её дома собирается открыть шикарный отель. Эта история сопровождается общением с подругами, с многочисленной родней, знакомством героини с новыми людьми, каждый из которых в итоге сыграет свою роль в раскрытии персонажа. Ведь несмотря на название фильма, которое созвучно названию того самого жилого дома, кино именно о Кларе. Недаром история начинается со времени, когда еще юная Клара, только-только перенесшая операцию и излечившаяся от рака, в своей квартире с любимыми родственниками празднует день рождение своей пожилой тётушки. И вот Клара уже сама в солидном возрасте, но сила душа и запал юности не пропали. На протяжении всего фильма я восхищалась этой женщиной, которая никого и ничего не боялась и готова была на многое, чтобы отстоять свою правду!
Соня Брага, исполнившая главную роль, на пресс-конференции заметила, что уже очень много лет не исполняла роль в фильмах на своем родном языке. Но после прочтения сценария, который ей показался лучшим из всех, что она читала в жизни, отказаться было невозможно. «Героиня будто ожила на страницах, и я знакомилась с живым человеком» — сказала Соня. Она связалась с режиссером Клебером Мендонсой Фильо сначала по скайпу, а затем он лично прилетел в Нью-Йорк, где сейчас живет Соня, чтобы познакомиться и обсудить работу над фильмом.
Снимали не в павильоне, а в настоящей квартире. Режиссер отметил, что мешал шум с улицы, но в остальном квартира стала идеальным местом съемки. Она — отдельный персонаж фильма, и ассистент по подбору локации очень долго искал подходящее место. Соня добавила, что не любит съемки в студиях, а вот сниматься в настоящих локациях — это как целое путешествие, благодаря чему фильм кажется живым.
Клебер признался, что многое в характер Клары он привнёс от своей матери. «Она была бы именно такой, если бы дожила до возраста Клары», — добавил режиссер. Соня Брага о своем персонаже сказала следующее: «После выхода фильма ко мне часто подходят люди со словами о том, как бы им хотелось познакомиться с Кларой. На что я отвечаю, что и сама была бы не против с ней познакомиться!».
Для меня «Водолей» — сильный фильм о сильной женщине. При этом она ранима, поэтична, любит музыку и умеет ее прочувствовать, она ценит семью и оберегает родных, и никому не позволит покушаться на её наследие. Кульминационная сцена фильма шокировала до слез, ну, а во время развязки это уже были слезы радости. Вот таким должен быть фильм о сильных женшинах!